Значение ораторского искусства в Риме; выдающиеся ораторы (судьбы и творчество)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение ораторского искусства в Риме; выдающиеся ораторы (судьбы и творчество)



Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) —древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 г. до н.э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех. В ней он придерживался азианского стиля, канонам которого отвечало творчество небезызвестного соперника Цицерона Квинта Гортензия Гортала.

Еще большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены. В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков. По этой причине был создан последний цикл речей – «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон назвал так в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа II Македонского . 2 сентября 44 г. до н.э. Цицерон выступил с «Первой филиппикой против Марка Антония», в которой оратор не просто ставит под сомнение нововведенные Антонием законы, но и доказывает, что они не имеют никакого отношения к политике Цезаря. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза. Цицерон пытался бежать в Грецию, однако убийцы настигли его 7 декабря 43 г. до н. э., убит. Руки и голова доставлены Антонию, помещены на ораторском трибуне форума.

Дион Хризостом (Златоуст) из Прусы, оратор времени принципата Флавиев и Антонинов (40–120 гг.). Обстоятельствами эпохи вполне объяснима звучавшая в его речах защита единоличной власти императора (юным он застал борьбу республиканцев и цезарианцев, более зрелым – гражданскую войну после самоубийства Нерона). нападавший на философов Дион в период принципата Домициана, сам стал философом, придерживающимся взглядов киников и стоиков, и подвергся гонениям: был сослан на берега Борисфена – в Ольвию, которой посвящена Борисфенитская речь, в которой упоминалось, что ольвиополиты хорошо знают и постоянно читают Гомера. При императоре Нерве Дион вернулся в Рим, в последующем покровительство Траяна позволило ему добиться привилегий для родного города, где он на собственные средства возвел несколько общественных зданий. Примечательна встреча двух деятелей культуры эпохи – Диона Хризостома и наместника Вифинии Плиния Младшего; последний привлек Диона к суду за финансовые нарушения (правда, он не был осужден). Возможно, причиной судебных преследований стала также личная неприязнь Плиния, ибо Дион. обращаясь непосредственно к Траяну, которому посвятил одну из речей, выступал ходатаем за соотечественников и третейским судьей в спорах граждан Прусы. Сохранилось 80 речей Диона, посвященных прославлению монархии, критике несправедливости и жестокого обращения с рабами. Некоторые из них построены в виде диалогов или рассказа от лица пострадавшего.

Элий Аристид (ок. 117 – ок. 189 г.), Защитник монархии, оратор также происходивший из Малой Азии, создатель панегирика Риму, в котором доказывал, что только в Риме (в том числе в его время) и существует истинная демократия – отсюда его призыв к единству. Сохранилось 55 речей, обращенных к жителям провинциальных городов.

 

