Аксіологічні та етичні витоки сутності людини. Проблема сенсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксіологічні та етичні витоки сутності людини. Проблема сенсу



В чем смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каждый человек самостоятельно решает, как и во имя чего следует жить, коррелируя свой жизненный путь относительно предлагаемых культурой и социумом ценностных ориентаций. Экзистенциальный опыт личности отражает ее пребывание в пограничных ситуациях и описывается с помощью ряда экзистенциальных феноменов, акцентирующих человека в его уникальных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе.

Проблема смысла жизни в философии, как правило, связана с темой о природе и сущности человека. Напр., сторонники натурализаторской версии являются преимущественно последователями гедонизма (смысл — наслаждение) и эвдемонизма (смысл — счастье). В рамках религиозного персонализма пробл СЖ решается в контексте трансцендентализма: истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним бытием, где земная история является лишь преддверием настоящей жизни в вечности. Социологизаторские концепции зачастую также подчиняют настоящую жизнь будущему совершенному состоянию человечества (марксизм). С рационалистической фил. содержательно связаны идеалы ригоризма, возводящего в ранг безусловного закона принцип долженствования, долг.

Статус смерти. Сам факт наличия смерти как бы дискредитирует все попытки абсолютизировать жизнь. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Спектр многообразных человеческих стремлений в каждом отдельном случае заканчивается обинаково: можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или других, в конечном итоге смерть уравнивает всех. Чел — это единственное существо, «знающее о смерти». Отдавая ей дань уважения в ритуальной практике, человечество едва ли способно на действительную абсолютизацию смерти. Напротив, классической философии свойственна абсолютизация жизни (смерть — переход к иному состоянию жизни). В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь и сейчас», смерти нет, т. к. пока мы есть, то ее нет, а когда она есть, то нет уже нас (Эпикур), а бессмертие возможно как продолжение себя в детях. Религиозный персонализм отталкивается от идеи бессмертия души.

В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной, а как координату, которая помогает определить ценность жизни. Смерть открывает нам ценность жизни.

Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы:

? Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн законом функционирования которого является судьба

? Свобода воли (способность выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении

? Свобода как познанная необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека как cogito, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона

? Экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода от») и проектирование собственной позиции («свобода для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор.

Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Реализуя себя как свободные личности, однако, мы в действительности очень многого не выбираем, предоставляя право решать за нас обстоятельствам и окружению.


Символізм сучасної філософії

Главная трудность, с которою мы сталкиваемся, говоря о философии символизма, это его особое положение в русской культуре конца XIX - начала XX в. Символизм всегда хотел быть не только искусством, не только мировоззрением, но и религией и даже неким "хоровым действом". И все-таки искусством он был, и, если мы будем рассматривать только теоретические статьи его представителей, не учитывая их художественные произведения, т. е. ту сторону жизни, в которой символизм воплотился наиболее полно, мы рискуем слишком упростить основной смысл этого учения. И драматургию, и прозу, и особенно поэзию символистов мы должны все время иметь в виду, когда говорим о философии этого направления.

Но и ограничиться рассмотрением только теоретического и художественного творчества символистов мы не вправе. Ведь изначально символизм понимался его приверженцами не столько как некая теория или некое направление в литературе, сколько как жизнетворчество. И потому их собственная судьба - это тоже их слово.

Философия символизма - это не только чистое "умствование", но и творческое поведение. А сами символисты походят на героев какого-то грандиозного действа, что неизбежно накладывает печать и на их облик. Чтобы понять символизм, нужно принять его несколько "театральное" отношение к жизни как должное, как нечто для него естественное и даже необходимое. В жизни и творчестве символистов много недосказанности и намеков. Они живут вроде бы рядом с обычными современниками, но и как бы в другом пространстве. Чувствуя связь с неким высшим началом, они склонны в самых незначительных происшествиях личной жизни видеть вселенские события. Все воспринимается ими как символ, как знак высших сил. Их общение теснейшим образом связано с их литературным творчеством: образы произведений становятся частью жизни и даже "руководством к действию". Житейские события переводятся в символический план и становятся частью произведений.

Не менее существенно и то, что русские символисты жили в состоянии непрерывных ожиданий, причем ожиданий не вполне определенных, но зато апокалипсического, катастрофического размаха. Эти предчувствия часто придавали их стихам и статьям особый, пророческий тон, и многое из грядущих событий, как личной жизни, так и мировой они сумели предугадать. И в то же время жизнь в состоянии ожидания сделала их чуткими к малейшим колебаниям духовной атмосферы, что вызвало, в свою очередь, частые колебания в их мировоззрении. Поэтому, говоря о философии символизма, трудно подробно останавливаться на всех нюансах и оттенках, важнее выявить ту основу, которая в самых резких движениях мыслей, творчества его представителей оставалась неизменной.


Путеводитель

1. Від міфу до Логосу. Особливості виникнення філософського світогляду.

2. Філософія в системі духовної культури людства. Основні функції філосоіфї.

3. Специфіка філософії і науки.

4. Особливості виникнення і становлення філософської думки у Стародавньому Китаї та Індії.

5. Натурфілософія до-сократиків. Мілетстька школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

6. Піфагорейский союз. Вчення Піфагора.

7. Елейська школа. Метафізика Парменіда та діалектика Зенона.

8. Філософія Геракліта Ефеського.

9. Атомістика Демокріта.

10. Оберт філософії з приходом Сократа. Антропологічне та етичне вчення Сократа.

11. Теорія ідей Платона Проект ідеальної держави.

12. Метафізика Аристотеля. Проект ідеальної держави.

13. Середньовічна філософія. Ера християнства.

14. Представники патристики та схоластики.

15. Головні риси філософії доби Відродження.

16. Філософія Нового часу. Британський емпіризм.

17. Філософія Нового часу. Французький раціоналізм.

18. Філософські погляди Канта.

19. Філософія і діалектика Гегеля.

20. Християнський ексцентризм С. Кʼєркегофа

21. Філософія Шопенгауера і Ніцше.

22. Антропологічна філософія Фейербаха.

23. Філософський зміст класичного марксицизму: основні ідеї та принципи.

24. Філософія всеєдності В. Соловйова.

25. Вчення Бердяєва про свободу та творчість.

26. Основні риси і особливості української філософії.

27. Філософія у Києво- Могилянській Академії.

28. Антропологічне та етичне вчення Г. Сковороди.

29. Філософські погляди П. Д. Юркевича.

30. Філософія української діаспори (Д. Донцов, Д. Чижевський).

31. Екзистенціальна філософія (Гайдетгер, Сартр, Камю). Свобода та відповідальність.

32. Комунікативна філософія (Габермас, Апель).

33. Філософія прагматизму.

34. Проблема істини у філософії та науці.

35. Методи і форми наукового пізнання.

36. Емпіричний та теоретичний рівні пізнання.

37. Рівні та форми суспільної свідомості.

38. Свідомість та самовідданість. Концепт ідентичності.

39. Філософська категорія буття. Основні форми буття.

40. Суспільний прогрес та глобальні проблеми сучасності.

41. Проблема духовного буття.

42. Аксіологічні та етичні витоки сутності людини. Проблема сенсу життя.

43. Суспільство, як динамічний процес. Історичний розвиток та теорії суспільного прогресу.

44. Проблема свідомості.

45. Символізм сучасної філософії.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.013 с.)