Исторические книги Ветхого Завета. Концепция истории в Ветхом Завете. Эпоха Судий. Эпоха царей.Цари Саул, Давид, Соломон.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические книги Ветхого Завета. Концепция истории в Ветхом Завете. Эпоха Судий. Эпоха царей.Цари Саул, Давид, Соломон.



К историческим книгам относятся: 4 Книги Царств, Книга Иисуса Навина, Книга Рувфь, Книга Судий.

Моисей умер раньше, чем евреи увидели землю обетованную. Его преемником стал Иисус Навин. Об этом рассказано в исторических книгах, следующих за Пятикнижием («Книга Судий», «Книга Царств»).

Основной вопрос Библии – хронология, которую нельзя точно установить (Пятикнижие). Ведь нет чёткости летоисчисления в ВЗ, Маккавейские книги – до 135 г., уход евреев из Египта – около 1290 г. до РХ. С историческими книгами проще: археологические данные помогают при выстраивании истории древних евреев.

На первый план выходит в этих книгах концепция бога-карателя (ревнителя). В исторических книгах - история еврейского народа. Периоды:

1) ЭпохаСудий. (1200-1025 гг. до РХ). Заселение евреями земли обетованной; возведение на престол первого израильского царя. В течение многих поколений завоеватели не могли дойти до побережья. Рассредоточились: юг – Иудея, центр – горный район, север – Галилей. В остальных районах пока жило коренное население. Между отдельными израильскими племенами – вражда, что затрудняло завоевание Палестины. Народ из кочевников превратился в земледельцев.

Уклад примитивен, но общий религиозный культ. Духовным центром был г. Силон, место служения первосвященников, расположенная в скинии (палатка с заветом). Ей поклонялся весь народ. Судья – вождь племени, выполнявший защитную и руководящую функции. Пророки побуждали к вражде вождей.

Варак и пророчица Дебора – возглавляли. Она выступила против завоевателей, пела хвалебную песню.

Гедеон – отразил нашествие кочевников.

Самсон – вражда с Палестиной.

Во имя бога действовали остальные судьи.

«Судья» - заимствованное из административного права слово. Полководец, победив, становился вождём («Еифой»). Простые люди тоже могли быть вождями.

С религиозной точки зрения эпоха судий – время отклонения от истиной веры, за которым следует время раскаяния.

 

Самым известным из судий был Самсон, отличавшийся силой и глубокой преданностью богу.

Назореи – люди, принимавшие особый обет на служение богу, не могли пить вино и стричься.

В юности Самсон поддался страсти к язычнице. Захотели жениться. По пути к ней он растерзал напавшего льва. В трупе льва был рой пчёл. Загадка: «Из едущего вышло едомое, из сильного – сладкое». Стал мстить неверной жене: Однажды он поймал лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимлянские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел. Сам Самсон скрылся в горах.

20 лет был Самсон судьёй. Но снова влюбился в палестинку Далиду. Она же хотела узнать, в чём тайна его силы. Усыпила его, поняла, что сила в волосах и остригла. Самсона вскоре поймали, ослепили и посадили в тюрьму. Там у него выросли волосы и сила вернулась. Он разрушил храм, в котором были все правители Палестины, и люди погибли. Так он им отомстил.

После его смерти филистиняне (Палестина) захватили Израиль. Народ захотел, чтобы царствовал пророк Самуил. Он сначала отвергает требование народа, так как царство противоречит учению Моисея, но затем принимает.

 

Эпоха Единого царствования.

1025 – 1004 гг. – время царствования полководца Саула. Это эпоха войн с фелистимнянами. Вскоре страна очищена от врагов. Саул:

- реформировал военные силы

- создал постоянную армию

- разделил её на отряды (1000, 100).

Он не был хорошим царём, был подвержен вспышкам гнева, способен на святотатство, поэтому не мог быть помазанником: не дождавшись пророка Самуила, совершил жертвоприношение сам, хотя не был священником.

Тайно Яхве отрешил Саула от царства и помазал Давида, победившего великана Голиафа с помощью камня. Давид был хорошим поэтом, музыкантом. Когда у Саула были вспышки гнева, Давид успокаивал его игрой на псалтыре. Стал любимцем царя, народа, женился на дочери Саула. После опалы бежал в горы, где жил до смерти Саула, так как тот стал опасаться Давида и хотел его убить.

1006 – 965 гг. до н. э. – провозглашение Давида на царство. Он полностью свергнул завоевателей фенистимлян, завоевал множество территорий. Провёл много реформ:

- в систему военной службы ввёл наёмников.

- союз племён 12 колен – центральное государство со столицей в Иерусалиме.

- увеличил число чиновников.

Иерусалим стал любимым городом Давида, столицей (находится в центре, мимо города – торговые пути, окружён пропастями). К Иерусалиму присоединил город Сион. Перенёс также туда ковчег завета, переселил священников: столица стала культурным, судебным и священным центром. Таким образом Давид окончательно закрепил Израиль на земле обетованной и усилил его политическое могущество.

Давид – великий царь, близок к богу, пророк. Великодушен, цельная натура. Основал династию, продержавшуюся около 400 лет, вплоть до разрушения храма.

50 псалом.Зашёл Давид на крышу дворца. Увидел Версалию купавшуюся, но она была замужем. Распорядился так, что её муж погиб в бою, а сам женился на ней. Пророк Профан узнал об этом грехе Давида, и Давид покаялся (покаянный псалом 50).

