Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые стратегии: упражнение.

Поиск

Вспомнить речевые стратегии.

Диалог с залом: речевые стратегии и их примеры.

¸ 5 мин.

Упражнение.

В группах по 6-7 человек. Водящий называет ситуацию, а все остальные, по кругу, предлагаю речевые конструкции, подходящие для заданной ситуации (в последовательности, как они давались). Потом Водящим становится следующий по часовой стрелке.

¨ Если кому-то трудно, ему можно помочь.

¸ 20 мин.

Обсуждение.

¸ 5 мин.

Разрыв Шаблона.

Обычная стратегия коммуникации, которую мы столько тренировали и до сих пор тренируем, это: Калибровка – Подстройка – Ведение. И она весьма эффективна, когда у вас есть время откалибровать и подстроиться. Но есть ситуации, где удобнее применять другую стратегию: "Разрыв Шаблона".

¨ Обычно она лучше подходит под экстремальные ситуации.

Разрыв Шаблона – это когда вы делаете что-то, чего от вас совершенно не ожидают в данном контексте. И с человеком происходит одна забавная вещь: скорее всего он входит в транс на какое-то время и его эмоциональный запал резко сбивается.

¨ У человека обычно есть представление (обычно бессознательное) о том, что может произойти. А так же набор способов реагирования. Если вы ему предлагаете что-то, чего нет в его "каталоге" – он "зависает".

Самая простая стратегия: разорвать шаблон и смыться, так как эта стратегия применятся в экстремальных ситуациях. К примеру:

J Года три или четыре назад, когда контролерами ходили пожилые дядечки, а не мордовороты, как сейчас. В автобусе:

– Ваш билетик.

Мужчина в ответ резко поворачивается и громко: – ГАВ!

Контролер отскакивает и больше к нему не подходит.

J У нас в классе девчонки любили приставать к прохожим с просьбой: – Разменяйте копеечку!

J 1993 год, 30 декабря, я ищу зеленый лук. В овощном магазине очередь совершенно сумасшедшая. Я захожу сбоку за прилавок, смотрю что там лежит (лука не видно) и спрашиваю продавщицу:

– У вас лук есть?

Она поворачивается и грозным голосом (я ведь за прилавок зашел): – А что вы тут делаете?!!!

Я вполне спокойным голосом: – Вопрос задаю.

Продавщица подвисает на полминуты и потом вполне спокойным голосом: – Лука нет.

Разрыв шаблона, это когда вы нарушаете определенный паттерн. У человека обычно есть представление о том, что может произойти в данном контексте. Например, если брать ситуацию с магазином – как обычно реагируют на крик продавщицы: "Что вы тут делаете?!". Либо человек тушуется и начинает мямлить: – Я тут ничего. Я только... Я сейчас... – Либо резко влетает в агрессивное состояние: – А что вы на меня орете! Да вы все!!! Да я вас!!! А тут было что-то, чего не ждали. Вот вам и разрыв шаблона.

Разрыв шаблона применяется в каких-то кризисных ситуациях, например: идет нападение, вам нужно убежать, сбить чью-то агрессию, мимо кого-то проскочить и т.д. То есть это хорошо применять с людьми, которых вы больше никогда не увидите и вам не нужно с ними поддерживать отношения. Буквально: разорвал шаблон и смылся. То есть, я с этой продавщицей тесные отношения не собираюсь поддерживать в дальнейшем, я разорвал ей шаблон и ушел.

Иногда это весьма полезно в случае скандала – вы делаете разрыв шаблона, и агрессивный накал падает.

Помните, в Карлссоне, который живет на крыше: ¾ Так это вы таскали мои плюшки!!! ¾ Стоп! А у вас молоко убежало! ¾ Боже мой! Молоко убежало! Позвольте, какое молоко? Но у меня нет молока. Опять розыгрыш. Шалунишка  

Карлссон вообще большой специалист по разрыву шаблона. Все эти привидения, летающие кресла, и проч. Даже щенок Малыша рвет шаблоны, правда исключительно по наивности. На него наступает громадная кошка фрекен Бокк, а он начинает ее облизывать. И та...

J Муж приходит домой. Жена ему с порога:

– Я все знаю!

– Замечательно. Какое расстояние от Земли до Марса.

Большинство анекдотов про Штирлица основаны на разрыве шаблона. Правда то, что в анекдоте про Штирлица должен быть разрыв шаблона, уже само по себе стало шаблоном... То есть, здесь уже разрывом шаблона будет отсутствие разрыва шаблона в анекдоте.

