Республиканская программа энергосбережения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республиканская программа энергосбережения



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

НА 2011 – 2015 ГОДЫ

 

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Технико-экономическое обоснование  
Глава 2. Цели и задачи республиканской программы    
Глава 3. Ожидаемые результаты реализации республи­канской программы      
Глава 4. Результаты реализации республиканской программы энергосбережения на 2006 – 2010 годы    
Глава 5. Приоритетные направления энергосбережения в 2011 – 2015 годах      
Глава 6. Прогноз валового потребления и планируемая экономия ТЭР за счет повышения энергоэффективности    
Глава 7. Планируемые объемы и источники финансирования энергоэффективных проектов    
Глава 8. Экологическая эффективность республиканской программы    
Глава 9. Научно-техническая деятельность  
Глава 10. Стандарты и нормативные правовые акты в сфере энергосбережения    
Глава 11. Международное сотрудничество в сфере энерго­сбережения    
Глава 12. Информационное и кадровое обеспечение    
Глава 13. Импортоемкость  
Глава 14. Механизм контроля за ходом выполнения республиканской программы    
Глава 15. Основные пути энергосбережения по организациям коммунальной собственности областей и г.Минска    

 

Приложение 1. Задания по экономии ТЭР в 2011 – 2015 годах    
Приложение 2. Задания по экономии ТЭР по областям и г.Минску    
Приложение 3. Доля использования местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива на период до 2015 года      
Приложение 4. Объемы и источники финансирования    
Приложение 5. Объемы средств местных бюджетов на финансирование региональных программ энергосбережения    
Приложение 6. Базовый перечень проектов международной технической помощи, планируемых к выполнению    
Приложение 7. Мероприятия в области пропаганды, информации и обучения    
Приложение 8. Основные направления экономии ТЭР по организациям, находящимся в коммунальной собственности областей и г.Минска      
Приложение 9. Перечень крупных объектов, на которых предусматривается полное или частичное исключение прямого сжигания природного газа в технологических процессах за счет внедрения энерготехнологических установок и модернизации технологических процессов, оборудования    
   

 


ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

 

Основные ожидаемые результаты реализации Республиканской программы представлены в таблице:

 

Наименование Показатели
   
Снижение энергоемкости ВВП   на 29 – 32 процента
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, процентов    
Экономия топливно-энергетических ресурсов по республике, млн.т.у.т.   7,1 – 8,9
в том числе:    
внедрение в производство современных энерго­эффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, обору­дования и материалов в производстве, тыс. т.у.т.   2050 – 2400
ввод электрогенерирующего оборудования, тыс. т.у.т. 950 – 1250
   
передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, тыс. т.у.т.   330 – 450
повышение эффективности работы котельных и технологических печей, тыс. т.у.т. 500 – 700
внедрение насосного оборудования и частотно-регулируемых электроприводов, тыс. т.у.т.   150 – 170
оптимизация теплоснабжения, тыс. т.у.т.   1000 – 1250
внедрение приборов учета и автоматического регулирования в системах тепло-, газо- и водо­снабжения, тыс. т.у.т.   170 – 210
увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий, сооружений и жилищного фонда, тыс. т.у.т.   250 – 400
применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения, тыс. т.у.т.   200 – 250
увеличение использования МВТ, отходов произ­водства, вторичных, нетрадиционных и возоб­новляемых энергоресурсов, млн. т.у.т.   2,2 – 2,3
прочие направления, определяемые в рамках разрабатываемых ежегодных отраслевых и регио­нальных программ энергосбережения, тыс. т у.т. 250 – 400

 

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

В 2011 – 2015 ГОДАХ

 

Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2015 года должно стать снижение энергоемкости ВВП Республики Беларусь на 50 процентов по отношению к уровню 2005 года и увеличение доли МВТ в балансе КПТ до 28 процентов.

Достижение поставленной цели будет обеспечено за счет:

совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения;

повышения энергоэффективности на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и использования продуктов труда;

увеличения в топливно-энергетическом балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Основой организационно-экономической политики энергосбережения должно стать дальнейшее развитие законодательной и нормативно-технической базы, определяющей права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования в вопросах энергоиспользования, технические и технологические требования к проектированию и эксплуатации энергоиспользующего оборудования.

