Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Республиканские программы энергосбереженияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С 1996 г. по 2010 г. успешно осуществлены три Республиканские программы по энергосбережению. В настоящее время реализуется четвертая. Главными результатами первой Республиканской программы по энергосбережению на 1996-2000 гг. стало создание законодательной и нормативной базы, институциональной структуры, системы управления энергосбережением, системы государственной поддержки и экономических механизмов, системы непрерывного образования в области энергосбережения от детских садов и просветительской работы с населением до введения специальных курсов в высших учебных заведениях и открытия новой специальности в технических университетах «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент».
В рамках Республиканской программы энергосбережения на 2001-2005 гг. была поставлена задача обеспечить прирост ВВП без увеличения потребления ТЭР. Фактически к концу 2005 г. рост ВВП относительно 2000 г. составил 42,5% при увеличении общего энергопотребления только на 6.5%. Экономия ТЭР за этот период составила 10,5 млн. т у.т, энергоемкость ВВП снижена на 25,1%. Были внедрены энергоэффективные технологии, основное и вспомогательное энергосберегающее оборудование, эффективные теплообменники, регулируемые электроприводы, установлены системы автоматического регулирования потребления ТЭР, осуществлялась передача нагрузок с малых котельных на ТЭЦ, замена неэкономичных котлов и другого оборудования на более эффективное, перевод котлов на МВТ и горючие отходы производства и т.д. Третья Республиканская программа энергосбережения на период 2006 - 2010 гг. включала комплекс мероприятий по повышению безопасности энергообеспечения и уменьшению зависимости от импорта энергоносителей, в связи с ростом цен на импортируемую нефть и газ. Деятельность была направлена на: повышение эффективности генерирующих источников, использующих традиционные виды топлива; развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; снижение потерь при передаче/распределении энергии; утилизацию тепловых вторичных энергоресурсов; повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, бюджетной сфере; снижение энергозатрат в ЖКХ; развитие экономической заинтересованности производителей и потребителей энергоресурсов в повышении энергоэффективности; создание новых энергоэффективных и импортозамещающих технологий, оборудования и материалов; реализацию международных проектов и соглашений в сфере энергосбережения. В результате выполнения этой программы энергоемкость ВВП снижена на 25,3% к уровню 2005 г., сэкономлено около 7,8 млн. т у. т.
Республиканская программа по энергосбережению на 2011-2015 гг. Цель программы - снизить энергоемкость ВВП в 2015 г. в два раза к уровню 2005 г. Предусматривается повышение энергоэффективности за счет внедрения современных энергоэффективных технологий во всех отраслях и отдельных техпроцессах. В электроэнергетике планируется внедрение парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий с КПД не менее 57%. Предусматривается значительно повысить энергоэффективность в сфере строительства. Так, за 5 лет доля возводимых в республике энергоэффективных жилых домов должна вырасти до 60%. Модернизация технологических процессов, направленная на сокращение энергопотребления, намечена на предприятиях, производящих стройматериалы. Важным ресурсом в снижении энергоемкости ВВП станет соблюдение требований ТНПА, направленных на рациональное использование ТЭР. Результаты программы определены следующим образом: · Снижение энергоемкости ВВП в сравнении с уровнем 2005 г. не менее чем на 50% в 2015 г. и не менее чем на 60% в 2020 г.; · Достижение общего объема экономии ТЭР при сопоставимых условиях по ВВП на период не менее 7,1 -8,9 млн. т у.т. в 2011-2015 гг. и не менее 5,2 млн. т у.т. в 2016-2020 гг.
Рис. 9. Структура топливно-энергетического баланса РБ к 2020 г. Главным институтом, осуществляющим разработку, проведение государственной политики в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики, мониторинг реализации политики и обеспечение государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии, является Департамент по энергоэффективности Государственного Комитета по стандартизации РБ. В каждом министерстве и региональных структурах власти есть управления и комитеты, предназначенные для исполнения программ по энергосбережению. Индивидуальные предприятия обязаны включать в свои бизнес-планы цели и задания по энергоэффективности, которые дадут им возможность решить свои задачи. Установлена система мониторинга исполнения и отчетности перед Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации. Департамент по энергоэффективности осуществляет отслеживание заданий и целевых показателей, проверяет результаты выполнения, о которых отчитываются перед ним ответственные подразделения и отделы министерств, ведомств, исполнительных комитетов (областных, районных, городских), также как и предприятия, и затем отчитывается за общее выполнение перед Советом Министров. Координирующую роль среди министерств в выполнении всех программ и проектов, связанных с энергоэффективностью и возобновляемой энергетикой выполняет Министерство экономики. Совместно с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Министерство экономики (Главное управление топливно-энергетического комплекса, химической и фармацевтической промышленности) несет ответственность перед Правительством и Президентом РБ за деятельность в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики. В Министерстве энергетики выполнение вопросов энергоэффективности, главным образом, на стороне снабжения, а также развитие средних и малых гидроэлектростанций, курирует Управление стратегического развития, энергоэффективности и балансов ТЭР. В подведомственных Министерству энергетики ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз» есть подразделения, несущие ответственность за соблюдение политики в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики.
