Памятники древнейших цивилизаций Эгеиды: их значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятники древнейших цивилизаций Эгеиды: их значение



Эпикур и эпикурейство. Школа эпикурейцев (310 г. до н. э.).

Создателем ее стал один из последователей учения Демокрита философ из города Митилены Эпикур (342/341–271/270 гг. до н. э.). Эпикур, сын школьного учителя. в 14 лет был отправлен отцом на Теос слушать лекции Демокрита. После 323 г. он жил в изгнании и бедности. Через 12 лет размышлений Эпикур начал преподавать – так в 310 г. до н. э. в Метилене появилась философская школа – «Сад Эпикура»; в 306 г. она была перенесена в Афины (существовала до 51 г. до н. э.). Труды Эпикура известны во фрагментах и в изложении Диогена Лаэртского. Учение построенное на синтезе физики (природа), этики, логики. Цель жизни – удовольствие: избавление от боли, страданий, страха смерти, принуждения, беспокойства души. Способствует этому жизнь в укромном месте, в дружеском кругу. Свобода воли исключала вмешательство богов в дела человека. Центральное положение философии эпикурейцев – это поиск путей спасения отдельного человека. Следует прогнать страх. Первый из страхов – это страх смерти, затем страх перед богами – и пока человек придавлен этими двумя страхами – он несчастен. Реален только материальный, чувственный мир и он будет существовать так долго для тебя, как долго длится жизнь. Итак, душа смертна, как и все существа, в мире имеются только движущиеся и соединяющиеся в пустоте атомы – они образуют не только тела, но и бесчисленные миры, отделенные друг от друга огромными пустыми пространствами. В этих пространствах – междумириях – обитают в вечном покое божества материальные, блаженные и совершенные. Наши страхи воображаемы. Устранив страдание – мы становимся счастливыми; следует жить просто, не гоняясь за искусственными желаниями – их лучше отбросить, чем стремиться удовлетворять. Удовольствие должно соответствовать необходимым потребностям: Хлеб и вода доставляют величайшее, высшее удовольствие. Удовольствие является наградой для тех, кто держит свои желания в руках. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение.

 

Историки эпохи Александра Македонского

Сочинение Манефона (первая половина III в. до н. э.), создателя «Истории Египта», в которой он рассмотрел события от доисторических времен и до ХХХ династии (343 г. до н. э.). Введенное им деление на династии до настоящего времени является хронологическим ориентиром при обращении к истории Египта. Еще одно сочинение, посвященное Вавилонии, автором которого стал жрец бога Мардука Берос (III в. до н. э.). Оно предназначалось для правителей державы Селевкидов, в состав которой частично вошли земли Двуречья. В Афинах над воссозданием событий прошлого работал сицилийский историк Тимей из Тавромениона (ок. 352 – 255 г. до н. э.); от сочинения, посвященного Западному Средиземноморью (68 книг), сохранились лишь незначительные фрагменты. В более раннее время участник походов Александра III, внучатый племянник Аристотеля Каллисфен из Олинфа (ок. 370 – 327 г. до н. э.) первым из историков возвеличил военный талант македонского царя. В сочинении описывались события, начиная со вступления македонской армии в пределы Азии и до битвы при Гавгамелах (331 г. до н. э.). Труд не сохранился, но он оказал влияние на историков следующих поколений, обращавшихся к личности и деяниям Александра. Не дошло до наших дней и другое сочинение, посвященное Александру Македонскому – Клитарха из Александрии (ок. 280–270 г. до н. э.), только фрагменты дошли до наших дней от труда «Анабазис» (написан ок. 301 г. до н.э.) создателя Египетской державы Птолемея I Сотера (ок. 357/366 – 283 г. до н. э.). Около 272 г. появилось сочинение Иеронима из Карии, в котором историк обратился к изложению событий периода борьбы диадохов за наследство Александра.

