Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монотеистическая концепция Библии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фараон Эхнатон проводил религиозную реформу, однако она продержалась недолго. В 8 веке (во время пророков) в древнем Израиле утвердился монотеизм. Концепция ВЗ о представлении бога: ответить на вопрос, что такое бог, только опираясь на Библию, нельзя (в ней нет единого трактата о боге). Библия приглашает читателя не рассуждать о боге, а приближает к пониманию его слов. Бог – тайна, существующая отдельно от людей и вещей. Люди конечны, поэтому не могут понять бесконечное – бога. Мистики о тёмном мраке, в который входит человек в стремлении постигнуть бога. Но мрак – божий свет, который сложно уловить человеку. Человек способен иметь только самые ограниченные представления о боге, которыми нельзя удовлетворить любопытство. Но это не значит, что пути богопознания закрыты. На каждой странице ВЗ и НЗ бог открывается, позволяя познать себя через дела, слова. Хотя он непостижим в полной мере, открывается в той мере, какой это необходимо. Ветхий Завет о боге: · «Бог един. Я первый, я последний, кроме меня нет бога» (пророк Исаия) · Творец и правитель мира. Всё в мире подчинено его воле. · Бог сам создаёт законы природы. Всё, что существует в мире, связано с ним.(Отличие Библии от язычества) · Он концентрация духовных и нравственных сил. · Находится вне космических процессов. · Не подлежит жизнеописанию (нет плоти), бессмертен. · Не зависит от материальных сил. · Не борется с духами зла, безгрешен. · Не имеет даже физического облака. · Символически его изображать нельзя. · Непостижим. Однако, согласно Библии, бог – личность, начало; человекоподобное существо (антропоморфизм). Это основано на опыте личной встречи с богом. Библия начинается с рассказа об акте творения. И это отличается от Вавилонских преданий, в которых бог – не первый элемент материи. · Победа над хаосом – не битва. · Акт творения – задуманный план. Библейский текст не претендует на то, чтобы становиться научным объяснением про происхождение вселенной. Он свидетельство веры, многозначим. Цель: передать людям сведения насчёт замысла бога о земле, людях.
Слово «вначале» указывает на первоначальный момент творения, на то, что у бога нет начала, он источник бытия. Мир создан не из готового вещества, а из «ничего», что опровергает гипотезу о мире как о самобытной материалистической сущности. Ветхий Завет начинается так: «Вначале сотворил бог небо и землю…» - творение видимого и нет миров. Ангелы образуют большой невидимый мир. Служат богу, превосходят человека способностями. Небесная иерархия по Дионисию:
В первобытном состоянии земля была без всего: хаос. Всё ждало слова творца. Дух божий носился над водой. 6 дней творил бог. («Шестоднев» - рассказ о творении мира). 1 день: Создал свет и тень. Свет – световая энергия, вызванная богом из первозданного вещества. Творит только с помощью слов. После того, как увидел творение – мысль о благости: «И увидел бог свет, что он хорош». Эта мысль повторяется 7 раз в первой главе книги Бытия. Акт творения. 2 версии.Библейская концепция человека. ТВОРЕНИЕ МИРА. ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ. В первые 6 дней создаёт твердь (небесную атмосферу), отделяет твердь от воды, делает растения, сушу, животных, птиц, человека. На 7 день отдыхает. ВТОРАЯ ВЕРСИЯ. Порядок обратный: сначала человек, потом всё остальное.
Сходятся эти 2 представления в том, что главная цель творения – человек.
ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ (Элохист). Сотворен человек по подобию божьему для владычества над всеми. Сотворил мужчину и женщину, сказал им: «плодитесь и размножайтесь», «я дал вам дерево, плоды, а зверям – траву». Человек создан последним; он венец творения. В нём есть божественный элемент – подобие бога. Дана власть над животными. Наличие потомства – воля бога. ВТОРАЯ ВЕРСИЯ (Яхвист). Человек – соработник бога, принимающий участие в творении. Адам – «адамас, созданный из праха земного». Бог вдохнул в него дыхание жизни. Поселил в саду. Потом сотворил животных – помощников человека. Человек даёт им имена и таким образом «овладевает» ими, проникает в сущность животных. Среди зверей нет помощников, подобных человеку, поэтому бог усыпляет Адама, берёт его ребро и создаёт жену. Нагие были оба. «Адамах» - «земля». Сходство между человеком и животными – земное начало. Различие – 1) дыхание божье (у человека); 2) человек – хозяин животных, так как нарекает их; 3) животные – помощники. Брак по воле бога моногамен, нерасторжим: «да оставит мать свою, прилепится к жене».
