Общие сведения о Библии. Что такое Библия. Ее структура. Канонические, неканонические, апокалиптические книги.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения о Библии. Что такое Библия. Ее структура. Канонические, неканонические, апокалиптические книги.



Общие сведения о Библии. Что такое Библия. Ее структура. Канонические, неканонические, апокалиптические книги.

Для человека с европейской культурной традицией Библия – фундамент, на котором строится сама европейская традиция. Религия создала философию, поэзию, нравственность. Библия – единственная книга, в которой есть всё.

Для людей европейской христианской культурной традиции под Библией понимается текст Священного Писания (Ветхий и Новый Заветы). Для иудейцев – только Ветхий Завет.

Библия – не одна книга, а сборник книг, написанных в разное время, местах и с разными целями. На это указывает этимология слова «библия» - от греч. «библус» (что сначала значило «папирус»), «библио» («книжечка»), «библиа» («собрание книжечек»). В 3 веке н. э. слово «библия» входит во всеобщее употребление и становится обязательным.

Иоанн Златоуст: «Библия – многие книги, которые образуют одну единую».

Библия – обобщённый нормативный сборник, отобранный поколениями книжников, освещённый религией. Содержит много пластов: светские, жанры древней литературы. Всё это – единое целое, «божьи откровения человеку, чтобы человек мог жить общей жизнью с богом, в любви с ним».

Книги для Библии собирала церковь, авторы книг были движимы «Духом Святым», ими руководило божественное озарение, поэтому книги (не все) называются «богодухновенными». Апостол Павел в 1 веке употребляет это слово.

У протестантов Библия состоит из 66 книг, у христиан – из 77.

 

Библия

 

 


Неканонические книги (просто полезные)   · Новый Завет: «Товит», «Иудиф», «Премудрость Соломона», «Премудрость Иисуса», «2,3 книги Ездры», 3 Маккавейские книги.
Канонические книги (богодухновенные)   · Ветхий Завет: «Бытие», «Числа», «2 исход», «Книги судий», «1, 2, 3, 4 книги Царств»

Апокрифические (тайные)   Отвергнуты церковью.

 

 

«Канон»- от греч. «палка», «исправление»; правило, норма, образец.

В 3 веке Афанасий Александрийский сказал, что канонические книги – спасение.

Состав:

Первые пять книг Ветхого завета составляют Пятикнижие Моисеево(которому бог якобы открыл свой «закон» на горе Синай). Оно занимает первое и первенствующее по смыслу место в Ветхом завете.

За ним следуют три с лишним десятка других канонических книг. Они делятся богословами на две группы: исторические книги и писания. В иудаизме это деление нашло свое выражение в том, что весь Ветхий завет именуется Танах,— три согласные в этом слове означают Тора (Пятикнижие), Небиим («пророки») и Хсубим или Ксубим («писания»). В христианской литературе книги пророков включаются в рубрику «исторических». Если подойти более точно к классификации ветхозаветных книг, то группу «исторических» надо отделить от пророческих, ибо, действительно, в Ветхом завете имеется ряд книг, имеющих значительно большее историографическое значение, чем другие. Это книга Судей, четыре книги Царств, две клиги Паралипоменон, или Хроник, книги Ездры и Неемйи. Что касается пророков, то по традиции они делятся на больших и малых. Большие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, малые: двенадцать, называемых по именам Осни, Иоиля, Амоса, Авдия и др.

Группа писаний включает в себя чрезвычайно разнородные по характеру произведения. Видимо, именно из-за того, что этой группе нельзя дать более точную общую характеристику, к ним применено такое неопределенное название, как «писания». В эту группу входят и своего рода философские трактаты (Екклесиаст, Иов), и сборник молитвенных песнопений — псалтирь.

Также неканонические, апокрифические книги.

Блэст Паскаль: «Оба завета взирают на него: ВЗ - как на своё упование, НЗ - как на образец, оба – как на своё средоточие».


2. Связь и различие Ветхого и Нового Заветов.

 

Ветхий Завет был предназначен для подготовки израильтян к пришествию Мессии, который должен был принести себя в жертву за грехи всего мира. В Новом Завете описывается жизнь Иисуса Христа, а потом рассматривается его служение и то, каким образом мы должны принимать его дар вечной жизни и жить в благодарности за все, сделанное им для нас. Оба Завета открывают одного и того же Бога, который осуждает грех, но хочет привести к себе падшую человеческую расу грешников посредством прощения, возможного только через заступническую жертву Христа.