К III века до н. э относится деятельность Сириска, историка из Херсонеса, заслуги которого в «правдивом освещении» местных событий отмечены гражданами изданием специального декрета. Предполагается, что при дворе правителей Боспора также имелись собственные историки, но произведения их не дошли до наших дней.

Новым явлением периода было появление трудов, посвященных малознакомым для эллинов землям. Способствовали этому походы Александра Македонского. Другим новым явлением исторической науки стало создание «Всеобщей истории» крупнейшим из историков эллинистической эпохи Полибием. Полибий стал одним из первых эллинов, познавших римские обычаи, государственность и военное дело победителей и попытавшихся сопоставить их с греческими. Одной из особенностей созданного им фундаментального труда является параллельное освещение событий, происходивших в восточной и западной частях Средиземноморья. При этом он стремился выявить причины побед римлян. Во «Всеобщей истории», в отличие от других сочинений, нет места описанию чудес. Полибий критиковал некоторых из собратьев по перу за неточности при описании географических реалий, незнание военного дела, обилие вымыслов. Историк убежден, что «кабинетный» исследователь прошлого и описывающий настоящее должен быть знатоком тех предметов, с которыми он знакомит читателя. Лучше, по его мнению, если он сам является государственным деятелем. Полагая, что все события взаимосвязаны, и стремясь выявить эту связь, он последовательно излагал происходившее в западной и восточной части Средиземноморья, тем самым создавая не историю отдельных войн или государств, а всемирную историю. Полибий не только тщательно собирал свидетельства, но и критически осмысливал их. Сопоставляя прошлое, выявляя корни явлений, он пришел к выводу о необратимости господства римлян и наглядно показал преимущества их армии, объясняя, почему многие народы оказались побеждены ею. Полибий исходил из следующих положений: почему, как и когда оно случилось и к каким последствиям привело. Он – теоретик исторической науки.

Отличительные черты Древней и Новой комедии (Комедии Аристофана и Менандра

Менандр жил и творил в 342 до н. э.—291 до н. э. Уже замолкала политическая комедия. Греческая общественность уже переставала волноваться политическими событиями. Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов, которые обычно объединяют под названием средней комедии. Уже считается, что аристофановская комедия слишком груба, слишком близка к деревне, далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей. (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии». Из 44 написанных, до нас дошли только 11 комедий, из них: Всадники, Облака, Лягушки и др.

Менандр стал принципиально избегать изображения условных характеров. У него мысль располагает только сравнительно небольшим числом типических характеров; и все его искусство заключается только в наделении этих характеров разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют: молодой человек, легкомысленный или серьезный, отец, тоже легкомысленный или скупой, девица, кем-нибудь обиженная и добродетельная, женщина легкого поведения или с благородными чувствами, рабы, жулики. заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии.

 

Литераторы эпохи эллинизма

Литераторы находились в материальной зависимости от поддерживавших их монархов, и поэтому свобода их творчества была ограничена. Знаменитый поэт Феокрит назвал одну из своих идиллий "Похвалой Птолемею". Родился он между 315 и 300 гг. до н. э., в Сиракузах или на о-ве Косе — об этом спорили уже древние; более вероятным представляется первое предположение. Несомнено, что в юношеском возрасте он переселился на остров Кос, который был тогда одним из центров греческой интеллигенции, после падения Афин. Как ученик Филета, Феокрит стал членом косского кружка поэтов. В этом кружке поэтов существовал обычай, введённый — называть себя в шутку простонародными, пастушескими именами; так, сам Феокрит называл себя Симихидом. Под именем Феокрита до нас дошло 57 поэтических сочинений, из них 24 эпиграммы, остальные весьма разнородны по жанру. Это мимы, похвальные песни (энкомии), любовные стихотворения, эпиталамий, эпиллии (малые эпосы), буколики. Из двенадцати буколических сочинений не все принято считать подлинными: четыре из них, по всей вероятности, приписаны Феокриту позднее.

