Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сухожильные и периостальные рефлексыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эти рефлексы вызываются раздражением проприоцепторов мышц, сухожилий, связок, надкостницы. Для их исследования используют специальный молоточек, у грудных детей их можно вызывать постукиванием согнутым III пальцем руки. Карпорадиальный рефлекс является периосталъным и вызывается ударом молоточком по шиловидному отростку лучевой кости, в результате чего происходит легкая пронация кисти и некоторое сгибание пальцев руки в локтевом суставе. Для вызывания сгибательного локтевого рефлекса врач берет руку ребенка, полусогнутую в локтевом суставе, в свою левую руку, а правой наносит удар молоточком по сухожилию над локтевым сгибом. При этом происходит сгибание предплечья. Разгибательный локтевой рефлекс - разгибание предплечья - вызывается ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы над локтем. Положение руки такое же, как при вызывании сгибательного локтевого рефлекса. Коленный рефлекс у маленького ребенка лучше вызывать в положении лежа. Левую руку врач подводит под колено, слегка поднимая его, а правой наносит отрывистый удар по сухожилию надколенника. У детей старшего возраста его можно проверять в сидячем положении. Чтобы избежать активного мышечного напряжения, ребенка следует отвлечь разговором или попросить его считать. Рефлекс проявляется в разгибании голени. Ахиллов рефлекс вызывается ударом молоточка по пяточному сухожилию (ахиллову сухожилию). В результате наступает подошвенное сгибание стопы. Рефлекс исследуют в положении ребенка лежа на спине, при этом голень сгибается, несколько разгибается стопа (левой рукой исследователя). Ребенка старшего возраста ставят на колени на кушетке (или стуле) таким образом, чтобы его стопы свешивались. Понижение сухожильных и надкостничных рефлексов (гипорефлексия) может быть связано с поражением периферических нервов, передних и задних корешков, серого вещества спинного мозга, мышечной системы, повышением внутричерепного давления. Повышение рефлексов (гиперрефлексия) наблюдается при поражении пирамидных путей, гипертензионном синдроме у гипервозбудимых детей. Поверхностные рефлексы с кожи и слизистых оболочек Брюшные рефлексы вызываются штриховым раздражением кожи живота параллельно правой и левой реберным дугам (верхний рефлекс), горизонтально с обеих сторон от пупка (средний рефлекс) и параллельно паховым складкам (нижний рефлекс). В ответ на раздражение сокращаются соответствующие брюшные мышцы. Кремастерный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение кожи внутренней поверхности бедра в его верхней части происходит сокращение мышцы, приподнимающей яичко. Ягодичный рефлекс заключается в сокращении ягодичных мышц при штриховом раздражении кожи на ягодицах. Анальный рефлекс — сокращение наружного жома прямой кишки в ответ на укол вблизи заднего прохода. Исчезновение кожных рефлексов является постоянным симптомом поражения пирамидных путей или периферических нервов, составляющих эти рефлекторные дуги. Асимметрия брюшных рефлексов возможна и при острых заболеваниях органов брюшной полости (остром аппендиците, прободной язве), обусловливающих напряжение передней брюшной стенки живота. ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА При исследовании двигательной сферы оценивают позу больного, положение конечностей, двигательную активность при выполнении активных и пассивных движений, мышечную силу и состояние мышечного тонуса.
ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ СФЕРА Исследование чувствительной сферы включает в себя определение тактильной, температурной и болевой чувствительности, мышечно-суставного чувства. Сохранение тактильной или осязательной чувствительности проверяется прикосновением к коже ребенка кусочком ваты или кисточкой. При исследовании этого вида чувствительности ребенка старшего возраста просят закрыть глаза и ответить на ощутимое прикосновение «да». Температурная чувствительность определяется прикладыванием к коже пробирок с холодной и теплой водой. Дети раннего возраста на температурное раздражение реагируют двигательным беспокойством и плачем. Ребенок старшего возраста с закрытыми глазами отвечает «тепло» или холодно при прикосновении. Болевая чувствительность: ребенка просят закрыть глаза и наносят ему уколы иглой, чередуя их с прикосновением тупым концом иглы. При сохранении болевой чувствительности ребенок различает раздражения, отвечая «остро» или «тупо». Мышечно-суставное чувство (относится к глубокой чувствительности) дает представление о положении частей тела в пространстве. Исследование производят при закрытых глазах ребенка. Врач производит сгибание и разгибание пальца на руке или ноге пациента. Ребенок должен сказать или показать на другой руке (ноге), какой палец приводится в движение и в каком направлении. Нарушение вестибулярного аппарата определяется шаткой походкой, нарушением статической координации тела, появлением нистагма, симптомом промахивания и отклонения рук. Способность сохранять равновесие тела проверяют с помощью пробы Ромберга: больного ставят прямо с опущенными руками, сдвинутыми носками и пятками. У больных с положительным симптомом в этой позе отмечается покачивание туловища, которое усиливается, когда больной закрывает глаза, смотрит вверх или встает на одну ногу. Для исследования симптома промахивания врач протягивает руку с вытянутым указательным пальцем и просит больного коснуться его своим указательным пальцем. При нарушении координации больной промахивается. Аналогично выполняется пальценосовая проба — больного просят закрыть глаза и коснуться указательным пальцем кончика своего носа, предварительно отведя руку в сторону. Для выполнения коленно-пяточной пробы больной в положении лежа на спине с закрытыми глазами должен пяткой одной ноги прикоснуться к колену другой ноги и продвинуть пятку по передней поверхности голени вниз. При патологии больной не может выполнить данную пробу либо пятка при движении вниз соскальзывает с голени. При наличии повышенной возбудимости мышц появляются симптомы, характерные для спазмофилии: 1. симптом Хвостека: поколачивание перкуссионным молоточком по fossa canina приводит к сокращению мышц века, иногда и верхней губы. 2. симптом Труссо: при накладывании жгута или сдавлении середины плеча ребенка его рука принимает форму руки акушера (карпальный спазм). 3. симптом Люста: при постукивании по области головки малоберцовой кости (снаружи и внизу от коленного сустава) за счет раздражения малоберцового нерва возникает разгибание и отведение стопы кнаружи («нога балерины» или педальный спазм). Менингеальные симптомы: проявляются в ригидности затылочных мышц и положительных симптомах Брудзинского и Кернига. 1. ригидность затылочных мышц: при сгибании головы кпереди больной испытывает боль в области затылка - рефлекторное напряжение мышц шеи делает невозможным сгибание. 2. симптом Брудзинского: а) верхний: при пассивном сгибании головы ребенка, лежащего на спине с вытянутыми ногами наблюдается рефлекторное сгибание нижних конечностей в тазобедренном и коленных суставах. Часто одновременно сгибаются и верхние конечности. б) средний или лобковый: при надавливании в области лобка рефлекторно сгибаются нижние конечности в тазобедренных и коленных суставах. в) нижний: при пассивном сгибании в тазобедренном и коленном суставах одной ноги наступает сгибание другой ноги; 3. симптом Кернига: невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе в то время, когда она согнута под прямым углом в тазобедренном.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
С целью определения функции органа зрения исследуют остроту зрения, цветоощущение, производят осмотр глаз, при котором обращают внимание на ширину глазной щели, форму зрачков, их величину, реакцию на свет, наличие косоглазия. Исследование органа слуха включает внешний осмотр ушной раковины и видимой части наружного слухового прохода, определение слуховой функции. В старшем возрасте определяют восприятие громкой и шепотной речи (на расстоянии 6 м). У детей раннего возраста обращают внимание на реакцию ребенка на слуховой раздражитель (сосредоточение или поворот головы в сторону источника звука). Исследование функции обоняния проводят следующим образом: к носу ребенка подносят пахнущее вещество, не раздражающее слизистую оболочку. Ребенок реагирует мимикой неудовольствия, криком или двигательным беспокойством. Ребенку старшего возраста поочередно предлагают понюхать одинаково окрашенные растворы с запахом и без запаха, при этом необходимо определить, какой из них пахнет. Вкус исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. Оценивают реакцию ребенка: положительную – на сладкое, отрицательную – на горькое, соленое, кислое. Старший ребенок определяет свои ощущения словом.
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Исследование эндокринной системы включает в себя оценку физического и полового развития ребенка, а также выявление симптомов гипо- и гиперфункции эндокринных желез при объективном обследовании ребенка. Непосредственному объективному исследованию доступна только щитовидная железа. ОСМОТР: Общий осмотр ребенка должен, прежде всего, выявить особенности телосложения, физического развития (высокое, среднее, низкое; гармоничное, дисгармоничное). Особое внимание уделяется оценке роста. выявлению отклонений в виде нанизма и гигантизма. Необходимо оценить степень и равномерность жироотложения, тип распределения подкожно-жирового слоя (женский, мужской); наличие или отсутствие диспластических стигм, состояние кожи и кожных придатков (окраска, влажность, наличие стрий, оволосение). Определяют тип строения наружных половых органов (женский, мужской).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.007 с.) |