Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память, ее виды, мех-мы формирования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В формир-и и осущ-и высших ф-й мозга важное значение имеет общебиологич св-во фиксации, хранения и воспроизведения информации, объединяемое понятием «память». Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя 4 тесно связанных процесса: запоминание, хранение, узнавание, воспроизведение. Виды памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоциональная, логич, или словесно-логич), по временной хар-ке, или продолжит-ти (мгновенная, краткосрочная, долгосрочная). Образная память проявл-ся формиров-ем, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Эмоциональная память -воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоцион состояния при повторном сигнале, вызвавшем первичное возникновение такого эмоцион состояния. Эмоцион память хар-ся высокой скоростью и прочностью. Логическая (словесно-логич, семантическая) память - память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления. Мгновенная (иконическая) память заключ-ся в образовании мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре. Этот отпечаток отлич-ся высокой информативностью, полнотой признаков (отсюда и название «иконич память», т.е. четко проработанное в деталях отражение) действующего сигнала, высокой скоростью угасания. При достаточной силе действующего стимула иконич память переходит в категорию краткосрочной памяти. Краткосрочная память - оперативная память, обеспечивает выполнение текущих поведенческих и мыслит операций. В основе ее лежит повторная многократная циркуляция импульсов по круговым замкнутым цепям нервных клеток. Кольцевые структуры могут быть образованы и в пределах одного и того же нейрона. Превращ-е краткосрочной памяти в долгосрочную обусловлено стойкими изменениями синаптич проводимости как рез-т повторного возб-я нервных клеток. В основе долгосрочной памяти лежат процессы синтеза белковых молекул в клетках гол мозга. Определ значение в мех-мах долгосрочной памяти имеют изменения в медиаторных мех-мах, обеспечивающих процесс хим передачи возб-я с одной нервной клетки на другую. Динамика трансмембранных токов ионов делает мембрану более чувствительной к д-ю медиаторов. Одной из хим теорий памяти явл-ся гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодир-ся, записыв-ся в структуре полинуклеотидной цепи молекулы. Разная структура импульсных потенциалов, в кот-х закодирована определенная сенсорная инф-я, в аффер нервных проводниках приводит к разной перестройке молекулы РНК, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи.
Эмоции, их биологическая роль. Эмоция - специфич состояние психич сферы, одна из форм целостной поведенческой р-и, вовлекающая многие физиологич системы и обусловленная потребностями орг-ма и уровнем возможного их удовлетворения. Субъективность эмоции проявл-ся в переживании чел-ком его отношения к окруж действит-ти. Эмоции - рефлекторные р-и орг-ма на внешние и внутр раздражения, хар-ся ярко выраженной субъективной окраской и включают все виды чувствит-ти. Эмоции не имеют биологич и физиологич ценности, если орг-м располагает достаточной информацией для удовлетворения своих желаний и потребностей. Эмоциональное возб-е тесно связано с удовлетворением потребностей чел-ка: пищевой, защитной и половой. Эмоции проявл-ся при недостатке точных сведений и путей достижения жизненных потребностей. Информац природа эмоции по П. В. Симонову: Э = П (Н - С), где Э - эмоция, П - жизненно важная потребность орг-ма, Н – инф-я, необходимая для достижения цели, удовлетворения данной потребности; С – инф-я, кот-й владеет орг-м и кот-я может быть использована для организации целенаправленных д-й. Дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах Г. И. Косицкого, кот-й'предложил оценивать величину эмоц-го напряжения по формуле: СН = Ц (ИН*ВН*ЭН- ИС*ВС*ЭС), где СН - состояние напряжения, Ц - цель, Ин, Вн, Эн - необходимые информация, время и энергия, Ис, ВС) Эс - существующие у орг-ма информация, время и энергия. 1- я стадия напряжения (CH-I) - состояние внимания, мобилизация активности, ↑ работоспос-ти. 2- я стадия напряжения (CH-II) – максимальное ↑ энергетич ресурсов орг-ма, ↑ АД, ↑ частоты сердцебиений, дыхания. 3- я стадия возб – астенич отрицат р-я, хар-ся истощением ресурсов орг-ма и находит свое психологич выражение в состоянии ужаса, страха, тоски. 4- я стадия возб-я – стадия невроза.