Реализация этого направления будет обеспечена за счет:

ревизии и совершенствования существующих и разработки новых нормативных правовых актов и технологических регламентов;

разработки новых и совершенствования существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности использования ТЭР при выпуске продукции (товаров, работ и услуг) и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих субъектов в целом, так и для конкретных должностных лиц;

расширения объема государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

совершенствования механизма проведения обязательных и добро­вольных энергетических аудитов субъектов хозяйствования;

совершенствования тарифной политики в целях стимулирования экономии энергоресурсов, включая планомерную ликвидацию перекрестного субсидирования и внедрение системы дифференцированных тарифов на потребленную энергию для промышленных предприятий и населения;

разработки и реализации региональных, отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром для уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.

Основой структурной перестройки отраслей экономики должно стать ускорение темпов увеличения объемов производства в сфере услуг (энергоемкость производства единицы ВВП в сфере услуг в два и более раз ниже, чем в сфере производства товаров).

Повышение энергоэффективности будет обеспечено в первую очередь за счет внедрения новых энергоэффективных технологий во всех отраслях экономики и отдельных технологических процессах:

в электроэнергетике – путем:

внедрения парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий для производства электрической и тепловой энергии с КПД не менее
57 процентов;

создания высокоэффективных когенерационных энерготехнологических модулей в различных отраслях промышленности и на отдельных предприятиях;

широкого развития распределительной генерации электрической и тепловой энергии на базе газотурбинных и газопоршневых технологий;

планомерного и системного снижения удельного расхода топлива на выработку электроэнергии в ГПО ”Белэнерго“ не менее чем на
10 процентов к 2015 году и не менее чем на 15 процентов – к 2020 году;

в системе теплоснабжения – путем:

снижения потерь в тепловых сетях до 8 процентов;

увеличения комбинированного производства электрической и тепловой энергии (соотношение между выработкой электроэнергии на конденсационных и теплофикационных источниках): к 2015 году – на уровне 55 процентов и 45 процентов, к 2020 году – 50 процентов и 50 процентов соответственно;

ввода электрогенерирующего оборудования в котельных;

перевода существующих источников теплоснабжения на когенерационную основу с учетом экономической целесообразности;

создания технологий низкотемпературного комбинированного теплоснабжения с количественным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки с децентрализацией тепловых мощностей;

создания комплекса технологического оборудования и разработки тепловых технологических решений по использованию тепловых насосов в системах теплоснабжения;

совершенствования технологий промышленного производства теплопроводов с предварительно нанесенным антикоррозийным покрытием, теплогидроизоляцией и дистанционной диагностикой состояния, регулирующих и запорных устройств с автоматическим приводом;

внедрения адаптивных схем и интеллектуальных систем регулирования, конструкций и оборудования для систем отопления и горячего водоснабжения;

внедрения предварительно изолированных труб из полимерных материалов с повышенными сроками эксплуатации для строительства и реконструкции тепловых сетей;

оптимизации схем теплоснабжения (ликвидация длинных теплотрасс, передача нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения);

повышения эффективности работы водоподготовительного оборудования;

внедрения новых безреагентных способов водоподготовки;

в промышленности снижение удельных энергозатрат на производство продукции на 1520 процентов – путем:

разработки и реализации оптимальных схем энергоснабжения промышленных объектов на базе сочетания первичных энергоносителей, максимального использования вторичных энергоресурсов всех уровней с передачей излишков тепловых ВЭР для теплоснабжения объектов коммунальной собственности и жилья;

создания эффективных автоматизированных печей различных типов (нагревательных, закалочных, обжиговых, отопительных) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР для их повторного использования;

создания высокоэффективных сушильных агрегатов на базе использования в качестве сушильных агентов не только традиционных дымовых газов и нагретого воздуха, но и инфракрасных излучателей различных типов;

создания высокоэффективных моечных агрегатов на базе использования воды, нагретой в контактных водонагревателях и ультразвуковых излучателей;

внедрения энергосберегающих процессов в области изготовления песчаных стержней;

освоения энергоэффективных процессов и оборудования плавки и разливки металлов;

внедрения энергосберегающих технологий и оборудования формообразования;

создания комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации – производство электрической энергии, теплоты, холода;

создания оптимальных схем и режимов работы компрессорных станций различного назначения с децентрализацией систем воздухо­снабжения, включением в схемы теплонасосных установок в целях одновременного производства теплоты для нужд теплоснабжения за счет утилизации низкопотенциальных ВЭР от системы охлаждения и холода – для охлаждения компрессорных агрегатов;

технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств с созданием эффективных автоматизированных печей различных типов с КПД не менее 50 процентов (нагревательных, закалочных, обжиговых, отопительных) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР;

организации производства энергоэффективного оборудования для торговых, промышленных и других объектов;

в жилищно-коммунальном хозяйстве – путем:

оснащения водозаборов современным энергоэффективным насосным оборудованием с автоматизированными системами управления;

создания проектов жилых, административных и общественных зданий с половым отоплением на базе использования низкопотенциальной теплоты;

реконструкции и модернизации котельных в направлении глубокой утилизации теплоты дымовых газов и теплоты конденсации водяных паров дымовых газов;

ввода электрогенерирующего оборудования в котельных;

создания мини-ТЭЦ на местных видах топлива;

модернизации тепловых сетей, оптимизации схем теплоснабжения, децентрализации теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс;

увеличения использования низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов;

внедрения энергоэкономичных осветительных устройств и автоматических систем управления освещением;

создания биогазовых установок на очистных сооружениях;

создания общегородских холодильников на базе использования холода, образуемого при дросселировании природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов и при крупных энергоисточниках;

тепловой реабилитации зданий;

создания автоматизированных систем управления городским транспортом с учетом режимов загрузки и использования различных видов по вместимости;

оптимизации режимов водоснабжения городов и поселков в целях снижения потребления электроэнергии;

термомодернизации жилых домов в целях доведения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м в год после капитального ремонта и реконструкции зданий;

массового внедрения индивидуальных устройств автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах;

вовлечения населения в процесс энергосбережения и повышения энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилом комплексе;

внедрения когенерационных установок с использованием коммунальных отходов;

обеспечения при строительстве и реконструкции жилых зданий энергоэффективных инженерных решений: внедрение устройств автоматического регулирования температуры в помещениях (термостатические регуляторы), устройств для рекуперации тепла вентвыбросов и стоков, использование солнечной энергии, теплонасосных установок для нагрева воды;

использования местных видов ТЭР не менее 900 тыс. т.у.т. к 2012 году;

снижения к 2020 году удельного расхода топлива на производство теплоэнергии на 5 процентов;

в строительстве и производстве стройматериалов – путем:

освоения производства строительных материалов с использованием новейших энергосберегающих технологий;

проектирования и строительства домов (сооружений) с применением исключительно энергосберегающих технологий;

реализации проектов жилых, общественных и административных энергоэффективных зданий с регулируемой вентиляцией, как приточной, так и вытяжной, с одним вводом теплоносителя в отдельную квартиру (отдельный офис) для организации поквартирного учета тепла и регулирования теплоснабжения, с утилизацией вентиляционных выбросов;

достижения к 2015 году строительства не менее 60 процентов энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 этажей до 9 этажей) и
90 кВт·ч/кв. м для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей) от объемов строительства;

проектирования и внедрения устройств для утилизации тепла канализационных стоков в жилых домах и административных зданиях;

в сельском хозяйстве – путем:

реализации комплексного подхода к энергоснабжению агрогородков за счет внедрения в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих предприятиях электрогенерирующих установок на местных видах топлива, а также строительства когенерационных установок и других энергетических комплексов на биомассе и углеводородном топливе;

использования соломы в энергетических целях в объеме до 230 тыс. т.у.т.;

использования гелиоводонагревателей;

модернизации зерносушилок с укомплектованием их теплогенераторами на местных видах топлива;

строительства локальных биогазовых комплексов в сельскохозяйственных организациях, занимающихся производством крупного рогатого скота, свиней и птицы;

модернизации животноводческих комплексов с переходом на новые энергоэффективные технологии;

в лесном хозяйстве – путем:

создания новых производств по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета;

разработки технического регламента и комплекса оборудования для заготовки топливной щепы из древесных отходов любых физико-механических свойств, размеров и форм;

в пищевой промышленности – путем:

внедрения технологии утилизации барды с получением биогаза для использования в качестве топлива в котельных;

строительства станций очистки сточных вод с внедрением новых технологий с получением биогаза;

использования тепловых насосов;

утилизации тепловых ВЭР;

во всех отраслях – путем:

снижения потерь воды в водопроводных сетях и непроизводительных расходов электроэнергии на перекачку воды, внедрения современных пластиковых трубопроводов;

внедрения энергоэффективного оборудования в производстве сжатого воздуха и холода, создания взаимосвязанного комплекса технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснабжения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода;