¨ Если вы еще не запутались, то можно продолжать...

J Просыпается Штирлиц. Кругом белые кафельные стены. Дверь с решеткой. "Где я?" Думает:

– Если сейчас зайдут немцы, скажу, скажу, что я Штирлиц. Если зайдут русские – что майор Исаев.

Входит советский милиционер:

– Ну артист Тихонов, вы и напиваетесь!

Но у разрыва шаблона есть один минус – обычно он работает только один раз.

Разрыв шаблона действует только один раз.

Потом нужно придумывать уже что-то другое.

НО! Есть один обходной маневр. Вы можете сначала шаблон создать, а потом его же разломать. Например:

J Реклама: На экране женщина, перед ней стоит стакан: она поет – стакан от звука разбивается на мелкие кусочки.

Перед женщиной ставят бокал: она поет – стакан от звука разбивается.

Перед женщиной ставят бутылку из под пива: она поет – бутылка от звука разбивается.

Перед женщиной ставят пластиковую бутылку: она поет – бутылка НЕ разбивается. Она поет громче – бутылка НЕ разбивается. Она поет еще громче – и САМА разбивается на мелкие кусочки.

В таком варианте это можно повторять очень большое количество раз. Например, рекламу с "простым" разрывом шаблона имеет смысл крутить по телевиденью максимум неделю ­– пока ее все не увидят по разу. Потом она уже работать перестает. Рекламу же "создать – сломать" можно крутить гораздо дольше.

¾ А можно ли поставить якорь на состояние "подвисания"?

Можно. Но только здесь пара сложностей. Первая – разрыв шаблона происходит очень быстро. Второе ­– скорее всего вы того, кому шаблон рвете, в ближайшее время не увидите (а якорь к тому времени уже может исчезнуть). Но если вы с этими сложностями справитесь, то...

¾ Можно ли разрывать шаблон знакомым? И есть ли негативные последствия этого?

Если человек начинает вести себя неадекватно, как ты на него начинаешь реагировать? Разрыв шаблона – это что-то нестандартное. Если это будет слишком нестандартно, то у ваших знакомых может сложиться о вас очень странное мнение... Они же не знают, что вы им шаблоны рвете. Они-то могут подумать, что вы "по жизни" такой. И, кроме того, разрыв шаблона вызывает замешательство, а многим совершенно не нравиться общаться с людьми, которые их могут загонять в негативные состояния. Хотя разрывы шаблона бывают разные... Можно и в очень приятное состояние человека таким способом загнать.

¾ Где ты был?!

¾ Дорогая, я ТАК тебя люблю!

Один раз внезапно это может и сработать. Но к следующему разу нужно придумать что-то новенькое.

¾ А что еще можно использовать для разрыва шаблона?

Для начала сделаем список того, что мы уже знаем:

1. Нестандартный поступок.

2. Резкий неожиданный крик и т.п.

3. Неожиданная реакция.

4. Создать - разорвать шаблон.

Что еще можно добавить? Неконгруэнтность тоже может быть разрывом шаблона. Можно разорвать шаблон используя изменение привычных конструкций, например, пословиц:

J Чем дальше в лес, тем толще партизаны.

Фоменко на "Русском Радио" очень любит делать такие штуки:

J Секс без дивчины - признак дурачины.

И т.п.

Сюда же относится разрыв привычного движения, например рукопожатия.

Итого, получаем:

1. Нестандартный поступок.

2. Резкий неожиданный крик и т.п.

3. Неожиданная реакция.

4. Создать - разорвать шаблон.

5. Неконгруэнтность.

6. Изменение привычных двигательных паттернов.

¸ 15 мин.

Сценка.

В группах по 4-6 человек.

Задание.

Придумайте задание другой группе: какую-то слегка экстремальную ситуацию:

1) сдача экзаменов;

2) скандал с мужем;

3) разговор с милиционером.

Вариант.

Придумайте несколько вариантов разрыва шаблона (3-4) для своей задачи и выберите лучший.

Сценка.

Сделайте сценку, демонстрирующую ситуацию.

¨ Желательно, чтобы в этой сценке участвовали все члены группы. Хотя бы в роли статистов.

¸ 20 мин.

Обсуждение.

¸ 5 мин.

Рычажное наведение.