32) творчество ТацитаПу́блий (или Гай) Корне́лий Та́цит (середина 50-х — ок. 120 года) —древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»).биография. Жизнь Т протекала в один из самых напряженных периодов истории императорского Рима. Он родился при Нероне и в юные годы стал свидетелем борьбы за власть Оттона, Виттелия и Гальбы. Видных государственных должностей Тацит достиг при Флавиях, был современником новой смены династии при Нерве, эпохи Траяна и начала правления Адриана. Непредсказуемые повороты истории сформировали у Т отношение к ней как к великому драматическому действу и придали трагическое звучание его прозе. Т в своих исторических работах иногда художественно развертывает целые трагедии; его язык сжат и выразителен; часто фраза построена на контрастах. Вчитываясь в его строки, мы чувствуем в нем большого художника, мастера литературного портрета. Малые произведения. «Агрикола»относится к традиционному в Риме жанру похвального слова, произносимого в честь усопшего. Жизнеописание Агриколы открывается размышлениями историка о своей эпохе, по которым мы можем судить, что стояло за внешними фактами блестящей карьеры Т. В течение долгих лет правления Домициана люди были обречены на молчание и страх; не оказывая сопротивления злу, они становились соучастниками кровавых преступлений тирана. Т. ведет рассказ о жизни и делах своего тестя и одновременно говорит о себе, возможно, отвечая тем, кто мог осуждать его собственную службу при жестоком и деспотичном императоре. Он создает апологию достойного государственного мужа, исполняющего свой гражданский долг, невзирая на произвол императорской власти.
Однако Т было очевидно, что в Риме уже невозможен возврат к демократическому правлению и подлинной свободе слова. «Беседа об ораторах»Т. рассматривает судьбы красноречия и причины его упадка в Древнем Риме. «Германия»представляет собой не только географический очерк, содержащий ряд ценных сведений о социальном строе, общественной жизни и обычаях германцев, но и описание быта и нравов варварских племен, отталкиваясь от своих представлений о жизни Рима. Он отмечает, что одновременно с прогрессом в развитии культуры общество утрачивает первоначальный дух свободы, а переизбыток материальных благ приводит его к корыстолюбию и порокам.
Этим же объясняется несоответствие данных о политической ситуации на границе реалиям Тацитова времени. «История» и «Анналы».«История» была написана в первом десятилетии II в. От сочинения Тацита сохранились полностью первые 4 книги и большой фрагмент пятой книги, в которых повествуется о событиях в Риме после смерти Нерона (69). Несохранившиеся книги «Истории» должны были охватывать период правления династии Флавиев до 109 года. Недовольство известных в Риме людей излишне откровенными рассказами о закулисной жизни римского сената, которые хорошо осведомлённый Тацит начал включать в повествование «Анна́лы», оригинальное название — «От кончины божественного Августа» Произведение описывает события с 14 года н. э. (смерть Октавиана Августа) до 68 года н. э. (конецдинастии Юлиев-Клавдиев). Ещё во время написания «Истории» Т столкнулся с необходимостью исследования истоков проблем, с которыми римское общество столкнулось в год четырёх императоров и при Флавиях. Поэтому он начал написание произведения, в котором описал правление Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона, а также, вероятно, шесть месяцев безвластия до начала повествования в «Истории. Только в Новое время это сочинение начали называть «Анналами». Это самое крупное произведение историка, состоявшее из 18 или 16 книг

 

33) творчество Вергилия. Публий Верги́лий Марон ( 15 октября 70 год до н. э., Андес близМантуи — 21 сентября 19 год до н. э., Брундизий) —национальный поэт Древнего Рима, автор «Энеиды». В лирических "Буколиках" Вергилий воспевает пастушескую жизнь, пейзажи. "Георгики" - поэтические наставления земледельцу. "Энеида"-эпическое повествование о похождениях троянца Энея Вергилий как бы следует по стопам великих греков. "Буколики" имеют прообразом идиллии Феокрита, "Георгики" - поэму Гесиода "Труды и дни", а "Энеида" - поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". БуколикиК буколическому жанру Вергилий обратился потому, что он позволял ему говорить сразу как бы и от себя и от некоего пастуха и таким образом выразить самые сокровенные свои мысли. в центре буколического мира - любовь. Георгики.Цель - возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Поэма "Энеида" вызрела из мифа об Энее. В "Илиаде" говорилось, что Энею, сыну Афродиты и Анхиса, не суждено было пасть под Троей, а суждено - и ему, и роду его - править потомками троянцев С возвышением Рима миф этот приобрел такой вид, будто Эней, покинув Трою, после долгих скитаний приплыл именно к латинянам и его потомки основали Рим. Выбор сюжета оказался очень удачным. Сын Энея, Асканий, был отождествлен с Юлом, предком рода Юлиев: Юлий Цезарь гордился своим происхождением, и Август изображал на своих монетах Энея с Анхисом на плечах. Август считался потомком Юлиев, поэтому выбор главного героя поэмы стал иметь большое государственное значение.В "Энеиде" двенадцать книг. Начинается она с седьмого года странствий Энея. На пути в Италию его корабль попадает в шторм и оказывается у берегов Карфагена. Эней рассказывает карфагенской царице Дидоне о падении Трои. Он и Дидона полюбили друг друга, но рок велит ему продолжать путь. Покинутая Дидона с горя убивает себя на костре. Почти все эпизоды "Энеиды" сделаны по гомеровским образцам, но многое в контексте его поэмы выглядит по-другому. Вергилий, по сути, стал римским Гомером.Римлянин, читая "Энеиду", ощущал живую связь своего народа с великой -Троей, с древними италийскими племенами. Это наполняло его сердце гордостью за себя, за свой народ.

