История про берешит - про то, как haшем сотворил мир 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История про берешит - про то, как haшем сотворил мир



Предисловие

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Евреи всего мира учат Тору. Тору можно учить по-разному. Можно просто прочесть, а можно долго-долго изучать, читать объяснения к Ней наших Мудрецов, вдумываться в каждое слово.

К сожалению, многие дети, которые живут в России, не могут, в сущности, учить Тору. Некоторые впервые берут ее в руки, будучи уже взрослыми людьми. А ведь взрослым гораздо труднее начинать учиться, чем детям. И вот один такой взрослый, который жил тогда в Москве, решил, что нужно сделать так, чтобы даже маленькие дети, даже те, кто еще не знает еврейского языка - иврита, - могли бы прочесть Тору. И даже если ребенок еще не умеет читать – все равно ему будет интересно и полезно послушать истории из Торы, которые ему прочтут папа или мама. Ведь это - рассказ о жизни наших предков, о наших обычаях, наших праздниках - Наша Тора!

Эта книжка писалась в Москве. Ее автор писал ее для своих детей, и для всех еврейских детей, которые говорят по-русски и хотят узнать, что такое Тора. Он совсем ничего не выдумывал в ней - только пересказывал по-русски то, что написано в Торе и в объяснениях к ней, сделанных еврейскими мудрецами. Ведь без объяснений даже взрослые бы ничего не поняли!

Теперь автор этой книги живет в Израиле, но и здесь, оказывается, его книга очень нужна - в русскоязычных семьях родители по-прежнему читают ее своим детям. Да и во всех странах, где живут сегодня русскоязычные евреи, дети читают эту книгу. (Можно читать в Интернете на сайте kifa.kz)

Эта книга была "издана" автором в России в то время, когда такие книги издавать не разрешалось. Поэтому ее просто напечатали на машинке и размножили с помощью обыкновенного фотоаппарата. Здесь, в Израиле, у нас, слава Богу, появилась возможность издать ее по-настоящему. А автор тем временем написал ее продолжение, в котором рассказаны истории Торы уже до конца Пятикнижия.

Мы надеемся, что книга вам понравится и что скоро вы попробуете по-настоящему учить Тору - читать ее на иврите, разбирая каждое слово.

ИСТОРИЯ ПРО БЕРЕШИТ - ПРО ТО, КАК haШЕМ СОТВОРИЛ МИР

Вначале - берешит - сотворил hаШем эт-hа-шамаим - небо, ве-эт-hа-арец - и землю. И земля была пустая и удивительная, и тьма висела над бездною, и руах - ветер hаШема - носился над водою. Потому что вся земля была под водою, и над этой водою был ветер hаШема.

И сказал hаШем: "Йеhи ор!" - "Да будет свет!" И стал свет. И увидел hаШем, что свет хорош, и разделил hаШем свет и темноту. И назвал hаШем свет днем, а тьму - ночью. И был вечер, и было утро, день один.

А во второй день - йом шени - hаШем сказал небу, чтобы оно встало на свое место. Чтобы небо было над землею и чтобы оно отделяло верхний мир от нашего, нижнего мира.

А в третий день - йом шлиши - сказал hаШем: "Пусть стечется вода, которая под небом, в одно место, и пусть появится суша - обыкновенная земля". И стало так. И увидел hаШем, что это хорошо.

А еще на третий день сказал hаШем: "Пусть растут на земле деревья, и кусты, и трава, и всякие цветы". И стало так. И увидел hаШем, что это хорошо. А на четвертый день - йом рвии - сказал hаШем: "Пусть будут на небе солнце, луна и звезды; пусть они ходят по тем дорожкам, которые сделаны для них на небе, и пусть они светят на Землю". И стало так. И сделал hаШем солнце, чтобы оно светило днем, и сделал hаШем луну, чтобы она светила ночью, и чтобы луна показывала новый месяц, а солнце показывало новый год. И увидел hаШем, что это хорошо.

А на пятый день - йом хамиши - сказал hаШем: "Пусть будут рыбы, и птицы, и лягушки, и всякие ящерицы". И стало так. И благословил hаШем рыб, и птиц, и лягушек, и ящериц, и сказал: "Пру у-рву" - "Плодитесь и размножайтесь", чтобы много рыб плавало по всем морям, много птиц летало по небу и много всяких лягушек и ящериц прыгало и ползало по земле. И увидел hаШем, что это хорошо.

