Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всегда ли формирование одного признака определяется одной парой генов.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2
Тема: " ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ. КАРИОТИП ".
Цель: знакомство с цитологическим методом в генетике, строением хромосом, кариотипами различных организмов. Материалы и оборудование: микропрепараты — кариокинез в клетках корешка лука, дробление яйцеклетки аскариды, гигантские хромосомы хирономуса и слюнных желез дрозофилы, микрофотографии метафазных пластинок человека, микроскопы, ножницы, клей. ХОД ЗАНЯТИЯ: І. Обсуждение цитологических основ наследственности цитологического метода в генетике и его значение. Строение хромосом. Понятие о кариотипе, кариограмме и идиограме. ІІ. Выполнение лабораторной работы. Сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа рассмотреть строение хромосом у различных организмов: репчатого лука, лошадиной аскариды, гигантских хромосом слюнных желез дрозофилы или хирономуса. 1. На постоянном микропрепарате кариокинеза в корешке лука найти хорошую пластинку, рассмотреть хромосомы в метафазе, обратить внимание на то, что они состоят из двух хроматид, зарисовать контуры хромосом, найти гомологичные хромосомы (2п=16). 2. На постоянном микропрепарате дробления яйцеклетки аскариды найти яйцеклетку, находящуюся на стадии метафазы, обратить внимание на парность хромосом, их форму, зарисовать контуры хромосом и обозначить гомологичные хромосомы одинаковыми цифрами (2п=4,2) 3. На постоянном микропрепарате слюнных желез дрозофилы найти картину, гдe гигантские хромосомы хорошо расправлены. Перевести микроскоп на большое увеличение, найти ярко окрашенный хромоцентр — место соединения центромер всех хромосом. От хромоцентра отходят в виде лент хромосомы. Известно, что пары гомологичных хромосом в слюнных железах дрозофилы коньюгируют, т.е. следует ожидать четыре ленты (2п=8), но так как вторая и третья хромосомы дрозофилы очень длинные метацентрические, то от центромера отходят по два их плеча, четвертая хромосома очень короткая, едва выступает из хромоцентра, а первая хромосома — акроцентрическая и образует одну ленту, то будут видны шесть лент: пять длинных и одна короткая. Следует зарисовать общую картину и выделить участки гигантских хромосом с тщательно вырисованными отдельными дисками. 4. Используя микрофотографии метафазных пластинок человека, рассмотреть строение хромосом, определить их общее количество (в норме — 2п=46). Найти гомологичные хромосомы, пронумеровать их. Аккуратно вырезать (если хромосомы слиплись, то вырезать вместе); расположить в ряд по мере убывания длины и с учетом локализации центромер (акроцентрические и субметацентрические хромосомы должны быть расположены так, чтобы центромера была вверху). Разбить на группы, в соответствии с денверской классификацией; пронумеровать и приклеить:
аутосомы (1-22 пары) 1-3 — крупные, метацентрические; 4-5 — крупные, субметацентрические; 6-12 — средние, субметацентрические; 13-15- средние, акроцентрические (почти телоцентрические); 16-18- небольшие, мета- и субметацентрические; 19-20- короткие, метацентрические; 21-22- очень короткие, акроцентрические (21 — имеет спутник на коротком плече). гетерохромосомы (23 пара) 23 пара — половые хромосомы: ♀ — ХХ, ♂-XY. Х — хромосому следует найти среди средних, субметацентрических, она крупнее остальных и почти метацентрическая, а Y — хромосому — среди коротких акроцентрических. Если хромосомы слиплись, то определяют позицию самой крупной, а для другой — указывают стрелкой. Укажите, чей это хромосомный набор (мужчины или женщины), а если будет нарушение по числу половых хромосом, то назовите и фенотип.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.— С.-5-14. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, I979. -С.25-57.
ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность „Биология” Лабораторное занятие № 3-4
Тема занятия: МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ. Цель занятия: знакомство с основными закономерностями при моногибридном скрещивании. Материалы и оборудование: постоянные микропрепараты или культуры: ♂дрозофила Normal (серое тело) и ♀black (черное тело), ♂дрозофила Normal(длинныекрылья) и ♀дрозофила (зачаточные крылья); растения гороха исходных родительских сортов (желтосеменного и зеленосеменного) гибридов F1, гибридов F2 и гибридов Fa; капельницы с эфиром, морилки, молочно-белые стекла, препаровальные иглы, кисточки, спирт, эфир, лупы, микроскопы.
