Спор о свободе слова в начале XX в. (Брюсов и Ленин). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спор о свободе слова в начале XX в. (Брюсов и Ленин).



В ноябре 1905 года в N 12 газеты "Новая Жизнь" была помещена статья Ленина "Партийная организация и партийная литература". Считая, что в условиях достигнутой относительной свободы слова, партийная социал-демократическая литература, бывшая доселе нелегальной, может, хотя бы на 9/10 стать легальной, - Ленин ставит в своей статье вопрос о взаимоотношении этой легальной партийной литературы с партийной организацией.Положение нелегальной печати было просто. "Вся нелегальная печать была партийна, издавалась организациями, велась группами, связанными так или иначе с группами практических работников партии".При переходе на легальное положенье, при массовом росте социал-демократической литературы связь эта ослабевает и возникает опасность отрыва социал-демократического партийного литературного дела от практической и организационной работы партии. Поэтому Ленин говорит: "литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса... Для пролетариата литературное дело не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела". "Пылкие сторонники свободы" остались неудовлетворенными и решили всемерно протестовать против Ленинского пониманья действительно свободной литературы. Выразителем этого протеста явился Валерий Брюсов, поместивший в очередном номере (N 11 за 1905 год) журнала "Весы" ответную статью - "Свобода слова". Брюсов восклицает: "Вот, по крайней мере, откровенные признанья. Г-ну Ленину нельзя отказать в смелости: он идет до крайних выводов из своей мысли; но меньше всего в его словах истинной любви к свободе".Брюсов не понимает, почему называет Ленин литературу, "открыто связанную с пролетариатом" - "действительно свободной". Чем она свободней буржуазной? По Брюсову: "обе литературы не свободны. Одна тайно связана с буржуазией, другая открыто с пролетариатом. Преимущество второй можно видеть в более откровенном признании своего рабства, а не в большей свободе..."Есть слова, которые воспрещено говорить. Есть взгляды, высказывать которые воспрещено... Членам соц.-демокр. партии дозволяется лишь критика частных случаев, отдельных сторон доктрины, но они не могут критически относиться к самым устоям доктрины". Брюсов протестует: "Повидимому, г. Ленин судит по тем образчикам писателей - ремесленников, которых, он, быть может, встречал в редакциях либеральных журналов.Обращаясь к Ленину, Брюсов считает своим долгом заявить: "Пока вы и ваши идете походом против существующего "неправого" и "некрасивого" строя, <мы> готовы быть с вами, мы ваши союзники. Но как только вы заносите руку на самую свободу убеждений, так тотчас мы покидаем ваши знамена.»

 

Специфика функций критики в советскую эпоху. Периодизация истории критики 20 века.

Первый подход, анализ идейного содержания 1890-1910… – марксистская литературная критика предполагала вести воспитательное воздействие. В советское литературно-критическое сознание перешло понятие «масса». Сама литературная жизнь оказалась довольно точным слепком с политической жизни. Система отношений в массовых писательских организациях соответствовала общепринятым представлениям о партийной иерархии и партийной дисциплине.

Литература являлась отражением действительности – ее продолжением. В связи с этим вырабатывался особый подход к искусству слова, оно становилось сферой идеологического воспитания и образования. Руководители Пролеткульта подчеркивали мысль о том что новая литр должна быть своего рода чистым искусством – созданная выходцами из пролетарской среды и для пролетариев. Писали о подконтрольности литературы – были убеждены, что заданность, запрограммированность дело абсолютно добровольное и естественное.

Второй подход, анализ формы художественного произведения, мелкобуржуазное мировоззрение 1920 г - появляется тенденции в литературно-критической работе связанное с рациональном осмыслении искусства. Литературный вкус, чувство меры в интерпретации художественного текста переставали быть приоритетом в разборе художественного текста. В литр-критических работах футуристы доказывали, что классическое искусство искажало действительность, поскольку стремилось воспроизводить ее во всех подробностях. Целью искусства, по мнению футуристов – Пунина, Брик, Кушнера, является делание новых невиданных вещей. Футуристы были объединены в левый фронт – стремились сломать устойчивые формы в творческом процессе. Считали что классическое искусство требовало пассивного восприятия; побуждали писателя и читателя к пониманию искусства как активного и направленного действия.

Среди литературных направлений, ориентированный на интерес к формальной стороне произведения, следует назвать имажинизм. Образ понимался ими как некое слагаемое литературного произведения, которое можно заменять другим. Ярко заявили о себе конструктивисты, видевшие смысл искусства в рационалистической целесообразности построенной на математических расчетах. Многие стремились разрушить границы между литературой и действительностью, свести к минимуму стихию бессознательного в творчестве и в прочтении художественного текста.

Литературная критика 1920-х гг. Изменения в системе читатель- издатель- писатель – критик

Г появляется тенденции в литературно-критической работе связанное с рациональном осмыслении искусства. Литературный вкус, чувство меры в интерпретации художественного текста переставали быть приоритетом в разборе художественного текста. В литр-критических работах футуристы доказывали, что классическое искусство искажало действительность, поскольку стремилось воспроизводить ее во всех подробностях. Целью искусства, по мнению футуристов – Пунина, Брик, Кушнера, является делание новых невиданных вещей. Футуристы были объединены в левый фронт – стремились сломать устойчивые формы в творческом процессе. Считали что классическое искусство требовало пассивного восприятия; побуждали писателя и читателя к пониманию искусства как активного и направленного действия.

Среди литературных направлений, ориентированный на интерес к формальной стороне произведения, следует назвать имажинизм. Образ понимался ими как некое слагаемое литературного произведения, которое можно заменять другим. Ярко заявили о себе конструктивисты, видевшие смысл искусства в рационалистической целесообразности построенной на математических расчетах. Многие стремились разрушить границы между литературой и действительностью, свести к минимуму стихию бессознательного в творчестве и в прочтении художественного текста.

26. Независимые литературно-критические концепции (Е.Замятин, О.Мандельштам)

Евгений Замятин в статьях «Я боюсь», «Новая русская проза», «О литературе, революции и о прочем», «О сегодняшнем и современном» настаивал на творческом праве художника выбирать собственный путь в литературе. Говорил, что истинные художественные произведения не создаются согласно декрету, что литературу должно оценивать не по партийному мандату, а лишь по ее внутрилитературной сущности. Замятин выступал против литературной амбициозности и словесной банальности. Он не верил в искусственно выведенную пролетарскую литературу и писал: «… эти писатели усердно пытаются быть авиаторами, оседлав паровоз. Паровоз пыхтит искренно и старательно, но непохоже, чтобы он поднялся в воздух». Были у него и резкие высказывания: «Несмотря на создание специальных инкубаторов, никакой пролетарской литературы высидеть не удалось».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.005 с.)