Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монотеистическая концепция Библии.

Поиск

 

Фараон Эхнатон проводил религиозную реформу, однако она продержалась недолго. В 8 веке (во время пророков) в древнем Израиле утвердился монотеизм.

Концепция ВЗ о представлении бога: ответить на вопрос, что такое бог, только опираясь на Библию, нельзя (в ней нет единого трактата о боге). Библия приглашает читателя не рассуждать о боге, а приближает к пониманию его слов.

Бог – тайна, существующая отдельно от людей и вещей. Люди конечны, поэтому не могут понять бесконечное – бога.

Мистики о тёмном мраке, в который входит человек в стремлении постигнуть бога. Но мрак – божий свет, который сложно уловить человеку.

Человек способен иметь только самые ограниченные представления о боге, которыми нельзя удовлетворить любопытство. Но это не значит, что пути богопознания закрыты. На каждой странице ВЗ и НЗ бог открывается, позволяя познать себя через дела, слова. Хотя он непостижим в полной мере, открывается в той мере, какой это необходимо.

Ветхий Завет о боге:

· «Бог един. Я первый, я последний, кроме меня нет бога» (пророк Исаия)

· Творец и правитель мира. Всё в мире подчинено его воле.

· Бог сам создаёт законы природы. Всё, что существует в мире, связано с ним.(Отличие Библии от язычества)

· Он концентрация духовных и нравственных сил.

· Находится вне космических процессов.

· Не подлежит жизнеописанию (нет плоти), бессмертен.

· Не зависит от материальных сил.

· Не борется с духами зла, безгрешен.

· Не имеет даже физического облака.

· Символически его изображать нельзя.

· Непостижим.

Однако, согласно Библии, бог – личность, начало; человекоподобное существо (антропоморфизм). Это основано на опыте личной встречи с богом.

Библия начинается с рассказа об акте творения. И это отличается от Вавилонских преданий, в которых бог – не первый элемент материи.

· Победа над хаосом – не битва.

· Акт творения – задуманный план.

Библейский текст не претендует на то, чтобы становиться научным объяснением про происхождение вселенной. Он свидетельство веры, многозначим. Цель: передать людям сведения насчёт замысла бога о земле, людях.

 

Слово «вначале» указывает на первоначальный момент творения, на то, что у бога нет начала, он источник бытия. Мир создан не из готового вещества, а из «ничего», что опровергает гипотезу о мире как о самобытной материалистической сущности.

Ветхий Завет начинается так: «Вначале сотворил бог небо и землю…» - творение видимого и нет миров. Ангелы образуют большой невидимый мир. Служат богу, превосходят человека способностями.

Небесная иерархия по Дионисию:

1 ступень. Духи: · Пристол · Херувим · Серафим
2 ступень. · Власть · Господство · Сила

 

 


3 ступень. · Ангелы · Архангелы · Начало

 

 

В первобытном состоянии земля была без всего: хаос. Всё ждало слова творца. Дух божий носился над водой. 6 дней творил бог. («Шестоднев» - рассказ о творении мира).

1 день: Создал свет и тень. Свет – световая энергия, вызванная богом из первозданного вещества.

Творит только с помощью слов. После того, как увидел творение – мысль о благости: «И увидел бог свет, что он хорош». Эта мысль повторяется 7 раз в первой главе книги Бытия.

Акт творения. 2 версии.Библейская концепция человека.

ТВОРЕНИЕ МИРА.

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ.

В первые 6 дней создаёт твердь (небесную атмосферу), отделяет твердь от воды, делает растения, сушу, животных, птиц, человека. На 7 день отдыхает.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ.

Порядок обратный: сначала человек, потом всё остальное.

 

Сходятся эти 2 представления в том, что главная цель творения – человек.

 

ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ (Элохист).

Сотворен человек по подобию божьему для владычества над всеми. Сотворил мужчину и женщину, сказал им: «плодитесь и размножайтесь», «я дал вам дерево, плоды, а зверям – траву».

Человек создан последним; он венец творения. В нём есть божественный элемент – подобие бога. Дана власть над животными. Наличие потомства – воля бога.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ (Яхвист).

Человек – соработник бога, принимающий участие в творении. Адам – «адамас, созданный из праха земного». Бог вдохнул в него дыхание жизни. Поселил в саду. Потом сотворил животных – помощников человека. Человек даёт им имена и таким образом «овладевает» ими, проникает в сущность животных. Среди зверей нет помощников, подобных человеку, поэтому бог усыпляет Адама, берёт его ребро и создаёт жену. Нагие были оба.