Последствия греха:умер первенец Вессалии; в последние годы жизни Давида в семье были распри, сыновья враждовали друг с другом; сын Ависаллон поднял мятеж, Давиду пришлось бежать…

 

Преемником Давида стал Соломон (965 – 928 гг.), младший сын Вессалии. В начале правления столкнулся с оппозицией, но подавил её. Черта его царствования: прочный мир. Он мудрейший из царей. Бог дал ему «сердце мудрое, разумное». В период его правления Израильское царство стало играть важнейшую роль среди соседних государств. Египетский фараон отдал ему в жёны свою дочь.

- во внутренней и внешней политике следовал линии отца.

- получил выход к морю.

- брал дань с караванов за безопасность на пути.

- за расширением торговли возросло количество литературы, настал её расцвет (притчи Соломона; писал эпиграммы).

- Вершинацарствования– храм на горе Синай, открыт был в 953 г. Стал центром жизни, местом проведения главных праздников.

- Иерусалим – центр национальной жизни.

Пал Соломон тоже от греха. У него был большой гарем. Жёны советовали ему построить храм языческим богам, за что бог наказал детей Соломона, лишив их части царства.


20. Эпоха двух отдельных царств(928 – 720 гг.) Падение Иудеи и Вавилонский плен.Судьба Израиля после освобождения из плена.

После смерти Соломона царство разделилось на 2части

 


Южное (Иудея, столица – Иерусалим)

Северное (самостоятельное государство:Израильское царство, Эфраила, Самореш царства, Израиль – столица Самария)

 

 

В течение 2 веков библейской истории эти два царства соперничали, воевали между собой.Закончилась эта эпоха падением Самарии.

Израильскоецарство раздирали междоусобицы, вражда за трон. За 2 века там сменилось 12 правителей, половина из них были убиты. Правители Израильского царства, решив сохранить могущество, построили свой центральный храм, чем нарушили монотеистичность. Бог прогневался: царство завоевали самаритяне. В 721 г. царь Саргон разрушил Самарию, люди переселились, на их место пришли другие народы. Часть иудеев осталась и смешалась с самаритянами.

Иудейскоецарство просуществовало дольше, ему было суждено продолжить традиции еврейского народа. Царь Осия пытался восстановить истинную веру, заключил союз с Египтом. В 586 г. – Иерусалим пал от осады Вавилоном, большая часть населения уведена в плен, храм Соломона разрушен.

Эпоха «второго храма».

В изгнании появились пророки. Иудеи же раскаялись и обратились к богу, в результате Вавилон пал: в 538 г. персидский царь Кир разрушил Вавилонскую империю. Разрешил евреям вернуться на родину. Иудеи перемешались, стали «новым» сплочённым народом. Был восстановлен «второй храм» (его эпоха характеризуется монотеизмом, патриотизмом, верой в спасителя). 70 лет простоял новый храм.


21. Пророческие книги Ветхого Завета.

Занимают четверть ВЗ. Это самая трудная для толкования часть ВЗ. В православных книгах находятся в конце.

Кто такие пророки?

Закон Моисея обязывал священников учить благочестию народ, но некоторые священники были заняты принесением жертв в храме, у них не хватало времени и желания для народа. Политеизм языческих народов постепенно перенимался евреями, еврейские цари подавали «отрицательный» пример. Чтобы наставить людей на путь истинной веры, бог посылает пророков, указывающих народу на его нравственное бесчестие, предсказывающих будущее. Если священство передавалось по наследству, то пророком каждый мог стать только индивидуально.

«Пророк» - «говорящий», «вещающий», «видящий», «прозорливец».

Вопрос: пророк сам призывает или призван, чтобы стать вестником? Дар предвидения у пророков был подтверждением того, что они посланы богом.

Отличия пророка от языческогооракула: языческие прорицатели давали откровения частного порядка (об отдельных людях, государствах), их слова – независимые изречения, двусмысленны. У пророков же образ бога вырисовывался через их изречения с необычной ясностью, пророчества касались не только евреев, но и всего мира.

 

Пророк – МОИСЕЙ.

Он образец для последующих пророков. «Итак пойди, и я буду при устах твоих и научу тебя, что творить» - бог Яхве снизошёл до него и открыл своё «слово». Эти же слова говорят и другие пророки.

Бог – «не грозные стихийные силы, это веяние тихого ветра», духовное и нравственное начало. Пророки видели в себе посланников бога, в чём и заключалась их сила, они живут «в присутствии вечного». Пророки пользовались уважением у народа. Ограничений по полу не было (пророчица Девора). Они пробуждали совесть, дух. Евреи попали под влияние языческой культуры – пророки вразумляли их.

«Аладат» = «знать»; «обладание», «близость». Аладат бога – приблизиться к богу через любовь.

В 11веке появляется сонмпророков или «община сынов пророческих» (возглавил пророк Самуил). Это было религиозным братством, школой. Ученики помогали пророкам. Жили общиной, изучали писание, переписывали книги. Некоторые одарённые ученики даже стали пророками.

Истинный пророк отличался бескорыстием, верой в бога, послушанием, отвагой – из-за этого пророки подвергались преследованиям (обличали идолопоклонство, говорили правду царям).

Пророчество не передавалось по наследству, бог сам выбирал человека. Пророки могли появляться в любых слоях общества. Основаобщества: царь, священник, пророк.

В последние века перед РХ пророков не было, и люди их ждали. (Иоанна Крестителя радостно встретили).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.011 с.)