ТОП 10:

Подготовлено кафедрой «Энергосбережение»



 

 

Заведующий кафедрой, профессор, д.э.н. Н.И.Данилов

 

© ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ», 2006


 

Введение

Энергетический паспорт предприятия, организации, объекта (здания, сооружения) - это нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в процессе хозяйственной деятельности объектами предприятия или организации, а также содержащий энергосберегающие мероприятия.

Для того чтобы на объекте, входящем в состав предприятия или организации, развивать комплексную систему управления эффективностью энергопотребления, необходимо создание системы учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов как на самом предприятии (в организации), так и на отдельных его производствах (зданиях, сооружениях). В основу такой комплексной системы контроля должен быть положен документ, фиксирующий энергоэффективность объекта. В нашей стране в свое время был накоплен опыт разработки и ведения таких паспортов, особенно в коммунальном хозяйстве городов и населенных пунктов. Однако энергетические паспорта практически не получили тогда развития, ввиду незначительной доли энергетических затрат в коммунальных расходах, да и отсутствия какого-либо учета и тем более регулирования расхода энергоресурсов в коммунальной сфере.

Ввиду резкого роста в последние годы расходов на тепло- и энергоснабжение жилого, бюджетного фондов, остро встал вопрос о разработке энергетических паспортов предприятий, организаций, а также входящих в их состав зданий и сооружений.

В Свердловской области задача создания системы энергетической паспортизации была поставлена указами Губернатора от 31 января 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области» и от 26 января 1998 г. «О реализации государственной политики энергосбережения в Свердловской области», а также рядом постановлений правительства Свердловской области. В соответствии с этими нормативными актами энергетические паспорта получили широкое распространение в качестве документа, регистрирующего энергоэффективность предприятия (организации), муниципального образования и субъекта Федерации (Свердловской области) в целом.

Введение энергетических паспортов на территории Свердловской области связано, прежде всего, с необходимостью наведения элементарного порядка в системе производства и потребления ТЭР. Для решения данной задачи необходимо, как минимум, владеть достоверной информацией о производстве и потреблению ТЭР и иметь возможность регулировать данный процесс.

Основными предпосылками для разработки энергетических паспортов стали следующие:

· необходимость внесения изменений в сложившуюся систему социальных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по разделам, связанным с расходами на коммунальные услуги (центральное отопление, горячее водоснабжение) для муниципальных образований и бюджетных организаций;

· введение лимитов на топливно-энергетические ресурсы для организаций, финансируемых из бюджетов различного уровня, имеющих льготы по налогам и (или) за получаемые топливно-энергетические ресурсы;

· организация контроля применяемых тарифов на услуги энергоснабжающих организаций;

· отсутствие достоверной информации о производстве и потреблению топливно-энергетических ресурсов в муниципальных образованиях и бюджетных организациях.

Социальные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности (социальные стандарты), являясь основой формирования межбюджетных отношений, не учитывали основных особенностей, определяющих затраты на услуги жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжение, горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение). Это, во-первых, климатические особенности районов Свердловской области. По данным СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» показатель суровости климата на севере Свердловской области на 12% больше, чем в южных районах. Во-вторых, не учитывались удельные расход тепловой энергии на отопление жилого фонда в зависимости от его этажности (строительного объема): удельные затраты на отопление одного квадратного метра общей площади для различных строений отличаются в 2-2,5 раза. Так, для отопления одного квадратного метра одноэтажного здания постройки до 1985 года, построенного без учета энергосберегающих мероприятий, необходимо затратить тепловой энергии в 2,5 раза больше, чем для отопления здания высотой более 5 этажей, построенного с учетом энергосберегающих мероприятий после 1985 года, и это вполне соответствует положениям СНиП 2.04.07-86* «Тепловые сети». В-третьих, используемые социальные стандарты не учитывают стоимость тепловой энергии, вырабатываемой различными теплоисточниками (различной мощности, использующим различные виды топлива). В Свердловской области, согласно принятым постановлениям Правительства области, тарифы на тепловую энергию в зависимости от вида сжигаемого топлива, от мощности котельной и степени используемой мощности, могут отличаться более чем в два раза. Так себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой на газовой котельной, находится в пределах 95-100 рублей за 1 Гкал. Себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой на угольной котельной, вполне может составлять 250 рублей за одну Гкал, что в 2,5 раза выше, чем в рассматриваемой газовой котельной. Учитывая все вышеприведенные факторы, вполне очевидно, что разница в затратах на отопление единицы площади жилого фонда может отличаться в 4-5 раз.