34) Творчество и судьба Овидия. Пу́блий Ови́дий Назон (20 марта 43 года до н. э., Сульмо — 17 или 18 год н. э., Томис) — древнеримский поэт, прославившийся любовными элегиями и поэмами — «Метаморфозами» и «Искусством любви». Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августав отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни.Был трижды женат; но счастлив лишь в последнем браке; детей, кроме падчерицы, нет. Произведения 1)«Героиды» (Heroides) и любовные элегии. 2) «Ars amatoria» («Любовная наука», «Наука любви») дидактическая поэма в трёх книгах, заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, а потом для женщин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой любовь. Нескромно. Чужестранки. 3)«Лекарство от любви» 4)начал «Метаморфозы»(поэма М задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни), ноССЫЛКА.Ближайшая причина нам неизвестна. Вина его была, очевидно, слишком интимного характера и связана с нанесением ущерба или чести, или достоинству, или спокойствию императорского дома. Другая причина: его обвиняли как «учителя грязного прелюбодеяния». В одном из своих писем с Понта (IV, 13, 41 — 42) он признается, что первой причиной его ссылки послужили именно его «стихи». Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений. «Скорбные Элегии» вышли в пяти книгах и обращены в основном к жене, некоторые — к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая, составляющая вторую книгу — к Августу. Эта последняя очень интересна не только отношением, в какое поэт ставит себя к личности императора, выставляя его величие и подвиги и униженно прося прощения своим прегрешениям, но и заявляющем, что его нравы совсем не так дурны. «Понтийские письма» посвящены поэту Альбиновану. Содержание примерно то же. «Метаморфозы» — самый капитальный труд Овидия(15книг)Овидия очень интересовал так называемый феномен любви, которому он уделил немалую часть своего произведения, и его значение в судьбе человека. «Фасты» (Fasti) — календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. Эта учёная поэма, дающая много данных и объяснений, относящихся к римскому культу и потому служащая важным источником для изучения римской религии, дошла до нас лишь в 6 книгах, обнимающих первое полугодие. Это — те книги, который Овидию удалось написать и обработать в Риме.

35.Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) гос деятель, оратор, философ и писатель; сын оратора Анея Сенеки Старшего (ок. 55 г. до н. э. – ок. 24 г. н. э.), писателя и ритора из Кордовы (Испания); создатель трактатов «О провидении», «О спокойствии духа», «О краткости жизни», «Вопросы природы» начал политическую карьеру как оратор, но из-за интриг при дворе Клавдия (41–54 гг.) был сослан на Корсику (45–49 гг.). В последние годы принципата Клавдия по настоянию Агриппины он был приглашен в качестве одного из воспитателей ее сына Нерона. Нерон лишил милостей Сенеку, который «купил» жизнь, отдав императору свое имущество, однако в 65 г. обвиненный в причастности к заговору (против Нерона с целью его убийства и передачи власти аристократу Гаю Кальпурнию Пизону.) Сенека, по повелению Нерона, вскрыл себе вены.