«Адамах» - «земля». Сходство между человеком и животными – земное начало. Различие – 1) дыхание божье (у человека); 2) человек – хозяин животных, так как нарекает их; 3) животные – помощники.

Брак по воле бога моногамен, нерасторжим: «да оставит мать свою, прилепится к жене».

 

В отличие от других существ человека бог создал собственноручно, вдохнув жизнь в лицо, придав человеку признаки, свойственные божеству.

У библеистов особый взгляд на тело:

· Не темница

· Нет презрительного отношения к плоти

· Оно сотрудник души. От неё зависит, будет ли она рабой тела или сотрудником. С телесной смертью связь тела и души не прекращается, ведь с воскрешением всё обновится. Душа бессмертна.

 

Сначала в ВЗ после смерти душа уходила в преисподнюю, где любая душа была в жалком, полудремотном состоянии. Надежда на то, что души праведников избегнут этого состояния, обретут новую жизнь.

В НЗ «душа» и «дух» - синонимы, но могут иметь и разный смысл.

ТРЁХСОСТАВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: 1) тело, 2) душа, 3) дух.

Взаимосвязь этих элементов определяется нравственным состоянием человека.

Тело – животный организм.

Душа – низшая духовная сущность, где заложено всё: наука, искусство, обращение сил на устройство жизни.

Дух – часть божества; орган богообщения (совесть). Одухотворение души в более высоких формах.

«По образу и подобию», свойства души, приближающие к богу:

- дар любви

- духовная деятельность

- отношение сыновства (человек – сын бога) – исключение расизма.

Реализация образа – святые (достижимость совершенства).

 

Цель человека: достичь богоподобия; взойти от образа к подобию, руководствуясь разумом и волей, руководимый богом.


13. Грехопадение.

 

Бог обещал быть руководителем, но человек не доверился ему и согрешил. Теперь пути достижения цели другие: до грехопадения были – через рай («paradise» - сад), после – через земную жизнь, борьбу с грехами.

Сад – место блаженства, счастья. Всё было в подчинении у человека, жена – в помощь дана была. Деторождение угодно богу! Высшее совершенство первых людей – нравственная невинность («и были они нагие и не стыдились»). Адам и Ева общались с богом, они прообраз церкви. Союз их с богом строился на взаимной любви, верности, преданности. Человек, однако, был свободен в своём отношении к богу. Решил бог устроить испытание, чтобы укрепить веру человека: запретил вкушать плод с дерева добра и зла. Человек был искушён змеем, который проник из мира.

Изначально зла не было, оно проникло позже как противопоставление добру, отказ от добра. Суть зла – разрыв с богом (акт свободного выбора).

Человек нарушил запрет из-за змея, завидовавшего людям. Сатана в Библии – он невидим, но его влияние проявляется в действиях других существ. По учению церкви Сатана - ангел (Люцифер – «несущий свет»). Потом он отпал от бога, а за ним и некоторые другие ангелы. Так зло вошло в мир.

Давая запрет не вкушать плодов, бог закрыл лишь путь мнимого всеведения, но не путь познания вообще. Нарушив заповедь, Адам и Ева отходят от бога, признавая, что хотят быть независимыми, разрываются с богом. Искушение направлено против веры. После греха смерть вошла в мир. Появилась греховность, телесное перевесило духовное. Как наказание физическое – бог послал болезни, тяжкий труд; моральное – похоть, гордыня, вражда между мужем и женой. Но не отнял: свободу воли, разум, способность постигать духовность.

Изгнав человека из рая, бог вселил в него надежду на восстановление блаженства.


14. Доисторическая часть книги Бытия.

История начинается с изгнания первых людей из рая. Ветхозаветная концепция времени: время существует в 2-х аспектах –

· Время космическое

· Время историческое

Бог управляет обеими формами времени.

Космическое время: древние евреи верили, что бог сам установил законы природы (времена года, светила – знак порядка). Поэтому календарь – это не только светское начало. Календарь имеет своеобразный характер: служит для отмечания праздников, обрядов (годичные, 3-х годичные, субботние, юбилейные, недельные). С помощью календаря всё охвачено обрядами и правилами. Сейчас эти обряды тоже совершают.