внедрения энергоэффективных систем освещения во всех отраслях народного хозяйства, жилищно-коммунальном секторе;

по возобновляемым источникам энергии и местным видам топлива – путем:

развития и отработки технологий использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, а также много­функциональных энергетических объектов для энергоснабжения небольших жилищных и общественных комплексов (ветер, солнце, МВТ, тепловые насосные установки, геотермальное тепло, низкопотенциальные ВЭР и т.п.);

развития технологий и оборудования для производства и использования новых видов топлива, получаемых из различных видов биомассы;

разработки технологий и оборудования для эффективной добычи, переработки и использования низкокачественных бурых углей и сланцев из месторождений, расположенных на территории нашей республики.

Увеличение в топливном балансе доли МВТ может быть обеспечено в основном за счет торфа и отходов древесины, увеличение за счет других видов возможно в незначительных объемах.

Торф. Республика Беларусь располагает значительными запасами торфа порядка 4 млрд. т. К разработке отнесено только 6 процентов запасов.

С учетом этого торф является наиболее реальным видом топлива, за счет которого можно увеличить долю МВТ в топливном балансе.

Дрова. Ежегодный прирост древесины оценивается в 25 млн. куб. м, или 6,6 млн. т.у.т.

Отходы растениеводства. Общий потенциал отходов растениеводства составляет около 1,46 млн. т.у.т. в год.

В соответствии с балансом использования соломы в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2009 год из 8 000 тыс. т, полученных из зерновых и зернобобовых культур, свободные ресурсы соломы составили 957,1 тыс. т, что эквивалентно 230 тыс. т.у.т.

Гидроэнергетические ресурсы. Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная – 520 МВт, экономически целесообразная – 250 МВт.

В настоящее время мощность гидроэлектростанций в республике составляет 16,1 МВт.

Использование гидропотенциала будет осуществляться путем сооружения новых, реконструкции и модернизации малых гидро­электростанций. В 2011 – 2015 годах будет осуществлен ввод в эксплуатацию ГЭС мощностью около 103 МВт, в том числе:

двух ГЭС на р.Западная Двина суммарной мощностью 62 МВт (Полоцкая и Витебская) и двух ГЭС на реке Неман суммарной мощностью
37 МВт (Гродненская и Немновская).

Планируемая выработка электроэнергии составит до 0,4 млрд. кВт∙ч, что эквивалентно замещению около 128 тыс. т.у.т.

Бурые угли. Разведанные запасы бурых углей в Беларуси составляют около 150 млн. т, детально разведанные – 98,2 млн. т.

Бурые угли характеризуются следующими усредненными качественными показателями: низшая теплота сгорания – 3500 – 4000 ккал/кг, зольность – 8 – 42 процента, выход летучих веществ – 55 – 64 процента, влажность – 38 – 68 процентов.

Наиболее перспективным для промышленного освоения по горно-техническим условиям, степени разведанности и запасам является Лельчицкое месторождение, расположенное в западной части Гомельской области (глубина залегания угольных пластов от 80 до 300 и более метров, толщина от 1 до 10 метров, рабочая теплота сгорания угля 3500 –
4500 ккал/кг).

К 2015 году планируется строительство электрической станции на бурых углях в Гомельской области мощностью порядка 400 МВт.

Вовлечение в топливный баланс бурых углей возможно путем:

прямого использования углей в качестве топлива;

термохимической переработки для получения синтезированного газа и моторных топлив.

Биогаз. На базе прогнозируемых к сооружению биогазовых установок до 2015 года планируется осуществить ввод генерирующих источников общей мощностью 39 МВт, что в годовом разрезе при коэффициенте использования установленной мощности 0,7 и калорийном коэффициенте 0,4 составит 29 тыс. т.у.т.

Оценочный объем производства биогаза в республике к 2020 году может составить 503,7 млн. куб. м в год, что эквивалентно 433,2 тыс. т.у.т.

Ветроэнергетический потенциал. На территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 МВт. На 1 января 2010 г. суммарная установленная мощность 12 ветроэнергетических установок составила 1,34 МВт.

В Дзержинском районе Минской области компанией ”Энертраг“
(в рамках подписанного с Минским облисполкомом инвестиционного договора) планируется строительство в 2011 – 2014 годах ветропарка электрической мощностью 160 МВт (2 этапа: 80 МВт в 2012 году и 80 МВт в 2014 году).

