Лекция 1. Основы экскурсоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Основы экскурсоведения

Поиск

Лекция 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

Экскурсоведение как наука

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

В дословном переводе греческое слово "теория" означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях:

1) теория - обобщение опыта, общественной производственной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества;
2) теория - совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов;
3) теория - система идей в одной из отраслей знаний;
4) теория - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области2.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то:

а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия;
б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека;
в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;
г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности;
д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория - это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 70-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.

Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70-х годах. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение - Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию экскурсионной теории способствовали разработка и чтение курса лекций "Теория и практика экскурсионного дела" на Центральных туристских курсах и в Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК в течение пяти лет вели названный курс для студентов дневного и вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника. Содержание этого учебного курса было изложено в учебных пособиях, написанных Б. В. Емельяновым и изданных Центральным рекламно-информационным бюро "Турист": "Основы экскурсоведения" (1981 г., 1985 г.); "Методика подготовки и проведения экскурсии" (1980 г.); "Организация работы экскурсионного учреждения" (1979 г., 1987 г.); "Экскурсионное обслуживание населения" (1983 г.); "Экскурсия - неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы" (1984 г.); "Профессиональное мастерство экскурсовода" (1986 г.).

Вся система методики подготовки и проведения экскурсий, а также отдельные вопросы экскурсионной теории нашли освещение в методических пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных организаций и Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 гг.

Постоянное внимание к вопросам экскурсионной теории уделяла кафедра экскурсионной работы Российской международной академии туризма (ранее ИПК работников туристско-экскурсионных организаций). Результатом этой работы было опубликование в 1992 г. учебного пособия в трех частях " Экскурсоведение ". Первая часть этого пособия "Основы экскурсионной теории" более полно, чем в предыдущих изданиях, освещает вопросы теории.

Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев - это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. "Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета"2.

Выводы

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

В настоящее время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.

Сущность экскурсии

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).

При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:


Рис 1.2. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: "Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок"1.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия "экскурсия" сводить было бы неправильно.

Рассмотрим несколько формулировок термина "экскурсия", которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: "Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию" (М. П. Анциферов, 1923 г.)

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что "экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью".

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: "Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода". Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы1.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы2. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

№ п/п Цели Задачи Формы проведения
  Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка
  Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения
  Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
  Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
  Культурно-просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
  Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Экскурсия как форма общения

В словарях русского языка понятие "общение" рассматривается как "взаимные сношения, деловая дружеская связь". Более широко "общение" трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками1.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых1.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант - это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне "молоды".

Впервые понятие "сущность экскурсии" было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.1. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии "Основы экскурсоведения" (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков - еще одна грань понятия "сущность экскурсии".

Признаки экскурсии

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - " гидизм " - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый экскурсионист М. П. Анциферов: "Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий". Ученый приходит к выводу, что гидизм - злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: "Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого "гидизма". Гид лишь "комментирует" объекты экскурсии".

Выводы

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Выводы

Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений. Важной частью педагогического мастерства экскурсовода является педагогическая техника.

Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).

Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения - основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.

Логика в экскурсии

Владение законами логики помогает экскурсоводу решить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединении основных вопросов в подтему и подтем - в единое стройное целое. Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания контрольного текста л методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы. Методические работники и экскурсоводы при подготовке экскурсии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

Выводы

Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методика, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать формированию логического мышления у участников мероприятий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий ведется с учетом законов и требований логики, заставляет логически мыслить самого экскурсовода.

Ошибкой организаторов экскурсионного процесса является подмена зрительных аргументов с использованием объектов пространными рассуждениями экскурсоводов.

Знание законов и требований логики, умелое применение их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса. Логическая стройность и хронологичность в экскурсии - важные условия восприятия экскурсионного материала.

Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения1.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&? их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

- историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);
- археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);
- историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
- экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
- производственно-исторические;
- производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
- производственно-технические;
- профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
- историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);
- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);
- по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);
- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);
- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);
- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
- экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижен


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.4 (0.017 с.)