Историческое время: Космическое время цикличное (повторы), историческое - нет (все события неповторимы). Бог проявляет себя в этих событиях. Их них складывается история – божественные деяния. Современная история имеет 2 части (расположена между Началом и Концом). Она направляема замыслом божьим.

В Библии историческое время имело свои мерила длительности:

- по поколениям (семейное, род)

- по царствованию (после установления царской власти)

- эры

- эоны (накануне РХ)

Античное мышление соотносило человека с первобытным временем: золотой, серебряный, медный, железный, каменный века.

 

С момента грехопадения в истории действуют 2 начала: зло, упадок – божий суд – добро – спасение. Есть путь ко спасению вопреки непослушанию.

 

Плоды первородного греха в книге Бытия.

Первенец Адама и Евы Каин убил Авеля.

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».

 

Бог благосклонно принял только жертву Авеля (решил испытать Каина):

«И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его».

По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло (нет объяснений, почему).

После этого Каин убил Авеля:

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

Каину нужно было больше доверять богу. Автора Библии волнует нравственный аспект. После убийства он борется с совестью:

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»

После этого в мир реально вошла смерть. Согласно первобытным верованиям, смерть не была уничтожением, ведь оставалась тень, попадавшая в Шеон, яму, где обитали все подобные тени. Бог не обращает на них внимания. Учение о воскресении мёртвых возникло во время РХ.

 

Как вознаграждались праведники?

Их жизнь продолжалась в их потомках.

 

Для Каина последствия убийства были плохие: земля принявшая кровь Авена, отвергает Каина. Не даёт ему заниматься земледелием. Он обречён на скитания. Бог же защитил его: сделал знак, чтобы никто не смог Каина убить.

Поселился Каин на востоке Тибета, основал город Нод. Женился, дети… Потомство его поселилось далеко от господа (= отлучение от церкви). Изгнанные потомки стали удовлетворять только материальные потребности, забыли о боге. Их плотское начало могло нарушить план бога.

 

3-й сын Адама и Евы – Сиф. Его потомки сохраняли память о боге. Одного праведника (Еноха) бог забрал живым на небо. Но вскоре потомки забыли о праведности, женились на дочерях из рода Каина. Зло проникло во всех, за исключением Ноя.

Всё это было (4-11 главы) в доисторической части Книги Бытия.

 

Учёные пытались сопоставить события эволюции и Библии, что свидетельствует о недостаточном понимании текста. И вывод в этом сопоставлении зависел от того, был ли исследователь верующим или нет. На основе исторических данные мы можем судить о развитии человека в той или иной эпохе, но не о событиях (которые есть в Библии, стремившейся показать нравственные особенности тех людей. Библия называет имена, данные, показывает, что бог Авраама – бог всего человечества, управляющий миром с начала творения).


15. Смысл родословий. Хронологии Ветхого Завета.Потоп. Библейская символика чисел.

Границы истории широки, но потом сужаются до рассказа только о евреях.

В первых главах книги Бытия мало рассказывается о жизни Авраама, центральное место занимает 7-я глава – потоп. Заполняются они генеалогией:1-я генеалогия – 10 имён от Адама до Ноя, 2-я генеалогия – 10 имён от Ноя (Сина) до Авраама. Почему по 10 имён?

Древние семитские культуры не заботились о точности чисел. Тогда числами пользовались в их символическом, условном значении, которыми пестрит Библия:

2 – несколько

в 2 раза больше – множество

вдвое – во много раз больше

4 – стороны света

5 – «пальцев», мнемотехническое запоминание

7 – большое число, много

12 – месяцы года

40 – годы жизни одного поколения (40 лет странствий по пустыне).

Продолжительность времени не может быть точно установлена.

Символическоезначение чисел:

4 – «всё», число космической совокупности

7 – полнота, серия, законченность, число высокой святости

12 – совершенство (применимо к народу: 12 апостолов…)

У евреев не было знаков для передачи чисел, поэтому их писали буквами: первая буква алфавита – I.

Гематрия – особый способ, излюбленный древними, согласно которому определённое число обозначает имя человека.

Существует предположение, что в НЗ в Евангелии от Матфея («было 3 раза по 14 родов») число 14 = 4+6+4, 4 – Д, 6 – В, 4 – Д Давид, то есть Иисус – трижды Давид.

