Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое ориентирование и как ему обучать

Поиск

Что представляет собой ориентирование? В литературе, где оно обычно описывается, — в справочниках и руководствах по топографии — тер­мин «ориентирование» употребляется широко и подчас в разном смысле. Говорят об ориентировании по карте, подразумевая под этим умение, находясь на открытой местнос­ти с широким обзором, найти на карте точку своего стояния. Говорят об ориентировании карты, имея в виду отыскание та­кого ее положения (за счет поворота карты в горизонтальной плоскости), при котором северная сторона рамки была бы об­ращена к северу на местности. Говорят об ориентировании по компасу: в этом случае обычно речь идет об определении сто­рон горизонта (север — юг, запад — восток), но иногда под ориентированием по компасу разумеют умение выдержать на местности нужное направление с помощью компаса. Встреча­ется такие выражения, как ориентирование в горах, в лесу, в пустыне и т. д. Здесь имеется в виду умение, строя свои действия, принимать во внимание особенности того или иного вида природного ландшафта. Нередко речь заходит об ориен­тировании по небесным светилам (солнцу, звездам, луне). Под этим подразумевают умение определить по ним стороны гори­зонта. Достаточно часто употребляется выражение «ориентиро­вание по местным предметам». Чаще всего здесь имеют в виду способность приблизительно определить стороны горизонта по муравейникам, кронам деревьев, замшелым пням и камням и тому подобным предметам. Но иногда под этим подразумевают умение соотнести с картой место своего нахождения, опираясь на характерные местные предметы (колокольни, отдельные деревья, тригонометрические пункты и т. д.).

Не будем дебатировать, какое употребление слова «ориентирование» является более точным или более правильным. Условимся, что под ориентированием мы будем подразумевав способность с помощью компаса и карты передвигаться на незнакомой местности и выходить в назначенный пункт, т, е. навык, практически нужный туристу. Кстати, все действия, о которых шла речь выше, начиная с умения правильно развернуть карту и кончая использованием местных предметов, направлены к одной цели — обеспечить ориентирование, т. е. способность прийти куда надо, без хаотических блужданий по незнакомой местности.

Из всех знаний и навыков, которые необходимо приобрести туристу, умение ориентироваться является самым сложным и трудноусваиваемым и потому требующим наиболее тщатель­ной отработки, больших усилий со стороны обучающихся и при­стального внимания со стороны руководителя.

Многие туристские навыки можно постепенно усвоить и без специально организованного обучения, если регулярно участво­вать в походах. Правильно укладывать рюкзак, разводить костер, ставить палатку, одеваться и обуваться по погоде и по сезону можно научиться во время путешествия с более опыт­ными товарищами. Натягивая вместе с ними палатку или скла­дывая костер и наблюдая за их работой, нетрудно понять, как это делается. Замечания, которые они делают новичкам по ходу работы, помогают быстро изжить неизбежные вначале ошибки («Поставь колышек ближе к себе. Нет, нет... Еще... Вот так хорошо!.» «Сильнее тяни! Смотри — провис получил­ся». «Оттяни больше в сторону, иначе будут складки»). Подоб­ные замечания новичок слышит постоянно, когда он работает с опытным туристом. Без них нельзя: иначе попросту не удаст­ся поставить палатку. Обучение идет при этом само собой, так что «учитель» и «ученик» не всегда это замечают. После того как новичок несколько раз натягивал таким образом палатку, он и сам начинает понимать, куда лучше вбить колышек, на­сколько сильно нужно натянуть веревки и т. п. Примерно то же можно сказать и про поддержание костра, про устройство очага, укладку рюкзака и многое другое. Совсем иначе обстоит дело с ориентированием.