Связь Ветхого и Нового Заветов обуславливается учением о Мессии (посланник бога, ведающий его словом, само слово, как книга «Мессия». Олицетворяется со вторым пришествием Иисуса Христа во спасение мира). Ветхий Завет – подготовка, Новый – божественная правда, её свершение.

«Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий – в Новом открывается».

 

Смысл понятия «завет».

«Завет» - вассальный пакт, где сильнейший сам устанавливает свои условия; условие, на котором сходятся 2 стороны. ВЗ принадлежит первое пророчество о НЗ.

 

Ветхий Завет и его структура. Деление на части. Расположение отдельных книг в еврейской и христианской традиции.

 

Структура ВЗ.

Древние иудеи делили книги по степени важности:

·
Особо важные
Закон

· Пророки

· Агиографы – священное писание. Воспринимались эти книги не как божественные.

 

Христиане:

· Закон (учение). Первые 5 книг.

· Исторические.

· Учительные (Иова, Псалтырь, притчи Соломоновы, Экклезиаст…)

· Пророческие (Исайи, Даниила, Иеремии, Иязыкии (большие пророки) + 12 малых)

 

История создания текстов Ветхого Завета.Традиционные представления, а также гипотеза о существовании различных пластов текста.

 

В глазах богословов и светских учёных хронология остаётся спорной.

Традиционное представление:5 книг были написаны Моисеем (Моисеево пятикнижие), книги премудрости (Соломон), псалмы (Давид), 66 книг (Исаия).

Современная концепция: граф Беллинсгаузен + археологические открытия. Книги возникли в 10 веке до н. э., до этого было устное предание.

При Давиде и его сыне предания стали записывать. Сначала было записано 5-тикнижие, основа которого принадлежит Моисею (есть записи нескольких редакторов, творивших после Моисея: Яхва изложил историю от сотворения мира до освобождения Израиля; Элохист зафиксировал северные предания Иерусалима). 2 пласта текста: Элохист и Яхвист (назывались так, потому что в части Элохиста имя бога было «Элохим», а у Яхвиста – «Яхве»). Параллельно со сборником записывалась и культовая лирика (Давид), и традиция древней народной мудрости (Соломон). К этому времени отходят и части Псалтыря.

Ученые считают, что подлинные сборники пророка разрастались, благодаря редактированию учеников (книга Амоса, Захария, книга Исайи – заметно столько рук, что она составляет систему пророческого учения). Священство стало оформлять обряды, традиции. Важная роль в исторических книгах: написать связанную историю Израиля и дать религиозное толкование; показать, что поражение Израиляобъяснимо – наказание за отступление от Завета.
Второзаконнический пласт – писал не Моисей, а иудейские священники, современники Иосии.
Священнический пласт – предания, сохранившиеся в священнических кругах. Вопросы веры.

 

8 в. – книга пророков.

Накануне Р. Х. возникает апокалиптический жанр (пророк Даниил).


7. Язык Ветхого Завета. Материалы и способы письма.

Языки.

В основном – иврит, но есть и на арамейском, и на греческом. Древнееврейский – язык до вавилонского плена, один из самых древних языков мира.

Тексты Завета донесли до нас наиболее древний пласт языка. За священной письменностью следили, поэтому единообразие сохранялось.

Арамейский – разговорный язык после вавилонского плена, постепенно вытеснил иврит.

 

Материалы и способы письма.

· Камень

·
Краткие записи
Металл

· Дерево

· Пергамен (свёртывали в трубочку – свиток).

· Папирус (листья очищенного тростника).

 

Алфавит, словоразделение, деление на отделы, главы.

 

Алфавит.

Древнееврейский, а после плена – квадратное письмо.

Особенность записей:в еврейском алфавите были только согласные, гласные появились в 8 веке н. э. Помогал контекст.

Разделение: после квадратного письма слова отделяли друг от друга, появилось разделение на логические куски; также делили на что-то, напоминающее стихи.

Главное, что выделяло, - параллелизм, главным элементом которого являлось друстишие.

Деление на главывозникло в 3 в. (Вульгата), на стихи – в 6 в.

Вопрос разночтения:«Се дева во чреве прии…» = «Молодая женщина…»

 

Пятикнижие.