Философия призвана улучшать нравы народов, но Сенека не смог внушить это Нерону+факты из биографии Сенеки свидетельствуют о существенном расхождении некоторых из проповедуемых им этических норм с собственной жизнью.Кроме одного – стоически переносить трагические удары судьбы, следуя принципам основателя стоицизма Зенона Китионского (ок. 335 – ок. 262 г. до н. э.).(пошел на самоубийство).Этические воззрения Сенеки изложены в его многочисленных письмах, через них поучал всех: «Почему такой-то занят философией, а вместе с тем живет так богато? Почему он говорит, что надо презирать богатство, а владеет им? Называет жизнь презренной и, однако, живет? Говорит, что надо пренебрегать здоровьем, и, однако, тщательнейшим образом его оберегает и желает его в лучшем виде? Считает, что изгнание – звук пустой, говорит: “что дурного в том, чтоб переменить местожительство”, а между тем старается по возможности состариться в своем отечестве?» (Письма, XXI, 11). Обращение к философии необходимо, чтобы «постичь природу и самого себя… Она восходит к началам всех вещей, потом принимается за исследование души, затем разбирает, что такое истина» (Письма, 90, 27). Чтобы познать себя и истину, следует «бежать толпы», как советовал философ другу Луцилию. Задача философов – объяснять миропорядок, законы развития общества. Согласно воззрениям Сенеки, в Космосе существует Мировой разум – творящая сила, всем управляющая; он наказывает за отступление от истины и добродетели. Человек, имеющий духовное – вечное и телесное начала – «отпавший» от Мирового разума, стремится воссоединиться с ним. По отношению к Мировому разуму все люди равны. Его отношение к традиционным культам, выраженное в одном из писем к Луцилию: «Не нужно простирать руки к небу. Не нужно умолять жреца, чтобы он допустил нас к самому идолу. Бог близок к тебе, он с тобою,он в тебе».Философские сочинения Сенеки – это отражение поисков, характерных для римской элиты. Многочисленные письма, как и примеры из жизни в теоретических трудах, – бесценный источник для познания жизни общества.Проповедуемые им этические нормы и сентенции, встречающиеся в его драматургических произведениях, призваны были учить жизни в согласии с самим собой. Сенека как драматург. Идеи Сенеки нашли отражение в драматургическом творчестве. Он использовал сюжеты пьес произведений греческих авторов (это объясняется Цицероном типа Греция всегда превосходила их (римлян). Традиционным и разработанным в более ранних произведениях является сюжет о несчастной Медее, предавшей родину во имя любви к пришельцу Ясону, который предпочел в последующем более выгодный брак; и изложение сказаний о Троянском походе («Троянки», «Агамемнон»); и две драмы о герое Геракле («Геркулес в безумии» и «Геркулес на Эте»). Можно привести и другие трагедии Сенеки, сюжетная линия которых восходит к трагедиям классического периода («Фиест», «Федра» и др.). Причины : 1)изображение страстей и поступков – долга, верности, неразделенной любви, измены – как раньше, так и во времена Сенеки волновали зрителей. 2) заимствование сюжетной линии в эпоху было распространенным явлением.(например, первые пьесы, созданные для римской публики, являлись «вольным переводом» произведений греческих авторов (Ливия Андроника, Невия).Литературоведы конца XX в. отмечали, что Сенека калечил греческие образцы, что он является создателем не трагедий, а декламаций, составленных по образцу трагедий и разделенных на акты . Переводчик драматургических произведений Сенеки отметил наличие взаимосвязи философии, риторики и драматургии Сенеки, полагая, что оценивать и изучать эту сторону творчества философа-стоика следует как уникальный феномен в истории римской духовной культуры .Структурно трагедии Сенеки имеют существенные отличия от произведений эллинских драматургов: отсутствует парод (вступительная песня хора); в некоторых случаях хор завершает действие (эксод); герои «рассказывают», что совершили другие действующие лица вне пределов сцены.Но, пожалуй, главное отличие – риторически напряженные диалоги и ярко выраженная дидактичность, отражением которой являлись афористические реплики. Сенека использует классические мифологические сюжеты ("Медея", "Федра", "Эдип", "Фиест" и др.).+ из-за своей патетичности и риторического стиля его пьесы скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене.