А на шестой день - йом hа-шиши - сказал hаШем: "Пусть будут на земле животные-домашние и дикие". И стало так. И сделал hаШем животных, и они стали жить на земле. И увидел hаШем, что это хорошо.

И сказал тогда hаШем: "Наасэ Адам!"- "Давайте сделаем человека, чтобы он был главным над рыбами, и над птицами, и над всеми животными". И сотворил hаШем человека. Он сделал человека по Своему образу и подобию. И назвал hаШем человека Адамом, и сделал ему жену, и благословил их, и сказал им: "Пру у-рву" - "Плодитесь и размножайтесь; живите повсюду на земле, и будьте самыми главными над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными, и над всей Землею".

И увидел hаШем, что все, что Он за эти дни сделал, тов мэод - очень хорошо. Ваеhи эрэв - и был вечер, ваеhи бокер - и было утро, йом hа-шиши день шестой.

И вот были закончены небо и земля, и все, что есть на них. И закончил hаШем к Дню Седьмому работу, которую Он делал. И отдыхал в День Седьмой от всей работы, которую Он делал. И благословил hаШем День Седьмой, и освятил его, и приказал, чтобы этот день был Субботой.

И заповедал нам hаШем, чтобы Суббота была таким днем, когда никакой работы делать нельзя, потому что, когда hаШем делал мир, то в Седьмой День, в Субботу, Он отдыхал от всей работы Своей.

ИСТОРИЯ ПРО ГАН ЭДЕН

Ган Эден - это такой Сад. hаШем создал его, чтобы поселить туда человека. Шесть дней hаШем делал мир: солнце и луну, звезды и землю, птиц и деревья. А потом, когда весь мир был готов, то в конце работы, в Шестой день, hаШем сделал человека. Потому, что человек на земле самый главный, и сначала hаШем все-все приготовил, и только потом сделал человека.

И вот как hаШем сделал человека: Он взял землю и взял воду, смешал землю с водой и вылепил человека. А потом hаШем вдохнул в него душу, и человек ожил, и стал ходить и разговаривать. hаШем назвал человека Адамом, потому что Он сделал его из земли, а земля на иврите называется адама. И еще hаШем посадил Сад - Ган Эден - и поселил туда человека, чтобы человек охранял тот Сад и ухаживал за ним.

И вот как Адам ухаживал за Садом. Он пришел в Сад и увидел, что все посеяно, но ничего не растет. Почему? Потому что не было дождя, а без дождя ничего расти не может. И тогда Адам стал молиться hаШему и просить, чтобы hаШем послал дождь. hаШем услышал молитвы Адама и послал дождь. Пошел дождь на землю, полил ее, и в Саду все стало расти, и выросли разные деревья, цветы и кусты. А посредине Сада выросло Эц hа-Хаим. Дерево Жизни. И еще выросло Эц hа-Даат - Дерево Познания.

А всех животных, которых делал hаШем, Он сделал парами. У кота была кошка, у быка была корова, у зайца была зайчиха, у бегемота была бегемотиха, у попугая была попугаиха. Все-все жили парами. Только Адам был без пары. И тогда hаШем велел Адаму пойти и попробовать найти себе пару среди животных. И стал Адам давать всем животным имена и искать себе пару среди них. Искал-искал, смотрел-смотрел, всем животным дал имена, но так и не нашел себе пары среди животных, потому что никакое животное человеку не подходит. И тогда hаШем усыпил человека, и человек заснул крепко-крепко. hаШем взял у человека ребро, переделал его, и получилась женщина, получился еще один человек! Это только hаШем может так: взять ребро и сделать из него женщину. Когда Адам проснулся, он увидел женщину. И еще увидел Адам, что она ему очень подходит и что она для него пара. И назвал Адам свою жену Хавой.

И стали Адам и Хава жить в Саду. И у них родились дети. Сначала у них родился сын, и они назвали его Каином. А потом у них родился еще один сын, и они назвали его hевелем. И все это было в Шестой День Творения. Таким вот долгим-долгим был Шестой День, что все в него успело вместиться. И hаШем дал человеку первую мицву, заповедь. hаШем сказал Адаму: "Ми-коль эц hа-ган ахоль тохель" - "От всех деревьев Сада ешь плоды, а от Дерева Познания добра и зла - не ешь от него, это запрещено. А если поешь с этого дерева, то в день, когда ты сделаешь это, смертью умрешь".

