Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спор о свободе слова в начале XX в. (Брюсов и Ленин).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ноябре 1905 года в N 12 газеты "Новая Жизнь" была помещена статья Ленина "Партийная организация и партийная литература". Считая, что в условиях достигнутой относительной свободы слова, партийная социал-демократическая литература, бывшая доселе нелегальной, может, хотя бы на 9/10 стать легальной, - Ленин ставит в своей статье вопрос о взаимоотношении этой легальной партийной литературы с партийной организацией.Положение нелегальной печати было просто. "Вся нелегальная печать была партийна, издавалась организациями, велась группами, связанными так или иначе с группами практических работников партии".При переходе на легальное положенье, при массовом росте социал-демократической литературы связь эта ослабевает и возникает опасность отрыва социал-демократического партийного литературного дела от практической и организационной работы партии. Поэтому Ленин говорит: "литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса... Для пролетариата литературное дело не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела". "Пылкие сторонники свободы" остались неудовлетворенными и решили всемерно протестовать против Ленинского пониманья действительно свободной литературы. Выразителем этого протеста явился Валерий Брюсов, поместивший в очередном номере (N 11 за 1905 год) журнала "Весы" ответную статью - "Свобода слова". Брюсов восклицает: "Вот, по крайней мере, откровенные признанья. Г-ну Ленину нельзя отказать в смелости: он идет до крайних выводов из своей мысли; но меньше всего в его словах истинной любви к свободе".Брюсов не понимает, почему называет Ленин литературу, "открыто связанную с пролетариатом" - "действительно свободной". Чем она свободней буржуазной? По Брюсову: "обе литературы не свободны. Одна тайно связана с буржуазией, другая открыто с пролетариатом. Преимущество второй можно видеть в более откровенном признании своего рабства, а не в большей свободе..."Есть слова, которые воспрещено говорить. Есть взгляды, высказывать которые воспрещено... Членам соц.-демокр. партии дозволяется лишь критика частных случаев, отдельных сторон доктрины, но они не могут критически относиться к самым устоям доктрины". Брюсов протестует: "Повидимому, г. Ленин судит по тем образчикам писателей - ремесленников, которых, он, быть может, встречал в редакциях либеральных журналов.Обращаясь к Ленину, Брюсов считает своим долгом заявить: "Пока вы и ваши идете походом против существующего "неправого" и "некрасивого" строя, <мы> готовы быть с вами, мы ваши союзники. Но как только вы заносите руку на самую свободу убеждений, так тотчас мы покидаем ваши знамена.»
Специфика функций критики в советскую эпоху. Периодизация истории критики 20 века. Первый подход, анализ идейного содержания 1890-1910… – марксистская литературная критика предполагала вести воспитательное воздействие. В советское литературно-критическое сознание перешло понятие «масса». Сама литературная жизнь оказалась довольно точным слепком с политической жизни. Система отношений в массовых писательских организациях соответствовала общепринятым представлениям о партийной иерархии и партийной дисциплине. Литература являлась отражением действительности – ее продолжением. В связи с этим вырабатывался особый подход к искусству слова, оно становилось сферой идеологического воспитания и образования. Руководители Пролеткульта подчеркивали мысль о том что новая литр должна быть своего рода чистым искусством – созданная выходцами из пролетарской среды и для пролетариев. Писали о подконтрольности литературы – были убеждены, что заданность, запрограммированность дело абсолютно добровольное и естественное. Второй подход, анализ формы художественного произведения, мелкобуржуазное мировоззрение 1920 г - появляется тенденции в литературно-критической работе связанное с рациональном осмыслении искусства. Литературный вкус, чувство меры в интерпретации художественного текста переставали быть приоритетом в разборе художественного текста. В литр-критических работах футуристы доказывали, что классическое искусство искажало действительность, поскольку стремилось воспроизводить ее во всех подробностях. Целью искусства, по мнению футуристов – Пунина, Брик, Кушнера, является делание новых невиданных вещей. Футуристы были объединены в левый фронт – стремились сломать устойчивые формы в творческом процессе. Считали что классическое искусство требовало пассивного восприятия; побуждали писателя и читателя к пониманию искусства как активного и направленного действия. Среди литературных направлений, ориентированный на интерес к формальной стороне произведения, следует назвать имажинизм. Образ понимался ими как некое слагаемое литературного произведения, которое можно заменять другим. Ярко заявили о себе конструктивисты, видевшие смысл искусства в рационалистической целесообразности построенной на математических расчетах. Многие стремились разрушить границы между литературой и действительностью, свести к минимуму стихию бессознательного в творчестве и в прочтении художественного текста. Литературная критика 1920-х гг. Изменения в системе читатель- издатель- писатель – критик Г появляется тенденции в литературно-критической работе связанное с рациональном осмыслении искусства. Литературный вкус, чувство меры в интерпретации художественного текста переставали быть приоритетом в разборе художественного текста. В литр-критических работах футуристы доказывали, что классическое искусство искажало действительность, поскольку стремилось воспроизводить ее во всех подробностях. Целью искусства, по мнению футуристов – Пунина, Брик, Кушнера, является делание новых невиданных вещей. Футуристы были объединены в левый фронт – стремились сломать устойчивые формы в творческом процессе. Считали что классическое искусство требовало пассивного восприятия; побуждали писателя и читателя к пониманию искусства как активного и направленного действия. Среди литературных направлений, ориентированный на интерес к формальной стороне произведения, следует назвать имажинизм. Образ понимался ими как некое слагаемое литературного произведения, которое можно заменять другим. Ярко заявили о себе конструктивисты, видевшие смысл искусства в рационалистической целесообразности построенной на математических расчетах. Многие стремились разрушить границы между литературой и действительностью, свести к минимуму стихию бессознательного в творчестве и в прочтении художественного текста. 26. Независимые литературно-критические концепции (Е.Замятин, О.Мандельштам) Евгений Замятин в статьях «Я боюсь», «Новая русская проза», «О литературе, революции и о прочем», «О сегодняшнем и современном» настаивал на творческом праве художника выбирать собственный путь в литературе. Говорил, что истинные художественные произведения не создаются согласно декрету, что литературу должно оценивать не по партийному мандату, а лишь по ее внутрилитературной сущности. Замятин выступал против литературной амбициозности и словесной банальности. Он не верил в искусственно выведенную пролетарскую литературу и писал: «… эти писатели усердно пытаются быть авиаторами, оседлав паровоз. Паровоз пыхтит искренно и старательно, но непохоже, чтобы он поднялся в воздух». Были у него и резкие высказывания: «Несмотря на создание специальных инкубаторов, никакой пролетарской литературы высидеть не удалось».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.008 с.) |