Устные и письменные пророки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устные и письменные пророки.



9 век– после разделения царств на северное и южное, когда на севере – влияние финикийской цивилизации, появляется пророк Илия(устный пророк) и его ученик Елисей. О пророке Илии рассказывается в 3 книге «Царств».

Устные пророки –те, чьи слова не записывались.

ИмяИлииупоминается 30 раз, Елисея – 1 раз. Рассказ об Илии –особенная часть ВЗ. Его деятельность проявлялась при царствовании Ахавы, женившегося на Иезавель, фанатично преданной язычеству и уничтожившей символы истинной веры. Ахав последовал примеру Соломона и построил жертвенник финикийскому богу плодородия Ваалу. Но от веры не отказался, детей нарекал именами, связанными с Яхве. Советовался с израильтянским пророком, имеет двойственную позицию. Из-за его жены жертвенник Яхве снесли, пророков начали убивать.

Илия: «Жив бог Израиля. Не будет ни росы, ни дождя – только по моему слову». Бог посылает засуху.

Илия бросает вызов богу Ваалу. На горе Кармен состязается с финикийскими жрецами, почитающими Ваала. Жрецы призывали своего бога прийти, но ничего не произошло. Илия призвал Яхве – засуха кончилась. Илья выиграл! Но ему всё равно пришлось бежать, так как этим поединком он разозлил Иезавель. Потом господь забрал Илию на небо.

Илия и Елисей – последнее поколение «устных» пророков.

 

Письменные пророки (деятельность их – 8-6 вв.)

Особенности:

- их деятельность протекала в другой исторический период (нежели устные).

- обладали более широким кругозором.

- были наделены поэтическим дарованием.

- они имели влияние в политической сфере, в борьбе с внешними врагами.

- кругозор шире, распространялись проповеди на нравственную и религиозную сферы.

 

1) Амос (иудейский пастух).

Проповедовал не в Иудее, а в Самарии, что показывает, что разделение народа было внешним, что люди из разных мест жили в одной религиозной традиции.

Книга Амоса – изречения пророка в разное время об Израиле, записанные его учениками.

В начале книги Амос изрекает, что Яхве – господин всех народов.

Осуждает жителей Самарии за их бесчестие, они должны наказание понести. «Небесный огонь» (гнев бога) сойдёт на жителей Северного царства. Говорил, что люди перестали правильно соблюдать учения Моисея. Трактует Моисееву традицию по-своему: да, бог на горе Синай сказал, что будет охранять народ, но это не значит, что всегда. Если народ бесчестный, то бог разозлится на него, и жертвоприношения не спасут. Судьба Израиля для Амоса решена: гибель, но те, кто останется в живых, возродят истину.

 

Осия.

Он моложе на поколение. Возможно, был священником. Женат на Гомерь, блуднице (женился намеренно, как бы переживая все ступени унижения). В его дни угроза царству уже реальна. Придавал событиям из реальной жизни символический смысл. Нравственные страдания, через которые он прошёл, стали стержнем и опытом его души, он прикоснулся к тайне божественного создания.

Ориентируется на Моисея. Трактует его учение по-своему: Яхве сам вывел народ из рабства, а израильтяне забыли бога.

Бог устами Осии: «Я милости хочу, а не жертвы». Осия возвещал грядущую кару за грехи, воздаяние. Говорил больше не о боге грозном судии, как Амос, а о боге милосердия. У Осии наказание – высший показатель любви. Народ должен умереть, но он будет воскрешён богом. Предвидит это время. Любовь – целебное наказание.

Говорит, что будет восстановлен брачный союз бога и человека (милости и познания бога). Основа союза – благодать (бог), познание бога (народ). Мотив слияния двух личностей, двух сердец. ЗаслугаОсии – он первым развил учение о взаимной любви бога и человека.

 

Исайя (конец 8 в.).

Его деятельность связана с Иерусалимом, где он провёл всю жизнь. Был аристократом, государственным деятелем.

Родился около 765 г. до РХ. Самый поэтически одарённый из всех пророков. Его речи – жемчуг древней словесности. Смелость – главная черта его характера. Всегда за истину, один против всех. Секрет мужества – совесть, приверженность к обездоленным. Секрет характера – в непоколебимой вере: «Тот, кто не верит, не спасётся».

