Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Написание отчета и составление паспорта похода

Поиск

Строго говоря, письменные отчеты полагается составлять только на походы, укладывающиеся в Нормативы единой всесо­юзной квалификации — от первой категории сложности и выше. Однако там, где туристская секция работает систематически, имеет смысл начинать составлять описание с более простых маршрутов, чтобы постепенно научиться этому.

В большинстве случаев походы юных туристов проходят по достаточно известным местам, поэтому в некоторых случаях по договоренности с маршрутной комиссией можно ограничиться составлением паспорта похода.

Паспорт — наиболее короткий отчетный документ о походе. В нем на одной-двух страницах приводятся схема похода, основ­ные данные о маршруте (перечисление главных пунктов, через которые он проходил; время путешествия; способ передвиже­ния; количество пройденных километров, в том числе с естест­венными препятствиями; количество полевых ночлегов), основ­ные данные о группе (список участников, номер маршрутной книжки). Далее следует предельно краткое описание маршрута по дням — буквально 4—5 строк на каждый день. Некоторые дни при описании можно объединять, если маршрут в эти дни проходил по однообразной по своему характеру местности. В заключение даются краткие выводы: интересен маршрут или нет, кому может быть рекомендован, что следует иметь в виду, планируя его прохождение.

Отчет — это более подробный документ о совершенном похо­де. В нем дается краткая характеристика района с точки зре­ния его туристских возможностей. Список группы сопровожда­ется указанием на туристский опыт каждого из участников. Приводятся списки снаряжения, продовольственный рацион и смета, все это сопровождается комментариями (что себя оправ­дало в походе, что нет) и рекомендациями для других групп. Приводится также график похода, запланированный и факти­ческий, а затем достаточно подробное описание похода по дням, желательно с фотографиями и схемами наиболее интересных и технически сложных мест.

Для групп, участвующих в соревновании на лучшее турист­ское путешествие, отчетные материалы полагается представ­лять в соответствии с возрастом участников: старшая возраст­ная группа (17—18 лет) сдает отчет, средняя (13—16 лет) — паспорт, младшая (12 лет и меньше) — дневник похода. Правила проведения туристских соревнований школьников предусмат­ривают схемы составления таких отчетов, паспортов и дневни­ков, ими и надлежит руководствоваться в этих случаях. Впро­чем, воспользоваться такими схемами при оформлении отчет­ных материалов полезно и группам, не участвующим в соревно­ваниях.

Основное назначение любого отчета — дать максимум ин­формации тем туристам, которые в будущем захотят пройти данный маршрут. Этого, к сожалению, часто не понимают начи­нающие туристы. Перегруженность отчетов деталями, касаю­щимися быта данной группы, характеров ее участников, мелких происшествий преимущественно комического характера и все это при отсутствии сколько-нибудь точного описания пройден­ного маршрута, — вот обычный недостаток написанных ими отчетов.

Умение написать хороший отчет — один из признаков тури­стской культуры. Сразу, само по себе такое умение не приходит. Этому юных туристов надо еще научить. Вот почему работа с дневником, ведущимся на маршруте, и отчетом в послелоходное время полезна для всех туристов.

Оформление материалов на значки и разряды

Оформление материалов на значки и разряды является не­посредственным продолжением предыдущего этапа работы — составления паспорта или отчета о походе. Только по предъяв­лении одного из этих отчетных документов вместе с маршрут­ной книжкой поход может быть засчитан всем его участникам для оформления им значков и разрядов. К сожалению, этой работе руководители не всегда уделяют должное внимание. Между тем значки и разряды, как правило, значат для юных туристов гораздо больше, чем для взрослых. И нет ничего зазорного в желании ребят считать себя оформленным туристом, а для уме­лого руководителя подготовка к оформлению значков и разря­дов является одним из способов оживить работу секции в меж­сезонье.

В зависимости от возраста и походного опыта ребята могут получить значки «Юный турист», «Турист СССР», юношеские и взрослые спортивные разряды по туризму; Нормативные требо­вания, предъявляемые к значкистам и разрядникам, можно найти в единой всесоюзной классификации по туризму. Надо иметь в виду, что в случае, если нормативы предусматривают не только участие в определенном числе походов, но и некото­рую программу теоретической подготовки, последнюю не нужно игнорировать. Именно она позволит ребятам, с одной стороны, оценить, что они знают, а что нет, а с другой — побудит к зна­комству с туристской литературой.