Когда-то эти книги воспринимались как одно целое, затем были выделены, и каждая получила название. В еврейском языке 1-е слово обозначало название книги.

a) Книга «Бытия». («Берешит»; «Генезис»).

Рассказ о возникновении мира, человека; о воспитании библейского народа Авраамом, Исааком, Иаковом. Обозначает «рождение», «зарождение», «начало», «источник», «творение».

b) «Исход»

c) «Левит»

d) «Числа»

e) «Второзаконие»

 

Пятикнижие – фундамент Ветхого Завета. Отцы церкви: «Пятикнижие – истинный океан богословия».

Ветхий Завет начинается так: «Вначале сотворил бог небо и землю…» - творение видимого и нет миров.

Есть библейская критика. Устные черты сближают ВЗ с другими восточными памятниками.


9. Переводы Библии. Септуагинта и ее древние переводы. Вульгата. Славянские и русские переводы.

 

Переводы делятся на древние и новые. Учёные считают, что древние переводы стоят ближе к оригиналу, т. к. новые возникли после появления канонов; показывают, как понимали текст очень давно.

ДРЕВНИЕ.

a) Септуагинта.

Перевод 70 толковников-септуагинтов. Это самый распространённый перевод на греческий язык ВЗ.

История перевода:Царь Птолемей 2 посетил Александрийскую библиотеку. Спросил библиотекаря, какие книги там были. Библиотекарь ответил, что есть уже 200 тыс. книг, но он хочет собрать 500 тыс. и приобрести иудейские законы, которые были недоступны. А царь мог бы заказать перевод их на греческом, а также освободить заключённых в Египте иудеев, часть из которых могла составить этот перевод (72 старца). Птолемей согласился. В итоге было также освобождено 120 тыс. иудеев из рабства. Старцы начали работу на о. Фарос и закончили её через 72 дня. Иудеи пересмотрели книгу, отдали царю. Он пришёл в восторг от книги.

Высказываются сомнения по поводу этого рассказа, и некоторые учёные считают, что идея перевода исходила от Александрийских иудеев.

Считается, что перевод был сделан к началу 3 века до н. э. (275-260 гг.)

Состав перевода: Первые 5 книг (остальные книги ВЗ были переведены позже). Ко времени Птолемея 3 в Александрии были переведены все книги ВЗ.

 

Койне – общий диалект, возникший в греческом языке, употребляющийся во всех странах, принявших греческую культуру после Александра Македонского. Впоследствии станет языком НЗ и авторов, писавших на греческом.

 

В переводе не всё получилось: исторические, некоторые пророческие книги. 5-тикнижие, Книга Царств получились лучше, пророк Исаия – хорошо; перевод пророка Даниила неудачный.

Текст перевода сохранился хуже, чем текст Библии, т. к. не было людей, следящих за качеством работы переписчиков. Сейчас продолжается работа церкви по восстановлению исконного перевода. Существует множество списков – около 400 переводов Септуагинта. Древнейшие – 4 век н. э., позднейшие – 16 в.

Для иудейских авторов I в. н. э. Септуагинта — авторитетное Писание во всем религиозном значении этого слова.

В Септуагинте многозначный иудейский термин «завет» передан не словом «договор», а как «завещание», что подчёркивает значимость воли бога для человека (уже не просто 2 равные стороны, бог главнее).

 

b) Самые знаменитые кодексы:

- Синайский (4 в.)

В 1844 году немецкий учёный Тиминдорф обнаружил на о. Синай пергаментные листы с переводом ВЗ. Он издал их (1846 г.) Потом снова отправился на Синай и в 1853 г. Нашёл новые части списка, в 1857 – ещё части. Собрал книгу: ВЗ – большую часть, НЗ – полный. Подарил кодекс Александру 1, спонсировавшему путешествие. До прихода большевиков он хранился в библиотеке Санкт-Петербурга, теперь – в Американский библиотеке.

- Александрийский кодекс (5 в.)

Учёные считают, что он был написан в Александрии. В 1628 году+ патриарх Константин подарил его английскому королю. Сейчас в библиотеке Великобритании. Практически вся Библия с пропусками из ВЗ (несколько глав «Бытия», псалмов пропущено).

- Ватиканский кодекс (4 в.)

Почти весь ВЗ. Долго был недоступен.

- Древне-латинский перевод (2 в. н. э.)

Употреблялся в Западной церкви до 4 в. н. э.

- Прочие переводы:Коптский, Готский, Эфиопский, Грузинский, Сирский, Армянский, Славянский.