И человек, Адам, и Хава, его жена, стали жить в Саду. И ходили по Саду, и гуляли, и ели плоды от всяких разных деревьев, а от Эц ha-Даат, от Дерева Познания, они не ели. И Адам работал в Саду. Он много думал о hаШеме и молился hаШему, и просил у него то, что нужно для Сада. И все, что было нужно, происходило: росли цветы и деревья, и на деревьях зрели плоды. И он не ел от Дерева Познания добра и зла, от Эц ha-Даат: этим он охранял сад. И Адаму с Хавой было очень хорошо в Ган Эдене.

Но жил еще в Ган Эдене злой и хитрый Нахаш - Змей; тогда у него еще были ноги. И вот увидел Нахаш, что Хава очень близко подошла к Дереву Познания, к Эц ha-Даат. И решил он сделать так, чтобы Хава съела от Дерева Познания, потому что очень хотел Нахаш, чтобы Адам и Хава нарушили мицву, которую им дал hаШем. И тогда Нахаш сказал Хаве так: "А правда ли, что сказал вам hаШем, чтобы вы не ели от всех деревьев Сада?" Хава ответила Нахашу: "Нет, hаШем разрешил нам есть от всех деревьев. Он запретил нам есть только от Эц ha-Даат - от дерева Познания, Он запретил даже касаться его".

Это она неправду сказала, ведь hаШем вовсе не запрещал дерева касаться! hаШем запретил только есть от Эц ha-Даат, а она решила на всякий случай добавить чуть-чуть от себя. Но Нахаш тут же понял, что она добавила свое к заповеди hаШема, взял и толкнул Хаву к дереву, и она коснулась дерева. И Нахаш ей тогда сказал: "Вот видишь, ты коснулась дерева, и ничего не произошло, и если ты съешь плод, тоже ничего страшного не случится". Тут Хава должна была бы ответить Змею-Нахашу: "Я сказала неправду. Не запрещал hаШем касаться Эц ha-Даат, вот ничего и не произошло. А есть плод все-таки нельзя!" Если бы она так сказала, то все кончилось бы хорошо. Но Хава испугалась признаться, что она сказала неправду. К тому же она была очень любопытна, ей так хотелось узнать, что же будет, если она съест от Дерева Познания!

Потому она взяла плод с Эц ha-Даат и кусочек от него съела, и дала еще кусочек Адаму, и он тоже съел, и дала еще по кусочку всем животным и птицам - всем дала поесть немного от плода с Дерева Познания.

И тут Адам и Хава вдруг вспомнили, что у них была главная мицва, заповедь, которую им дал hаШем - не есть от Эц ha-Даат, а они нарушили эту мицву. Им стало очень-очень грустно и стыдно, и они решили спрятаться от hаШема за деревьями. Но разве можно спрятаться от hаШема?

И тогда hаШем сказал Адаму: "Айека?"- "Где ты, Адам, что с тобой случилось?" А Адам ответил: "Эт кольха шамати"- "Голос Твой услышал я и поэтому спрятался". И hаШем сказал: "Почему тебе стыдно, Адам, почему ты спрятался? Может быть, с того дерева, с которого Я запретил тебе есть, ты съел?" А Адам сказал: "Здесь я не виноват, это Хава, жена, которую Ты дал мне, - это она угостила меня, и я съел". Тогда hаШем сказал Хаве: "Ма зот асит?" - "Что это сделала ты, зачем ты дала Адаму плод от дерева, от которого Я запретил есть?" А Хава говорит: "Это все Нахаш, Змей, это он меня подговорил".

Тогда hаШем сказал им: "Нехорошо вы делаете, что на других сваливаете, когда сами виноваты". И решил Он выгнать Адама и Хаву из Сада, из Ган Эдена. hаШем им сказал: "Я вас поселил в Саду, чтобы вы делали то, что Я сказал, чтобы вы работали в Саду и охраняли его, чтобы вы служили Мне и не ели плод с Дерева Познания. Если бы вы вели себя правильно, то наступила бы Суббота Будущего Мира, и Я бы Сам дал вам плод с Эц hа-Даат, а раз вы сами не вовремя съели плод, то Я выгоню вас из Ган Эдена". И выгнал hаШем из Ган Эдена Адама и Хаву, и их детей Каина и heвеля, всех выгнал из Сада.