Далее, объективным фактором недостаточной достоверности информации является отсутствие приборов учета расхода энергетических ресурсов на предприятии, либо низкий уровень класса точности данных приборов. Объемы потребления энергетических ресурсов в таких случаях рассчитываются по нормативам и методикам, принятым в далеком прошлом и не всегда корректно используемым в настоящее время. Зачастую используется устаревшая информация, получаемая «по наследству», из старых отчетов и т.п. При анализе, в процессе проведения энергетических обследований, схем теплоснабжения населенных пунктов, предприятий, объектов социальной сферы, достаточно часто встречается несоответствие проектных и фактических данных эксплуатируемого оборудования, тепловых сетей и т.п. Эта типовая ошибка возникает как на стадии строительства, так и в период эксплуатации. Не удивительно, что при расчетных методах определения расходов ТЭР по данным объектам, в основу закладываются первые проектные решения, принятые на бумаге, и это ведет в дальнейшем к систематической ошибке при эксплуатации данных систем. В полной мере такой подход характерен и для объектов социальной сферы.

Существуют и другие предпосылки, оказавшие влияние на необходимость разработки энергетических паспортов организаций, муниципальных образований, технических паспортов котельных, но это только подтвердило актуальность проводимой работы.

Учитывая вышеперечисленные факторы, Правительством Свердловской области совместно с территориальным управлением «Свердловгосэнергонадзор» и региональной энергетической комиссией (РЭК) еще в 1998-99 гг. были разработаны и постановлениями от 10.03.99 г. № 275-ПП и от 12.05.99 г. № 578-ПП введены следующие виды энергетических паспортов: «Энергетический паспорт муниципального образования», «Энергетический паспорт организации», «Технический паспорт котельной (системы теплоснабжения)» (далее по тексту Паспорта).

Введением паспортов планировалось решить следующие основные задачи:

1. Создание единой расчетной базы по определению объемов потребления энергоресурсов на территории области, а также показателей планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги.

2. Введение обоснованных нормативов (лимитов) потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы.

3. Организация контроля дисциплины цен организаций - поставщиков коммунальных услуг, обслуживающих бюджетные организации и население.

Данные, закладываемые в паспорт организации, позволяют с одной стороны проверить правильность определения объемов предоставляемых – получаемых услуг (не менее чем двумя способами), с другой стороны служат базой данных для определения комплекса мероприятий по энергосбережению в организации и ориентировочных затрат на их проведение. Формы по потреблению коммунальных услуг учитывают все основные параметры, закладываемые в договоры на предоставление данного вида услуг. Не секрет, что форму договора не предоставление услуг составляет продавец – поставщик услуг. При этом зачастую имеет место завышение обязанностей получателя услуги и минимальная ответственность поставщика услуг. Во многом это объясняется недостаточным уровнем подготовки получателя услуг, как в техническом, так и в правовом плане.

Параллельно с введением паспортов организаций была проведена паспортизация теплоисточников области (по единой форме – Технический паспорт котельной), подготовлен реестр котельного оборудования и тепловых сетей энергоснабжающих предприятий. Полученная информация была положена в основу областной программы реконструкции систем теплоснабжения муниципальных образований, замены котельного оборудования и перевода котельных области на природный газ. Основой паспорта котельной служит информация по техническому вооружению теплоисточника, по видам используемого оборудования. Совокупность данных в паспорте котельной позволяет ориентировочно рассчитать тариф на тепловую энергию, вырабатываемую в данной котельной. Информация о потребителях тепловой энергии, отражаемая в приложениях, позволяет в первом приближении, наряду с имеющейся информацией по тепловым сетям, сделать оценку эффективности работы теплоисточника и системы теплоснабжения в целом.

Обобщенные данные паспортов организаций и теплоисточников были положены в основу «Энергетического паспорта муниципального образования». В паспорте муниципального образования отражается баланс производства и потребления топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования (в абсолютных и удельных показателях). Данные паспорта муниципального образования показывают, насколько руководители владеют вопросами производства и потребления ТЭР на своей территории. Паспорта муниципальных образований отражают эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и должны быть положены в основу для разработки территориальной программы энергосбережения.

Данные всех паспортов муниципальных образований отражают состояние коммунальной энергетики всей области, могут быть использованы для формирования областного заказа на производство и потребление коммунальных услуг в бюджетной сфере области, для определения потребностей в производстве энергосберегающего оборудования, материалов и т.п.

Проведенная работа позволила на базе полученного материала определить нормативные потребности в топливно-энергетических ресурсах для каждого муниципального образования в отдельности, установить лимиты потребления ТЭР для бюджетных организаций. Уже на стадии составления энергетических паспортов муниципальных образований удалось на 10 % сократить плановые расходы на топливо в отопительном сезоне 1998-99 гг. по сравнению с сезоном 1997-98 гг. В дальнейшем приведение энергетического хозяйства к нормативным показателям по затратам на производство - потребление тепловой энергии позволит снизить расходы на топливо еще на 15-20 %.