В 2011 – 2015 годах суммарная электрическая мощность ветропарков составит до 300 МВт, в том числе в Витебской и Гродненской областях до 60 МВт, Могилевской области – до 50 МВт.

В качестве наиболее перспективных планируемых проектов строительства ветропарков рассматриваются площадки:

в Городокском районе Витебской области – до 50 МВт;

в Лиозненском районе Витебской области – до 60 МВт;

в Новогрудском районе Гродненской области – до 25 МВт;

в Ошмянском районе Гродненской области – до 60 МВт;

в Сморгонском районе Гродненской области – до 15 МВт;

в Воложинском районе Минской области – до 60 МВт;

в Логойском районе Минской области – до 100 МВт;

в Горецком районе Могилевской области – до 50 МВт.

Другие виды энергоносителей (солнечная энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно могут составить в общей сумме около 100 тыс. т.у.т.

Основные технические мероприятия по увеличению объемов использования МВТ и ВЭР:

строительство крупных энергоисточников на МВТ;

создание мини-ТЭЦ на МВТ;

создание ветропарков;

строительство и восстановление мини-ГЭС;

строительство установок, работающих на биогазе, получаемом из отходов сельскохозяйственных и промышленных производств;

создание инфрастуктуры по сбору, переработке, утилизации местных видов топлива на основе древесины, торфа, рапса, льнокостры;

организация производства топливных гранул из древесины, соломы;

создание предприятий по переработке твердых коммунальных отходов;

утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых ВЭР с использованием их в схемах теплоснабжения (уходящие дымовые газы технологических печей различного назначения – стекловаренных печей, обжига извести, риформинга, огневого обезвреживания вредных стоков);

расширение сферы использования низкопотенциальных источников теплоты и ВЭР;

модернизация производств в целях исключения прямого сжигания природного газа (сушильные установки, печи и т.д.).

 

ГЛАВА 6

ПРОГНОЗ ВАЛОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЛАНИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЯ ТЭР ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

 

На 2011 – 2015 годы Правительством Республики Беларусь поставлена задача достичь снижения энергоемкости ВВП не менее чем на
29 процентов при темпах роста ВВП 162 – 168 процентов. Концепцией энергетической безопасности предусматривается снизить энергоемкость ВВП на 25 – 28 процентов. При планируемых объемах и структуре ВВП, объемах потребления местных видов топлива, ввода жилья и других показателях экономического развития в 2011 – 2015 годах согласно таблице необходимо обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 7,1 – 8,9 млн. т.у.т.

 

Показатели Годы
          2011 – 2015
             
Темпы роста ВВП в со­поставимых ценах, про­ентов   109,0 – 110,0 109,5 –110,5 110,5 –111,0 110,5 – 111,0 111,0 – 112,0 162,0 – 168,0
Валовое потребление ТЭР, млн. т.у.т.   38,4 – 38,5 39,4 – 39,5 40,5 – 40,6 41,6 – 41,7   42,8 – 43,1  
Экономия за счет энерго­сбережения, млн. т.у.т.   1,36 – 1,50 1,42 – 1,65 1,43 – 1,8 1,44 – 1,9 1,46 – 2,0 7,1– 8,9
Доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печ­ного топлива, процентов   22,2 25,0 25,5 26,0 28,0
Снижение энергоемкости ВВП, процентов 6,0 – 7,0 6,0 – 7,0 7,0 – 7,5 7,0 – 7,5 7,0 – 8,0 29,0 – 32,0

В целях выполнения поставленных задач для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, определены минимальные и максимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов по годам прогнозируемого периода согласно приложению 1.

Конкретные значения объемов экономии топливно-энергетических ресурсов будут уточняться на основании прогноза социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и республики в целом.

Конкретные мероприятия по энергосбережению, обеспечивающие экономию топлива и энергии в объемах, указанных в приложении 1, по всем республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, включаются в долгосрочные и краткосрочные отраслевые программы энергосбережения, которые согласовываются с Департаментом по энергоэффективности Госстандарта и утверждаются в установленном порядке.

Для областей и г.Минска определены минимальные и максимальные значения объемов экономии топливно-энергетических ресурсов, конкретные значения будут уточняться на основании прогноза социально-экономического развития регионов и республики в целом согласно приложению 2.

Задания по доле МВТ в балансе КПТ для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома определены в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, в том числе на 2011 и 2012 годы – с учетом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 1593 ”Об установлении заданий по доле местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 5/30869).