ХОД ЗАНЯТИЯ І. Обсуждение основных закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. ІІ. Знакомство с правилами работы с дрозофилой: приготовление и разлив корма для дрозофилы, получение виргинных самок дрозофилы, наркотизация, отделение самок от самцов (самостоятельно). ІІІ. Рассмостреть строение дрозофилы Normal,обратить внимание на окраску тела и длину крыльев. Зарисовать строение самца и самки ІV. Рассмотреть строение дрозофил мутантных линий black и vestigial. Нарисовать их строение. V. Изучить наследование желтой окраски у гороха. 1. Проанализировать исходные линии. Результаты записать в таблицу 1. 2. Проанализировать наследование окраски семян у гороха, гибриды F1, результаты записать в таблицу1. 3. Проанализировать наследование у гибридов F2, установить расщепление, подсчитать желтые и зеленые горошины. Результаты записать в таблицу 1. 4. Проанализировать результаты анализирующего скрещивания Fa, Установить расщепление подсчитать желтые и зеленые горошины, результаты записать в таблицы 1, 2. 5. Провести статистическую обработку полученных данных, результаты представить в таблице 1. Оценить достоверность экспериментальных данных. 06означения: р - наблюдаемое (полученное в опыте число) q – теоретически ожидаемое число. х2 – хи-квадрат Пирсона-Фишера. Σ – сумма. P < 0,05 при х2 < 3,84. Таблица 1
Таблица 2
VІ. Составить схемы скрещиваний: F1, F2, Fa (анализирующее), использовать общепринятую символику: Р- родительские формы, х- знак скрещивания, ♀ -женский пол, ♂ -мужской пол, F1, F2, и т.д.- номер гибридного поколения, гены обозначаются буквами латинского алфавита, например, А- доминантный, а-рецессивный, АА- доминантная гомозигота, aa- рецессивная гомозигота, Аа - гетерозигота, 0 - гаметы.
VІІ. Решение задач на моногибридное скрещивание.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.- C.-34-52. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике / К,: Вища школа, I979.- С.75-94.
ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность «Биология» Лабораторное занятие № 5-6
Тема занятия: ДИГИБРИДНОЕ И ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Цель занятия: Знакомство с основными закономерностями наследования при ди- и полигибридном скрещивании. Материалы и оборудование: Растения гороха: материнской линии (желтые морщистые семена), отцовской линии (зеленые гладкие семена), гибриды F1 F2, пинцет, кисточка, чашка Петри.
Ход занятия: 1. Обсуждение основных закономерностей при ди- и полигибридном скрещивании. 2. Изучить наследования окраски и гладкой поверхности семян гороха: а) рассмотреть окраску семян и поверхность материнской и отцовской линии; б) рассмотреть окраску семян и поверхность у гибридов F1; в) проанализировать гибридные семена F2, разделить их на 4 класса: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые; подсчитать семена каждого класса, обобщить данные, полученные всеми студентами, результаты записать в табл.2; г) установить числовые соотношения между классами семян в F2; д) установить достоверность результатов опыта по методу хи-квадрат; е) составить схему скрещивания; выяснить характер независимого наследования двух пар признаков (окраски и поверхности семян), установить числовое соотношение пары признаков. Таблица 2.
3. Решение задач на ди- и полигибридное скрещивание.