Другой поэт, Каллимах, написал поэму "Волосы Береники" о похищении из святилища пряди волос царицы Береники (супруги Птолемея III) и превращении этой пряди в созвездие. Родиной Калимаха была Кирена. Его деятельность связана с царской библиотекой. В его сочинениях есть ряд намёков на литературную борьбу, которые, хотя и обросли значительной научной литературой, не поддаются ясному истолкованию. Каллимах был крайне плодовитым автором, его сочинения, согласно словарю Суды, составляли более 800 книг. Он писал трагедии, сатировские драмы, лирику, ямбы, эпос и элегии. Стиль Каллимаха сжат, насыщен собственными именами и требует от читателя значительной эрудиции. Прозаические сочинения Каллимаха были тесно связаны с его поэтической деятельностью. Каллимах составил «Таблицы» — аннотированный каталог Александрийской библиотеки, составлявший 120 книг. В нём все сочинения были поделены на восемь групп.

Аполлоний Родосский — поэт и грамматик, родился около 290 г. до н. э. в Александрии (по другим сведениям, в Навкратисе). Произведение его «Аргонавтика», написанное в духе, совершенно противоположном тому, в котором писались обыкновенно поэтические произведения александрийской школы, не имело никакого успеха; оставил Александрию и отправился в Родос. Тут он переработал «Аргонавтику» и приобрёл себе вскоре как учитель и писатель такую славу, что родосцы даровали ему гражданство. Позже он вернулся в Александрию и стал руководителем библиотеки (как преемник Зенодота и предшественник Эратосфена).

Геронд, Герод (Herondas, Herodas) (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий писатель 3 в. до н. э. Творчество его стало известно только в 1891. Главное произведение — "Мимиамбы", небольшие бытовые сценки ("мимы"), написанные особым видом шестистопного ямба (холиямб); один из ранних памятников литературы эллинизма. Достоинства "Мимиамбов"— точность и правдивость бытовых зарисовок, живость диалога. Серьёзных общественных и моральных вопросов не поднимает.

 

Римские агрономы.

Катон Старший, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам и, являясь римским сенатором, отстаивал интересы своего сословия, а также интересы крупных торговцев и аристократов, занимавшихся предпринимательской деятельностью. Полностью сохранился его трактат «О земледелии» (160), содержащий сведения об организации рабовладельческого поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии. Умер в 148 г. до н. э.

«О земледелии»

Дошло до нас — хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение «О земледелии» (De agri cultura). В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы.

Катон первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле, имеющий полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и выращивающей монокультуру на продажу, для обмена с городом ремесленными товарами. В труде «О земледелии» Катон описывает функционирование рабовладельческой товарной оливководческой виллы.

Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.). только на склоне лет обратился к науке, Варрон в юности получил хорошее образование, изучив латинскую историю и литературу и усовершенствовав знания в Афинах. В созданном в качестве практического руководства трактате «Сельское хозяйство» несколько строк уделено правилам содержания рабов, которым он следовал и в собственном имении, заботясь о «говорящем инструментарии», что спасло его от преследований во времена проскрипций: зная, где прячется хозяин, рабы не открыли его убежища. Трактат «Сельское хозяйство» автор отразил повседневную жизнь на вилле в Кампании, с качеством земель которой, возможностями торговли он был хорошо знаком по личному опыту. Трактат состоит из трех книг и содержит советы по хлебопашеству, скотоводству, разведению скота и птиц, пчеловодству; приводятся в нем и данные о рыбоводстве.

Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.). Плеяду создателей агрономических трактатов завершает Колумелла, о жизнедеятельности которого время не сохранило свидетельств, известно только, что он происходил из испанского города Гадес, жил в Риме и был автором двух трудов о садоводстве и земледелии. Последний из них считается классическим образцом сочинения о сельском хозяйстве, написанного компетентным знатоком агрономической науки. Трактат «О сельском хозяйстве» включал 12 книг, в которых приведены советы по выращиванию деревьев и животных, виноградарству и земледелию. Приведены советы по управлению имением, об отношении к рабам. Это вполне объяснимо не только тем, что «раздражать» жестоким обращением рабов было опасно в эпоху доносов и конфискаций, действия закона «Об оскорблении величества», но и тем, что уже существовали законы, преследующие тех хозяев, действия которых рабов могли привести к волнениям.

