Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространение возбуждения по сердечной мышцеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деполяризация, возникающая в синусно-предсердном узле, распространяется радиально по предсердиям и затем сходится (конвергирует) в АВ-соединении. Деполяризация предсердий полностью завершается в течение 0,1 с. Так как проведение в АВ-узле происходит медленнее по сравнению с проведением в миокарде предсердий и желудочков, возникает предсердно-желудочковая (АВ-) задержка длительностью 0,1 с, после которой возбуждение распространяется на миокард желудочков. Продолжительность предсердно-желудочковой задержки сокращается при стимуляции симпатических нервов сердца, тогда как под влиянием раздражения блуждающего нерва её длительность увеличивается. От основания межжелудочковой перегородки волна деполяризации с большой скоростью распространяется по системе волокон Пуркинье ко всем частям желудочка в течение 0,08–0,1 с. Деполяризация миокарда желудочка начинается с левой стороны межжелудочковой перегородки и распространяется прежде всего вправо сквозь среднюю часть перегородки. Затем волна деполяризации проходит по перегородке вниз к верхушке сердца. Вдоль стенки желудочка она возвращается к АВ-узлу, переходя с субэндокардиальной поверхности миокарда на субэпикардиальную. Пучок Гиса. Кардиомиоциты этого пучка проводят возбуждение от АВ-соединения к волокнам Пуркинье. Проводящие кардиомиоциты пучка Гиса входят также в состав синусно-предсердного и предсердно-желудочкового узлов. Волокна Пуркинье. Проводящие кардиомиоциты волокон Пуркинье — самые крупные клетки миокарда. Кардиомиоциты волокон Пуркинье не имеют Т-трубочек и не образуют вставочных дисков. Они связаны с помощью десмосом и щелевых контактов. Последние занимают значительную площадь контактирующих клеток, что обеспечивает наиболее высокую скорость проведения возбуждения по миокарду желудочков. Дополнительные проводящие пути сердца Бахмана пучок начинается от синусно-предсердного узла, часть волокон расположена между предсердиями (межпредсердный пучок к ушку левого предсердия), часть волокон направляется к предсердно-желудочковому узлу (передний межузловой тракт). Венкебаха пучок начинается от синусно-предсердного узла, его волокна направляются в левое предсердие и к предсердно-желудочковому узлу (средний межузловой тракт). Джеймса пучок соединяет одно из предсердий с АВ-соединением или проходит внутри этого соединения, по этому пучку возбуждение может преждевременно распространиться на желудочки. Пучок Джеймса важен для понимания патогенеза синдрома Лауна–Генона–Ливайна. Более быстрое распространение импульса при этом синдроме через дополнительный проводящий путь приводит к укорочению интервала PR (PQ), однако расширения комплекса QRS нет, поскольку возбуждение распространяется от АВ-соединения обычным путём. Кента пучок — дополнительное предсердно-желудочковое соединение — аномальный пучок между левым предсердием и одним из желудочков. Этот пучок играет важную роль в патогенезе синдрома Вольффа–Паркинсона–Уайта. Более быстрое распространение импульса через этот дополнительный проводящий путь приводит к: 1) укорочению интервала PR (PQ); 2) более раннему возбуждению части желудочков — возникает волна D, обусловливающая расширение комплекса QRS. Махейма пучок (атриофасцикулярный тракт). Патогенез синдрома Махейма объясняется наличием дополнительного проводящего пути, связывающего пучок Гиса с желудочками. При проведении возбуждения через пучок Махейма импульс распространяется через предсердия к желудочкам обычным путём, а в желудочках часть их миокарда возбуждается преждевременно в связи с наличием дополнительного проводящего пути. Интервал PR (PQ) при этом нормальный, а комплекс QRS уширен из-за волны D..