 

c) Переводы с подлинника:

- Латинский перевод Блаженного Иеронима (Вульгата). 4 в.

Блаженный Августин: «чего не знал Иероним, того не знал ни один из смертных».

Этот перевод – значительный шаг в библейской науке, так как содержит чистый язык (классическую латынь). Без гебраизмов – еврейские обороты.

Иероним работал 15 лет (с 390 г.) Не стал переводить некоторые неканонические книги.

С 7 века этот перевод стал единственным общеупотребительным. С 13 века получил название «Вульгата».

- Пешито (2 в.)

Сделан сирскими крестьянами.

- Таргум.

Перевод ВЗ на арамейский язык (перифразы). Известны Вавилонские таргумы – самые важные.

НОВЫЕ.

Библейским переводам на все языки и диалекты мира способствовало движение реформации. Реформаторы опирались на подлинники при переводе.

60-е гг. 20 века – британское общество издало Библию более чем на 200 языках.

- Английский язык.

7 в. – отдельные переводы. Конец 14 в. – полный перевод (был запрещён до 16 в.) 16 в. – перевод короля Иакова – самый знаменитый перевод, по нему цитировали Библию.

- Немецкий язык.

1544 г. – Мартин Лютер.

- Итальянский язык – 16 в.

- Французскийииспанский языки – 13 в.

 

- Славянский перевод (1-я половина 9 века).

Авторы: Кирилл (Константин до принятия монашества) и Мефодий. Согласно житию они – братья. 862 г. – в Константинополь прибыло посольство чешского короля, искавшего учителей. Готовясь в путь, они составили азбуку и начали переводить с греческого (Септуагинта) Библию на церковно-славянский. Это дало возможность проводить богослужения на родном народу языке. После смерти Кирилла переводить продолжил Мефодий. В 885 закончили перевод, кроме Маккавейской части.

Порядок переведённых книг:

· Дневные церковные чтения. Перевод Псалтыря.

· Служебник.

· Требник.

Маккавейские книги не перевели. Почему? Либо потому что переводили только канонические, либо просто не имели Маккавейских.

- Первая печатная Библия – Острожская (1581 г.)

- Первое полное московское издание – 1663 г.

- 1714 г. –Пётр 1 повелел переиздать Септуагинту. В 1751 г. вышла «Елизаветинская библия».

- 19 в. –осуществлён русский перевод.

- 1818– параллельные тексты (славянский + русский).

- 1821 – весь НЗ.

- 1822– Псалтирь.

- 1825 – первые 8 книг.

- 1876 – синодальный перевод с оригинала, которым мы пользуемся по сей день.

- 1918 – создана комиссия по новым переводам.


10. Книга Бытия.

На древнем востоке уже существовало представление о сотворении мира. Оно связано с политеизмом (многобожием). В языческих текстах: мир и боги – из одного источника, первого элемента – воды. Она делится на мужское вещество и женское. Из веществ рождается бог-творец. Он убивает родителей и образует мир. Из мужского вещества делает мир подземный, из женского – небо и землю. Человека создаёт из крови убитого божества. Языческая версия: человек создан из глины.

 

ТВОРЕНИЕ МИРА.

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ.

В первые 6 дней создаёт твердь (небесную атмосферу), отделяет твердь от воды, делает растения, сушу, животных, птиц, человека. На 7 день отдыхает.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ.

Порядок обратный: сначала человек, потом всё остальное.

 

Сходятся эти 2 представления в том, что главная цель творения – человек.

 

ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ (Элохист).

Сотворен человек по подобию божьему для владычества над всеми. Сотворил мужчину и женщину, сказал им: «плодитесь и размножайтесь», «я дал вам дерево, плоды, а зверям – траву».

Человек создан последним; он венец творения. В нём есть божественный элемент – подобие бога. Дана власть над животными. Наличие потомства – воля бога.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ (Яхвист).

Человек – соработник бога, принимающий участие в творении. Адам – «адамас, созданный из праха земного». Бог вдохнул в него дыхание жизни. Поселил в саду. Потом сотворил животных – помощников человека. Человек даёт им имена и таким образом «овладевает» ими, проникает в сущность животных. Среди зверей нет помощников, подобных человеку, поэтому бог усыпляет Адама, берёт его ребро и создаёт жену. Нагие были оба.