Приведенные выше труды не исчерпывают всех сочинений, посвященных сельскому хозяйству. В середине IV в. появился агрономический трактат Палладия, создавшего картину натурального ведения хозяйства; в поместье, им описанном, все необходимое производилось руками собственных работников; большое внимание он уделил и организации труда рабов. Встречаются экскурсы в хозяйственную жизнь и у Плиния Младшего, на вилле которого наряду с рабами трудились колонны. Обращение к аграрной сфере можно встретить и у других авторов, но наиболее полно проблемы хозяйствования, продуктивности культур в связи с климатом и особенностями земельного фонда изложены Катоном, Варроном и Колумеллой.

 

Тит Ливий: (59 до н. э. – 17 г. н. э.)

Он создал систематизированную

«Историю Рима от основания города» (142 книги, сохранились 1–10-я и 21–45-я).

В своем труде он показывает борьбу микрогрупп за влияние и выгоды. Но и при изложении подобных ситуаций историк стремился подчеркнуть благочестие и патриотизм, в целом характерные для римлян, полагая, что соперничество не могло изменить хода римской истории. Не будучи коренным римлянином, как и многие другие деятели культуры его времени, Ливий стал апологетом Рима в соответствии с политическими задачами эпохи Октавиана Августа, при котором одним из идеологических лозунгов являлось восстановление добрых нравов предков. следил за работой Тита Ливия и приветствовал ее. До него никто так не углублялся в историю (на 700 лет). для Тита Ливия нехарактерно стремление определить достоверность информации. Он не стремился согласовать или объяснить противоречащие друг другу факты. Сочинение Тита Ливия имеет большое значение, так как по истории Западного Средиземноморья отсутствуют труды, в которых был бы изложен процесс становления Римской державы.

 

Литераторы I в. н. э.

Главная задача литературы - пропаганда режима принцепса. Лозунги: восстановление старой Республики и добрых нравов. Превосходство и величие Рима.

Главные сюжеты: обращение к эллинским мифам, начальная история римского народа. Моральная деградация, поразившая римское общество, вызывала попытку у некоторых представителей римской аристократии реставрации присущих римлянам старинных доблестей, таких как верность, благочестие, мужество, а у поэтов-сатириков – стремление показать охватившую общество болезнь.

[Роман.Возник позднее поэзии, истории (I в.н.э.).

Греческий: первые - «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия. Четкий сюжет: два главных героя – влюбленные юноша и девушка – преодолевают многочисленные трудности на пути к браку, попадая в различные города, в плен к пиратам или разбойникам, переживая опасности чудовищных морских бурь и мнимую смерть одного из героев. Приключения носили вневременной характер, но они увлекательны, что и сделало романы популярными.

Римский: греческие черты жанра + реалии времени.]

 

Классики:

1) Вергилий. Главная идея - Величие Рима. Мелкий землевладелец. Потерял землю во время Гражданской войны. Замечен Меценатом, прикормлен. Политические мотивы каждого произведения.

· Буколики - описание пастушеской жизни в греческой Аркадии. Прославляется стремление Октавиана возродить пострадавшее во время гражданских войн земледелие.

· Георгики - поэт рассказывает о главных отраслях земледелия: хлебопашестве, виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве. Та же цель.

· Энеида (главная) - Создание начальной истории римского народа (Энеида). Истоки могущества римлян - в Греции, соединение двух народов, римлян и эллинов. Сильное влияние "Одиссеи" Гомера. ВАЖНО: обозревается не только прошлое и настоящее как у Гомера, но и будущее - Эней в подземном мире среди великих потомков дома Юлиев видит Октавиана. Вергилий равен Гомеру. Популярен, злободневен.