Квалификационные комиссии, присваивающие значки и раз­ряды, существуют при городских и областных станциях юных туристов, Домах пионеров, туристских клубах, одним словом, там, где утверждаются проекты походов. Еще при выдаче маршрутной книжки следует поинтересоваться, когда работает квалификационная комиссия, как с ней связаться, а также до­говориться о том, что нужно будет представлять по окончании похода — паспорт или отчет.

Фотостенды и фотоальбомы

Возможность оформить фотостенд или фотоальбом после похода целиком зависит от того, какие фотографии были приве­зены из похода. Нередко после длительного похода не оказы­вается фотографий, пригодных для альбома или стенда. И на­против, иной раз после воскресного похода ребята приносят десятка полтора-два отличных фотографий. Поэтому не обяза­тельно, чтобы фотоотчет отражал самое значительное туристское событие сезона. Надо готовить выпуск, исходя из того материала, который есть. А если таких выпусков будет несколько в году, еще лучше. Когда фотографий маловато, следует помнить, что во многом это может быть компенсировано оформлением. Боль­шая, хорошо выполненная схема похода, крупная надпись с вмонтированным изображением значка «Турист СССР» или «Юный турист», портреты участников похода, которые можно сделать уже после возвращения, в значительной мере помогут восполнить недостаток походных фотографий. При этом надо учесть, что для стенда нужно сравнительно немного фотогра­фий, но хотя бы часть из них должна быть большого формата. Для альбома, напротив, нужно побольше фотографий неболь­шого формата.

Фотостенд больше подходит для выставки, туристского ве­чера или для всеобщего обозрения в вестибюле школы. Альбом обычно используют в качестве личного сувенира или приложе­ния к отчету. Но и то и другое является одним из лучших средств агитации за туризм.

Туристский вечер

Подведение итогов похода хорошо завершить устройством туристского вечера. Разумеется, вечер стоит устраивать только после какого-то достаточно продолжительного похода, явивше­гося событием для ребят. По меньшей мере, странно будет выгля­деть вечер после воскресного похода. А вот после серии таких походов можно провести и вечер, приурочив его либо к оконча­нию сезона, либо к окончанию работ, если в этих походах после­довательно выполнялось какое-то исследовательское задание. При этом следует помнить, что вечер лучше всего организовать самим ребятам. Руководитель может только подсказать им идею устройства вечера, не более. Если идея будет воспринята холодно, не надо настаивать: без энтузиазма и активности ребят вечер либо сорвется, либо выльется в заурядную танцульку.

Как будет конкретно проведен вечер, не имеет особого зна­чения. Важно, чтобы он создал у ребят праздничное настроение и был связан с туристским содержанием. Если поход, окончание которого отмечается, не был массовым, то не обязательно про­водить вечер в школе. Например, после сложного похода, в ко­тором участвовало 6—8 сильнейших туристов школы, лучше провести вечер в небольшом кругу туристского актива. Такой вечер можно устроить дома у руководителя или у родителей, предоставлявших помещение под «штаб-квартиру», или еще у кого-то из участников. К вечеру надо напечатать все фотогра­фии и здесь впервые выложить их для всеобщего обозрения. Хорошо, если для каждого из участников будет подготовлен небольшой комплект карточек, который он унесет домой. Не­плохо, если к этому времени будут оформлены значки и разря­ды. Надо организовать еще чай с пирожными или что-то в этом роде, а об остальном пусть позаботятся сами ребята. Тут могут быть различные шуточные стихотворения и эпиграммы, песенки собственного сочинения и многое другое. Но если всего этого не будет и вечер пройдет просто в воспоминаниях о походе, эго тоже не беда. Важно, чтобы ребята чувствовали себя в естест­венное обстановке.