И Змея Он наказал: отобрал у него ноги и тоже выгнал его из Сада. И вот теперь Змей Нахаш все время ползает около людей и подталкивает их, чтобы они поступали неправильно. Как только увидит Змей, что какой-нибудь человек хочет нарушить мицву, которую дал ему hаШем, тут же подползает и старается, чтобы тот нарушил мицву побыстрее. Потому что Змей очень любит, когда делают то, что hаШем запретил, такой вот Змей плохой. Но hаШем дал человеку силы не слушать Змея и поступать правильно. Нужно строго говорить Змею-Нахашу: "Я не буду тебя слушать, не стану делать то, что мне запрещено ".

И если ты будешь так поступать, будешь отгонять Змея-Нахаша, то исправишь все, что испортил Адам. А это было бы очень правильно и хорошо.

ИСТОРИЯ ПРО КАИНА И hЕВЕЛЯ

У Адама и Хавы было два сына. Старшего сына звали Каин, а младшего -heвель. И они решили все между собой поделить на "мое" и "твое". Они не хотели жить так, чтобы все было общее.

Каин сказал:
- Мои будут земля и все растения, которые растут на земле.
А heвель сказал:
- Мои будут все вещи, которые можно нести, и все животные.
Вот так они все и поделили между собой.
И тут Каин и heвель захотели принести жертву hаШему. Каин решил принести в жертву hаШему что-нибудь из плодов земли - ведь он взял себе землю и все, что растет на ней. А heвель решил принести в дар hаШему овец - ведь все животные были у hевеля. Но Каин не выбирал свою жертву, а взял первое, что попалось ему на дороге. И это оказалось льняное семечко, А heвель принес в жертву hаШему самых хороших овец, которые у него были. И тогда hаШем принял жертву hевеля, а жертву Каина - не принял.

Вообще-то hаШему, конечно, не важно, принесли Ему жертву хорошую или плохую. hаШему вообще не важно, чтобы Ему приносили жертвы ведь Он и без них хозяин над всем миром. Но hаШем заповедал, чтобы люди приносили Ему жертвы, потому что человек, который приносит жертву hаШему, будет скромным; он будет понимать, что все, что есть в мире, дал hаШем. А тот, кто не хочет приносить жертву hаШему, будет человеком заносчивым и жадным. Он будет думать, что все, что у него есть, принадлежит только ему - а это ведь неправильно: на самом деле весь мир принадлежит hаШему. И вот для того, чтобы человек был добрым и скромным, hаШем заповедал ему приносить жертвы, и притом - хорошие. Потому-то hаШем и не захотел принять жертву Каина.

И тогда Каин обиделся, и его лицо стало угрюмым. И hаШем сказал Каину: - Почему обидно тебе? Почему лицо твое стало угрюмым? Ведь если ты решишь исправиться, то всегда можно стать лучше. Ты можешь принести новую жертву, хорошую, и я возьму ее. Ведь Я как раз и хочу, чтобы люди исправились, были хорошими.

Но Каин все равно затаил обиду. И однажды, когда Каин и heвель были в поле, Каин стал ссориться с hевелем. Каин сказал ему:
- Земля, на которой ты стоишь, - моя, потому что мы поделили весь мир, и вся земля стала моей.
А heвель ответил ему:
- Одежда, в которую ты одет,-моя, потому что мы поделили весь мир, и все, что можно нести, - мое, и значит, вся одежда - моя.
И тогда Каин ему сказал:
- Уходи с моей земли!
А heвель ему сказал:
- Снимай мою одежду и отдай мне.
Тут Каин начал с hевелем драться.
Все это было ужасно. Во-первых, нехорошо братьям говорить: это будет мое, а это будет твое. Во-вторых, плохо братьям ссориться. Но уж драться - это хуже всего.

А Каин все дрался и дрался. Он так разошелся, так сильно стал бить hевеля, что убил его. Ты представляешь, какое несчастье! Он так ударил hевеля, что heвель умер. Подумай, какое это было горе для Адама и Хавы! И тогда hаШем сказал Каину:

- Эй heвель ахиха? - Что с hевелем, братом твоим? hаШем, конечно, знал, что Каин убил hевеля, но Он хотел спросить Каина о том, как это получилось - может быть, Каин раскается?
Но Каин ответил так:
- Ло йадати. - Я не знаю. - hа-шомер ахи анохи? - Разве я сторож брату моему? Я не знаю, что случилось с hевелем. Что, разве я обязан его сторожить?

