Натурфілософія до-сократиків. Мілетстька школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурфілософія до-сократиків. Мілетстька школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)



НАТУРФИЛОСОФИЯ – (философия природы) – исторически различные философские концепции анализа природы в целом. Одной из главных задач первоначальной натурфилософии (античность и древний восток) был анализ природы для поиска основополагающих принципов бытия. Стихии природы (огонь, земля, вода, воздух) выступали такими первопринципами. Природа для натурфилософии всегда была главной сферой бытия, часто она обожествлялась и одухотворялась, но всегда выступала в качестве субстанции, поэтому для натурфилософов важно было познание связей и закономерностей природы, объединение знаний о природе в единое целое, выработка понятийного аппарата для анализа природы, взаимосвязь человека с природой и ряд других вопросов. Вершиной античной натурфилософии, начало которой положили досократики (философы до Сократа, VI-V вв. до н.э.), по праву считается атомистическая философия Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Атомистическая гипотеза была опорой науки вплоть до XVIII века. Сыграла свою методологическую роль натурфилософия и в становлении знания и формировании частных наук в эпоху Нового времени XVII-XVIII вв. В настоящее время натурфилософия потеряла самостоятельное значение и входит частью в философию науки или именуется философскими проблемами естествознания.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА условный термин, объединяющий первых др.-греч. естествоиспытателей и натурфилософов из Милета - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена (6 в. до н. э.- конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с разрушением города персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют критомикенское прошлое милетской культуры и её связи с древними вост. цивилизациями (Вавилон, Персия, Египет), с одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и мощное торг.-ремесл. развитие Милета - с другой. Занимаясь астрономией (в т. ч. навигационной) и географией (в т. ч. картографией), математикой и метеорологией, представители М. ш. включали эти темы в более широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую (письменно зафиксированную) немифологич. картину мира. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми из к-рых были милетцы) «теологам» (мифологам) при всём своём значении не должно переоцениваться: внещ. отказ от мифологич. имён сопровождался сохранением традиц. структур мифологич. космогонии. Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия тождественны - принцип, действующий уже у Гомера (в «Илиаде» Океан - и источник рождения, и пространств. «предел» мира). Космогонич., геологич. и биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с донауч. генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср. разительный контраст между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью космоса Анаксимена.

 

 

Піфагорейський союз. Вчення Піфагора

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ - древнегреческая философская школа, основанная Пифагором около 525 года до н.э. и прекратила своё существование приблизительно в середине IV века до н.э. Наследие школы выражается в следующих положениях: 1) «все есть число», что означает – все явления могут быть, в конечном счете, сведены к числовым отношениям; 2) на самом глубоком уровне реальность имеет математическую природу; 3) взгляд на душу как на самодвижущееся число, которое претерпевает последовательную реинкарнацию различных физических оболочках до своего окончательного очищения путём духовного образа жизни; 4) душа способна возвыситься до единения с Богом; 5) философия может использоваться для духовного очищения. Впоследствии пифагорейский союз применил концепцию числовых взаимосвязей по отношению к музыке, акустике, геометрии и астрономии; определил мозг как центр души и создал комплекс тайных культовых практик. Пифагореизм оказал огромное влияние на астрологию своей идеей о том, что числовая гармония Вселенной воздействует на человеческую деятельность. Астрономические концепции союза стали фундаментом гипотезы Коперника о том, что Земля и другие планеты вращаются по орбитам вокруг Солнца.

 

Теорія ідей Платона Проект ідеальної держави

Платон, кращий учень Сократа, поділяючи вихідні думки останнього, вважав, що вимогам Сократа щодо справжніх знань можуть відповідати ідеї — незмінні сутнісні основи буття усього сущого. Речі течуть і змінюються, міркував Платон, але світ не зникає; отже, в основі речей лежать деякі ідеальні незмінні сутності. Їх не можна побачити, але можна осягнути розумом, адже, розуміючи сутність речей, ми можемо впізнати їх у змінних образах та з'явленнях. Ідеї постають як умови переходу від сприйняття речей до їх осмислення.Чим є ідеї за змістом? — Це миттєво схоплена повнота та єдність кожної речі. Можна було б сказати, що це є сукупність елементів, необхідних і достатніх для існування певних речей, якщо, знову-таки, побачити їх у необхідній єдності. “Єдине” у Платона є синонімом ідеї. Продовжуючи лінію міркувань своїх попередників, Платон відділив справжнє буття від того, що надано нам у сприйняттях. Світ ідей – це особлива, надчуттєва реальність, яка своєю повнотою і досконалістю перевищує усе чуттєве. Речі — лише тіні ідей.Відповідно до теорії ідей Платон розглядав людину (тіло — в'язниця для душі), суспільство, мистецтво і т.ін. Платона вважають одним із фундаторів утопічного мислення, бо він розробив проект “ідеальної” (а тому — і неможливої) держави, в якій, поряд із культом вищої мудрості (правити державою повинні філософи, бо вони здатні споглядати ідеї), він вводив певні елементи казарменного— тоталітарного правління (наприклад, кращою музикою вважались військові марші, воїни та службовці жили в загальних приміщеннях та ін.) В усякому разі можна стверджувати, що саме Платон відкрив світ умоглядного (теоретичного) бачення реальності, багато зробив для розуміння пізнання та людської діяльності.


Філософія в системі духовної культури людства. Основні функції філосоіфї

Мировоззренческая - систематизация знаний и создание на основе этих знаний картины мира. Методологическая - вырабатывание общих методов познания и преобразования мира. Гносеологическая - разработка общей теории познания человеком мира, вопрос об истине..Аксеологическая - разработка общей системы ценностей и идеалов. Практическая - с участием философии вырабатывается система установок для определения действий субъекта. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще, и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, масштабно не уясняет. Именно в философии отрабатываются и изучаются общемировоззренческие и теоретико-позновательные основания науки. Философия, наконец, занимается уяснением ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений.Философское мышление не символично.Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера материальной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.В духовную культуру входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют формами общественного сознания.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.

 

Атомістика Демокріта

Демокрит жил около 460-370 гг. до н.э. Он оставил около 60 произведений по философии, математике, искусству, медицине, военному делу, из которых сохранилось около 300 коротких фрагментов.

Демокрит учил, что мир состоит только из движущихся атомов и пустоты. Атомы («а» – отрицательная частица, «томй» – деление, разрезание) представляют собой абсолютно плотные, неделимые тела, различающиеся по конфигурации, величине, скорости движения и положению в пространстве. Число атомов бесконечно. Демокрит сравнивал движение атомов с поведением пылинок в солнечном луче. Как же из атомов складываются вещи? Чтобы объяснить это, Демокрит открывает закон «тяготения подобного к подобному». Он заметил, что, например, движением волны в море продолговатые камешки собираются в одном месте, круглые – в другом; животные собираются в стаи одного вида и т.д.

Душа тоже состоит из атомов – круглых, очень подвижных (в этом отношении душа подобна огню). От оболочек внешних предметов отделяются потоки атомов, которые, попадая в глаз, вызывают образ предмета в душе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.161.212 (0.006 с.)