Принципиально эти показатели подтверждаются опытом проведения мероприятий по энергосбережению в муниципальном образовании «город Краснотурьинск», где за счет внедрения приборов учета расхода тепловой энергии и воды в жилищном фонде и на объектах социальной сферы в течение одного года было получено сокращение расходов на тепловую энергию на 15 %, на горячую воду на 20 %. Такие же показатели по экономии энергоресурсов были получены и на следующий год, но уже за счет проведения работ по гидравлической наладке систем теплоснабжения, устранения утечек воды в тепловых сетях.

Опыт Свердловской области и других регионов России способствовал тому, что Госстандартом РФ введен в действие с сентября 2000 г. ряд стандартов в области энергосбережения. Основные из них следующие.

· ГОСТ Р 51379-99. Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы. Согласно этому нормативному акту каждое предприятие должно иметь энергетический паспорт, установленной Госстандартом РФ формы;

· ГОСТ Р 51388-99. Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования. Этот документ определил порядок информирования заводами-изготовителями покупателей об удельных параметрах энергопотребления продукции коммунального и бытового назначения. Согласно этому стандарту, начиная с 2001 г. на всей бытовой технике (холодильники, телевизоры и др.) имеются этикетки энергетической эффективности;

· ГОСТ Р 51380-99. Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования. В этом стандарте установлен перечень оборудования, выпускаемого отечественными заводами и подлежащего сертификации по показателям энергетической эффективности;

· ГОСТ Р 51541-99. Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения.

· ГОСТ Р 51387-99. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения. Документ содержит обширный список нормативно-методических пособий для работы по проблемам энергосбережения.

В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 9 февраля 1999 г. № 53 «О подготовке специалистов по энергосбережению для организаций Свердловской области» и рядом постановлений Правительства области для организаций-потребителей, претендующих на меры государственной поддержки (расчеты за потребленную электрическую энергию по минимальным тарифам, тарифный кредит и др.), условиями предоставления таких льгот являются наличие:

специалистов, имеющих квалификационный сертификат по энергосбережению (в случае их отсутствия - плана-графика обучения специалистов по энергосбережению);

энергетического паспорта организации;

действующей программы по энергосбережению.

Указанные положения должны отражаться в соответствующих договорах на энергоснабжение.

Таким образом, требование наличияэнергетического паспорта является обязательным практически для любого предприятия (организации) на территории Свердловской области.

С учетом накопленного опыта энергетической паспортизации в нашей области в конце 2000 г. – начале 2001 г. Свердловский филиал ФГУ УЭЭ с участием кафедры «Энергосбережение» УГТУ-УПИ были разработаны и утверждены решением РЭК от 29.01.01 г. № 22 Форма (образец) «Энергетического паспорта организации (дополненного и переработанного)» и «Методические указания по заполнению «Энергетического паспорта организации (дополненного и переработанного)», которые введены с 1 марта 2001 г.

Созданная в Свердловской области система энергетической паспортизации представлена на рис. 1.

 

 

 


………………… (Более 70 ЭП МО)

 
 

 

 


Рис. 1

 

Представленная схема отражает три уровня сбора информации для энергетических паспортов: первичный – на предприятиях и в организациях, второй уровень - в муниципальных образованиях и верхний – сосредоточение и анализ данных об энергопотреблении и энергосбережении на уровне правительства области для принятия решений о планировании и нормировании потребления ТЭР в регионе.

Заполнение паспортов имеет единый методологический подход, применяемый для расчетно-нормативной оценки потребления ТЭР зданиями и сооружениями предприятий и организаций.

Важной частью работы по энергосбережению является создание системы стимулирования сотрудников, студентов и коллективов структурных подразделений организации к решению задач энергосбережения.

Комплект нормативно-правовых документов, определяющих принципы проведения энергосберегающих мероприятий в зданиях образовательных учреждений, должен включать в себя следующие сопряженные модули:

- достоверизация энергопотребления в образовательном учреждении и его подразделениях, основанная на данных энергетического паспорта и результатах приборного учета;

- положения о порядке оценки экономической эффективности реальных эффектов энергосбережения, достигнутых в учреждении и его подразделениях,

- отраслевое положение о порядке стимулирования учреждения за достигнутые результаты в области энергосбережения,

- внутривузовское положение о порядке стимулирования подразделения, добившегося реальных эффектов энергосбережения,

- положение о порядке поощрения лиц, реализовавших эффективные мероприятия в области энергосбережения,

- положение об ответственности должностных лиц, сотрудников и студентов за неэффективное использование энергоресурсов,

- положение о внутривузовском смотре–конкурсе подразделений по работам в области энергосбережения,

- положение о конкурсе идей студентов и сотрудников в области энергосбережения,

- положение о дополнении должностных обязанностей руководителей структурных подразделений разделом «Ответственность за эффективное использование энергоресурсов и соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях».