36) Лирика Катулла. Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.) - представитель лирической поэзии Древнего Рима. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве К. Однако деятельность К. была подготовлена предшествующим развитием литературы. Род. в Вероне (Цизальпинская Г), ок. в 87 г. до н.э. в консульство Л.Корнелия Цинны. принадлежал к землевладельцам Северной Италии. переселился в Рим. К.Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. К. - яркий представитель нового сниженного реалистического стиля.Творчество. В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник(«Книга Катулла Веронского») был вновь найден в XIIIв в единственном экземпляре в Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии,Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк. Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» без хронологического порядка Темывыделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею, было Клодия). Посвящённые ей стихотворения, разбросаны по сборнику вне хронологического порядка Увлечение поэта сменяется горем и затем омерзением, которое внушила ему любимая женщина изменой и падением. Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии, посвящены юноше Ювенцию. Друг. группу стих.составляют стих. к друзьям и знакомым: к Кальву, Цинне, Вероннию, Фабуллу, Альфену Вару, Цецилию, Корнифицию, Корнелию Непоту, кот. и посвящён весь сборник, Цицерону..Содержание этих стихотворений так же различно, как и поводы, которыми они вызывались.Bнутренний разлад, мрачные трагические краски характерны для поэзии Катулла. Объяснение этому нужно искать в окружающей поэта действительности. Он живет а тяжелый для Рима исторический период. При нем к власти приходит диктатор Сулла, вспыхивает восстание рабов под руководством Спартака, начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Неуверенность в завтрашнем дне, беспокойный ритм римской жизни, полной жестоких распрей и глубоких противоречий, не мог не отразиться на тв-е чуткого поэта.

 

37) Философ и поэт Лукреций Кар. Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 до н. э. — 55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается приверженцем атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч Биография Лукреция известна нам чрезвычайно плохо. Лукреций создает эпическую поэму «О природе вещей», следуя традиции Квинта Энния Л. излагает философию Эпикура. Поэма его не была завершена, ее издал после смерти Л. Цицерон. Как и Катулл, Лукреций отрицательно относится к современной римской жизни. Путь к спокойной жизни открывает человеку, по мнению Лукреция, философия Эпикура. В период падения римской республики, в эпоху острой соцнальной борьбы и глубоких противоречий философия Эпикура представлялась убежищем многим поэтам и мыслителям Древнего Рима. Она сулила безмятежный покой на лоне садов, в виллах, удаленных от шумного города, она обещала научить человека быть счастливым. Эпикурейская ф-ия известна по немногочисл памятникам, среди кот поэма Л занимает важнейш место. Благодаря ней дошло научно-поэтическое изложение основных положений античной материалистической философии. Поэма состоит из шести книг. В первой излагается атомистическая теория. Поэт утверждает, что во всей вселенной ничего не существует, кроме атомов и пустоты. Во второй книге Л показывает, как из вечного движения атомов возникает весь окружающий нас разнообразный мир. Земля представляется ему лишь одной из пылинок, парящих в огромной вселенной. В третьей книге Л развивает учение о душе и духе - душа материальна, сост из мельчайших атомов, умирает вместе с телом. В четвертой книге говорится об ощущениях. Ощущения материальные отображениями реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых, слышимых, предметов, проникая в органы чувств, вызывают различные представл. Пятая книга посвящена истории земли и истории культуры. Гос-во появл на опред ступени разв общ-ва. Язык возникает из потребности общения м-ду людьми. Л критикует религию, показывая, что вера в богов ведет иногда к преступлениям. В шестой книге объясняются с естественнонаучной точки зрения грозные явления природы. Заключение Л не успел написать Л увлекала не только этическая сторона учения Эпикура, но и лежащее в его основе научное объяснение природы. Атомистическая теория, учение о материальности мира и души, теория всеобщего развития, теория ощущений, учение о возникновении культуры и языка - все это было создано и разработано Э. Л ставит перед собой благородную задачу: он хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего мира. Несчастными делают людей различные суеверия, боязнь смерти, мелочная борьба честолюбий. Раскрыв перед своими читателями тайны устройства вселенной и человека, Лукреций хочет избавить их навсегда от заблуждений и страха. Поэма полна высокого пафоса, написана с огромным поэтическим воодушевлением. Смерть не имеет отношения к живому человеку. Пока он жив - смерти нет, а когда приходит смерть, то человека уже нет. Чувства и разум исчезли.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.023 с.)