![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 14 псг: преступления и наказанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству.
Наказание и его цель.
Система наказаний:
Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были. Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер. ВОПРОС 15 ПСГ: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств Статья 2 Псковской СуднойГрамоты также устанавливала отдельный суд наместника архиепископа. В этотсуд запрещалось вмешиваться княжескому наместнику или господе, а наместникуархиепископа запрещалось вмешиваться в светский суд: "2. И владычнюнаместнику суд и на суд не судить, ни судиям ни наместнику княжа суда несудите." В статье 109 было записано какие дела относятся к какому суду.Суд, когда и истец, и ответчик являлись духовными лицами, относился ккомпетенции церковного суда. Если же и истец, и ответчик являлись мирянами,то суд относился к компетенции мирского суда - Господы. Если один являлсямирянином, а второй - духовным лицом, то собиралась особая коллегия,состоявшая из князя, посадника и наместника архиепископа: "109. А попы идияконы и проскурница и черньца и черница судить наместнику владычьню. Ажепоп, или диакон или противу черньца, или черницы ж, а будет обаи не простыелюди церковные, ино не судить князю, ни посаднику, ни судиам не судить,занеже суд владычня наместника, а булет один человек простой истец мирянин,аже церковный человек с церковным, то судить князю и посаднику с владычнимнаместником вопчи, також и судиям." Судебный процесс по Псковской Судной Грамоте носил состязательныйхарактер, роль суда по сравнению с Русской Правдой была гораздо больше.Вызов ответчика производился самим судом по официальной повестке черезсудебного исполнителя. Уклонение от явки в суд влекло официальное наказания- от денежного штрафа до привлечения к ответственности как за убийство.Запрещалось пересматривать дела, рассмотренные раннее, посадник, сложившийс себя посадничество, обязан был сам окончить начатые им дела (статья 6).Суд собирался у князя в передней, судьям запрещалось входить в тайныесделки с тяжущимися или помогать одной из сторон на основании родства илидружбы (статьи 3-4). Человек, занимавший ответственный правительственныйпост не мог ходатайствовать перед судом о смягчении наказания, если дело незатрагивало его семью или близких (статьи 68-69). Вызов ответчика. Вызов ответчика на суд регламентировался статьями 25, 26, 57. Встатье 25 говорится о том, как вызывать ответчика на суд: "25. А которойпозовник поидет исца звати на суд, и тот позваный не поидет на погост кцеркви позывницы чести, или стулится от позывницы, ино позывница прочестина погосте пред попом; или пакы той ж позваный позывницею, не емля оброкуда не станет на суд пред господою, ино господе дать на него грамота навиноватого на 5 ден позовником." В случае, если ответчик скрывался от"позовницы" - судебного исполнителя, призванного доставлять в суд истца иответчика - то "позовница" обязан был "прочести на погосте грамоту предпопом." Позовникам запрещалось силой приводить истцов на суд, если же ониприменяли силу, то их должен был судить суд: "26. А кто возмет грамоту насвоего исца, и оно ограмочному поимав по грамоте не мучит, ни бить,поставить пред господою; а ограмочному против своего исца не битися, неколотися, а толко имет сечися, или колотися, да учинит головшину, ино бытиему самому в головшине." Свидетели. В Псковской Судной Грамоте есть три статьи, напрямую относящиеся ксвидетелям или "послухам", как они именовались раньше. В статье 22говорится о том, что если послух не придет на суд или скажет обратное тому,что доказывает истец, вызвавший его, то этот свидетель перестает бытьсвидетелем, а истец считается проигравшим судебное разбирательство: "22. Ана которого послуха истец послется, и послух не станет, или став на суде недоговорит в ты ж речи, или переговорит, ино тот послух не в послух, атот недоискался." Также свидетелем не считался человек, заинтересованный в данномделе: "23. Или который истец пошлется... на послуха, а на котором сочат... а ркучи: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на нево жшлется, ино тот послух в послух, которого на суде наимянуют." Суд имелправо приговорить свидетеля к судебному поединку. На этом судебном поединкепротивник свидетеля мог нанять себе наймита, если был "стар или млад, иличем безвечен, или поп, или чернец", в то время как послух не имел правананимать себе наймита. Пособничество. ПСГ допускала судебные поединки между истцом и ответчиком, или междуистцами, по терминологии ПСГ, и "послухами" - свидетелями. Так как некаждый мог выйти драться на поле, то грамота устанавливало возможностьпомощи таким людям - "пособничество". В статье 21, в частности, говорится:"А против послуха... стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернецино против послуха нанять волно наймит, а послуху наймита нет." В этойстатье закреплена возможность найма бойца против послуха, при этом послухне имел возможности нанять себе бойца. Найм бойца разрешался только в томслучае, если истец был из духовенства, инвалидом или слишком старым илимолодым. В статье 119 указывается: "А жонки з жонкою присужать поле, анаймиту от жонки не быти ни с одну сторону", то есть если истцом иответчиком являлись женщины, то им разрешалось присуждать судебныйпоединок, при этом ни одна из них не могла нанять бойца. Если же однойстороной был мужчина, а другой - женщина, и им был назначен судебнойпоединок, то согласно статье 58 женщина имела право нанять бойца: "... апособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, илиза черньца или за черницу, или который человек стар велми или глух, ино затех пособнику быти." Отдельно оговаривалось в статье 36 право на найм бойцапри делах, связанных с закладами и залогами: "А на котором человеке имутьсочити долгу по доскам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, иличем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита волно наняти, а исцомцеловати, а наймитом битись, а против наймита исцу своего наймита волно,или сам лезет." По сути, здесь опять оговаривалось право истца, если онявлялся несовершеннолетним, лицом духовного сословия, женского пола илиинвалидом, на найм бойца. Но в этой категории дел, в случае, если одинистец пользуется наемным бойцом, то и другой имел право на найм бойца,тогда как в других делах этого не допускалось. Но бойцам-"пособникам"запрещалось в день биться сразу же на двух судебных разбирательствах (статья 71): "А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся."
Вопрос 16.Образование русского централизованного гос-ва (предпосылки, этапы) Московское княжество в XIII¾XV вв., усиление власти московских князей.
Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена), за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения. Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, "родословцев" отдельных феодальных родов и семей. Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения. Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва — третий Рим" "православное царство", "царь — помазанник божий"). Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов ("белых свобод") в городах. В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.
Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя). Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический, совещательный орган. Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов. Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные "лучшие люди", земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские). Особенности процесса государственной централизаци и сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 5588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.131 (0.015 с.) |