С разрывом шаблона может использоваться следующая стратегия: вы рвете шаблон, потом под человека подстраиваетесь и ведете. Можно просто помешать выполнению программы, разорвав ее посередине, и вставив туда свою программу. Например, вы протягиваете руку, как будто собираетесь поздороваться, но когда вам тянут руку в ответ, вы ее подхватываете, отводите в сторону и говорите что-то вроде:

¾ Обрати внимание, как расфокусируются твои глаза, когда ты смотришь на свою ладонь. Почувствуй, как тяжелеет твоя рука... Как меняется твое дыхание. Если я отпущу твою руку, она просто повиснет.

А дальше вы вставляете уже программу:

¾ Мне бы хотелось, чтобы твоя рука начала опускаться, но не раньше, чем нечто внутри тебя найдет способ сделать так, чтобы твое состояние улучшилось, а настроение стало веселым и жизнерадостным. И все это войдет в твою жизнь, как только твоя рука коснется твоего бедра.

После этого руку можно резко опустить, чтобы она ноги коснулась, а потом завершить рукопожатие.

¨ Некоторые после этого даже не помнят, что с ними подобное вытворяли.

То есть, здесь уже другая стратегия (по сравнению с Калибровка – Подстройка – Ведение):

Разрыв - Подстройка - Команда.

Когда я говорил об тяжести в руке и расфокусировки зрения – это была подстройка и углубление транса, а когда про настроение – новая команда, которая была вставлена вместо рукопожатия.

Рукопожатие для человека является неким целым блоком, общим процессом. Когда вы нарушаете выполнение этой программы, человек зависает, как компьютер. Вот в этот момент вы ему и предлагаете другую программу, вместо предыдущей. Мозгу же все равно что делать, лишь бы работать.

Способ наведения транса через "подвешивание руки" называется рычажным наведением.

“Одношаговый рефрейминг”.

Вы сейчас разобьетесь на пары, и будет отрабатывать не только рычажное наведение, но и речь, которую можно использовать вместе с этим наведением. Вы знаете шестишаговый рефрейминг, а сегодня вы познакомитесь с одношаговым рефреймингом. В нем все необходимые инструкции внесены в одно предложение:

¾ Мне бы хотелось, чтобы твоя рука начала опускаться, но не раньше, чем твое бессознательное найдет не менее трех новых вариантов поведения в данный ситуации, полностью удовлетворяющих всем сторонам твоей личности и гораздо более эффективных, чем имеющийся на данный момент вариант поведения. И именно в тот момент, когда твоя рука коснется твоей ноги, эти новые варианты поведения войдут в твою жизнь.

Или:

¾ И ты будешь вне состояния опустить свою руку до тех пор, пока твое подсознание (нечто) не создаст и начнет использовать ТРИ новых способа поведения, которые будут превосходить то, что было раньше, и эти ТРИ новых варианта поведения будут полностью удовлетворять всем сторонам твоей личности.

¨ Желательно, чтобы эти два текста были у каждого студента записаны на бумажке.

Рычажное наведение можно использовать для восстановления хорошего состояния.

Головная боль:

¾ Мне бы хотелось, чтобы твоя рука начала опускаться, но не раньше, чем нечто внутри тебя найдет способ избавить тебя от головной боли, сделать твое состояние приятным...

Насморк:

¾ Мне бы хотелось, чтобы твоя рука начала опускаться, но не раньше, чем нечто внутри тебя найдет способ сделать твое дыхание совершенно свободным, легким, а твое самочувствие отличным...

Зубная боль:

¾ Мне бы хотелось, чтобы твоя рука начала опускаться, но не раньше, чем нечто внутри тебя найдет способ избавить тебя от боли, сделать твои ощущения приятными и легкими...

Вместе с рычажным наведением вы можете использовать не только текст одношагового рефрейминга, но и текст для облегчения боли и лечения насморка.

¨ Некоторые студенты жалуются, что по мере тренировки с разрывом рукопожатие (им) они погружаются в транс все меньше и меньше. Нужно объяснить, что это нормально (разрыв шаблона действует один раз), и они сейчас просто нарабатывают умение делать разрыв рукопожатия красиво и аккуратно, а так же спонтанно проговаривать необходимый текст.

¸ 30 минут.

Видеореклама.

¨ Анализ рекламных роликов с анализом применяемых техник.

¸ 40 мин.

Домашнее задание.

1. Попробовать ввести человека в транс в формате: – А нам на семинаре вот что показывали...

2. Придумать 5-7 вариантов разрыва шаблона.

3. Самостоятельно подготовить текст рекламного ролика. Использовать: якоря, рефрейминг, речевые стратегии (не менее 2-х вариантов).

Заключительная медитация.

¸ 5 мин.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.009 с.)