«Адамах» - «земля». Сходство между человеком и животными – земное начало. Различие – 1) дыхание божье (у человека); 2) человек – хозяин животных, так как нарекает их; 3) животные – помощники.

Брак по воле бога моногамен, нерасторжим: «да оставит мать свою, прилепится к жене».

 

В отличие от других существ человека бог создал собственноручно, вдохнув жизнь в лицо, придав человеку признаки, свойственные божеству.

У библеистов особый взгляд на тело:

· Не темница

· Нет презрительного отношения к плоти

· Оно сотрудник души. От неё зависит, будет ли она рабой тела или сотрудником. С телесной смертью связь тела и души не прекращается, ведь с воскрешением всё обновится. Душа бессмертна.

 

Сначала в ВЗ после смерти душа уходила в преисподнюю, где любая душа была в жалком, полудремотном состоянии. Надежда на то, что души праведников избегнут этого состояния, обретут новую жизнь.

В НЗ «душа» и «дух» - синонимы, но могут иметь и разный смысл.

ТРЁХСОСТАВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: 1) тело, 2) душа, 3) дух.

Взаимосвязь этих элементов определяется нравственным состоянием человека.

Тело – животный организм.

Душа – низшая духовная сущность, где заложено всё: наука, искусство, обращение сил на устройство жизни.

Дух – часть божества; орган богообщения (совесть). Одухотворение души в более высоких формах.

«По образу и подобию», свойства души, приближающие к богу:

- дар любви

- духовная деятельность

- отношение сыновства (человек – сын бога) – исключение расизма.

Реализация образа – святые (достижимость совершенства).

 

Цель человека: достичь богоподобия; взойти от образа к подобию, руководствуясь разумом и волей, руководимый богом.


13. Грехопадение.

 

Бог обещал быть руководителем, но человек не доверился ему и согрешил. Теперь пути достижения цели другие: до грехопадения были – через рай («paradise» - сад), после – через земную жизнь, борьбу с грехами.

Сад – место блаженства, счастья. Всё было в подчинении у человека, жена – в помощь дана была. Деторождение угодно богу! Высшее совершенство первых людей – нравственная невинность («и были они нагие и не стыдились»). Адам и Ева общались с богом, они прообраз церкви. Союз их с богом строился на взаимной любви, верности, преданности. Человек, однако, был свободен в своём отношении к богу. Решил бог устроить испытание, чтобы укрепить веру человека: запретил вкушать плод с дерева добра и зла. Человек был искушён змеем, который проник из мира.

Изначально зла не было, оно проникло позже как противопоставление добру, отказ от добра. Суть зла – разрыв с богом (акт свободного выбора).

Человек нарушил запрет из-за змея, завидовавшего людям. Сатана в Библии – он невидим, но его влияние проявляется в действиях других существ. По учению церкви Сатана - ангел (Люцифер – «несущий свет»). Потом он отпал от бога, а за ним и некоторые другие ангелы. Так зло вошло в мир.

Давая запрет не вкушать плодов, бог закрыл лишь путь мнимого всеведения, но не путь познания вообще. Нарушив заповедь, Адам и Ева отходят от бога, признавая, что хотят быть независимыми, разрываются с богом. Искушение направлено против веры. После греха смерть вошла в мир. Появилась греховность, телесное перевесило духовное. Как наказание физическое – бог послал болезни, тяжкий труд; моральное – похоть, гордыня, вражда между мужем и женой. Но не отнял: свободу воли, разум, способность постигать духовность.

Изгнав человека из рая, бог вселил в него надежду на восстановление блаженства.


14. Доисторическая часть книги Бытия.

История начинается с изгнания первых людей из рая. Ветхозаветная концепция времени: время существует в 2-х аспектах –

· Время космическое

· Время историческое

Бог управляет обеими формами времени.

Космическое время: древние евреи верили, что бог сам установил законы природы (времена года, светила – знак порядка). Поэтому календарь – это не только светское начало. Календарь имеет своеобразный характер: служит для отмечания праздников, обрядов (годичные, 3-х годичные, субботние, юбилейные, недельные). С помощью календаря всё охвачено обрядами и правилами. Сейчас эти обряды тоже совершают.

Историческое время:Космическое время цикличное (повторы), историческое - нет (все события неповторимы). Бог проявляет себя в этих событиях. Их них складывается история – божественные деяния. Современная история имеет 2 части (расположена между Началом и Концом). Она направляема замыслом божьим.