Можно начать изучение его с 6 главы: «В год смерти царя Озии видел я…» - призвание Исайи богом. (Царь Озия – сильная личность, отец народа, по нему скорбели). В момент скорби по царю Исайя напоминает, что отец всего – бог, что его нужно почитать.

Видение Исайи. Место его – храм Соломона (Иерусалим). Там Исайя увидел богоявление: «поют 2 хора, жертвенник с углями, курения благовонные. Своды небесного храма раздвинулись - и господь войск сидел на престоле, края риз напоминали весь храм, вокруг находились Серафимы. У каждого 6 крыл, они говорили, что «свят господь Саваоф (ещё одно имя бога, употребляется с 1-й книги Царств), земля полна славой его». Иерусалимский храм – подобие небесного. Не пытается описать внешность бога, но благодаря поэтичности слога передаётся трепет его. Этот бог символизирует величие бога, всемогущество, славу.

У Серафимов (имеют огненную природу) 6 крыльев: 1 пара – закрывать лицо от взора бога, 2 – прятать наготу, 3 – летать, исполняя поручения бога.

И тогда Исайя увидел то, что скрыто от взора света. В речах Исайи образ бога приобрёл новые черты: это не только бог правды и милосердия, но и святости. В ВЗ «святость» не сводится лишь к нравственности.

Слово «кадош» - «отрекать», нечто отделённое, посвящённое культу, храму. Значение «святости» расширилось: обозначает бытие божественное, которое обособилось от всего остального. Божественная святость: бог отделён от всякого совершенства. Слава – всемирная, космическая. Он несравним ни с чем другим, это выражено в гимне серафимов. Бог – личность, действующая в мире. Но у него другой лик, чем у людей. По отношению к человеку «святой» - посвящённый богу, непорочный. Человек знает волю бога, но не знает его самого.

- бог свят

- бог – слава. Она всемирна, предопределяет присутствие бога во вселенной, властность. Слава подобна огню, сиянию света. Он такой яркий, что ослепляет тьмой человека.

Еврейское слово «слава» = «вес». Вес человека в жизни определяет уважение к нему, его славу. Слава – не только доброе имя, но подлинная ценность. В основе авторитета, могущества, атрибут царя.

Исайя видит славу бога Яхве как царскую славу. Она есть «огнепоедающая» святость, разоблачающая скверну. Побеждает очищением, а не уничтожением. «Горе мне, ибо я человек с нечистыми устами… Глаза мои видели бога Саваофа» - Исайя.

Нравственная чистота соединена с божественной святостью. Исайя понимал, что не все иудеи смогут принять святость бога, поэтому наказание неминуемо. Кара для них – очищение, приобщение к святости.

Образочищения (в 6 главе) в храме. Когда Исайя сказал «горе мне…», то произошло то, что в стихе у Пушкина «Пророк» - горящим углём серафим коснулся уст, теперь грех очищен, беззаконие убрано. Исайя после этого приобщился к святости и стал достоин услышать бога. Бог спрашивает, кого призвать, Исайя вызывается.

Исайя обличал нравственную распущенность, неблагодарность людей, предсказывал скорое возмездие.

ДеньЯхве (глава 5) – день Суда. «Винограды – бог, виноградник – люди» - урожайная песнь Исайи. Пел эту песню, чтоб привлечь внимание людей: «хозяин, заботился о саде, а виноградник принёс дикие плоды. Что делать? Отнять ограду, стену, оставить сад в запустении, без полива». Идея песниноваторская, за ним потом её повторяли (в 15 главе Иоанн Богослов: «я истинная виноградная лоза, отец – виноград»).

Пророчествуя, Исайя сформировал новуюфилософиюистории: победы в войне больше не значили благословения бога, ведь планы его непостижимы.

В период войн и падения Северного царства Исайя возвещал о грядущем мире и спасении. «И будет в последние дни гора бога господствующей во главе гор… и перекуют мечи на оралы (отказаться от военных действий, намерений, заняться мирным трудом)».

О рождении царя.

Национальное сознание с универсумом сливается: не только евреи познают истину, а все народы: «волк будет пить с ягнёнком…» Во главе нового царства должен будет встать царь из рода Давида. В проповеди Исайя описал справедливого царя: «он совместит все добродетели, будет мудр, как Соломон, храбр, как Давид, будет бояться и почитать Яхве». Этот царь имеет разные имена: «младенец», «сын», «чудный», «отец вечности», «князь мира», «Иммануил» («с нами бог»).

«Царь» по-еврейски – «машиах», по-гречески – «мессия». Это и царь, и помазанник бога («христос»).