Тогда hаШем снова сказал Каину:
- Ма асита? - Что же такое сделал ты? Ведь ты убил своего брата. И его кровь, которая вылилась на землю, она кричит теперь из земли. И Каин раскаялся и сказал:
- Да, я поступил очень плохо, я очень виноват.
И решил hаШем:
- Теперь ты обязательно должен быть наказан. Ты убил своего брата hевеля. За это ты будешь скитаться. Никогда ты не сможешь жить на одном месте, потому что если ты в каком-нибудь месте поселишься, то земли будут кричать тебе: "Это Каин, который убил своего брата!" И ты не сможешь там жить. И всю жизнь у тебя не будет своего дома - всю жизнь ты будешь скитаться по земле.

Так был наказан Каин.

ИСТОРИЯ ПРО ПОТОП

И сказал hаШем Ноаху:
- Посмотри вокруг, люди ведут себя плохо. Потому Я пошлю на землю Потоп. Но ты останешься жив, потому что ты сделаешь ковчег, тейва. Это такой большой корабль, и ты будешь на нем плавать, когда начнется Потоп.

И hаШем повелел Ноаху посадить деревья, большие-большие деревья, чтобы, когда они вырастут, сделать из них ковчег. А потом эти деревья Ноах срубил, сделал из них бревна и построил ковчег, чтобы спастись в нем от Потопа. Очень долго Ноах строил ковчег, целых сто двадцать лет. А почему Ноах строил ковчег так долго? А потому, что hаШем хотел, чтобы люди пока исправились.

Вот приходили люди к Ноаху и спрашивали:
- Ноах, что ты делаешь? Зачем ты посадил эти деревья? Зачем ты делаешь бревна?
А Ноах им объяснял:
- Я посадил эти деревья, чтобы сделать из них ковчег, потому что hаШем наведет Потоп на землю. Вы должны исправиться, раскаяться и стать хорошими - тогда Потопа не будет.

Но люди не слушали Ноаха, они смеялись над ним:
- Не нужен никому твой ковчег! Мы живем как хотим, делаем что хотим, и все будет хорошо. А ты дурень старый - не знаешь, что не будет никакого Потопа.

И вот через сто двадцать лет построил Ноах большой-большой ковчег тэйва. В ковчеге было три этажа, и наверху было сделано окно, закрытое прозрачным драгоценным камнем. Во время Потопа на верхнем этаже жила семья Ноаха. На среднем этаже ковчега жили животные. А на самом нижнем этаже Ноах сложил много-много еды - ведь во время Потопа ее негде взять. Поэтому Ноах и его семья во время Потопа ели ту еду, которая хранилась в ковчеге, и этой же едой кормили всех животных.

И построил Ноах ковчег-корабль по слову hаШема, и пришли к нему парами все звери, которых hаШем хотел спасти от Потопа.

И вот пошел дождик, но потом он стал лить все сильнее и сильнее - это hаШем так специально сделал, чтобы Потоп начался не сразу, чтобы люди еще могли раскаяться. И если бы они раскаялись, если бы смогли исправиться, hаШем не стал бы наводить Потоп на землю. Но люди не хотели исправляться, они не хотели раскаиваться.

Наоборот, когда они поняли, что Потоп уже начинается, они столпились около ковчега и не хотели пускать Ноаха вовнутрь. Они кричали: "Чем это ты, Ноах, лучше нас? Если мы утонем, то и ты погибай вместе с нами"' Но тут вперед вышли львы и грозно зарычали. И толпа испугалась и расступилась.

Дождь уже стал совсем сильный. И вот вошли в кочег все звери, и Ноах, и трое сыновей Ноаха, которых звали Шем, Хам и Ефет, и Наама, жена Ноаха, и жены сыновей Ноаха - все они вошли в ковчег. И вот закрыл Ноах дверь ковчега, и дождь превратился в Потоп.

Отовсюду лило много-много-много воды, все больше, и больше, и больше. Вода кипела и поднималась прямо из земли. Она покрыла все дома, деревья, и все высокие башни, и даже горы. А потом вода покрыла всю землю, и все, что было на земле, погибло и потонуло, только рыбы остались жить. (Как ты думаешь, почему?)

