ПОВЕДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОВЕДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА



 

1. Какие формы ответных реакций организма обеспечивают приспособительное поведение человека в окружающей среде?

Безусловные и условные рефлексы, инстинкты, импринтинг, эмоциональные реакции.

2. Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?

Процесс торможения условных рефлексов, не требующий выработки. Внешнее и запредельное торможение.

3. Каково физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов? Объясните механизм.

Обеспечивает возможность реагирования организма на изменения окружающей среды. Возникновение безусловнорефлекторной ориентировочной реакции на внешний стимул по механизму доминанты подавляет текущий условный рефлекс.

4. В каких условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? Каков его механизм и физиологическое значение?

Возникает при очень сильном условном сигнале вследствие чрезмерного напряжения ВНД (предел работоспособности мозга). Играет охранительную роль.

5. Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?

Торможение условных рефлексов, требующее для своего возникновения предварительной индивидуальной выработки. Угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывательное.

6. Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

Многократной подачей условного раздражителя (сигнала) без подкрепления. Реакция вначале ослабевает, а затем полностью исчезает.

7. Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

Многократной поочередной подачей ряда сходных друг с другом раздражителей, среди которых подкрепляется только один (условный). Через некоторое время остается реакция только на подкрепляемый (условный) раздражитель.

8. Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?

С помощью присоединения к условному раздражителю другого раздражителя и неподкрепления этой комбинации. Дополнительный раздражитель становится условным тормозом для любого условного рефлекса.

9. Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?

Посредством постепенного увеличения временного интервала между началом действия условного раздражителя (сигнала) и подкреплением. Рефлекс возникает со значительным отставанием (запаздывает) от начала действия сигнала.

10. Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

Все виды условного торможения освобождают организм от нецелесообразной деятельности, что приводит к экономии энергетических ресурсов и обеспечивает возможность реагирования на другие изменения внешней среды.

11. Дайте определение понятия "тип ВНД". Что лежит в основе классификации типов ВНД?

Совокупность врожденных и сформированных в онтогенезе свойств нервной системы, определяющих характер высшей нервной деятельности (поведение, работоспособность). Сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

12. Как определяют силу процесса возбуждения у человека по работоспособности?

Путем наблюдения за деятельностью человека – чем выше его работоспособность, тем больше сила процесса возбуждения; быстрое утомление свидетельствует о слабости процесса возбуждения.

13. Как на основе закона силовых отношений определяют силу процесса возбуждения в коре больших полушарий?

Наблюдают увеличение силы условного рефлекса при увеличении силы условного сигнала: при слабом процессе возбуждения быстро наступает запредельное торможение.

14. Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?

Путем увеличения дозы возбуждающих фармакологических препаратов, например, кофеина, и наблюдения за увеличением работоспособности ЦНС. При слабой силе процесса возбуждения быстро наступает запредельное торможение.

15. Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

С помощью выработки различных видов условного торможения: угасательного, запаздывательного, дифференцировочного, условного тормоза.

16. Опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

Путем наблюдения за деятельностью человека. Быстрое и легкое переключение с одного рода деятельности на другой свидетельствует о подвижности нервных процессов. У животных исследуют скорость изменения сигнального значения раздражителей, вызывающих условное торможение или условный рефлекс.

17. Какие типы ВНД различают по И. П. Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный, (холерик); слабый, быстро истощаемый (меланхолик).

18. Перечислите основные особенности ВНД человека.

Наличие у человека второй сигнальной системы, абстрактное мышление, планируемая целенаправленная деятельность с использованием техники, социально детерминированное сознание.

19. Что такое сон?

Сон – периодически появляющаяся особая активность головного мозга, при которой выключены сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов.

20. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

"Медленноволновый" (медленный) сон, в котором различают собственно медленный сон и дельта-сон (около 1,5 часа), и "быстрый", или "парадоксальный" сон (в среднем 20 мин). Во время сна фазы чередуются.

21. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

Альфа-ритм: частота 8 – 13 Гц, амплитуда примерно 50 мкВ; дельта-волны: частота 2 – 4 Гц, амплитуда до 150 мкВ.

22. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

Бета-ритм: частота выше 13 Гц, амплитуда менее 25 мкВ.

23. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

Совокупность фаз "медленного" и "быстрого" сна. 80 – 100 минут. 4 – 5 циклов.

24. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

Снижение мышечного тонуса, брадикардия, замедление дыхания , понижение температуры тела, понижение секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта, медленные движения глазных яблок.

25. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

Резкое снижение мышечного тонуса, быстрые движения глазных яблок, сердечная и дыхательная тахиаритмии, нарушение терморегуляции, что может сопровождаться как повышением, так и понижением температуры тела, отсутствие активности желудочно-кишечного тракта, эрекция.

26. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

Возникающие во время сна образные, эмоционально окрашенные представления, переживаемые как реальная действительность. Характерны для фазы быстрого сна.

27. Как влияет на последующий ночной сон эмоциональный стресс?

Увеличивается период дремоты, иногда наблюдается бессонница, изменяется характер сновидений, сокращается продолжительность периода быстрого сна; могут появиться сновидения "устрашающего" характера.

28. Каково физиологическое значение сна?

Отдых организма, приспособление к изменению суточной освещенности (циркадианный биоритм), переработка и запоминание новой информации.

29. Назовите основные факторы, побуждающие возникновение сновидений и влияющие на их содержание.

Предшествующее эмоциональное возбуждение, физическая и умственная работа, действие на организм внешних раздражителей в период сна, избыточная импульсация от внутренних органов.

30. Дайте определение понятию "гипноз".

Гипноз – искусственно вызванное с помощью внушения состояние человека, когда неполностью выключено сознание и снижены реакции на все раздражители, кроме слов гипнотизирующего, к которым человек становится чрезвычайно восприимчивым.

31. Какие основные физиологические изменения в организме человека возникают в процессе углубления гипнотического состояния?

Понижение тонуса скелетной мускулатуры, пластический тонус мышц конечностей (восковидная ригидность мышц), амнезия, полный сомнамбулизм, фантастические внушения.

32. Какие основные стадии гипноза по И. П. Павлову Вам известны? Чем они характеризуются?

1) Уравнительная – эффект действия раздражителей одинаков, независимо от силы; 2) парадоксальная – слабый по силе раздражитель оказывает влияние, сильный не оказывает физиологического эффекта; 3) ультрапарадоксальная – возникает физиологический эффект от стимула, на который организм в состоянии бодрствования не реагирует.

33. Что означает понятие "психосоматическая медицина"? Что является ее теоретической основой?

Раздел медицины, изучающий влияние психики на возникновение и течение соматических заболеваний (заболевания внутренних органов). Нервизм.

34. В чем заключается сущность метода психоанализа, разработанного Фрейдом?

Выявление подсознательных травмирующих переживаний с помощью анализа ассоциаций, сновидений, высказываний пациента, оговорок и перевод их на уровень сознания, что облегчает понимание причин заболевания и процесс лечения.

35. Каковы физиологические предпосылки и механизм влияния коры большого мозга на внутренние органы?

"Представительство" внутренних органов в коре большого мозга, афферентные и эфферентные связи; условнорефлекторный механизм эмоции, доминанта – все реализуется посредством эфферентных нейрогуморальных влияний.

36. Каков механизм патогенного влияния внутренних органов на состояние психики человека?

Длительная избыточная афферентная импульсация в ЦНС от пораженных органов и часто повторяющиеся болевые и неприятные ощущения приводит к нарушению психической деятельности человека.

37. Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?

Неравнозначность функций левого и правого полушарий. Правое полушарие воспринимает действительность как единое целое, левое – дискретно.

38. Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

Метод тахистоскопии, тест Вада, исследование людей, перенесших операцию перерезки мозолистого тела ("расщепленный" мозг).

39. Опишите метод тахистоскопии при изучении межполушарной асимметрии.

С помощью специальных приборов исследуют зрительное восприятие левого и правого полушарий при неподвижном взоре подачей изображения в правое или левое поля зрения; одновременно регистрируют ЭЭГ или ведут опрос исследуемого о том, что он видел.

40. Как проводится тест Вада при изучении межполушарной асимметрии?

Испытуемому вводят небольшую дозу барбитурата в одну из сонных артерий и просят считать при поднятых руках. При поступлении наркотического вещества в полушарие, в котором локализован центр речи, счет прекращается, на противоположной стороне опускается рука.