 

Иеремия (конец 7 в.)

Священник под Иерусалимом. Проповедовал 7 лет. Начал – в сложное политическое время: усиление Вавилонского царства. Оно влияло на всё, цари ориентировались на Египет. Иеремия обличал их политику (предсказывал плен вавилонский, падение Иерусалима), поэтому подвергся преследованиям. Сидел в тюрьме (за измену родине). Но дожил до осуществления предсказаний. После разрушения его города был в Иудее. После очередного восстания убежал в Египет и умер там.

Ему не было и 20, когда бог призвал его на службу. Всю свою жизнь мучился и страдал, пророческое учение было непосильным бременем для него, всю жизнь вынужден был исполнять волю бога, не мог этому сопротивляться.

Его также называют «плачущим» пророком. Книгу Иеремии в Талмуде называют «книгой угроз». Он не похож на Исайю борется с собой, чтоб не изменить призванию. Познал тайну живой беседы с богом.

Он отождествлял себя с народом больше, чем другие. Трагедия народа ранила сердце Иеремии, заставила мешать трагические пророчества со всплесками боли, отчаяния. Отрывки: «он молится богу из самой глубины души – «исцели меня, спаси… ты хвала моя, пусть слово господне придёт». Такие возлияния не типичны для предыдущих пророков. Даже Осия скрывает лицо за проповедью, Иеремия же проходит испытание на веру. Эти отрывки называются «конфэшнс» - «исповедь». По мнению Руссо, эта исповедь раскрывает сердце Иеремии, для него это попытка объясниться с богом. Служение обрекло его на непонимание, одиночество. Отрывки – свидетельство мучений.

Иеремия верил, что плен, гибель – не конец, а очищение. Предсказывал крушение Вавилона, избавление от плена.

Приобретая из тюрьмы землю, захваченную врагом, Иеремия заявляет, что народ ещё вернётся на родную землю.

Кажется, что бог оставил народ. Иеремия же возвещает завет народу новый: его бог не пишет на скрижалях, а вкладывает в сердце. Все сами познают бога, будут прощены (самое известное пророчество). Новый Завет исполнит обещания Старого. Возникнет новая общность людей, где все будут знать бога. Это пророчество касается времён, которые наступят неизвестно когда. Подводит нас к НЗ.

 

Иязекииль (6 в.)

Принадлежал к первой партии переселенцев, иерусалимской элите, аристократический священник (сначала переселяли самых лучших).

Поселился на берегу реки Ховар. В 593 г. до РХ призван на службу.До призвания жил в Вавилоне несколько лет богато, свободно. Имел там дом.

Знакомство с иудейской культурой наложило отпечаток на его книги. Они возвышенны, таинственны, со странными видениями.

Призвание на службу пришло к нему в виде видения: отверзлись небеса, а на небе – рука господня. Видение такое необычное, что раввины запрещали читать 1-ю часть книги, можно было только мужчинам после 30 дома.

Видение это напоминало видение Исайи: «бурный ветер от севера… и яснее вокруг облака, середина его сверкала пламенем» (пламенный ореол славы), «среди огня – трон, который несли 4 херувима крылатых (имели черты льва, орла, тельца, человека)». У Иязекииля херувимы – ангельские силы, служащие богу. «Они напоминали вавилонских мифологических существ: полулюдей-полузверей. Слава распространяется и на них. И. увидел, что их движениями управлял божественный дух, под ними двигались сверкающие колёса, ободья из полны глаз. Движения колёс совпадало с движением херувимов». Всё это – опора священного начала, подобие славы, кристалла, излучающего сияние – символ невидимого. «Над сводом – подобие сапфирового престола, над нам – подобие человека из света и огня. Видел пылающий металл, огонь, сияние вокруг него».

Потрясённый, И. упал и услышал: «сын, я посылаю тебя к сынам Израиля… Пусть знают, был пророк среди них». Бог простёр руку со свитком: «плач, стон, горе», приказал ему съесть свиток.

Другоевидение: действие в храме в Иерусалиме. Там проходят моления языческим богам. Тогда слава бога отошла от храма, оставив Иерусалим на разгром. Херувимы ушли. Встали у восточных врат храма, их облако побыло немного над городом и исчезло в Мясопотамию. Для Славы нет границ. Херувимы свободны. Дом божий пуст.

