Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Головні риси філософії доби ВідродженняСодержание книги Поиск на нашем сайте
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений возникших и развивающихся в Европе в 14-17 вв. Эти направления объединяла антицерковная направленность, устремление к человеку, вера в его великий физических и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание Предпосылками возникновения философии и культ. эпохи возрождения были: -усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; -укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; -отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; -повышение уровня образованности в Европе в целом; -научно-технические открытия (огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины). Главная особенность философии Возрож. - теперь оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют мыслителей Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек прежде всего природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — так называемая «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.), что произойдет в самом конце эпохи. Характерные черты и особенности: -гуманизм – преобладание интереса к чел-ку, вера в его безграничные возможности и достоинство; -отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также философии – схоластики); -перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; -принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); -большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; -широкое распространение идеи социального равенства. Основные направления философии эпохи Возрождения. гуманистическое (представители: Данте Алигьери и др.) – в центр внимания ставило чел-ка, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (представители: Кузанский, Парацельс и др.) – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (предст: Коперник, Бруно, Галилей и др.,) -опираясь на астрономические и научные открытия пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви; реформационное (представ. Мартин Лютер, Томас Монцер и др.) – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; Філософія у Києво- Могилянській Академії В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. В духовной культуре Украины вторая половина семнадцатого века – период формирования мировоззрения Просвещения, время активного осмысления интеллектуальных и философских достижений западноевропейской культуры. Центром философской культуры, стала Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение. В Киево-Могилянской академии философия вводится как специальный предмет изучения. Первое время она оставалась в рамках церковных и схоластических взглядов, позже сближалась с опытным естествознанием и запросами общественной жизни. Основное внимание уделяется проблемам познания природы и человека. Разделяя философские идеи Возрождения, философская мысль видит свое предназначение в осмыслении законов природы, а значит и законов существования самого человека, законов его мышления, содержания его внутреннего мира. Философы академии вели свои размышления над такими темами: 1) возникновение государства; 2) роль человека в нем; 3) общественный гуманизм; 4) счастье. Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философов (Ф. Прокопович, И. Гизель), а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода и др. Феофан Прокопович – центральная фигура в истории Киево-Могилянской академии – епископ Православной Российской Церкви. Философские и политические взгляды: в науке приверженец Ф. Бэкона и Р. Декарта, отрицает главенствующую роль духовенства в общественной жизни, рассматривает проблемы взаимодействия человека и государства, государства и церкви, первым в Киево-Могилянской академии обратился к изучению человека и его роли в истории, считал, что Вселенная состоит из множества миров, которые находятся в непрерывном движении, материя также непрерывно движется и изменяется в количестве и качестве, стал первым теоретиком семиотики. Иннокентий Гизель – был назначен на пост ректора Киево-Могилянской коллегии в 1656 году. Считает, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности, что и сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицает наличие в небе субстанциональных изменений и доказывает однородность земной и небесной материй. Он говорит, что движение - это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе.
Оберт філософії з приходом Сократа. Антропологічне та етичне вчення Сократа Сократ концентрував свою увагу на людину та її поведінці, вважаючи ці проблеми найважливішими для філософії. Для Сократа знання і вчинки, теорія і практика єдині: знання (слово) визначає цінність «справи», а «справа» - цінність знання. Звідси і його впевненість у тому, що справжні знання і справжня мудрість (філософія), доступні людині, невіддільні від справедливих справ та інших проявів чесноти. Словом, мудрість є доброчесність, тобто знання про добро, яке включає в себе внутрішнє переживання добра і тому спонукає до благих вчинкав і утримує від поганих. Орієнтація на етичні проблеми і новий зміст, внесену Сократом в поняття «філософія», визначили його ставлення до натурфілософії, до вивчення «космосу» і явищ зовнішнього природи взагалі. Дослідження природи він вважав непотрібним заняттям, бо пізнання того, за «яким законами відбуваються небесні явища», не дозволяє ні змінювати ці закони, ні створити явища природи, такі, як «вітер, дощ, пори року тощо». Незадовільність минулих філософських вчень, зайнятих натурфілософськими (космологічними) проблемами, Сократ бачив також у повній розбіжності цих навчань у питанні про «єстві світу». В очах Сократа науки про людину володіють величезною перевагою перед науками про природу: вивчаючи людєй, вони дають йому те, в чому вони найбільше потребують, - пізнання самого себе і своїх справ, визначення програми і цілі діяльності, чітке усвідомлення того, що є добро і зло, прекрасне й потворне, істина і омана. Знання (усвідомлення) цього, відповідно до Сократа, робить людей благородними. Дорога самопізнання веде людину до розуміння свого місця в світі, до з'ясуванню того «який він по відношенню до користування собою як людиною». Предметом філософії, її основним завданням і головною метою Сократ зробив пізнання «єства» людини, першоджерела його вчинків і справ, його способу життя і мислення. Етика Сократа може бути зведена до трьох основних тез: а) благо тотожне задоволень, щастя, б) чеснота тотожна знання; в) людина знає тільки те, що він нічого не знає. Всі люди прагнуть до задоволень і їх складним комбінаціям, які називаються користю, щастям. Це - аксіома людського існування. Сократ говорить: «Благо - не що інше, як задоволення, і зло - не що інше, як страждання».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.007 с.) |