В отличие от других существ человека бог создал собственноручно, вдохнув жизнь в лицо, придав человеку признаки, свойственные божеству. У библеистов особый взгляд на тело: · Не темница · Нет презрительного отношения к плоти · Оно сотрудник души. От неё зависит, будет ли она рабой тела или сотрудником. С телесной смертью связь тела и души не прекращается, ведь с воскрешением всё обновится. Душа бессмертна.
Сначала в ВЗ после смерти душа уходила в преисподнюю, где любая душа была в жалком, полудремотном состоянии. Надежда на то, что души праведников избегнут этого состояния, обретут новую жизнь. В НЗ «душа» и «дух» - синонимы, но могут иметь и разный смысл. ТРЁХСОСТАВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: 1) тело, 2) душа, 3) дух. Взаимосвязь этих элементов определяется нравственным состоянием человека. Тело – животный организм. Душа – низшая духовная сущность, где заложено всё: наука, искусство, обращение сил на устройство жизни. Дух – часть божества; орган богообщения (совесть). Одухотворение души в более высоких формах. «По образу и подобию», свойства души, приближающие к богу: - дар любви - духовная деятельность - отношение сыновства (человек – сын бога) – исключение расизма. Реализация образа – святые (достижимость совершенства).
Цель человека: достичь богоподобия; взойти от образа к подобию, руководствуясь разумом и волей, руководимый богом.
Бог обещал быть руководителем, но человек не доверился ему и согрешил. Теперь пути достижения цели другие: до грехопадения были – через рай («paradise» - сад), после – через земную жизнь, борьбу с грехами. Сад – место блаженства, счастья. Всё было в подчинении у человека, жена – в помощь дана была. Деторождение угодно богу! Высшее совершенство первых людей – нравственная невинность («и были они нагие и не стыдились»). Адам и Ева общались с богом, они прообраз церкви. Союз их с богом строился на взаимной любви, верности, преданности. Человек, однако, был свободен в своём отношении к богу. Решил бог устроить испытание, чтобы укрепить веру человека: запретил вкушать плод с дерева добра и зла. Человек был искушён змеем, который проник из мира. Изначально зла не было, оно проникло позже как противопоставление добру, отказ от добра. Суть зла – разрыв с богом (акт свободного выбора). Человек нарушил запрет из-за змея, завидовавшего людям. Сатана в Библии – он невидим, но его влияние проявляется в действиях других существ. По учению церкви Сатана - ангел (Люцифер – «несущий свет»). Потом он отпал от бога, а за ним и некоторые другие ангелы. Так зло вошло в мир. Давая запрет не вкушать плодов, бог закрыл лишь путь мнимого всеведения, но не путь познания вообще. Нарушив заповедь, Адам и Ева отходят от бога, признавая, что хотят быть независимыми, разрываются с богом. Искушение направлено против веры. После греха смерть вошла в мир. Появилась греховность, телесное перевесило духовное. Как наказание физическое – бог послал болезни, тяжкий труд; моральное – похоть, гордыня, вражда между мужем и женой. Но не отнял: свободу воли, разум, способность постигать духовность. Изгнав человека из рая, бог вселил в него надежду на восстановление блаженства.
История начинается с изгнания первых людей из рая. Ветхозаветная концепция времени: время существует в 2-х аспектах – · Время космическое · Время историческое Бог управляет обеими формами времени. Космическое время: древние евреи верили, что бог сам установил законы природы (времена года, светила – знак порядка). Поэтому календарь – это не только светское начало. Календарь имеет своеобразный характер: служит для отмечания праздников, обрядов (годичные, 3-х годичные, субботние, юбилейные, недельные). С помощью календаря всё охвачено обрядами и правилами. Сейчас эти обряды тоже совершают. Историческое время: Космическое время цикличное (повторы), историческое - нет (все события неповторимы). Бог проявляет себя в этих событиях. Их них складывается история – божественные деяния. Современная история имеет 2 части (расположена между Началом и Концом). Она направляема замыслом божьим. В Библии историческое время имело свои мерила длительности: - по поколениям (семейное, род) - по царствованию (после установления царской власти) - эры - эоны (накануне РХ) Античное мышление соотносило человека с первобытным временем: золотой, серебряный, медный, железный, каменный века.
