Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство эллинистической эпохиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Искусство эллинизма - искусство огромных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского, художественное явление того этапа, когда в жизни рабовладельческого общества основную роль начинала играть не полисная формация, а деспотическая монархия. Специфика эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии всех художественных форм, но прежде всего в их связи как с греческими, так и с "варварскими" принципами культуры. В эллинистическую эпоху строились огромные сооружения, которые не без основания причислялись к "чудесам света" (Александрийский маяк, Колосс Родосский, Пергамский, Галикарнасский мавзолей). Именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран. Именно в эту пору активно систематизировались знания, опыт, накопленный тысячелетиями. Развивались такие науки, как математика, медицина, натурфилософия. В эллинистическую эпоху жили великий математик Архимед, геометр Евклид, астроном Гиппарх, географ Эратосфен и другие. В литературе получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр), эпиграмма, буколика, элегия. Скульптура становится более патетичной и более реалистичной одновременно: скульптуры стремятся изобразить не только "идеального человека", здорового и сильного гражданина полиса в расцвете лет, но и стариков и старух, детей, людей с физическими недостатками. Искусство становится более психологичным и более близким к человеку, который отныне интересен художнику как личность, индивидуальность. Искусство эллинистической эпохи было тесно связано с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой и религией того времени.
23) Топография античного города. Строения древнереческого города. С IV в. храмы начинают терять ведущее значение, и в древнегреческих городах получают все большее развитие здания и комплексы светского назначения. Ядром городов была крепость (укрепленный акрополь), вначале включавшая дворец царя (базилика), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания. Города строились и позднее перестраивались. Обычно прямоугольную структура. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета. Уже в классический период, наряду с стихийно складывающейся планировкой города (Афины), начинает внедряться регулярная планировка города, основанная на прямоугольной сетке "гипподамова система" (Милет, Олинф и др.) Через город пролегала более широкая главная улица, разделенная на тротуар и проезжую часть, с мостовой, выложенной камнем. На главной улице или на пересечении двух главных улиц зачастую располагался общественный центр. Города имели свой храмовый комплекс, помимо которого в центре города располагалась площадь, обрамленная общественными зданиями, называемая «агора». Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды. К наиболее значительным городским зданиям относится «булевтерий», служивший для заседаний городского совета, а также здание управления полисом - «пританей», где постоянно поддерживался священный огонь. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки с жертвенным алтарем (орхестры) в центре театра, и расположенных вокруг нее концентрическими полукругами рядов амфитеатра - мест для зрителей (театрон), размещавшегося на склонах холма. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. («гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты). К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы. Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами, зачастую охватывая территорию, значительно превышающую существовавшую застройку, в расчете на дальнейший рост населени я. Характерными эллинистическими городами были Александрия, Приема, Милет, Пергам и др. Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль. В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. дома с более сложной планировкой, состоящей в принципе из двух частей. Первая — мужская часть - служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть - также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон. Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эпоху эллинизма. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Рим. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Форум был окружен храмами и общественными зданиями. В храме Сатурна хранилась государственная казна.