В Библии историческое время имело свои мерила длительности:

- по поколениям (семейное, род)

- по царствованию (после установления царской власти)

- эры

- эоны (накануне РХ)

Античное мышление соотносило человека с первобытным временем: золотой, серебряный, медный, железный, каменный века.

 

С момента грехопадения в истории действуют 2 начала: зло, упадок – божий суд – добро – спасение. Есть путь ко спасению вопреки непослушанию.

 

Плоды первородного греха в книге Бытия.

Первенец Адама и Евы Каин убил Авеля.

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».

 

Бог благосклонно принял только жертву Авеля (решил испытать Каина):

«И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его».

По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло (нет объяснений, почему).

После этого Каин убил Авеля:

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

Каину нужно было больше доверять богу. Автора Библии волнует нравственный аспект. После убийства он борется с совестью:

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»

После этого в мир реально вошла смерть. Согласно первобытным верованиям, смерть не была уничтожением, ведь оставалась тень, попадавшая в Шеон, яму, где обитали все подобные тени. Бог не обращает на них внимания. Учение о воскресении мёртвых возникло во время РХ.

 

Как вознаграждались праведники?

Их жизнь продолжалась в их потомках.

 

Для Каина последствия убийства были плохие: земля принявшая кровь Авена, отвергает Каина. Не даёт ему заниматься земледелием. Он обречён на скитания. Бог же защитил его: сделал знак, чтобы никто не смог Каина убить.

Поселился Каин на востоке Тибета, основал город Нод. Женился, дети… Потомство его поселилось далеко от господа (= отлучение от церкви). Изгнанные потомки стали удовлетворять только материальные потребности, забыли о боге. Их плотское начало могло нарушить план бога.

 

3-й сын Адама и Евы – Сиф. Его потомки сохраняли память о боге. Одного праведника (Еноха) бог забрал живым на небо. Но вскоре потомки забыли о праведности, женились на дочерях из рода Каина. Зло проникло во всех, за исключением Ноя.

Всё это было (4-11 главы) в доисторической части Книги Бытия.

 

Учёные пытались сопоставить события эволюции и Библии, что свидетельствует о недостаточном понимании текста. И вывод в этом сопоставлении зависел от того, был ли исследователь верующим или нет. На основе исторических данные мы можем судить о развитии человека в той или иной эпохе, но не о событиях (которые есть в Библии, стремившейся показать нравственные особенности тех людей. Библия называет имена, данные, показывает, что бог Авраама – бог всего человечества, управляющий миром с начала творения).


15. Смысл родословий. Хронологии Ветхого Завета.Потоп. Библейская символика чисел.

Границы истории широки, но потом сужаются до рассказа только о евреях.

В первых главах книги Бытия мало рассказывается о жизни Авраама, центральное место занимает 7-я глава – потоп. Заполняются они генеалогией:1-я генеалогия – 10 имён от Адама до Ноя, 2-я генеалогия – 10 имён от Ноя (Сина) до Авраама. Почему по 10 имён?

Древние семитские культуры не заботились о точности чисел. Тогда числами пользовались в их символическом, условном значении, которыми пестрит Библия:

2 – несколько

в 2 раза больше – множество

вдвое – во много раз больше

4 – стороны света

5 – «пальцев», мнемотехническое запоминание

7 – большое число, много

12 – месяцы года

40 – годы жизни одного поколения (40 лет странствий по пустыне).

Продолжительность времени не может быть точно установлена.

Символическоезначение чисел:

4 – «всё», число космической совокупности

7 – полнота, серия, законченность, число высокой святости

12 – совершенство (применимо к народу: 12 апостолов…)

У евреев не было знаков для передачи чисел, поэтому их писали буквами: первая буква алфавита – I.

Гематрия – особый способ, излюбленный древними, согласно которому определённое число обозначает имя человека.

Существует предположение, что в НЗ в Евангелии от Матфея («было 3 раза по 14 родов») число 14 = 4+6+4, 4 – Д, 6 – В, 4 – Д Давид, то есть Иисус – трижды Давид.

Было по 10 имён в родословной, и это большое количество, значит, событие занимает длительное время.

Родословная – литературный жанр, содержащий перечисление потомков. Цель: показать принадлежность людей к роду. Из соображений краткости в ней отсутствовали промежуточные звенья.

Пример: «Исход». Время, проведённое в Египте – 430 лет. В родословной Моисея 2 имени, а должно было быть больше.