Литература: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике / М.: Просвещение, 1979.- С.52-63. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике / К.: Вища школа, 1979.- С.94-107. ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность. «Биология» Лабораторное занятие № 7
Тема занятия: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Цель занятия: Знакомство с основными видами взаимодействия неаллельных генов. Материалы и оборудование: початки кукурузы; гербарный материал полиплоидных сортов растений. Ход занятия: І. Обсуждение взаимодействия неаллельных генов: ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность «Биология», Лабораторное занятие № 8
Тема занятия: НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ
Цель занятия: знакомство с основными закономерностями наследования признаков, сцепленных с полом; реципрокными скрещиваниями в F1 и F2, крисс- кросс наследованиями. Материалы и оборудование: нормальные мухи и мутанты, гибриды F1 и F2 прямого и обратного скрещиваний, корм, пробирки, морилки, вата, эфир, лупа, пинцет, кисточка, постоянные микропрепараты самцов и самок дрозофилы, слайды, таблицы, микроскопы. Ход занятия І. Обсуждение закономерностей наследования признаков, связанных с полом. Типы определения пола. Контрольные вопросы: 1. Биологическое значение полового размножения. 2. Поясните значение терминов: аутосомы, гетерохромосомы, половой хроматин. 3. Назовите известные способы определение пола. Приведите примеры. 4. Назовите известные Вам типы генотипической детерминации пола. 5. Какой пол называется гомогаметным, а какой гетерогаметным. 6. Что такое мужская гетерогаметность, приведите примеры. 7. Какие особенности характерны для определения пола у дрозофилы. 8. Как определяется пол у человека. 9. Назовите известные Вам отклонения от нормальной половой дифференциации у человека. 10. Что такое женская гетерогаметность. Приведите примеры. 11. Какое скрещивание называется реципрокным. 12. Что такое наследование сцепленное с полом. 13. Чем отличаются признаки ограниченные полом от признаков находящихся под влиянием пола.
ІІ. Пусть поставлен опыт на прямое и обратное скрещивание мух и их мутантов А) написать схемы наследования рецессивного, сцепленного с полом признаки при прямом /А/ и обратном /Б/ скрещивании у гибридов F1 и F2 :
А Б Р ♀ ХХ х ♂ Х У Р ♀ Х Х х ♂ Х У Гаметы F1 Фенотип Гаметы F2 Фенотип 14. Пусть, в прямом скрещивании в F1 было получено 256 красноглазых самок и 226 красноглазых самцов, и в F2; 312 красноглазых самок и 123 белоглазых самца, а в обратном скрещивании в F1 было получено 215 красноглазых самок и 183 белоглазых самца, в F2 было получено: 130 красноглазых самок, 151 красноглазый самец, 150 белоглазых самок и 127 белоглазых самцов. Результаты внести в таблицу 1. Сравните данные опыта с теоретически ожидаемыми для каждого варианта. Таблица 1.
15. Решение задач на исследование признаков, сцепленных с полом.
Литература 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. руководство к практическим занятиям по генетике. /М.: Просвещение, 1979 – с. 75-87. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике/ К.: Вища школа, 1979. – с. 119-129. ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность "Биология» Лабораторное занятие № 9
Тема занятия: ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Цель занятия: I. Знакомство с основными положениями хромосомной теории, закономерностями наследования при сцеплении, сцепление с полом, кроссинговере.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Обсуждение основных закономерностей наследования признаков при сцеплении с полом. 1. В чем состоит биологическое значение полового размножения? 2. Поясните значение терминов: аутосомы и гетерохромосомы. 3. Назовите известные способы определения пола, 4. Охарактеризуйте типы генетической детерминации пола. 5. Какой пол называется гомогаметным, а какой гетерогаметным? 6. Как определяется пол у человека? 7. Что такое наследование сцепленное с полом?
П. Решение задач на сцепление с полом.
Ш. Обсуждение основных закономерностей наследования при сцеплении и кроссинговере: 1. Что такое сцепление? 2. Как определить сцеплены гены или нет? 3. Кем была предложена теория сцепления генов? Какие цитологические явления подтверждают ее? 4. Как влияет сцепление на комбинативную изменчивость? 5. Что такое кроссинговер? Как он влияет на комбинативную изменчивость? 6. Как определить был кроссинговер или нет? 7. Что такое генетические карты?
IV. Решение задач на сцепление и кроссинговер.
Литература: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.; Просвещение, 1979.-С.-34-52. 2. Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика /М.: Высшая школа, 1985,- 447с.
ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность „Биология” ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность «Биология» Лабораторное занятие № 15
Тема: ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Цель занятия: знакомство с различными формами фенотипической изменчивости у растений, животных и человека; модификационной изменчивостью и методами ее изучения. Материалы и оборудование: коллекции полиплоидных форм ржи, пшеницы, земляники; постоянные микропрепараты дрозофил, линейки. Ход занятия. 1. Обсуждение генетической и фенотипической изменчивости и методов ее изучения. 2. Описать коллекцию полиплоидных форм диплоидной и тетраплоидной ржи, результаты записать в таблицу №1.
3. Изучить модификационную изменчивость листьев земляники. Ход выполняемой работы: І. Рассмотреть коллекцию листьев земляники, познакомиться с явлением модификационной изменчивости. Измерить длину и подсчитать число рубчиков средней доли листа земляники, результаты записать в таблицу №2.
ІІ. Просматриваем дискретное варьирование числа рубчиков среднего листа земляники; данные представить в таблице №3. Таблица №3
S = 1. Определить размах изменчивости (lim), т.е самую маленькую вариацию (Хmin) и самую большую вариацию (Хmax). 2. Систематизировать полученные данные в вариационный ряд (Х – 17, 18, 19……). 3. Определить частоту вариаций (f), т.е. число вариант (особей), имеющих одинаковое значение вариаций (х). 4. Построить кривую полученного вариационного ряда: на горизонтальной прямой отмеряют возможные значения признака (х), на вертикальной прямой – частоту варьитующего признака (f).
Число зубчиков Кривая варьирования числа колосков в колосе пшеницы. 5. Вычислить среднее арифметическое а) по простой формуле , где - среднее арифметическое; х – определенное значение (вариант), n – сумма всех частот. б) , где f – частота вариаций 6. , где -, - отклонение вариации от среднего арифметического, ( - квадрат отклонения; - сумма произведения частот на квадрат отклонения; n – количество объектов; 7. Определить коэффициент вариации (V)
8. Установить ошибку среднего арифметического (m) , где m -, σ – стандартное отклонение; n – число объектов выбора.
3. Построить вариационный ряд и вариационную кривую изменчивости роста среди студентов 1 курса специальности экология. Литература: 1. Ватти К.В., Тихомиров М.М. руководство к практическим занятиям по генетике / М.: Просвещение, 1979. – с. – 110-149. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, 1979. – с. – 143-174. 3. Шварцман П.Я. Полевая практика по генетике с основами селекции / М.: Просвещение, 1986. – с. – 62-70. ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность «Биология» Лабораторное занятие № 16
Тема занятия: ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ.
Цель занятия: знакомство с закономерностями наследования в популяциях. Ход занятия. І. Обсуждение основных закономерностей наследования в популяциях: 1. Что такое вид. 2. Что такое популяция. 3. Что такое идеальная и панмиктическая популяция. 4. Назовите основные генетические характеристики популяций. 5. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга. 6. Назовите факторы, влияющие на динамическое равновесие в популяции. ІІ. Изучение частоты генов в популяции. Примем группу студентов за популяцию. 1. Подсчитать число студентов в группе, которые имеют карие и голубые глаза (язык свернут в трубочку или нет). 2. Вычислить процент отношения доминантного (карие, язык свернут) и рецессивного (голубые, не свернут) признаков. Результаты занести в таблицу №1.
3. Определить частоту доминантных и рецессивных генов в популяции: А) частота рецессивного гена а; Б) частота доминантного гена рА определяется по формуле: р + = І, отсюда р = І - =; ……..% или А% = 100% - а% = %;……. ІІІ. Установление частоты генотипов в популяции при разных частотах /р и / аллелей. 1. Начертите таблицу с различными частотами аллельных генов. Таблица № 2
2. Вычислить частоты гомозиготных гетерозиготных генотипов для каждого следующего случая. 3. Сравнить частоты доминантных гомозигот, гетерозигот и рецессивных гомозигот по строкам таблицы. Сделать вывод о том, как взаимосвязаны в популяции частота генотипов и частоат аллелей. Вывод: частота генотипов в популяции изменяется с изменением частот аллей. ІУ. Определить частоту гетерозигот в первом опыте по цвету глаз (форме кончика языка). Результаты записать в таблицу №11. Расчет ведем по формуле р2АА + 2рАа + р2аа = 1, отсюда число гетерозигот: 2р Аа =;………%. Или 100% - аа% - Аа%. Y. Решение задач.