24.Нач этап законотворчества в Риме, относящийся ко времени противостояния плебеев и патрициев такой же как и в др полисах. Борьба демоса и эвпатридов привела к фиксации (записи) сущ в Аттике традиций. Первые законы – Законы XII таблиц в середине V в. до н. э., =>в завершение 1 из этапов противостояния плебеев и патрициев. Cвод не сохранился, и содержание каждой из таблиц восстанавл по упоминаниям в речах ораторов и юристов первых веков нашей эры. Мифологизированная традиция римлян приписывала создание первых правовых норм Нуме Помпилию. В царский период носителем высшей военной и гражданской власти – империя (imperium) – являлся рекс. Обладание империем позволило Сервию Туллию ввести в жизнь цензовое деление и создать территориальные трибы. После 510 (509) г. до н. э. носителями империя стали высшие выборные магистраты (консулы, цензоры, преторы, квесторы, народные трибуны) – представители не только исполнительной, но и судебной власти, по предлож кот вводились в жизнь нов правовые нормы. Завершением борьбы патрициев и плебеев = закон о плебиците (287 г. до н. э.; закон Гортензия –правила прохождения магистратур, дарование прав римского гражданства, регулирование экономических отношений в обществе). Аграрное законодательство Гракхов (133–123 гг. до н. э.). После появления провинций- Марком Аквилием Глабрионом в 123/122 г. до н. э.). определявших их статус и ограждавших провинциалов от злоупотреблений магистратов. Предложения магистратов регулировали не только социальную сферу (закон Петелия – Папирия от 326 г. до н. э. о запрете обращать в рабство за долги), но касались прерогатив и магистратов, и комиций (наиболее раннее постановление об обязательности постановлений собраний плебеев по трибам было принято в 449 г. до н. э., законы Валерия – Горация. Волю господина начал заменять закон государства – так были сделаны первые шаги по превращению рабов из собственности главы семьи (pater families) в подданных императора.Списки судей (по жребию) из частных лиц не моложе 30 лет, обладавших высокими моральными качествами и цензом не менее 300 тыс. сестерциев. (До 123 г. до н. э. судьями могли быть только представители высшего – сенаторского – сословия, до 81 г. в коллегию судей могли быть включены и всадники. Во время диктатуры Суллы произошел возврат к прежней традиции.) Судебная коллегия из 3–11 граждан являлась независимой. Но существовали и постоянные судьи – центумвиры, избираемые по трибам, которые решали спорные дела в отношении нарушений владельческих прав (например, о наследстве). Правонарушения в отношении веры являлись прерогативой Великого понтифика. Судебному заседанию предшествовала клятва обвинителя. Судебное решение не подлежало обжалованию, а в качестве наказания мог быть назначен штраф, лишение гражданских прав, наказание розгами, тюремное заключение, изгнание, смертный приговор. Обращение в судебные инстанции требовало знания законов. Сохранились свидетельства о том, что уже в III в. до н. э. некоторые представители сенаторского сословия давали бесплатные консультации и создали юридические труды. Наряду с Цицероном известными судебными ораторами являлись Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, ставшие создателями теоретических работ в области права. Периода принципата Августа – Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон (консул и Великий понтифик), их последователи создали две крупнейшие школы правоведения – сабинианцев (ученик Капитона Мазурий Сабин, время принципата Флавиев) и прокулианцев (основателем стал Сепроний Прокул). Существенный вклад в разработку классического права внес провинциальный юрист Гай (117/138–180/192 гг. н. э.), создатель пособия для своих учеников «Институции», в котором выделены правовые нормы, относящиеся к лицам, вещам и обязательствам (искам). Институционная система Гая является основой гражданского кодекса. Выдающимся юристом периода принципата Адриана является Сальвий Юлиан, представитель школы сабинианцев, автор «Дигест» и «Изысканий». Юлия Павла автор 86 сочинений, посвященных в основном частному праву; Эмилия Папиниана автор сочинения «Процессы», посвященного гражданскому праву. Герений Модестин (время творчества 226–244 гг.) труды его были посвящены обучению и судебной практике, охватывали фактически все области юриспруденции.Римские правоведы ввели понятия юридического и физического лица. Отражением расхождения между представителями двух школ – прокулианцев и сабинианцев – является рассмотрение вопроса: кому принадлежит вещь, сделанная из материала заказчика, – мастеру или собственнику материала. Сабинианцы доказывали, что ее владельцем является заказчик, исходя из философского тезиса «материя предшествует форме». Так в теории юридической науки начали использовать философские постулаты. Напротив, прокуланцы отделяли труд от материала; в императорский период более распространенным являлся данный взгляд. Для сабинианцев характерно было следование идеям стоицизма, представленного на римской почве Сенекой и Эпиктетом. Напротив, для прокулианцев высшим авторитетом являлся Аристотель. В связи с проблемой собственности детальную разработку получило наследственное право.Эпоха Октавиана Августа: составление законов поручено проф юристам.В конце III в. н. э. появляется первый кодекс – Грегорианский кодекс, который был разделен на книги и титулы. В первой половине V в. (при императоре Феодосии, 438 г.) был создан Феодосиев кодекс. Юстиниан I (527–565 гг.) работа юристов во главе с Трибонианом над Юридическим корпусом. В него вошли Институции, носившие законодательный характер, Дигесты (по-гречески — Пандекты), состоявшие из 50 книг, и Конституции (постановления) императоров. При Юстиниане Гней Флавий сделал их объектом свободного обсуждения. Благодаря этой деятельности Гней Флавий считается отцом юриспруденции.
25. Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы – сказания о богах и героях, смена времен года, посев и всход зерна. Истоки римского театра и драма восходят к сельским праздникам сбора урожая. Праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины и сатура. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. К народной драме восходит и мим. Мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда и выводил в шутовском виде богов и героев. Первое театрализованное представление – к 240 г. до н. э. восходит знакомство римлян с переработанными сюжетами произведений аттических авторов, Ливия Андроника (ок. 280–204 г. до н. э.). К I в. до н. э. во многих городах Италии уже были возведены фундаментальные сооружения для постановок пьес профессиональных драматургов и комедиографов. Ливий Андроник происходил их Тарента и был вольноотпущенником. Он попал в плен во время войны тарентийцев с римлянами (282–272 гг. до н. э.), а попав в Город как раб, стал домашним учителем в семье сенатора Ливия и через 30 лет после того, как он стал военной добычей, поставил свою первую пьесу. Обретя свободу и овладев к этому времени латинским языком, он начал преподавать его юным римлянам на форуме. Перевел на латинский язык «Одиссею». Но при этом отказался от гекзаметра Гомера, а следовал ритму сатурнийского стиха насмешливых песен и эпитафий. Сохранилось, что в 207 г. до н. э. ему было поручено создать гимн в честь победы над Гасдрубалом. Драмы и комедии Ливия Андроника – это первые театрализованные постановки, исполненные на латинском языке. После захвата Сицилии римляне могли познакомиться с представлениями мимов, которыми во время пребывания на острове Платон. А из Кампании где-то после 364 г. до н. э. (но до 240 г.) «пришла» ателлана – одноактная пьеса с четырьмя постоянными масками: Макка (глупца), Буккона (дурака и обжоры), Паппа (глупого, смешного и жадного старика) и Доссена (злого горбуна, шарлатана и всезнайки – своеобразной карикатуры на ученого). Комедия масок получила название по имени небольшого городка Ателлы около Неаполя и исполнялась первоначально на языке осков. Актеры ателланы – это любители.Апеллана была понятна народу двусмысленностями, грубыми шутками, намеками на жизненные и политические реалии. Наиболее широкое распространение ателлана получила во II в. до н. э., считаясь представлением для простонародья. С I в. до н. э. она была практически полностью вытеснена мимами – народным театром, представляющим собой небольшие жанровые сценки зачастую скабрезного содержания. Мимам (профессиональным актерам) покровительствовал Юлий Цезарь. Театр представления стали одной из составляющих демагогии политических лидеров, соответствуя требованиям: «Хлеба и зрелищ». На развитие римской культуры (литературы, театра, исторической науки и т. д.) большое влияние оказало творческое наследие греков, скорость эллинизации увеличилась со времени Пунических войн. Этому способствовало и ограбление захваченных земель – вывод сокровищ – памятников искусства.
26 Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев - Римских играх; на празднике плебеев - Плебейских играх; на Аполлоновых играх. Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н. э.; (сооружению его противился консервативный сенат). Обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в 130 г. до н. э. Поэтому римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались для того чтобы обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества. Первый постоянный театр, построенного из камня был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. Цирк в Древнем Риме рим театр цирк гладиатор. В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,— Палатином и Авентином. Проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах.Якобы такие бега были установлены Ромулом, и устраивались они один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов(зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов) .За 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой. Цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов — дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).Главным зрелищем были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии — и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Сражавшиеся гладиаторы были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем типа он просил у публики помилования. Зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. В Колизее устраивались звериные травли. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.