2) Квинт Гораций Флакк. Главная идея - поэт - наставник народа. ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). Быв. военный трибун, введен в кружок Мецената Вергилием.

· Ран. творчество - пессимизм. "Беседы" - человеческие слабости и превратности судьбы, "Послания - самовоспитание.

· Искусство поэзии - задачи поэта, Оды - любовь, поэзия, мир богов.

3) Публий Овидий Назон. Главная идея - связь греков и римлян.

· Фасты - первый свод деяний римских богов (Римские "Мифы Древней Греции"), шли к этому 6 веков (греки быстрей, Гесиод и Гомер). Происхождение праздников.

· Метаморфозы -изложил мифы о превращениях героев в небесные светила, деревья, цветы. Пифагорейское учение о переселении душ. Связь римлян и эллинов (величие двух народов.) Прославление рода Юлиев – Цезарь в последней книге превращается в комету.

· Любовные элегии - видимо, о любви. Не соответствовали принципам «патриархальной старины», противоречили законам Октавиана Августа о семье. Выслан в Понт за их написание.

Остальные:

4) Петроний Арбитр Гай, или Тит. Сановник Нерона. Самоубийца. Обращение к внутренней жизни героев, психологические характеристики, ироническое отношение к мифам.

· «Сатирикон» - сатирическое изображение аристократов-бездельников и продажных судей, разбогатевших и самых низов населения империи. Вера в чудеса, ведьм, присущие обществу извращения и грубая эротика отражены на страницах романа.

5) Марк Анней Лукан. Племянник Сенеки. Круг Нерона. Участник заговора Пизона. Самоубийство по приказу императору. Самый значительный после Вергилия создатель эпических произведений.

· Фарсалия - поэма о гражданской войне. Симпатии к республиканцам. Трагический пафос и мистика.

6) Марк Валерий Марциал - всадник, поэт, клиент испанского происхождения. Создатель беспощадных эпиграмм, в которых клеймил глупость, лицемерие, расточительство, моральную распущенность и физические недостатки; высмеивал нравы столичной знати. Его эпиграммы посвящены и другим социальным категориям: артистам, врачам, юристам, философам. Эпиграммы Марциала были популярны в период поздней Античности.

· стихотворные сборники «Ксении», «Анафореты», посвященные приносимым и уносимым подаркам; цикл «О зрелищах» создан в честь открытия амфитеатра Флавиев, среди которых он особенно восхвалял Домициана, что обусловлено зависимым положением поэта от императора.

7) Децим Юний Ювенал - поэт-сатирик, обличавший пороко совремнного общества. С его именем связано представление о сатире как жанре обличительной, гневной поэзии.

· Наиболее острые произведения были созданы до 120 г., в них критиковались бездарные поэты и поэты-архаисты, избравшие темой сюжеты мифов. В эти годы он писал и об унизительном положении клиентов, хорошо ему известном по собственному опыту; о бедняках, обитающих в инсулах, где в любой момент мог вспыхнуть пожар и опасно ходить по улицам: может свалиться черепица с крыши давно не ремонтируемых домов или встретиться грабитель. Одновременно он изобразил и другой мир – привилегированных кварталов, где царят разврат, обжорство и доносы, стремление угодить фаворитам императора. Ранние сатиры создали Ювеналу славу яркого поэта, отразившего противоречия римского общества.

· Поздние сатиры в основном были посвящены размышлениям поэта над морально-философскими проблемами, лишены характерной для первого периода творчества остроты. Ювенал использовал бытовую народную лексику.

 

Памятники древнейших цивилизаций Эгеиды: их значение

Генрих Шлиман. В 1822 г .- 26 декабря 1890 г.