Было по 10 имён в родословной, и это большое количество, значит, событие занимает длительное время.

Родословная – литературный жанр, содержащий перечисление потомков. Цель: показать принадлежность людей к роду. Из соображений краткости в ней отсутствовали промежуточные звенья.

Пример: «Исход». Время, проведённое в Египте – 430 лет. В родословной Моисея 2 имени, а должно было быть больше.

Слова «родил» и «сын» многозначимы. «Сын» - потомок. Таким образом, родословная может «обмануть», но она в худ. форме воспроизводит целую эпоху истории.

Между 2-мя родословными – сюжет о потопе. Этот сюжет на Древнем Востоке в произведении «Поэмао Гильгамеше» есть. В ней говорится о том, что в совете богов было решено истребить людей. Бог Эа открыл эту тайну человеку Утнапиште. Повелел ему построить корабль, ввести животных и т. д. Дал размеры корабля. После окончания работ начинается потоп. Боги сами в ужасе: потоп длится 6-7 дней и ночей. Всё ужасно! Утнапиште после окончания выпускает из ковчега птиц. Всё хорошо.

В Библии приводятся 2 рассказа: Яхвиста и Элохиста. Отличие библейского рассказа от «Поэмы» - разные мотивы потопа.Языческие боги хотят уничтожить людей, так как те шумят. В Библии господь раскаялся, что создал людей, они греховны. Хочет всех истребить, но Ною даёт благодать. Бог заново всё начинает после потопа, новый первый человек – Ной. Кульминация – завет бога с Ноем, кульминацией которого стала радуга. «Праведный» - эпитет Ноя, но будет применён и по отношению к Аврааму. Через какое-то время зло снова появилось в мире: гордые люди решили построить Вавилонскую башню, в результате чего бог разделил языки. Потом – забвение бога, избрание нового праведника – Авраама.

 

Библейские патриархи.

Ветхозаветные праотцы. Рассказ о них переносят читателя в начальный период истории Израиля (12 – 35 главы). Это период «Средний бронзовый век» - с 20 – 16 вв. до н. э.

При анализе учёные руководствовались преданиями, что ставит под сомнение некоторые факты.

Культура Месопотамии (4 тыс.), как и Египта, древнейшая в мире. Уже в 3 в. до н. э. народы Междуречья имели письменность (шумеры – свой язык, и аккадцы – вавилонский, ассирийский, иврит).

В 24 в. до РХ аккадцы покорили шумеров. Потом было наоборот. Город Ур Халдейский (шумерский), где родился первый патриарх, стал процветающим торговым центром. В начале 2 тыс. до н. э. шумерское царство пало. Тогда во времена смуты Междуречье завоевали амуреи (сирийцы), чему, по мнению библеистов, сопутствовало путешествие Аврама по Мясопотамии (24 в. до н. э.), что способствовало распространению племён. Имена: Вениамин, Иаков, Аврам – общие для этих народностей. Названия некоторых городов похожи на имена родственников Авраама.

Позднее в Мясопотамию вторглись гурриты (другие библеисты относят путешествие Аврама к этому периоду).

Хапиру – группа людей вне родоплеменных общин и других социальных связей, скитальцы-кочевники, не имевшие гражданства. «иври» = евреи, но всё же считается, что хапиру не были евреями, а это слово стали употреблять позднее. Аврам и его сын – хапиру, но это не помешало им переселиться с началом голода в Палестине в Египет.

Смысл этих глав: Бог избрал праведника, новый род, Аврама («отец верующих») для сохранения религии. С ним бог возобновил свой завет. Аврааму исполнилось 75 лет, когда услышал голос божий: «Пойди из дома отца твоего… Возвеличу имя твоё, род твой…» Авраам ушёл, стал кочевником. В награду бог благословил его, пообещал потомство. Щедрость бога к Аврааму. Во время путешествий Аврама бог являлся к нему ещё несколько раз, обещал ему и потомству землю обетованную. В 99 лет явился к Авраму и дал ему имя «Авраам» - «отец множества народов», а Сара – жена его – стала Сарра – «госпожа племён».

Союз Авраама с богом закрепился обрядом обрезания. На 8 день обрезают младенцев. Обряд свойственен другим народам, проводится, когда юноша становился взрослым. Теперь он – знак принадлежности к общине людей, закрепивших союз с богом. В духовном смысле – отсечение похотей, желаний.