41. Какова основная функциональная специализация левого и правого полушарий головного мозга человека?

Левого – переработка вербальной слуховой информации, речевая функция, "логическое" мышление. Правого – доминирование в восприятии зрительных пространственных образов, манипулирование предметами, образное мышление.

42. Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой сигнальной системой? Что является ее сигналами?

И. П. Павлов. Система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности посредством условных связей. Ее сигналами являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т. п.).

43. Что такое вторая сигнальная система? Дайте определение понятию: Язык человека.

Сигнальная система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Язык человека – средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

44. Назовите виды осознаваемой деятельности мозга.

1) Все виды психической деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства – эмоции и воля); 2) обеспечение физической произвольной деятельности.

45. Перечислите виды подсознательной деятельности мозга.

Переработка поступившей информации, деятельность мозга во сне, восприятие подпороговых внешних раздражителей, интуиция, автоматизированные реакции (навыки).

46. Дайте определение понятия "эмоция".

Эмоция – реакция организма на внешние или внутренние раздражители, сопровождаемая ярко выраженными переживаниями.

47. Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

Лимбическая система. Гиппокамп, поясная извилина, гипоталамус, свод, миндалина, таламус.

48. Назовите основные факторы (причины), вызывающие отрицательные и положительные эмоции.

Положительные – удовлетворение потребностей, известие о приятном событии. Отрицательные – невозможность удовлетворения потребностей, известие о неприятном событии.

49. Назовите основные компоненты эмоциональной реакции. Дайте необходимые пояснения.

1) Двигательные и голосовые реакции, 2) вегетативные (изменение интенсивности функционирования внутренних органов и желез внутренней секреции), 3) интроспективные (изменение состояния внутреннего мира человека (его "я") и восприятия внешнего реального мира).

50. Перечислите основные вегетативные компоненты, сопровождающие выраженную эмоциональную реакцию.

Изменение ритма сердцебиений, артериального давления, дыхания, сужение или расширение зрачка, пилоэрекция, изменение уровня саливации, гормональные сдвиги.

51. Каково биологическое значение потребности организма?

Потребность – источник активности организма, побуждение и цель его поведения в окружающем мире.

52. Какие формы потребностей людей Вам известны? Приведите соответствующие примеры.

Биологические (потребность в пище, одежде и др.), социальные (потребность в социальном признании), духовные.

53. Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций. Каково их значение?

Побуждение организма к действию. Причина – наличие потребности или действие неблагоприятных факторов. Значение – удовлетворение потребности и избегание или избавление от действия неблагоприятных факторов.

54. Перечислите стадии развития эмоционального состояния (по Г. И. Косицкому).

Стадия напряжения, стадия стенической отрицательной эмоции, стадия астенической отрицательной эмоции, стадия невроза.

55. Что характерно для стадии эмоционального напряжения (СН I)? Ее физиологическое значение?

Состояние внимания, мобилизации, активности (ВМА). Повышается работоспособность, усиливается функция органов и систем, обеспечивающих решение данной задачи.

56. Что характерно для стадии отрицательной стенической эмоции (СН II)? Ее физиологическое значение?

Повышение эмоционального напряжения, что проявляется состоянием ярости (гнев, негодование) и сопровождается предельным усилением активности органов и систем. Достигается максимальная мобилизация ресурсов организма для выполнения стоящей перед ним задачи.

57. В каких условиях возникает и что характерно для стадии отрицательной астенической эмоции (СН III)?

Возникает при длительном эмоциональном напряжении, когда истощаются интеллектуальные и энергетические резервы организма. Подавляется умственная и физическая активность, развивается состояние "ужаса, страха, тоски".

58. Что характерно для стадии невроза (СН IV)? Перечислите основные экспериментальные приемы, способствующие развитию невротических состояний.

Развитие невротического состояния, "переход" в болезнь. Применение сверхсильных или необычных чрезвычайных раздражителей, выработка тонких дифференцировок, частые нарушения динамического стереотипа, быстрая смена тормозного и возбуждающего раздражителей ("сшибка").

59. Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека и стимулируют физическую и умственную деятельность; отрицательные стенические эмоции мобилизуют физические ресурсы и умственную деятельность для достижения цели, но чрезмерно выраженные или часто повторяющиеся оказывают негативное влияние на здоровье организма.

60. Чем отличается язык человека от языка животных?

Основной формой языка человека является речь, способная передать информацию о текущих событиях, о том, что было в прошлом и, вероятно, случится в будущем. Язык животных передает информацию только о текущих событиях.

1. С какого возраста у детей начинает отчетливо проявляться безусловное торможение деятельности? Приведите пример.

С первых дней жизни. Ребенок при кормлении не берет грудь, если имеется постороннее раздражение, например, мокрая пеленка.

2. В каком возрасте у детей вырабатываются различные виды условного торможения? К какому возрасту все виды условного торможения выражены достаточно хорошо?

Угасательное и дифференцировочное торможение начинают вырабатываться в конце первого месяца жизни, запаздывательное и условный тормоз – во втором полугодии первого года жизни. Все виды условного торможения хорошо выражены к 6 – 7 годам.

3. Назовите основные особенности всех видов условного торможения у детей первого года жизни.

Вырабатываются с большим трудом, выражены слабо, непостоянны.

4. Что характерно для условнорефлекторной деятельности ребенка ясельного периода развития?

Особая прочность условных рефлексов, большинство из которых сохраняют свое значение на протяжении всей последующей жизни человека, и выработка динамических стереотипов.

5. С какого возраста у детей обнаруживаются четкие типологические особенности ВНД и к какому возрасту заканчивается их формирование?

В конце первого года жизни, заканчивается к 20 – 22 годам.

6. Как изменяется суточная потребность (продолжительность) сна у детей различного возраста?

У новорожденных – 21 час, в 6 месяцев – 18 часов, в 4 года – 12 часов, в 10 лет – 10 часов, в 16 лет – 8 часов.

7. Как изменяется в процентном отношении у детей с возрастом продолжительность парадоксального сна?

Уменьшается от 60% у новорожденных до 20% у взрослых.

8. С какого возраста появляются эмоциональные реакции в поведении детей и в чем заключается приспособительный характер этих реакций?

С момента рождения. Сначала появляются лишь отрицательные эмоциональные реакции, служащие для взрослых сигналом неблагополучия. Со 2 месяца появляются положительные реакции, способствующие развитию движений и энергетического их обеспечения.

9. С какого возраста у детей начинают вырабатываться условные рефлексы на слова и в каком возрасте у них формируется абстрактно-словесное мышление?

С 5 месяцев и в возрасте 5 лет соответственно.

10. Каков словарный запас детей в возрасте 1 года, 2-х, 3-х и 4-х лет?

На первом году жизни запас составляет 10 – 12 слов, к 2-м годам он увеличивается до 300, к 3-м – до 1000, а к 4-м – до 2000 слов.

11. В чем заключаются особенности развития ребенка, изолированного от общества, например, попавшего в раннем возрасте в логово зверя?

Ребенок резко отстает в общем развитии, приобретает повадки животного, отстает в умственном развитии, речь у него не появляется даже если вернуть его в общество людей после 10–летнего возраста.

12. Назовите главное условие, которое определяет привязанность ребенка к родителям? От чего зависит формирование типологических особенностей ВНД ребенка?

Контакт с родителями с момента рождения. От генотипа и воспитания в семье и обществе.

13. Опишите кратко эксперимент, с помощью которого можно показать, что врожденная реакция следования (импринтинг) требует определенных условий для своей реализации.

Если детеныша в момент рождения изолировать от родителей или особей другого вида, то реакция следования не формируется.

14. Назовите основные разновидности (формы) проявления импринтинга, дайте им пояснения.

Запечатлевание образов и объектов (родителей, братьев, вида пищи и т. д.); усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей); реакция следования – автоматическое следование за родителями или движущимся объектом, впервые попавшим в поле зрения.

15. Назовите свойства (черты) импринтинга, отличающие эту форму реагирования от условных и от безусловных рефлексов.

Импринтинг проявляется только в определенные (критические) возрастные периоды, которых нет для условных и безусловных рефлексов; запечатлевание происходит очень быстро (практически после первой встречи с объектом).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.012 с.)