В 1870 г. начало раскопок холма Гиссарлык. Сенсация. После его смерти Вильгельм Дерпфельд (сотрудничавший с ним в последние годы раскопок) установил: Первые пять – Троя I-V – В. Дерпфельд отнес к доисторической эпохе (III – первая половина II тыс. до н.э.), Троя VI была отождествлена с городом времени Троянской войны, а руины Трои VII-IX – с греческими и римскими периодами.В 1932-1938 гг. Бледжен уточнил. Слой VI был датирован 1600-1300 гг. до н.э. Поселение этого времени погибло во время землетрясения. Троя основана около 2500 г. до н.э., в 2400-2200 гг. до н.э. (дворец слой II). На 1900-1300 гг. до н.э. -рассвет данного центра, а слой VIIа – это Троя времен Приама, разрушенная во время пожара. В 1874 г. изучение Микен (Павсаний описал) обнаружил некрополь с шахтными и купольными гробницами – толосами. Они сооружались с 1600 г. до н.э. Одна из гробниц получила название «сокровищницы Атрея». Огромная.Дромос – коридор – длиной 36 м соединял погребальную камеру с поверхностью. Стены и свод гробниц отесанными каменными плитами, украш бронз розетками=>выс уровень ахейского строит искусства. Микены -образец неприступного гор центра (на высоком холме, опояс нескольк рядами оборон стен с воротами(Львиные тк там скульптуры львов) и высокими башнями, кот защищ дворец и различные хоз. постройки, хранилища, мастерские и жилища ремесленников. Рядом с воротами некрополь для обитателей дворца – это могильный круг «А» с шахтными гробницами, которые относятся к 1650-1550 гг. до н.э., сменившие их толосы. Затем – Орхомена, в 1884Тиринфа, родины Геракла. Цитадель Тиринфа огромная. Ее стены сложены из громад глыб массой до 12 т (циклопедическая кладка, по мнению поздних писателей, сделали великаны-циклопы),толщина стены 17 м. В центре цитадели царский дворец, защищенный оборон сооруж. С юж стороны дворцового комплекса внутренний дворик, окруженный колоннадой, в центре- прямоугольное помещение (мегарон) с круглым очагом и креслом для правителя (мегарон называют также тронным залом). крутая ванная комната, атриум и пропилеи, остатки росписи стен, на которых изображен могучий бык «со всадником».Находки керамики=> связи Тиринфа со странами Востока. Итогом этих работ стало проведение в 1889 г. научной конференции в Трое и издание 10 книг, описывающих его исследования. «Королей забывают, люди, открывающие новые пути, живут вечно». А. Эванс (1851-1941) в богатой семье,хорошее образ,явл специалистом по истории Греции. Эванс увлекался собиранием древностей, и однажды к нему попала печать с изображением головы волка, барана и птиц. Она из Афин, точнее- найдена на Крите.

Около тридцати лет посвятил Эванс изучению дворца Миноса=> Минойская цивилизация. дворец- лабиринт: на стенах фрески: игры с быком, бытовые сцены, изображающие обитателей дворца, бычьи рога и рисунки двусторонней секиры – лабриса. Самым крупный дворец- Кносский (1900-1450 гг. до н.э.) около 20 тыс. кв. м. Эванс доказал, что критяне обладали мощным флотом, имели торговые связи с Сирией, Финикией, Египтом. (глиняные таблички с надписями линейного письма «А» и «Б».) В 1912 г. начались поиски дворца в Пилосе, где, согласно Гомеру, жил мудрый старец Нестор. С 1938 г. возглавляли К. Блеген и К. Куруниотис. С 1952 г. рук стал С. Мартинатос. Там найдены таблички с надписями и глиняные печати, с помощью которых закрывались пифосы, где хранились припасы. Этот дворец с четкой симметрич планировкой и выделением главного помещения дворца - обширного зала (мегарона), образующего художественное ядро всего дворцового комплекса. Стены с фресками.