А Ноах, и его сыновья, и жена Ноаха, и жены его сыновей, и все животные были в ковчеге. И этот ковчег плавал по воде целый год –все то время, пока был Потоп. Но наконец дождь прекратился. Вода стала уходить, ее становилось все меньше и меньше. И вот ковчег остановился на вершине высокой-высокой горы Арарат.

Тогда Ноах выпустил ворона, чтобы он полетел и посмотрел, есть ли уже где-нибудь сухое место. Но ворон не хотел далеко улетать от ковчега, он полетал-полетал и вернулся обратно. Тогда Ноах выпустил голубя. Голубь летал-летал и вернулся обратно к Ноаху, потому что он не нашел никакого сухого места. А воды становилось все меньше и меньше. Тогда Ноах выпустил голубя еще раз. Полетел голубь и опять вернулся, но на этот раз он принес в клюве лист оливкового дерева. И Ноах понял, что воды на земле осталось не так уж и много, раз показались ветки деревьев. И подождал Ноах еще и выпустил голубя в третий раз. Полетел голубь и не вернулся. Тогда Ноах понял, что Потоп совсем кончился и можно выходить из ковчега.

И вот Ноах открыл ковчег, и все, кто там был, - и люди, и звери, - вышли наружу. И от Ноаха произошли все люди: от его сына Шема произошли сыновья Шема, от его сына Ефета произошли сыновья Ефета, а от его сына Хама произошли сыновья Хама.

И hаШем сказал людям:
- Больше Потопа не будет, и в знак этого Я сделаю радугу. Радуга всегда будет висеть в небе и напоминать вам, что никогда больше не случится на земле Потопа.
И сделал hаШем радугу.

Однажды Ноах посадил виноградник, и собрал виноград, и выжал из него сок, и приготовил из сока вино. И вот, как-то выпил он много и опьянел. Хам увидел это, позвал своих братьев и стал смеяться и говорить: "Вот отец пьяный валяется!" Но Шем и Ефет не стали его слушать. Когда Ноах проснулся, он обо всем этом узнал и очень рассердился на Хама. Поэтому Ноах благословил Шема и Ефета, а Хама не благословил. Ноах сказал Шему и Ефету:

- Пусть Шем учит Тору, чтобы и дети его детей хорошо умели учить Тору. И пусть Ефет и его дети умеют делать всякие красивые вещи для того, чтобы украшать Тору.

И вот так люди стали снова жить по всей земле.

ИСТОРИЯ ПРО ТАМАР И ЙЕhУДУ

Вот какая история приключилась с Йеhудой после того, как Йосеф был продан в Египет.

У Йеhуды было три сына, их звали Эр, Онан и Шела. И взял Йеhуда жену для своего старшего сына Эра, и звали ее Тамар.

Тамар была женщина очень хорошая и праведная. И она знала, что через много лет в Израиле будет великий царь по имени Давид и что Давид должен произойти от нее. И поэтому Тамар очень хотела, чтобы у нее родились дети.

Но ее муж Эр говорил так:
- Да что ты, за детьми ведь надо постоянно ухаживать. Ты еще чего доброго подурнеешь от такой работы. Нет уж, никаких детей!

И тогда haШем сделал так, что Эр умер - ведь это страшный грех, когда человек не хочет детей.

И после этого Йеhуда отдал Тамар замуж за своего второго сына, за Онана. Но Онан тоже не хотел детей, к тому же он постоянно обижал Тамар. И было это противно hаШему, и Онан тоже умер.

И Йеhуда очень горевал. И сказал он Тамар так:
- Раз уж ты была женой моего сына и у тебя нет детей, то по закону мне, конечно, полагается женить на тебе Шелу, моего младшего сына, если ты не против. Но Шела еще мал жениться. Подожди, пока он подрастет.

А на самом деле Йеhуда просто боялся, чтобы Шела, его последний сын, стал мужем Тамар - ведь все ее мужья умирали.

И вот прошло много времени. И видит Тамар: Шела давно уже вырос, а Йеhуда все еще не женит его на ней, и нет у нее детей. И тогда Тамар решила, что она сделает так, чтобы сам Йеhуда женился на ней.