Если отмечается окончание какого-то общешкольного меро­приятия, вроде туристского лагеря, или закрытие сезона, в ко­тором путешествовало несколько туристских групп, можно про­вести общешкольный вечер. К такому вечеру требуется более тщательная подготовка. Прежде всего, надо провести хорошую торжественную часть, на которой наиболее активные участники туристской работы награждаются грамотами или отмечаются приказом по школе. Нужно оформить к вечеру все разряды и значки, чтобы вручить их ребятам в торжественной обстановке. Большим успехом, как правило, пользуются любительские кинофильмы, слайды, диафильмы, снимавшиеся в походе или в лагере. Хорошо на такой вечер пригласить кого-нибудьизвзрослых туристов, мастеров спорта или ветеранов туризма. Они расскажут о туристском движении в стране, поделятся своими воспоминаниями. А художественная часть программы зависит от самих ребят. Подготовят ли они остроумный «капу­стник», устроят ли вечер туристской песни или еще что-то, пусть решают сами. Здесь руководитель может только помочь в осу­ществлении задуманного, а инициатива должна полностью при­надлежать ребятам.

 

 

Приложение I

Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ

Утверждена приказом по Министерству просвещения СССР 12 апреля 1974 г.

Туристские походы и путешествия являются одним из важнейших средств коммунистического воспитания учащихся. Они имеют огромное познаватель­ное значение. В походах, путешествиях, экскурсиях и экспедициях учащиеся глубоко познают нашу социалистическую Родину, ее могущество и красоту, знакомятся с природными богатствами, историческим прошлым, с успехами промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры, с передовиками коммунистического строительства, участниками гражданской и Великой Оте­чественной войн.

Туристские походы и путешествия содействуют воспитанию школьников в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Они помогают осуществлению задач политехнического обучения учащихся, спо­собствуют закреплению знаний, связывают их с жизнью, практикой комму­нистического строительства, развивают любознательность и активность, само­деятельность и инициативу, помогают школьникам овладевать военно-при­кладными и трудовыми навыками, вовлекают их в общественно полезную деятельность, воспитывают любовь к природе, коллективизм, смелость, укреп­ляют здоровье и физически закаливают, являются составной частью Всесоюз­ного физкультурного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне СССР»).

Организация туристских путешествий входит в задачу всех школ и вне­школьных учреждений.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция является обязательной для общеобразова­тельных школ, внешкольных и других учреждений (независимо от их ведомст­венной подчиненности) при организации и проведении туристских путешест­вий — походов, экскурсий, экспедиций—с учащимися общеобразовательных школ на территории СССР.

Администрация учебных заведений и учреждений, организующих турист­ские путешествия, и руководители групп, непосредственно проводящие их, несут ответственность за безопасное проведение путешествия.

2. В порядке возрастающей сложности туристские путешествия для школьников подразделяются на походы, одно-, двух-, трехдневные, много­дневные некатегорийные туристские путешествия, многодневные туристские путешествия по маршрутам I, II, III категорий сложности (см. действующие разрядные требования Единой Всесоюзной спортивной классификации и пе­речни классифицированных туристских маршрутов, утвержденных Централь­ным советом по туризму и экскурсиям,— приложение 1*).* Приложение в настоящей книге не приводится.

Некатегорийными туристскими путешествиями могут быть походы, экспе­диции, экскурсии, включающие элементы краеведения и проводимые с воспитательной, познавательной и оздоровительной целью.

Экспедиция — это туристское путешествие поискового характера с целью исследования, изучения каких-либо объектов (географических, археологиче­ских, геологических, краеведческих, исторических, культуры, народного хо­зяйства и т. д).

Туристский поход — это туристское путешествие продолжительностью до 3 дней с целью прохождения определенного маршрута пешком или с использованием таких средств передвижения, как лыжи, лодка, велосипед и т. д., с целью физического совершенствования, познания края, общест­венно полезной деятельности.

Экскурсия, проводимая с целью посещения какой-либо местности, объектов природы, истории, культуры, народного хозяйства, с познава­тельной задачей как основной и с использованием различных видов тран­спорта, также является туристским путешествием.

3. Туристские путешествия учащихся организуются школами, школами-интернатами, детскими домами, внешкольными учреждениями, Бюро моло­дежного туризма комитетов комсомола, советами по туризму, и экскурсиям, лагерями (загородными, городскими пионерскими, спортивно-трудовыми, туристскими, труда и отдыха), а также туристскими базами, детскими сек­торами клубов, Домов (Дворцов) культуры профсоюзов, жилищно-эксплуатационными конторами (домоуправлениями), культурно-просветитель­ными учреждениями и организациями, осуществляющими работу среди де-1ей (системы Министерства культуры СССР, ДОСААФ, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры и т. д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.008 с.)