2. Особенности религиозных представлений эллинов. Греч религия была огранич частью культ и общест жизни полисов Древней Эллады.Она опред мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравств и этич нормы + формировала образы и основ тенденции худож творчества. Р- основа многих произвед лит-ры и философ, арх-ры и скульптуры. Греки создали свою собственную, ориг. религ. систему, соответствующую уровню их обществ сознания. У них не было спец слова для обозначения религии, т.к. религ. деятельность не была отделена от чел опыта и повседнев жизни. Греки думали, что боги – везде и что они могут наблюдать любые человеч дела и поступки. Но есть священные места (гиерон), где следует богов почитать(храмы) Классич греч храм строился в форме прямоугольника, окруженного колоннами (периптер). Основа древнегреч религия – не этика, а ритуал. “Справедливость” и “несправедливость” могли существовать в отношениях между людьми, но не между людьми и богами. “Бессмертным” богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях кусни мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), а боги за это должны обеспечивать покровительство людям. Господствовал классический античный принцип взаимоотношений человека и божества: do ut des (“я даю, чтобы ты дал”). Самым значит жертвоприношение гекатомба – одновременное принесение в жертву шести быков. Жречество было немногочисленным, и религиозные обряды исполняли все греки. Религия носила формальный, обрядовый характер, не затрагивала душу человека, была достаточно рациональной, что сказалось на характере греческой цивилизации. Верховным богом считался "отец богов и людей" Зевс(бог-громовержец). Его почитание принесли предки греков, которые вторглись в Грецию с Балкан. Типа Зевс обитал на небе либо (вместе с другими богами) на горе Олимп в Северной Греции, которая соприкасалась с небом. Величайшим храмом Зевса был храм Зевса в Олимпии (западный Пелопоннес), там же с 776 г. проводились Олимпийские игры. Пантеон 12 олимпийских богов окончательно сложился в классический период: они были изображены на фризе афинского Парфенона в V в. до н. э. и были перечислены Евдоксом в IV в. до н. э. Некоторые из них не были исконно греческими и происходили из Ближнего Востока, Малой Азии или Фракии. Гера- Спутница и жена Зевса, по происхождению богиня матери-земли, особо почитавшаяся в Аргосе и Аркадии. Куча мифов о др спутницах Зевса (Деметра (богиня плодородия, ей были посвящены Элевсинские мистерии (таинства) в Аттике), Семела, Персефона, Европа) либо смертные женщины. Гера - законная жена Зевса и покровительствовала браку и рождению детей; ее почитали все женщины. Брат Зевса Посейдон (трезубец+ вызывал землетрясения и покровительствовал коневодству. был богом моря, а другой его брат – Аид – богом подземного царства (в олимпийский пантеон он не входил). Дочь Деметры Персефона (Коры) – весна и возрождение природы. Аполлон (Феб-Аполлон) -бог Солнца+ покровитель искусств и насылал эпидемии (храмы в Дельфах и на острове Делос). Артемида (заимствована), сестра Аполлона, повелительница животных и покровительница охоты (особенно почиталась в Малой Азии, ее Храм в Эфесе одно из 7 чудес света. Арес (заимствован)- солнечным богом фракийцев. У греков - божеством войны, мало почитался. Афродита – богиня любви (Ближневосточная богиня плодородия), родилась из пены морской; на Кипре. Гермес – покровитель путников и торговцев + сопровождал души умерших в подземное царство, охранял границы, был вестником богов. Афина Паллада, из головы Зевса, (символ сова) - богиня мудрости, особо почит. в Афинах. Гефест - бог огня и покровитель кузнецов+ муж Афродиты. Гестия - богиня домашнего очага. Дионис (Вакх)- бог плодородия, вина, покровитель театра+ сын Зевса и Семелы (не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции) Почитались Кастор и Полидевк (Диоскуры), помогавшие морякам во время бури, Музы – покровительницы искусств, Приап - символ плодородия. Каждый греческий полис имел бога-покровителя (в Афинах это была Афина, в Аргосе – Гера и т. п. + почитали героев – детей богов от смертных женщин; самым знаменитым из них был Геракл).