К 100 годам бог пообещал Аврааму сына (Саре 90) Исаака. В 18 главе явление бога в дубраву Мамвра Аврааму в 3-х ликах: Пресвятая троица (3 мужа было и 2 ангела). Завет Авраама – жёсткая вера. Вера крепнет через испытания. Бог подвергнул испытанию Авраама: он должен был принести в жертву сына Исаака. Это похоже на обычай – приношение первенца в жертву языческим богам. Авраам выдержал это испытание, когда он собирался убить сына, бог остановил его, и убили барана.

Жертвоприношение Исаака – наиболее известный сюжет эпохи патриарха. Указывает на послушание богу Авраама. Философы Керкезор, Шестов, композитор Стравинский обращались к этой теме.

Исаак на жертвенном камне предвосхищает Христа. Цель обещаний бога: установление зависимости еврейского народа от бога.

Потом у Исаака родилось 2 сына: Исав и Иаков. Исав хотел продать брата (Иакова) за чечевичную похлёбку (в Палестине был голод, но мать не дала это сделать), изображён как светский человек, но щедрый и великодушный, не интересовался богом. Иаков – хитрец, ловкий, постепенно из-за доброты, стойкости к испытаниям становится достоин божественного благословения.

Во время одного из странствий Иаков увидел сон: лестницу от земли до неба. По ней сходили и поднимались ангелы. Там бог повторил слова об обетованной земле. Через много лет Иаков возвращался домой, увидел второевидение: борьба с богом до зари, это испытание силы веры Иакова. В борьбе он повредил сустав бедра, но поборол бога, а в жизни стал хромым. Борьба раньше – дружественное упражнение для развития силы. Главный духовный момент: во время борьбы Иаков просит благословить его. Перемена имени – свидетельство его духовного перерождения. После этого испытания Израиль (новое имя) стал достоин бога. На древнем востоке имя – личность человека. Воздействовать на имя, значит, воздействовать на личность. Борьба бога с человеком – только в патриархальной части.

 

Книга Бытия умалчивает о политических событиях того времени, что затрудняет работу историков. Но мы можем судить о быте, нравах людей 1 тыс. до н. э.

Семья.

- Отец – глава, он заключает сделки с купцами, распоряжается деньгами.

- Занимались скотоводством, земледелием.

- Жили в шатре, ели вегетарианскую пищу; мясо – только для жертвоприношений и пиров.

- Имели несколько жён, наложниц.

- Браки – с согласия родителей. Невесту брали в дом жениха, но могло и наоборот быть.

- Наличие большого потомства (сыновей) – признак благосостояния. Положение жены зависело от количества сыновей.

- Бесплодие – позор.

- Первородный сын имел больше прав (принадлежал богу), чем другие (они между собой уже равны).

Эпоха патриархата закончилась со смертью Иосифа.

 

Рассказ об Иосифе.

Рассказ об Иосифе – лучшие страницы Библии, в которых переплетается архаизм с тонким психологизмом. Одной фразой библейский автор может передать все чувства героев.

Иосиф – любимый сын Иакова, проданный завистливыми братьями в рабство в Египет. Там он пережил много испытаний. Был слугой, потом домоправителем у вельможи Патифара. Тот отправил его в тюрьму. Начальник тюрьмы сделал Иосифа надзирателем над другими. Он стал отгадывать сны, вследствие чего стал приближённым фараона (ему сны толковал).Когда в Палестине был голод, братья Иосифа переехали в Египет, семья долго жила там. Иосиф вскоре увиделся с братьями, спросил их: «Жив ли ещё мой отец?» Братья испугались и не ответили.

Как Иосиф оказался при фараоне?

В 1720 г. до РХ Египет покорили гиксосы (симетические племена). Разгромили Нижний Египет благодаря колесницам, Верхний обложили данью. Переняли все внешние атрибуты власти. Их власть в Египте продержалась около 150 лет, столица – Аварис. Переселение семьи в Египет происходит в этот период. Фараон был иноземцев (из покорителей), поэтому вполне мог приблизить Иосифа.

Точность египетских обычаев (погребальные обряды, имена – жена Иосифа-Осенефа, «Иосиф побрился, постригся») свидетельствуют о глубокой древности предания об Иосифе. Основа текста восходит к Досоломоновой эпохе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.014 с.)