Для достижения к 2015 году доли МВТ в КПТ в объеме 28 процентов республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому необходимо обеспечить выполнение заданий согласно приложению 3.

Прогнозируемый объем экономии ТЭР и доля МВТ в КПТ будут достигнуты за счет организационно-экономических и технических мероприятий по энергосбережению. В этих целях разрабатываются отраслевые и региональные программы по энергосбережению, в которых содержатся крупные энергоэффективные проекты и другие мероприятия с распределением по годам планируемых объемов экономии ТЭР, увеличения использования МВТ, объемов и источников финансирования. Крупные энергоэффективные проекты с указанием места внедрения и сроков реализации представлены в приложении 9 к Республиканской программе.

ГЛАВА 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

 

Финансирование мероприятий программ энергосбережения будет осуществляться за счет:

собственных средств организаций, накапливаемых от амортизационных отчислений и прибыли;

средств целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – отраслевые инновационные фонды);

средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование республиканской и региональных программ энергосбережения;

кредитов банков, займов, других привлеченных средств;

средств республиканского бюджета, предусматриваемых организациям на техническое переоснащение;

средств местных бюджетов;

других инвестиции.

В структуре финансирования энергоэффективных мероприятий в качестве основных источников планируются собственные средства предприятий (38 процентов в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20 процентов). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22 процента в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20 процентов) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим организациям для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения.

Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011 – 2015 годах потребует финансирования мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива в объеме
8,66 млрд. долларов США (приложение 4).

Оценка объемов финансирования выполнена на основании заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива, установленных на 2011 – 2015 годы, с учетом прогнозируемого роста стоимости импортируемого природного газа и увеличения удельных затрат для достижения экономии энерго­ресурсов.

Распределение объемов финансирования по конкретным мероприятиям и в разрезе источников осуществляется при разработке и согласовании ежегодных отраслевых, региональных и республиканской программ энергосбережения.

На реализацию отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, направляется не менее 30 процентов средств образуемых ими инновационных фондов.

На долевое участие в реализации энергоэффективных мероприятий направляются на возвратной и безвозвратной основе в порядке, установленном Госстандартом, средства республиканского бюджета, предназначенные на финансирование региональных и республиканской программ энергосбережения. В рамках программ энергосбережения выделение указанных средств осуществляется организациям республиканского и коммунального подчинения на основании заключенных договоров.

На безвозвратной основе средства указанного источника в рамках региональных и республиканской программ энергосбережения выделяются для:

погашения части процентов (в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь) по кредитам, привлеченным для реализации энергосберегающих мероприятий;

реализации энергоэффективных мероприятий государственным организациям;

финансирования доли белорусской стороны по международным проектам в сфере энергосбережения, включая расходы РУП ”Белинвест­энергосбережение“, выполняющего в установленном порядке работы по их реализации;

выполнения мероприятий по направлениям, установленным Госстандартом, и других мероприятий по отдельно принятым решениям.

На возвратной основе, если не установлено иное, средства республиканского бюджета выделяются негосударственным организациям, за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов). Условия, сроки, порядок возврата и ответственность сторон определяются в договорах, заключенных заказчиками программ энергосбережения с получателями средств.

Средства республиканского бюджета для реализации энергоэффективных мероприятий предусматриваются: бюджетным организациям – в сметах расходов на содержание, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, – в объемах, предусмотренных в бюджете на финансирование отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.

Финансирование региональных программ энергосбережения в 2011 – 2015 годах осуществляется также за счет средств местных бюджетов согласно приложению 5.

Приоритетными для инвестирования являются:

мероприятия, обеспечивающие рост эффективности производства, преобразования и использования энергии;

ввод генерирующих мощностей на альтернативных газу топливных источниках;

внедрение новых научно обоснованных энергоэффективных технологий;

внедрение современных низкозатратных энергетических технологий;

создание мини-ТЭЦ и котельных, ориентированных на использование местных видов топлива (древесное топливо, торф, горючие отходы, бурый уголь, сланцы);

разработка и внедрение эффективных технологий сжигания бытовых отходов и других горючих отходов производства;

разработка эффективных схем, технологий и оборудования по утилизации высокопотенциальных вторичных энергоресурсов, а также использование низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов и теплообменного оборудования;

внедрение энергосберегающих осветительных приборов, систем автоматического регулирования освещения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.13 с.)