27.Катон Старший, Марк Порций, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам. В 20 лет он был военным трибуном. В 198 г. — претором в Сардинии. В 150— консулом. Катон был участником 2-й Пунической войны. В 195 г. до н. э., будучи консулом, покорил большую часть Испании; в 191 г., как легат, одержал победу над Антиохом Сирийским при Фермопилах; как цензор (184) ревниво оберегал древнеримскую строгость нравов; был непримиримым врагом карфагенян и заключал каждую свою речь словами: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». В конце жизни был цензором. Катон являлся убежденным сторонником новых территориальных присоединений к Римской республике, прежде всего за счет земель соседнего Карфагена .Катон -автор «Начал» (труда, освещавшего историю Рима от основания города до 2-й Пунической войны ), множества речей и писем, собрания изречений знаменитых людей и др. сочинений, дошедших лишь в отрывках. О н составил подобие энциклопедии, написанной в форме наставлений сыну Марку (не сохранилась). Полностью сохранился его трактат «О земледелии» (160)Умер в 148 г. до н. э. В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность. Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). Там статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось. «Начала» Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines» (Начала) — не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора её в собрании материалов. Написана она была Катоном в старости. Хронологически:(до 603 г от основания Рима)(название «Начала» тк в ней две книги (2и3) были посвящены происхождению разных городов Италии. «О земледелии». В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы. Катон первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле, имеющий полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и выращивающей монокультуру на продажу, для обмена с городом ремесленными товарами. В труде «О земледелии» Катон описывает функционирование рабовладельческой товарной оливководческой виллы.
Римские агрономы. Катон Старший, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам и, являясь римским сенатором, отстаивал интересы своего сословия, а также интересы крупных торговцев и аристократов, занимавшихся предпринимательской деятельностью. Полностью сохранился его трактат «О земледелии» (160), содержащий сведения об организации рабовладельческого поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии. Умер в 148 г. до н. э. «О земледелии» Дошло до нас — хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение «О земледелии» (De agri cultura). В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы. Катон первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле, имеющий полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и выращивающей монокультуру на продажу, для обмена с городом ремесленными товарами. В труде «О земледелии» Катон описывает функционирование рабовладельческой товарной оливководческой виллы. Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.). только на склоне лет обратился к науке, Варрон в юности получил хорошее образование, изучив латинскую историю и литературу и усовершенствовав знания в Афинах. В созданном в качестве практического руководства трактате «Сельское хозяйство» несколько строк уделено правилам содержания рабов, которым он следовал и в собственном имении, заботясь о «говорящем инструментарии», что спасло его от преследований во времена проскрипций: зная, где прячется хозяин, рабы не открыли его убежища. Трактат «Сельское хозяйство» автор отразил повседневную жизнь на вилле в Кампании, с качеством земель которой, возможностями торговли он был хорошо знаком по личному опыту. Трактат состоит из трех книг и содержит советы по хлебопашеству, скотоводству, разведению скота и птиц, пчеловодству; приводятся в нем и данные о рыбоводстве. Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.). Плеяду создателей агрономических трактатов завершает Колумелла, о жизнедеятельности которого время не сохранило свидетельств, известно только, что он происходил из испанского города Гадес, жил в Риме и был автором двух трудов о садоводстве и земледелии. Последний из них считается классическим образцом сочинения о сельском хозяйстве, написанного компетентным знатоком агрономической науки. Трактат «О сельском хозяйстве» включал 12 книг, в которых приведены советы по выращиванию деревьев и животных, виноградарству и земледелию. Приведены советы по управлению имением, об отношении к рабам. Это вполне объяснимо не только тем, что «раздражать» жестоким обращением рабов было опасно в эпоху доносов и конфискаций, действия закона «Об оскорблении величества», но и тем, что уже существовали законы, преследующие тех хозяев, действия которых рабов могли привести к волнениям. Приведенные выше труды не исчерпывают всех сочинений, посвященных сельскому хозяйству. В середине IV в. появился агрономический трактат Палладия, создавшего картину натурального ведения хозяйства; в поместье, им описанном, все необходимое производилось руками собственных работников; большое внимание он уделил и организации труда рабов. Встречаются экскурсы в хозяйственную жизнь и у Плиния Младшего, на вилле которого наряду с рабами трудились колонны. Обращение к аграрной сфере можно встретить и у других авторов, но наиболее полно проблемы хозяйствования, продуктивности культур в связи с климатом и особенностями земельного фонда изложены Катоном, Варроном и Колумеллой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.019 с.) |