Литература: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. руководство по практическим занятиям по генетике/ М.; Просвещение, 1979. – с. –150-162. 2. Дегтярева Н.И. лабораторный и полевой практикум по генетике / К.: Вища школа, 1979.- с. – 174- 181. ГЕНЕТИКА Лабораторное занятие №17
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2
Тема: " ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ. КАРИОТИП ".
Цель: знакомство с цитологическим методом в генетике, строением хромосом, кариотипами различных организмов. Материалы и оборудование: микропрепараты — кариокинез в клетках корешка лука, дробление яйцеклетки аскариды, гигантские хромосомы хирономуса и слюнных желез дрозофилы, микрофотографии метафазных пластинок человека, микроскопы, ножницы, клей. ХОД ЗАНЯТИЯ: І. Обсуждение цитологических основ наследственности цитологического метода в генетике и его значение. Строение хромосом. Понятие о кариотипе, кариограмме и идиограме. ІІ. Выполнение лабораторной работы. Сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа рассмотреть строение хромосом у различных организмов: репчатого лука, лошадиной аскариды, гигантских хромосом слюнных желез дрозофилы или хирономуса. 1. На постоянном микропрепарате кариокинеза в корешке лука найти хорошую пластинку, рассмотреть хромосомы в метафазе, обратить внимание на то, что они состоят из двух хроматид, зарисовать контуры хромосом, найти гомологичные хромосомы (2п=16). 2. На постоянном микропрепарате дробления яйцеклетки аскариды найти яйцеклетку, находящуюся на стадии метафазы, обратить внимание на парность хромосом, их форму, зарисовать контуры хромосом и обозначить гомологичные хромосомы одинаковыми цифрами (2п=4,2) 3. На постоянном микропрепарате слюнных желез дрозофилы найти картину, гдe гигантские хромосомы хорошо расправлены. Перевести микроскоп на большое увеличение, найти ярко окрашенный хромоцентр — место соединения центромер всех хромосом. От хромоцентра отходят в виде лент хромосомы. Известно, что пары гомологичных хромосом в слюнных железах дрозофилы коньюгируют, т.е. следует ожидать четыре ленты (2п=8), но так как вторая и третья хромосомы дрозофилы очень длинные метацентрические, то от центромера отходят по два их плеча, четвертая хромосома очень короткая, едва выступает из хромоцентра, а первая хромосома — акроцентрическая и образует одну ленту, то будут видны шесть лент: пять длинных и одна короткая. Следует зарисовать общую картину и выделить участки гигантских хромосом с тщательно вырисованными отдельными дисками. 4. Используя микрофотографии метафазных пластинок человека, рассмотреть строение хромосом, определить их общее количество (в норме — 2п=46). Найти гомологичные хромосомы, пронумеровать их. Аккуратно вырезать (если хромосомы слиплись, то вырезать вместе); расположить в ряд по мере убывания длины и с учетом локализации центромер (акроцентрические и субметацентрические хромосомы должны быть расположены так, чтобы центромера была вверху). Разбить на группы, в соответствии с денверской классификацией; пронумеровать и приклеить:
аутосомы (1-22 пары) 1-3 — крупные, метацентрические; 4-5 — крупные, субметацентрические; 6-12 — средние, субметацентрические; 13-15- средние, акроцентрические (почти телоцентрические); 16-18- небольшие, мета- и субметацентрические; 19-20- короткие, метацентрические; 21-22- очень короткие, акроцентрические (21 — имеет спутник на коротком плече). гетерохромосомы (23 пара) 23 пара — половые хромосомы: ♀ — ХХ, ♂-XY. Х — хромосому следует найти среди средних, субметацентрических, она крупнее остальных и почти метацентрическая, а Y — хромосому — среди коротких акроцентрических. Если хромосомы слиплись, то определяют позицию самой крупной, а для другой — указывают стрелкой. Укажите, чей это хромосомный набор (мужчины или женщины), а если будет нарушение по числу половых хромосом, то назовите и фенотип.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.— С.-5-14. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, I979. -С.25-57.
ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность „Биология” Лабораторное занятие № 3-4
Тема занятия: МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ. Цель занятия: знакомство с основными закономерностями при моногибридном скрещивании. Материалы и оборудование: постоянные микропрепараты или культуры: ♂дрозофила Normal (серое тело) и ♀black (черное тело), ♂дрозофила Normal(длинныекрылья) и ♀дрозофила (зачаточные крылья); растения гороха исходных родительских сортов (желтосеменного и зеленосеменного) гибридов F1, гибридов F2 и гибридов Fa; капельницы с эфиром, морилки, молочно-белые стекла, препаровальные иглы, кисточки, спирт, эфир, лупы, микроскопы.
ХОД ЗАНЯТИЯ І. Обсуждение основных закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. ІІ. Знакомство с правилами работы с дрозофилой: приготовление и разлив корма для дрозофилы, получение виргинных самок дрозофилы, наркотизация, отделение самок от самцов (самостоятельно). ІІІ. Рассмостреть строение дрозофилы Normal,обратить внимание на окраску тела и длину крыльев. Зарисовать строение самца и самки ІV. Рассмотреть строение дрозофил мутантных линий black и vestigial. Нарисовать их строение. V. Изучить наследование желтой окраски у гороха. 1. Проанализировать исходные линии. Результаты записать в таблицу 1. 2. Проанализировать наследование окраски семян у гороха, гибриды F1, результаты записать в таблицу1. 3. Проанализировать наследование у гибридов F2, установить расщепление, подсчитать желтые и зеленые горошины. Результаты записать в таблицу 1. 4. Проанализировать результаты анализирующего скрещивания Fa, Установить расщепление подсчитать желтые и зеленые горошины, результаты записать в таблицы 1, 2. 5. Провести статистическую обработку полученных данных, результаты представить в таблице 1. Оценить достоверность экспериментальных данных. 06означения: р - наблюдаемое (полученное в опыте число) q – теоретически ожидаемое число. х2 – хи-квадрат Пирсона-Фишера. Σ – сумма. P < 0,05 при х2 < 3,84. Таблица 1
Таблица 2
VІ. Составить схемы скрещиваний: F1, F2, Fa (анализирующее), использовать общепринятую символику: Р- родительские формы, х- знак скрещивания, ♀ -женский пол, ♂ -мужской пол, F1, F2, и т.д.- номер гибридного поколения, гены обозначаются буквами латинского алфавита, например, А- доминантный, а-рецессивный, АА- доминантная гомозигота, aa- рецессивная гомозигота, Аа - гетерозигота, 0 - гаметы.
VІІ. Решение задач на моногибридное скрещивание.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.- C.-34-52. 2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике / К,: Вища школа, I979.- С.75-94.
ГЕНЕТИКА 3 курс, специальность «Биология» Лабораторное занятие № 5-6
Тема занятия: ДИГИБРИДНОЕ И ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Цель занятия: Знакомство с основными закономерностями наследования при ди- и полигибридном скрещивании. Материалы и оборудование: Растения гороха: материнской линии (желтые морщистые семена), отцовской линии (зеленые гладкие семена), гибриды F1 F2, пинцет, кисточка, чашка Петри.
Ход занятия: 1. Обсуждение основных закономерностей при ди- и полигибридном скрещивании. 2. Изучить наследования окраски и гладкой поверхности семян гороха: а) рассмотреть окраску семян и поверхность материнской и отцовской линии; б) рассмотреть окраску семян и поверхность у гибридов F1; в) проанализировать гибридные семена F2, разделить их на 4 класса: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые; подсчитать семена каждого класса, обобщить данные, полученные всеми студентами, результаты записать в табл.2; г) установить числовые соотношения между классами семян в F2; д) установить достоверность результатов опыта по методу хи-квадрат; е) составить схему скрещивания; выяснить характер независимого наследования двух пар признаков (окраски и поверхности семян), установить числовое соотношение пары признаков. Таблица 2.
3. Решение задач на ди- и полигибридное скрещивание.
Литература: 1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.011 с.) |