И она взяла свои самые красивые украшения, одела свои самые красивые одежды, закуталась в шаль и вышла, и села на перекрестке дорог, где ходил Йеhуда.

И вот идет Йеhуда и видит: вот сидит у дороги красивая женщина. И очень она понравилась Йеhуде. И не узнал Йеhуда Тамар, потому что она закрыла лицо свое шалью. И подошел Йеhуда к женщине и говорит:
- Давай ты на время станешь моей женой.

И было это очень странно. Йеhуда ведь всегда был человеком праведным, ему никогда и в голову не пришло бы просить женщину стать его женой не навсегда, а только на время. Но haШем видел, что Тамар хочет Ему служить, хочет детей, а Йеhуда не выполняет своего обещания женить на ней Шелу. И тогда haШем послал ангелов, которые подталкивали Йеhуду, подталкивали и привели его к Тамар.

И сказала Тамар Йеhуде:
- Если ты хочешь, чтобы я на время стала твоей женой, то подари мне козленка из твоего стада.
И ответил ей Йеhуда:
- У меня при себе нет козленка.
Тогда Тамар сказала:
- Дай мне сейчас в залог печать твою и посох, и когда ты принесешь мне козленка, то я тебе их отдам.
И согласился Йеhуда, и дал ей свою печать и свой посох, и стала Тамар его женой, а Йеhуда не знал, что это - Тамар.

Когда Йеhуда вернулся к себе домой, он взял козленка и попросил одного своего друга отнести его той женщине, что сидит на перекрестке дорог. А тем временем Тамар переоделась в свою обычную одежду, вернулась домой, и поэтому друг Йеhуды не нашел ее. И спросил друг Йеhуды людей на том месте:
- Где тут у вас живет женщина, которая обычно сидит на перекрестке дорог?
А люди ответили ему:
- Не было у нас здесь никогда такой женщины.
И когда друг Йеhуды вернулся домой с козленком и рассказал обо всем Йеhуде, то сказал Йеhуда своему другу:
Ну что ж, пусть мои печать и посох остаются у нее, я ведь честно послал ей козленка, а ты ее искал и не нашел.

Прошло три месяца. И к Йеhуде пришли люди и сказали:
- У Тамар, что обещана твоему сыну Шеле, скоро родится ребенок.
Йеhуда страшно рассердился и сказал:
- Как же так? Ведь Тамар запрещена любому человеку, который не из моей семьи! Ведите ее сюда, сейчас мы будем ее судить! Но Тамар, как только за ней пришли, взяла печать и посох и сказала: Отнесите это Йеhуде и скажите ему, что я была женой того, чьи это печать и посох.

И узнал Йеhуда свои печать и посох, и стало ему очень стыдно. И сказал Йеhуда:
- Цадка мимэни. - Да, Тамар не виновата, а я был неправ. Ведь она хотела выйти замуж и родить детей, а я все никак не женил на ней моего сына Шелу.

Трудно бывает человеку признаться в своем дурном поступке. Особенно трудно это сделать при всех. Но Йеhуда нашел в себе силы и признался. И поэтому именно от Йеhуды произошел царь Давид и все последующие цари тоже - ведь настоящий, справедливый царь, если и сделает что-нибудь плохое и некрасивое, то обязательно должен уметь найти в себе силы признаться в этом и все исправить.

И Йеhуда женился на Тамар. И в награду за то, что Тамар поступила правильно, haШем сделал так, что у нее родились сразу два сына-близнеца.
Одного назвали Пэрэц, а другого - Зэрах. И оба они выросли и стали праведными людьми.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Десять заповедей, асэрэт hа-диброт, - вот они.
Первая заповедь: Анохи hаШем Элокэйха. Я - hаШем, твой Бог.

Каждую минуту твоей жизни нужно помнить и понимать, что живёшь ты на этом свете не просто так, сам себе голова. В мире есть закон и порядок, есть Хозяин. Это hаШем. Он всё видит и всем управляет. Всегда имей это ввиду.

Вторая заповедь: Ло йиhйе леха элоhим ахэрим. Не будет у тебя других богов.

hаШем запретил тебе служить идолу, и запретил делать идола. Нельзя, например, вырезать из дерева фигурку человека, покрасить её в красивые цвета и молиться ей.