Простое наблюдение за действиями человека, умеющего ориентироваться, почти ничего не дает новичку. Дело в том, что ориентирование — это действие в уме, осуществляемое в основном про себя. Конечно, результатом его будут передвижения на местности, но это уже вторичные, исполнительные действия, это реализация решений, принятых в уме. В каком-то смысле это похоже на игру в шахматы. Шахматист все ходы, и свои и возможные ответы противника, обдумывает про себя, и вся цепь его размышлений, в результате которых он решает сделать тот, а не другой ход, остается скрытой для зрителей. Зритель видит только сделанный ход, а почему сделан имен­но этот, а не другой ход, зритель не знает, и обычно об этом догадывается только достаточно опытный шахматист. Сходным образом обстоит дело и с ориентировании. Новичок может за­метить, что руководитель сначала шел в одном направлении, потом стал немного забирать в сторону, через некоторое вре­мя резко свернул вправо и т. д. Но почему он стал забирать в ту сторону, а не в другую, почему он начал это делать не сразу по выходе, а лишь через некоторое время, понять все это, только наблюдая за действиями человека на местности, очень трудно. Во всяком случае, для новичка это вряд ли воз­можно. Отсюда некоторые практические выводы. Рассчитывать, что умение ориентироваться придет само собой, в ходе накоп­ления походного опыта, практически не приходится. В этом отличие ориентирования от большинства других туристских на­выков¹.

¹ Сказанное не следует, конечно, понимать абсолютно. В конце концов, можно научиться ориентироваться и в процессе самообучения. Просто на это уйдет очень много времени (по наблюдениям автора — порядка 2— 3 лет регулярных занятий туризмом, и то при условии систематического об­ращения к литературе по топографии и постоянных попытках применить на местности описанные там приемы). Обучение же новичков, как оно описано ниже, требует (опять же по наблюдениям автора) самое большое40часов работы на местности. После этого юный турист может свободно, ори­ентироваться.

 

Значит, ориентированию нужно обучать. Естественный вопрос: когда и как это делать? Здесь все зависит от кален­дарного плана туристского, кружка или секции. Надо только помнить, что если задумано на каникулах провести большой поход, то там обучать ориентированию будет уже поздно. Ли­мит времени и вся обстановка обычно не позволяет этого сде­лать. Обычно такая группа обеспечивает прохождение марш­рута силами 2—3 ребят, умевших ориентироваться и раньше. Они-то, конечно, пополнят свой походный опыт, но для осталь­ных ориентирование так и останется загадочной тайной за семью печатями. Если же по ходу дела выясняется, что никто, включая наиболее опытных ребят и самого руководителя, не может ориентироваться достаточно уверенно, то после одного-двух случаев потери ориентировки и хаотических блужданий поход обычно сводится к «отшагиванию» километров от дерева ни к деревне по проселочным дорогам. Вряд ли он оставит светлые воспоминания у его участников.

Обучать ориентированию лучше всего в туристском лагере или в серии воскресных походов. В этих условиях обучение ориентированию может быть основной целью каждого выхода, целью, которой подчиняются все остальные. По терминоло­гии, которой мы пользовались в первой главе, это будут по­ходы с учебными целями. Превратить же многодневный поход в учебный, как правило, дело трудное: там практические цели обычно доминируют над учебными. А если иметь в виду об­учение ориентированию, то эффективность нескольких одно­дневных походов будет заметно выше равного им по длитель­ности многодневного похода. Желательно только при этом не собирать большие группы, с тем, чтобы каждый из ребят мог несколько раз попробовать себя в роли ведущего.

И, наконец, последнее замечание. Говорят, чтобы научиться плавать, надо войти в воду. Учиться плавать на берегу бес­смысленно. Аналогичным образом научиться ориентироваться, можно только на местности. Отнюдь не в классе. Занятия в классе могут играть лишь вспомогательную роль. Если в отношении плавания это понятно всем, то иначе обстоит дело сориентированием. Обычная ошибка неопытного руководителя? состоит в том, что львиную долю времени, отведенного на об­учение ориентированию, он тратит на занятия в классе: например, два двухчасовых занятия в неделю — класс и одно воскресенье в месяц — выход. Надо ли объяснять, что это по­хоже на обучение плаванию на суше?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.007 с.)