Слова «родил» и «сын» многозначимы. «Сын» - потомок. Таким образом, родословная может «обмануть», но она в худ. форме воспроизводит целую эпоху истории.

Между 2-мя родословными – сюжет о потопе. Этот сюжет на Древнем Востоке в произведении «Поэмао Гильгамеше» есть. В ней говорится о том, что в совете богов было решено истребить людей. Бог Эа открыл эту тайну человеку Утнапиште. Повелел ему построить корабль, ввести животных и т. д. Дал размеры корабля. После окончания работ начинается потоп. Боги сами в ужасе: потоп длится 6-7 дней и ночей. Всё ужасно! Утнапиште после окончания выпускает из ковчега птиц. Всё хорошо.

В Библииприводятся 2 рассказа: Яхвиста и Элохиста. Отличие библейского рассказа от «Поэмы» - разные мотивы потопа.Языческие боги хотят уничтожить людей, так как те шумят. В Библии господь раскаялся, что создал людей, они греховны. Хочет всех истребить, но Ною даёт благодать. Бог заново всё начинает после потопа, новый первый человек – Ной. Кульминация – завет бога с Ноем, кульминацией которого стала радуга. «Праведный» - эпитет Ноя, но будет применён и по отношению к Аврааму. Через какое-то время зло снова появилось в мире: гордые люди решили построить Вавилонскую башню, в результате чего бог разделил языки. Потом – забвение бога, избрание нового праведника – Авраама.

 

Библейские патриархи.

Ветхозаветные праотцы. Рассказ о них переносят читателя в начальный период истории Израиля (12 – 35 главы). Это период «Средний бронзовый век» - с 20 – 16 вв. до н. э.

При анализе учёные руководствовались преданиями, что ставит под сомнение некоторые факты.

Культура Месопотамии (4 тыс.), как и Египта, древнейшая в мире. Уже в 3 в. до н. э. народы Междуречья имели письменность (шумеры – свой язык, и аккадцы – вавилонский, ассирийский, иврит).

В 24 в. до РХ аккадцы покорили шумеров. Потом было наоборот. Город Ур Халдейский (шумерский), где родился первый патриарх, стал процветающим торговым центром. В начале 2 тыс. до н. э. шумерское царство пало. Тогда во времена смуты Междуречье завоевали амуреи (сирийцы), чему, по мнению библеистов, сопутствовало путешествие Аврама по Мясопотамии (24 в. до н. э.), что способствовало распространению племён. Имена: Вениамин, Иаков, Аврам – общие для этих народностей. Названия некоторых городов похожи на имена родственников Авраама.

Позднее в Мясопотамию вторглись гурриты (другие библеисты относят путешествие Аврама к этому периоду).

Хапиру – группа людей вне родоплеменных общин и других социальных связей, скитальцы-кочевники, не имевшие гражданства. «иври» = евреи, но всё же считается, что хапиру не были евреями, а это слово стали употреблять позднее. Аврам и его сын – хапиру, но это не помешало им переселиться с началом голода в Палестине в Египет.

Смысл этих глав:Бог избрал праведника, новый род, Аврама («отец верующих») для сохранения религии. С ним бог возобновил свой завет. Аврааму исполнилось 75 лет, когда услышал голос божий: «Пойди из дома отца твоего… Возвеличу имя твоё, род твой…» Авраам ушёл, стал кочевником. В награду бог благословил его, пообещал потомство. Щедрость бога к Аврааму. Во время путешествий Аврама бог являлся к нему ещё несколько раз, обещал ему и потомству землю обетованную. В 99 лет явился к Авраму и дал ему имя «Авраам» - «отец множества народов», а Сара – жена его – стала Сарра – «госпожа племён».

Союз Авраама с богом закрепился обрядом обрезания. На 8 день обрезают младенцев. Обряд свойственен другим народам, проводится, когда юноша становился взрослым. Теперь он – знак принадлежности к общине людей, закрепивших союз с богом. В духовном смысле – отсечение похотей, желаний.

К 100 годам бог пообещал Аврааму сына (Саре 90) Исаака. В 18 главе явление бога в дубраву Мамвра Аврааму в 3-х ликах: Пресвятая троица (3 мужа было и 2 ангела). Завет Авраама – жёсткая вера. Вера крепнет через испытания. Бог подвергнул испытанию Авраама: он должен был принести в жертву сына Исаака. Это похоже на обычай – приношение первенца в жертву языческим богам. Авраам выдержал это испытание, когда он собирался убить сына, бог остановил его, и убили барана.