Сон, его виды и стадии. Сон - жизненно необходимое периодич функцион состояние, хар-ся специфич электрофизиологич, соматическими и вегетативными проявлениями. Биологич цель сна - отдых. Гумор концепция наступления сна - накопление продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Большую роль в индуцировании сна имеют специфич пептиды, например, пептид «дельта-сна». Теория информационного дефицита основной причиной наступления сна полагает ограничение сенсорного притока. Сон - совокупность 2 чередующихся фаз: «медленного» («ортодоксального») и «быстрого» («парадоксального») сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особ-тями ЭЭГ: «медленный» сон - медленные волны, «быстрый» сон - быстрый β-ритм, характерный для бодрствования чел-ка, потому и наз-ся «парадоксальный» сон. Стадия I - дремота, процесс погружения в сон, характерна полиморфная ЭЭГ, исчезает α-ритм. Продолж-ть 1-7 мин. Медленные движения глазных яблок, быстрых движений нет. Стадия II - на ЭЭГ появл-ся сонные веретена (12-18 в сек) и вертекс-потенциалы, 2-фазовые волны с амплитудой ~ 200 мкВ на общем фоне электрич активности амплитудой 50-75 мкВ, а также К-комплексы (вертекс-потенциал с последующим «сонным веретеном»). Эта стадия наиболее продолжительная из всех - 50% всего ночного сна. Движений глаз нет. Стадия III - наличие К-комплексов и ритмич активности (5-9 в сек), появление медленных дельта-волн (0,5-4 в сек) с амплитудой > 75 мкВ. Суммарная продолжит-ть дельта-волн в этой стадии – 20-50% от всей III стадии. Движений глаз нет. Эту стадию сна называют дельта-сном. Стадия IV - стадия «быстрого» («парадоксального») сна хар-ся десинхронизированной смешанной активностью на ЭЭГ: быстрые низкоамплитудные ритмы, кот-е черед-ся с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками α-ритма, быстрые движения глаз при закрытых веках. Продолж-ть «медленного» сна - 75-85%, а «парадоксального» - 15-25% от всего ночного сна. Функц-е значение отд-х стадий сна: во сне восстан-ся объем кратковрем памяти, эмоцион равновесие, нарушенная система психологич защит. Во время «дельта»-сна происходит организация инфор-и, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости, а также восстан-ся физ и умственная работоспос-ть, что сопров-ся мыш релаксацией и приятными переживаниями; синтез-ся белковые макромолекулы (и в ЦНС), кот-е потом используются во время «быстрого» сна. Сон и психич деят-ть, сновидения. При засыпании утрач-ся волевой контроль за мыслями, наруш-ся контакт с реальностью и формир-ся регрессивное мышление. Оно возникает при ↓ сенсорного притока и хар-ся наличием фантастич представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают галлюцинации - серии зрит застывших образов (типа слайдов); при этом субъективно время течет значит-но быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деят-ть резко ↑ продолжит-ть «быстрого» сна. Сновидения возникают в фазе «быстрого» сна, но бывают и в «медленном» сне, особенно в стадии «дельта»-сна. Физиологич значение сновидений: в сновидениях используется мех-м образного мышления для решения проблем, кот-е не удалось решить в бодрствовании с помощью логич мышления.
Гипноз, теории гипноза. Гипноз - особое состояние чел-ка, вызываемое искусственно, с помощью внушения, отлич-ся избирательностью реагирования, ↑ восприимч-ти к психологич возд-ю гипнотизирующего и ↓ восприимч-ти к др влияниям. Различают несколько стадий гипноза: I - cтадия гипноидности - мышечное и психич расслабление, мигание и закрывание глаз. II - стадия легкого транса -характерна каталепсия конечностей -могут долго находиться в необычном положении. III - стадия среднего транса -возникают амнезия, изменения личности; возможны простые гипнотич внушения. IV - стадия глубокого транса - полный сомнамбулизм, фантастич внушения. Теории гипноза. Согласно теории частичного сна, созданной школой И. П. Павлова, гипноз рассматривают как искусственно вызванный частичный сон. Согласно этой теории, гипнотич состояние подразделяется на 3 фазы: 1 – уравнительная - все раздражители независимо от их интенсивности д-ют одинаково; 2 – парадоксальная - слабый раздраж-ль оказывает эффект, в то время как сильный раздраж-ль не д-ет; 3 – ультрапарадоксальная - возникает ответ на д-е стимулов, на кот-е орг-м в состоянии бодрствования не реагирует. Теория психоанализа, предложена школой Фрейда: во главу угла ставит взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого («сумасшествие вдвоем»). Гипнотизер играет роль всемогущего родителя; «гипнотизер бессознательно желает магич власти и господства над пациентом». У гипнотизера возникает парадоксальная ситуация: одновременная потребность в близости и ощущение необходимости в дистанции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.011 с.) |