С момента грехопадения в истории действуют 2 начала: зло, упадок – божий суд – добро – спасение. Есть путь ко спасению вопреки непослушанию.
Плоды первородного греха в книге Бытия. Первенец Адама и Евы Каин убил Авеля. Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».
Бог благосклонно принял только жертву Авеля (решил испытать Каина): «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло (нет объяснений, почему). После этого Каин убил Авеля: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Каину нужно было больше доверять богу. Автора Библии волнует нравственный аспект. После убийства он борется с совестью: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» После этого в мир реально вошла смерть. Согласно первобытным верованиям, смерть не была уничтожением, ведь оставалась тень, попадавшая в Шеон, яму, где обитали все подобные тени. Бог не обращает на них внимания. Учение о воскресении мёртвых возникло во время РХ.
Как вознаграждались праведники? Их жизнь продолжалась в их потомках.
Для Каина последствия убийства были плохие: земля принявшая кровь Авена, отвергает Каина. Не даёт ему заниматься земледелием. Он обречён на скитания. Бог же защитил его: сделал знак, чтобы никто не смог Каина убить. Поселился Каин на востоке Тибета, основал город Нод. Женился, дети… Потомство его поселилось далеко от господа (= отлучение от церкви). Изгнанные потомки стали удовлетворять только материальные потребности, забыли о боге. Их плотское начало могло нарушить план бога.
3-й сын Адама и Евы – Сиф. Его потомки сохраняли память о боге. Одного праведника (Еноха) бог забрал живым на небо. Но вскоре потомки забыли о праведности, женились на дочерях из рода Каина. Зло проникло во всех, за исключением Ноя. Всё это было (4-11 главы) в доисторической части Книги Бытия.
Учёные пытались сопоставить события эволюции и Библии, что свидетельствует о недостаточном понимании текста. И вывод в этом сопоставлении зависел от того, был ли исследователь верующим или нет. На основе исторических данные мы можем судить о развитии человека в той или иной эпохе, но не о событиях (которые есть в Библии, стремившейся показать нравственные особенности тех людей. Библия называет имена, данные, показывает, что бог Авраама – бог всего человечества, управляющий миром с начала творения).
Границы истории широки, но потом сужаются до рассказа только о евреях. В первых главах книги Бытия мало рассказывается о жизни Авраама, центральное место занимает 7-я глава – потоп. Заполняются они генеалогией:1-я генеалогия – 10 имён от Адама до Ноя, 2-я генеалогия – 10 имён от Ноя (Сина) до Авраама. Почему по 10 имён? Древние семитские культуры не заботились о точности чисел. Тогда числами пользовались в их символическом, условном значении, которыми пестрит Библия: 2 – несколько в 2 раза больше – множество вдвое – во много раз больше 4 – стороны света 5 – «пальцев», мнемотехническое запоминание 7 – большое число, много 12 – месяцы года 40 – годы жизни одного поколения (40 лет странствий по пустыне). Продолжительность времени не может быть точно установлена. Символическоезначение чисел: 4 – «всё», число космической совокупности 7 – полнота, серия, законченность, число высокой святости 12 – совершенство (применимо к народу: 12 апостолов…) У евреев не было знаков для передачи чисел, поэтому их писали буквами: первая буква алфавита – I. Гематрия – особый способ, излюбленный древними, согласно которому определённое число обозначает имя человека. Существует предположение, что в НЗ в Евангелии от Матфея («было 3 раза по 14 родов») число 14 = 4+6+4, 4 – Д, 6 – В, 4 – Д Давид, то есть Иисус – трижды Давид. Было по 10 имён в родословной, и это большое количество, значит, событие занимает длительное время. Родословная – литературный жанр, содержащий перечисление потомков. Цель: показать принадлежность людей к роду. Из соображений краткости в ней отсутствовали