Эта система основывается на частичном использовании средств бюджета, выделяемым для обеспечения коммунальных нужд образовательного учреждения и, главным образом, на использовании части внебюджетных средств учреждения, направляемых на те же цели. Уровень разрабатываемых нормативных документов в значительной мере позволяет вводить их в действие приказом руководителя образовательного учреждения.

Региональной основой для такой деятельности послужил подписанный 3 августа 2001 г. Губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем указ № 611-УГ «О поощрении деятельности по энергосбережению».

Развитием региональной нормативной основы этой системы стало постановление Правительства Свердловской области от 14 мая 2002 г. № 318-ПП «Об утверждении Порядка установления лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета Свердловской области, и контроля за выполнением установленных лимитов топливно-энергетических ресурсов», которое предусматривает выделение бюджетных средств на ТЭР на основании данных энергетических паспортов.

В настоящее время действует постановление Правительства Свердловской области от 15 апреля 2003 г. № 201-ПП (в редакции постановления ПСО от 12.08.2005 № 661-ПП), которым утвержден Порядок установления лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, и контроля за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Бюджетные учреждения ежегодно в срок до 1 марта направляют главному распорядителю бюджетных средств заявку на необходимое количество ТЭР на будущий год в натуральных и стоимостных показателях по действующим на данный момент тарифам, утвержденным в установленном порядке, согласованную с поставщиками по установленной форме.

При формировании заявки бюджетные учреждения используют данные "Энергетического паспорта организации" и "Технического паспорта котельной", согласованные Свердловским филиалом ФГУ "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения (УЭЭ) в Южно-Сибирском регионе", результаты мероприятий по энергосбережению, а также сведения о необходимом минимуме энергопотребления, объеме потребления ТЭР за предыдущий год.

 

Новым этапом в этой системе стало появление в 2003-2004 гг. ряда новых нормативных документов федерального уровня (СНиП 23-02-2003, СП 23-101-2004 и др.), в которых были сформулированы требования к повышению тепловой защиты зданий и сооружений - основных потребителей энергии, что является важным объектом государственного регулирования в большинстве стран мира. Эти требования рассматриваются также с точки зрения охраны окружающей среды, рационального использования невозобновляемых природных ресурсов и уменьшения влияния "парникового" эффекта и др.

Под энергетическим паспортом гражданского здания понимается документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов (по ГОСТ Р 51387-99). Энергетический паспорт здания составляется с целью контроля соответствия его показателей на разных стадиях создания и эксплуатации здания.

Энергетический паспорт здания заполняется:

а) на стадии разработки проекта вновь возводимых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий;

б) на стадии сдачи строительного объекта в эксплуатацию;

в) на стадии эксплуатации строительного объекта - выборочно и после годичной эксплуатации здания.

Форма для заполнения энергетического паспорта здания приведена в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Методика расчета параметров энергоэффективности и теплотехнических параметров, а также пример заполнения энергетического паспорта здания приведены в СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий».

Данные, включаемые в энергетический паспорт здания:

- сведения о типе и функциональном назначении здания, его этажности и объеме;

- данные об объемно-планировочном решении с указанием данных о геометрических характеристиках и ориентации здания, площади его ограждающих конструкций и пола отапливаемых помещений;

- климатические характеристики района строительства, включая данные об отопительном периоде;

- проектные данные по теплозащите здания, включающие приведенные сопротивления теплопередаче, как отдельных компонентов ограждающих конструкций, так и здания в целом;

- проектные данные по системам поддержания микроклимата и способам их регулирования в зависимости от изменения климатических воздействий, по системам теплоснабжения здания;

- проектные теплоэнергетические характеристики здания, включающие удельные расходы тепловой энергии на отопление здания в течение отопительного периода по отношению к 1 кв. м отапливаемой площади (или 1 куб. м отапливаемого объема) и градусо-суткам отопительного периода (ГСОП);

- изменения в построенном здании (объемно-планировочные, конструктивные, систем поддержания микроклимата) по сравнению с проектом;

- результаты испытания энергопотребления и тепловой защиты здания после годичного периода его эксплуатации;

- класс энергетической эффективности здания (табл.);

- рекомендации по повышению энергетической эффективности здания.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.012 с.)