3. Ионийская натурфилософия; первые историко-географические труды. Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа –древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н(рос историк и философ)., «Ионийская философия – это протофилософия. Для нее характерно отсутствие поляризациина материализм и идеализм., наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес (один из Семи мудрецов), Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой философской школы. (один из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов, основатель натурфилософии и сформул 2 ее основные проблемы: начала и всеобщего. Начало- вода, в кот покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Он же(Фалес) разделил год на 365 дней. Гераклит все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение.+ ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до н.э.)- начало всего бесконеч природа – нечто среднее между четырьмя элементами+возникновение и уничтожение миров - вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра - первоначало воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий +составил первую карту земли. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук. Первыми прозаиками были логографы, которые записывали мифы, занимательные истории, сведения исторического и географического характера. До нас дошли фрагменты сочинений одного из логографов – Гекатея Милетского. В V в. до н. э. возникает история как наука. Геродота-отец (описал историю греко-персидских войн) Первооткрыватель научного метода описания истории- Фукидид. (описание Пелопоннесской войны, его собств наблюдения (он афинским стратегом).

4. Гомер и Гесиод – героический и назидательный эпос ГОМЕР. "Илиада" и "Одиссея", IX-VIII вв. до н. э. "Илиада" - об одном из эпизодов Троянской войны. (Троянский царевич Парис похитил прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая. Менелай и его брат Агагемнон призвали ахейских героев - Ахилла, Одиссея, Аякса, Диомеда и др. - вернуть беглянку и отомстить троянцам за оскорбление. в течение 10 лет длилась легендарная осада Трои (Илиона), оборону которой взял на себя старший сын троянского царя Приама Гектор. События, изложенные в "Илиаде", повествуют о последних днях, предшествующих падению Трои. Ахилл из-за ссоры с Агагемноном отказался воевать с троянцами, однако гнев героя обернулся против него самого, так как в битве с троянцами от рук Гектора погиб его лучший друг Патрокл. Ахилл поклялся отомстить, и его поединком с Гектором, смертью и погребением тела троянского царевича завершается "Илиада". "Одиссея" - о возвращении ахейских героев из-под Трои на родину. На долгие 10 лет растянулся путь на о. Итаку хитроумного Одиссея. Прогневив бога морей Посейдона, он вместе со своими спутниками вынужден был долго скитаться, встречая на своем пути множество сказочных персонажей - циклопов, сирен, Сциллу и Хрибду, волшебницу Кирку и великанов людоедов. Одиссей мужественно преодолел все препятствия на своем пути к дому и семье, даже спускался в мрачный Аид и беседовал с тенями мертвых. Ожидавшая мужа долгие годы Пенелома стала символом любви и верности. "Илиада" и "Одиссея" по праву считаются величайшими памятниками греческой литературы. Личность самого Гомера - легенда, а имя символ поэзии. Многие греческие города боролись за право считаться родиной Гомера. В Смирне чеканили медную монету (гомерик) с изображением поэта. В Александрии был возведен храм Гомера - Гомерейон. С изучения гомеровского эпоса начиналось классическое греческое образование. Платон -именно Гомеру Греция обязана своими духовным развитием. ГЕСИОД. (VIII в. до н. э.). Рождение дидактического (поучительного) эпоса связано с личностью. "Труды и дни" - не о богах и героях далекого прошлого, а о тяжелом труде земледельцев и пастухов. В основу эпоса легла судьба самого поэта, обделенного родным братом и вынужденного своим трудом добиться благополучия. Идею о тяжелом и необходимом людям труде как основе их жизни Гесиод воплотил в мифе о пяти поколениях (веках) человечества. Золотой, серебряный, медный, героический и железные века последовательно сменяли друг друга и могли привести людей к гибели, если между ними исчезнет Любовь и Справедливость. Кроме того, Гесиоду приписывают поэму "Теогония " о происхождении мира и богов, вкл в себя их подробную родословную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.045 с.)