промежуточные звенья. Пример: «Исход». Время, проведённое в Египте – 430 лет. В родословной Моисея 2 имени, а должно было быть больше. Слова «родил» и «сын» многозначимы. «Сын» - потомок. Таким образом, родословная может «обмануть», но она в худ. форме воспроизводит целую эпоху истории. Между 2-мя родословными – сюжет о потопе. Этот сюжет на Древнем Востоке в произведении «Поэмао Гильгамеше» есть. В ней говорится о том, что в совете богов было решено истребить людей. Бог Эа открыл эту тайну человеку Утнапиште. Повелел ему построить корабль, ввести животных и т. д. Дал размеры корабля. После окончания работ начинается потоп. Боги сами в ужасе: потоп длится 6-7 дней и ночей. Всё ужасно! Утнапиште после окончания выпускает из ковчега птиц. Всё хорошо. В Библии приводятся 2 рассказа: Яхвиста и Элохиста. Отличие библейского рассказа от «Поэмы» - разные мотивы потопа.Языческие боги хотят уничтожить людей, так как те шумят. В Библии господь раскаялся, что создал людей, они греховны. Хочет всех истребить, но Ною даёт благодать. Бог заново всё начинает после потопа, новый первый человек – Ной. Кульминация – завет бога с Ноем, кульминацией которого стала радуга. «Праведный» - эпитет Ноя, но будет применён и по отношению к Аврааму. Через какое-то время зло снова появилось в мире: гордые люди решили построить Вавилонскую башню, в результате чего бог разделил языки. Потом – забвение бога, избрание нового праведника – Авраама.
Библейские патриархи. Ветхозаветные праотцы. Рассказ о них переносят читателя в начальный период истории Израиля (12 – 35 главы). Это период «Средний бронзовый век» - с 20 – 16 вв. до н. э. При анализе учёные руководствовались преданиями, что ставит под сомнение некоторые факты. Культура Месопотамии (4 тыс.), как и Египта, древнейшая в мире. Уже в 3 в. до н. э. народы Междуречья имели письменность (шумеры – свой язык, и аккадцы – вавилонский, ассирийский, иврит). В 24 в. до РХ аккадцы покорили шумеров. Потом было наоборот. Город Ур Халдейский (шумерский), где родился первый патриарх, стал процветающим торговым центром. В начале 2 тыс. до н. э. шумерское царство пало. Тогда во времена смуты Междуречье завоевали амуреи (сирийцы), чему, по мнению библеистов, сопутствовало путешествие Аврама по Мясопотамии (24 в. до н. э.), что способствовало распространению племён. Имена: Вениамин, Иаков, Аврам – общие для этих народностей. Названия некоторых городов похожи на имена родственников Авраама. Позднее в Мясопотамию вторглись гурриты (другие библеисты относят путешествие Аврама к этому периоду). Хапиру – группа людей вне родоплеменных общин и других социальных связей, скитальцы-кочевники, не имевшие гражданства. «иври» = евреи, но всё же считается, что хапиру не были евреями, а это слово стали употреблять позднее. Аврам и его сын – хапиру, но это не помешало им переселиться с началом голода в Палестине в Египет. Смысл этих глав: Бог избрал праведника, новый род, Аврама («отец верующих») для сохранения религии. С ним бог возобновил свой завет. Аврааму исполнилось 75 лет, когда услышал голос божий: «Пойди из дома отца твоего… Возвеличу имя твоё, род твой…» Авраам ушёл, стал кочевником. В награду бог благословил его, пообещал потомство. Щедрость бога к Аврааму. Во время путешествий Аврама бог являлся к нему ещё несколько раз, обещал ему и потомству землю обетованную. В 99 лет явился к Авраму и дал ему имя «Авраам» - «отец множества народов», а Сара – жена его – стала Сарра – «госпожа племён». Союз Авраама с богом закрепился обрядом обрезания. На 8 день обрезают младенцев. Обряд свойственен другим народам, проводится, когда юноша становился взрослым. Теперь он – знак принадлежности к общине людей, закрепивших союз с богом. В духовном смысле – отсечение похотей, желаний. К 100 годам бог пообещал Аврааму сына (Саре 90) Исаака. В 18 главе явление бога в дубраву Мамвра Аврааму в 3-х ликах: Пресвятая троица (3 мужа