Экстрасистола — преждевременное (внеочередное) сокращение сердца, инициированное возбуждением, исходящим из миокарда предсердий, AВ-соединения или желудочков. Экстрасистола прерывает доминирующий (обычно синусовый) ритм. Во время экстрасистолы пациенты обычно ощущают перебои в работе сердца. Свойство сократимости миокарда обеспечивает контрактильный аппарат кардиомиоцитов, связанных в функциональный синцитий при помощи ионопроницаемых щелевых контактов. Это обстоятельство синхронизирует распространение возбуждения от клетки к клетке и сокращение кардиомиоцитов. Увеличение силы сокращения миокарда желудочков — положительный инотропный эффект катехоламинов — опосредовано β1- адренорецепторами (через эти рецепторы действует также симпатическая иннервация) и цАМФ. Сердечные гликозиды также усиливают сокращения сердечной мышцы, оказывая ингибирующее влияние на Na+,K+ - АТФазу в клеточных мембранах кардиомиоцитов. • Необходимый исходный уровень знаний: 1. Расположение и особенности структуры узлов автоматии и проводящей системы сердца человека. 2. Мембранно - ионные механизмы происхождения ПП и ПД в возбудимых структурах. 3. Механизмы и природу передачи информации в мышечной ткани. 4. Ультраструктуру скелетной мышечной ткани и роль клеточно-субклеточных образований, участвующих в сокращении. 5. Строение и функцию основных сократительных и регуляторных белков. 6. Основы электромеханического сопряжения в скелетной мышечной ткани. 7. Энергетическое обеспечение процесса возбуждение – сокращение - расслабление в мышцах. План проведения занятия: 1.Вводное слово преподавателя о цели занятия и схеме его проведения. Ответы на вопросы студентов -10 минут. 2. Устный опрос - 30 минут. 3. Учебно-практическая и исследовательская работа студентов - 70 минут. 4. Выполнение студентами индивидуальных контрольных заданий - 10 минут. Вопросы для самоподготовки к занятию: 1. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы. 2. Автоматия сердечной мышцы, её причины. Части проводящей системы сердца. Основной водитель ритма сердца, механизмы его ритмообразовательной функции. Особенности возникновения ПД в клетках синусного узла. 3. Градиент автоматии, роль атриовентрикулярного узла и других отделов проводящей системы сердца. 4. Потенциал действия рабочих кардиомиоцитов, его особенности. 5. Анализ распространения возбуждения по сердцу. 6. Возбудимость сердечной мышцы. 7. Сократимость сердечной мышцы. Закон “всё или ничего”. Гомео- и гетерометрические механизмы регуляции сократимости миокарда. 8. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости в течение кардиоцикла. Экстрасистолы, механизмы его образования. 9. Возрастные особенности у детей. Учебно-практическая и исследовательская работа: Задание № 1. Посмотрите видеофильм “Свойства сердечной мышцы”. Задание № 2. Рассмотрите слайды “Возникновение и распространение возбуждения в сердечной мышце”. Зарисуйте в тетради (для запоминания) расположение основных элементов проводящей системы. Отметьте особенности распространения возбуждения в ней. Зарисуйте и запомните особенности потенциала действия рабочих кардиомиоцитов и клеток водителя ритма. Задание № 3. После изучения теоретического материала и просмотра (слайдов, фильмов), ответьте на следующие вопросы: 1. Какова ионная основа мембранного потенциала действия клеток миокарда? 2. Из каких фаз состоит потенциал действия клеток миокарда? 3. Как развивались представления клеток миокарда? 4. Каково значение диастолической деполяризации и порогового потенциала в поддержании автоматии сердца? 5. Из каких основных элементов состоит проводящая система сердца? 6. Каковы особенности распространения возбуждения в проводящей системе сердца? 7. Что такое рефрактерность? В чём различие между периодами абсолютной и относительной рефрактерности? 8. Как влияет исходная длина волокон миокарда на силу сокращений? Задание № 4. Проанализируйте ситуационные задачи. 1. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца увеличился на 20 мВ. Как это повлияет на частоту генерации автоматических импульсов? 2. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца снизился на 20 мВ. Как это повлияет на частоту генерации автоматических импульсов? 3. Под влиянием фармакологического препарата укоротилась фаза 2 (плато) потенциалов действия рабочих кардиомиоцитов. Какие физиологические свойства миокарда изменятся и почему? Задание № 5. Посмотрите видеофильмы знакомящие с методиками проведения экспериментов. Обсудите увиденное с преподавателем. Задание № 6. Выполните эксперименты. Проанализируйте и обсудите полученные результаты. Сделайте выводы. 1. Анализ проводящей системы сердца методом наложения лигатур (лигатуры Станниуса), (см. практикум, с.62-64). 2. Возбудимость сердца, экстрасистола и реакция на ритмические раздражения. (см. Практикум с.67-69). Рекомендуемая литература: 1. Материал лекций. 2. Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М.Смирнова 3. Нормальная физиология. Учебное пособие./ В.П.Дегтярев, В.А.Коротич, Р.П.Фенькина, 4. Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ./ Под. Ред. Р. Шмидта и Г. Тевса 5. Практикум по физиологии /Под ред. М.А. Медведева. 6. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под ред. К. В.Судакова. 7. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем. /Под ред. К.В.Судакова 8. Нормальная физиология: Учебник/ Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. 9. Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. В. Н. Яковлев и др. 10. Юрина М.А Нормальная физиология (учебно-методическое пособие). 11. Юрина М.А. Нормальная физиология (краткий курс лекций) 12. Физиология человека / Под редакцией А.В. Косицкого.-М.: Медицина, 1985. 13. Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова.-М.; Высшая школа, 1980. 14. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко.-Спб.; 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.012 с.) |