Жертвоприношение Исаака – наиболее известный сюжет эпохи патриарха. Указывает на послушание богу Авраама. Философы Керкезор, Шестов, композитор Стравинский обращались к этой теме.

Исаак на жертвенном камне предвосхищает Христа. Цель обещаний бога: установление зависимости еврейского народа от бога.

Потом у Исаака родилось 2 сына: Исав и Иаков. Исав хотел продать брата (Иакова) за чечевичную похлёбку (в Палестине был голод, но мать не дала это сделать), изображён как светский человек, но щедрый и великодушный, не интересовался богом. Иаков – хитрец, ловкий, постепенно из-за доброты, стойкости к испытаниям становится достоин божественного благословения.

Во время одного из странствий Иаков увидел сон: лестницу от земли до неба. По ней сходили и поднимались ангелы. Там бог повторил слова об обетованной земле. Через много лет Иаков возвращался домой, увидел второевидение: борьба с богом до зари, это испытание силы веры Иакова. В борьбе он повредил сустав бедра, но поборол бога, а в жизни стал хромым. Борьба раньше – дружественное упражнение для развития силы. Главный духовный момент: во время борьбы Иаков просит благословить его. Перемена имени – свидетельство его духовного перерождения. После этого испытания Израиль (новое имя) стал достоин бога. На древнем востоке имя – личность человека. Воздействовать на имя, значит, воздействовать на личность. Борьба бога с человеком – только в патриархальной части.

 

Книга Бытия умалчивает о политических событиях того времени, что затрудняет работу историков. Но мы можем судить о быте, нравах людей 1 тыс. до н. э.

Семья.

- Отец – глава, он заключает сделки с купцами, распоряжается деньгами.

- Занимались скотоводством, земледелием.

- Жили в шатре, ели вегетарианскую пищу; мясо – только для жертвоприношений и пиров.

- Имели несколько жён, наложниц.

- Браки – с согласия родителей. Невесту брали в дом жениха, но могло и наоборот быть.

- Наличие большого потомства (сыновей) – признак благосостояния. Положение жены зависело от количества сыновей.

- Бесплодие – позор.

- Первородный сын имел больше прав (принадлежал богу), чем другие (они между собой уже равны).

Эпоха патриархата закончилась со смертью Иосифа.

 

Рассказ об Иосифе.

Рассказ об Иосифе – лучшие страницы Библии, в которых переплетается архаизм с тонким психологизмом. Одной фразой библейский автор может передать все чувства героев.

Иосиф – любимый сын Иакова, проданный завистливыми братьями в рабство в Египет. Там он пережил много испытаний. Был слугой, потом домоправителем у вельможи Патифара. Тот отправил его в тюрьму. Начальник тюрьмы сделал Иосифа надзирателем над другими. Он стал отгадывать сны, вследствие чего стал приближённым фараона (ему сны толковал).Когда в Палестине был голод, братья Иосифа переехали в Египет, семья долго жила там. Иосиф вскоре увиделся с братьями, спросил их: «Жив ли ещё мой отец?» Братья испугались и не ответили.

Как Иосиф оказался при фараоне?

В 1720 г. до РХ Египет покорили гиксосы (симетические племена). Разгромили Нижний Египет благодаря колесницам, Верхний обложили данью. Переняли все внешние атрибуты власти. Их власть в Египте продержалась около 150 лет, столица – Аварис. Переселение семьи в Египет происходит в этот период. Фараон был иноземцев (из покорителей), поэтому вполне мог приблизить Иосифа.

Точность египетских обычаев (погребальные обряды, имена – жена Иосифа-Осенефа, «Иосиф побрился, постригся») свидетельствуют о глубокой древности предания об Иосифе. Основа текста восходит к Досоломоновой эпохе.

 

 

Эпоха Единого царствования.

1025 – 1004 гг. – время царствования полководца Саула. Это эпоха войн с фелистимнянами. Вскоре страна очищена от врагов. Саул:

- реформировал военные силы

- создал постоянную армию

- разделил её на отряды (1000, 100).

Он не был хорошим царём, был подвержен вспышкам гнева, способен на святотатство, поэтому не мог быть помазанником: не дождавшись пророка Самуила, совершил жертво



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.7.202 (0.051 с.)