было и 2 ангела). Завет Авраама – жёсткая вера. Вера крепнет через испытания. Бог подвергнул испытанию Авраама: он должен был принести в жертву сына Исаака. Это похоже на обычай – приношение первенца в жертву языческим богам. Авраам выдержал это испытание, когда он собирался убить сына, бог остановил его, и убили барана. Жертвоприношение Исаака – наиболее известный сюжет эпохи патриарха. Указывает на послушание богу Авраама. Философы Керкезор, Шестов, композитор Стравинский обращались к этой теме. Исаак на жертвенном камне предвосхищает Христа. Цель обещаний бога: установление зависимости еврейского народа от бога. Потом у Исаака родилось 2 сына: Исав и Иаков. Исав хотел продать брата (Иакова) за чечевичную похлёбку (в Палестине был голод, но мать не дала это сделать), изображён как светский человек, но щедрый и великодушный, не интересовался богом. Иаков – хитрец, ловкий, постепенно из-за доброты, стойкости к испытаниям становится достоин божественного благословения. Во время одного из странствий Иаков увидел сон: лестницу от земли до неба. По ней сходили и поднимались ангелы. Там бог повторил слова об обетованной земле. Через много лет Иаков возвращался домой, увидел второевидение: борьба с богом до зари, это испытание силы веры Иакова. В борьбе он повредил сустав бедра, но поборол бога, а в жизни стал хромым. Борьба раньше – дружественное упражнение для развития силы. Главный духовный момент: во время борьбы Иаков просит благословить его. Перемена имени – свидетельство его духовного перерождения. После этого испытания Израиль (новое имя) стал достоин бога. На древнем востоке имя – личность человека. Воздействовать на имя, значит, воздействовать на личность. Борьба бога с человеком – только в патриархальной части.
Книга Бытия умалчивает о политических событиях того времени, что затрудняет работу историков. Но мы можем судить о быте, нравах людей 1 тыс. до н. э. Семья. - Отец – глава, он заключает сделки с купцами, распоряжается деньгами. - Занимались скотоводством, земледелием. - Жили в шатре, ели вегетарианскую пищу; мясо – только для жертвоприношений и пиров. - Имели несколько жён, наложниц. - Браки – с согласия родителей. Невесту брали в дом жениха, но могло и наоборот быть. - Наличие большого потомства (сыновей) – признак благосостояния. Положение жены зависело от количества сыновей. - Бесплодие – позор. - Первородный сын имел больше прав (принадлежал богу), чем другие (они между собой уже равны). Эпоха патриархата закончилась со смертью Иосифа.
Рассказ об Иосифе. Рассказ об Иосифе – лучшие страницы Библии, в которых переплетается архаизм с тонким психологизмом. Одной фразой библейский автор может передать все чувства героев. Иосиф – любимый сын Иакова, проданный завистливыми братьями в рабство в Египет. Там он пережил много испытаний. Был слугой, потом домоправителем у вельможи Патифара. Тот отправил его в тюрьму. Начальник тюрьмы сделал Иосифа надзирателем над другими. Он стал отгадывать сны, вследствие чего стал приближённым фараона (ему сны толковал).Когда в Палестине был голод, братья Иосифа переехали в Египет, семья долго жила там. Иосиф вскоре увиделся с братьями, спросил их: «Жив ли ещё мой отец?» Братья испугались и не ответили. Как Иосиф оказался при фараоне? В 1720 г. до РХ Египет покорили гиксосы (симетические племена). Разгромили Нижний Египет благодаря колесницам, Верхний обложили данью. Переняли все внешние атрибуты власти. Их власть в Египте продержалась около 150 лет, столица – Аварис. Переселение семьи в Египет происходит в этот период. Фараон был иноземцев (из покорителей), поэтому вполне мог приблизить Иосифа. Точность египетских обычаев (погребальные обряды, имена – жена Иосифа-Осенефа, «Иосиф побрился, постригся») свидетельствуют о глубокой древности предания об Иосифе. Основа текста восходит к Досоломоновой эпохе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.014 с.) |