Слава оставила Иерусалим, чтобы в будущем бог мог заключить с оставшимися после разгрома в живых новый вечный завет. Ещё до окончания падения Иерусалима И. предвидел возвращение евреев из плена, отказ от идолопоклонничества навсегда.

После падения Иерусалима тон пророчества изменился: надеется на возвращение Израиля.

Видение «сухих костей».

В долине смерти увидел поле с костями. Бог: «кости, слушайте моё слово. Я введу в вас жилы, плоть, кожу, оживёте, узнаете вы, что я господь». Как сказал это, так кости стали сближаться и произошло то, что сказал, но духа в них не было. Бог изрёк пророчество духа и все ожили, встали. Он продолжил: «открою гробы, введу в земли Израиля».

Кости – народ Израиля после падения Иерусалима (они «умерли», когда ушли в чужую страну, но вернутся).

Изображает воскрешение мёртвых. Видел время, когда в конце истории бог восстановит всё, как до грехопадения. Будет жизнь, мёртвые – её часть (реальность НЗ).

Это пророчество читается в Великую Пятницу, накануне Пасхи.

 

«Образ доброго пастыря и стада».

Важен в ВЗ. Для И. Яхве – добрый пастырь, ищущий своих заблудших овец, чтобы вернуть их на пастбище.

 

Книга И. заканчивается видением Нового Иерусалима: «и увидел, как Слава Яхве вернулась в Иерусалим и новый храм».

 

Исайя 2.

Точное имя его неизвестно. Он самый великий пророк ВЗ, величайший поэт. Ему принадлежат 66 глав (начиная с 40).

Первыеглавы: евреи в Иудее. Бог падения не хочет, храм Соломона цел.

С 40 главы: Иудея опустошена, храм разрушен, евреи в Вавилоне. Вавилон – правитель мира, но и он скоро падёт, персидский царь Кир победит Вавилон.

Речи его: возвышенный стиль, серьёзный. В поздних главах манера меняется: больше чувств, торжественные песни. Поэзия и пророчества сплетаются. Этим языком выражена новаябогословскаяконцепция.

- для Исайи 2 День суда наступил («покайтесь!»), внушал, что бог идёт не судить, а избавить от рабства Израиль.

Первая часть книги написана через 200 лет Исайей 2 в Вавилоне. Главы же с 55-56 другие (возможно, это Исайя 3).

Писания Исайи 2 показывают, что ученик превзошёл учителя. В основепророчества Исайи 2 – провозглашение вести о грядущей славе. Первые слова: «утешайся, народ мой, говорит бог с вами. Ошибки прошлого забыты, всякий дом выпрямится, явится слава господня, спасение божие». Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь господу. В переносном смысле: пророчество Иоанна Крестителя, готовившего путь для Христа.

«Всякая плоть – трава, красота – цвет, слово бога – вечно» - Исайя.

Божий замысел связан с городом Иерусалимом. Он должен возвестить другим городам, что господь придёт и сила его - всевластье. В боге этом есть черты царя-победителя, доброго пастыря.

План бога – обращение ко всем. Спасение не только Израиля, но всего человечества.

Несколько глав – «Песни служителей». Для пророка народ божий – «евед» - служитель. Слово «служитель» толкуют по-разному:

- исторические лица

- Израиль – народ божий

- личность Мессии (помазанник, Христос)

На греческом есть несколько песен про «сына» («паис»), что поможет лучше понять пророчества Исайи 2: может, он подразумевает личность Мессии, через него и совершится спасение. Христос Мессия будет совершать свою миссию незаметно, без величия. Исайя провидит, что Мессия будет не только наставником, но станет спасением для грешников, искупит их грехи (53 глава). Исайя 2 изображает смиренного Мессию, в страданиях Мессии заключена победа. Он невинен, но страдает за грехи людей. Мученик, приносящий себя в жертву «за беззакония людей». Эти строки – кульминация ВЗ.

 

7) Последниеглавы принадлежат Исайе3.

Другой контекст. Поэзия пророка отрывается от исторического контекста. Открывается новая эпоха, противостоящая предыдущей. Исайя 2 радовался тому, что евреи вернутся, теперь поэзия в метаисторическом плане: воитель божественный победит силы зла.

«Я творю новое небо, землю… Прежние не будут в воспоминаниях. Творю Иерусалим с весельем. Не будет плача, вопля. Всё будет в мире, согласии». Последние строки приводят нас к апокалиптической литературе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.015 с.)