Финансирование национальных программ и проектов по энергоэффективности и возобновляемой энергетике определяется и согласуется в ходе их разработки и экспертизы соответствующими министерствами (в первую очередь, Министерством экономики и Министерством финансов) в рамках Национальной стратегии социально-экономического развития и государственного бюджета. Одобряется в результате утверждения Президентом и Правительством РБ. На рис. 10 представлена организационная структура Департамента по энергоэффективности с подчиненными ему организациями. Департамент имеет внутренние отделы, которые координируют деятельность по закрепленным за ними вопросам энергоэффективности и возобновляемой энергетике в целом по Беларуси. Кроме того, Департамент рассматривает заявки и предложения от предприятий различных отраслей, местных властей и других организаций на инвестиционные проекты по энергоэффективности и возобновляемой энергетике. Если проекты одобряются, то они включаются в соответствующие программы. Департамент по энергоэффективности имеет Областные (Брестское, Витебское, Гомельское, Гродненское, Минское, Могилевское) и Минское городское Управления по надзору за рациональным использованием ТЭР для организации и контроля деятельности по вопросам энергоэффективности и возобновляемой энергетики от имени Департамента и исполкомов (областных, районных, городских) в рамках территориального регулирования. В Республике Беларусь собственные топливно-энергетические ресурсы представлены: древесиной; нефтью; торфом; бурым углем; горючими сланцами. В последнее время в связи с возникшими проблемами в использовании дорогостоящего покупного топлива, и, в первую очередь, газа, на древесное топливо, особенно на отходы деревообработки переходит все больше субъектов хозяйствования. Основной нефтегазоносной территорией Беларуси является Припятский прогиб. Известно 55 месторождений нефти, в т. ч. 53 - в Гомельской и 2 - в Могилевской областях. 33 месторождения разрабатываются, крупнейшее из которых – Речицкое эксплуатируется с 1965 года. На начало 2012 г. открыты 77 месторождений нефти. Их разведанность в целом по Припятской нефтегазоносной области составляет 51,2 %. Освоенность суммарных ресурсов нефти – 35,3 %. Годовая потребность Республики Беларусь в нефти составляет 16-18 млн т, а собственные ресурсы составляют всего лишь 9-10 %.
Рис. 10. Организационная структура Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ Наиболее распространенным видом местного топлива в Беларуси является торф. Торфяные отложения имеются практически во всех регионах. По запасам торфа (первичные запасы составляли 5,65 млрд т, оставшиеся геологические оцениваются в 4,3 млрд т) Беларусь занимает второе место в СНГ, уступая только России. Разведано более 9000 месторождений торфа общей площадью в границах промышленной глубины 2,54 млн га. В последнее время годовая добыча составляет 27-30 млн т. Наиболее богатые залежи его находятся в Брестской, Витебской, Могилевской областях, в которых геологический запас торфа составляет около 68 % от общего запаса в стране. Основными месторождениями торфа являются Светлогорское, Василевичское, Лукское (Гомельская обл.), Березинское, Смолевичское (Минская обл.), Березовское (Гродненская обл.), Даблевский Мох, Усвиж Бук, Витебское (Витебская обл.). На базе этих месторождений были в свое время построены крупные электростанции: Василевичская, Смолевичская ГРЭС и др. или крупные торфобрикетные заводы. Месторождения бурого угля находятся, так же, как и нефть, в Припятском прогибе. Прогнозные ресурсы его на глубине 600 м оцениваются в 410 млн т, в т. ч. мощностью пласта от 0,7 м и более - 294 млн т. В настоящее время наиболее изученными являются неогеновые угли (залегают на глубине 20-80 м) трех месторождений: Житковического, Бриневского и Тонежского с общими запасами 152 млн. т (37 млн. т у. т.), промышленными - 121 млн. т (29,5 млн. т у. т.) На Житковичском месторождении подготовлены для промышленного освоения два месторождения с общими запасами 46,7 млн. т (11,4 млн. т у. т.), что позволяет проектировать строительство разреза мощностью в 2 млн. т (488 т у. т.). В последние годы на юге Беларуси (Лельчицкий район) открыто относительно большое месторождение - Букчинское, которое в будущем может иметь промышленное значение. Разведанные запасы угля пока не разрабатываются, поскольку уголь залегает на большой глубине, мощность его пластов небольшая. Прогнозируемые объемы годовой добычи местных видов топлива составляют: - нефть, млн т: 2000 г. (факт) - 1,84; 2005 г. - 1,55; 2010 г. - 1,29; 2015 г. -1,102; - попутный газ, млн м3: 2005 г. - 230; 2010 г. - 210; 2015 г. - 180; - торф, 1 млн т у. т./год (на весь рассматриваемый период); - дрова, предусматривается увеличение заготовок и использования с 1,3 млн т у. т. в 2000 г. до 1,9-2,0 млн т у. т. в 2015 г. Имеющиеся запасы бурых углей в объеме 151,6 млн т пригодны для использования после брикетирования с торфом, однако их добыча нецелесообразна, т. к. экологический ущерб превысит полученные результаты. Нецелесообразна и добыча горючих сланцев в объеме имеющихся запасов 11 млрд т, поскольку стоимость получаемых продуктов выше мировых цен на нефть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.007 с.) |