Часто в истории евреев бывало, что чужие народы хотели заставить нас поклоняться какой-нибудь такой фигурке. И, бывало, что евреи шли на страдания и даже на смерть, но не нарушали заповеди ло йиhйе леха. Очень может и быть, что одним из таких героев мог быть и твой пра-пра-прадед.

Третья заповедь: Ло тиса эт шем hаШем Элокейха ла-шав. Не произноси имени hаШема Бога твоего понапрасну.

Нельзя произносить имени hаШема. Ни того, в котором четыре буквы, ни того, в котором сорок две буквы, ни того, в котором семьдесят, и никакого другого. Ведь в имени hаШема великая сила - помнишь, как Моше убил египтянина? - этой силой нельзя баловаться. И ещё нельзя просто так говорить "Клянусь Богом!" - а лучше не клясться вообще.

Когда у нас был храм, то коэн гадоль, главный коэн, Имя произносил. Но это бывало только один раз в году, в Йом Кипур; услышав Имя, весь народ падал на лицо своё.

Да и на самом деле, не столько коэн гадоль выговаривал Имя, сколько Оно Само произносилось из него.

Четвёртая заповедь: Захор эт йом hа-Шабат. Помни день Шабат.

Ты уже знаешь, что Шабат, Суббота, день особенный, и время в Шабат устроено не так, как в остальные дни недели. Поэтому и заниматься в Шабат нужно делами особенными, а будничными делами в Шабат ни в коем случае заниматься нельзя.

Наши Мудрецы научили нас, что есть тридцать девять "главных работ", которые hаШем запретил делать в Шабат. Есть ещё много "неглавных", похожих на эти "главные". Например, в Шабат нельзя разжигать и гасить огонь или свет, рисовать, писать и фотографировать, чинить, варить, шить и стирать, поливать цветы и рвать их, зарабатывать и платить деньги, музицировать, говорить по телефону, ездить на машине, (бросать камни в тех кто ездит), включать телевизор, выносить вещи из дома на улицу и наоборот (это если нет специального эрува), и раскрывать над собой зонтик.

А что же в Шабат можно? Можно гулять, петь, играться, ходить на руках, пускать мыльные пузыри, кушать мороженое, и читать, особенно эту книгу.

И ещё вот что: обязательно-обязательно вспомни о том, что это Сам hаШем назначил тебе такой день Шабат.

Пятая заповедь: Кабэд эт авиха вэ-эт имэха. Уважай папу своего и маму свою. Понятно? Не смей грубить родителям; изволь говорить с ними ясно, чтобы не приходилось тебя переспрашивать; ни в коем случае нельзя будить их, отрывать от еды, мешать работать и перебивать. Так сказал hаШем. А когда ты вырастишь, ты будешь заботиться, чтобы у твоих родителей была достойная старость, чтобы у них были еда, одежда и крыша над головой.

Шестая заповедь: Ло тирцах. Не убивай.

Нельзя просто так взять и убить человека, пусть даже страшного негодяя. Но если, не дай Бог, на тебя нападут, то это, конечно же другое дело, и ты можешь и должен защищаться.

Седьмая заповедь: Ло тинаф. Не прелюбодействуй. Нельзя брать в жёны женщину, у которой уже есть муж. Это страшное преступление.

Восьмая заповедь: Ло тигнов. Не укради. Нельхя украть человека, а тем более продать его в рабство. Это почти как убить. За это полагается смертная казнь.

Девятая заповедь: Ло таанэ бэрэаха эд шакэр. Не возводи на твоего ближнего неправды.

Если тебе придётся быть в суде и судья попросит: "Расскажи нам что ты видел там-то и там-то", - то ты не имеешь права сказать неправду. Из-за тебя суд может решить дело неправильно, и тогда пострадает ни в чём неповинный человек!

Десятая заповедь: Ло тахмод. Не домогайся.

Нельзя хотеть забрать себе ничего чужого. Это очень трудная заповедь - не хотеть. А всё же нужно стараться и не хотеть. Сколько было безобразий на свете от того, что люди хотели чужого: хотели-хотели и отбирали.

Теперь ты знаешь кое-что про Десять Заповедей. Сложно?

...И hаШем позвал Моше:
- Поднимись ко Мне на гору. Я дам тебе каменные лухот, скрижали завета. Я высек в них слова Десяти Заповедей. Я научу тебя законам Торы и как по ним жить.
Тогда Моше сказал старейшинам:
- Вот Аарон и Хур остаются с вами; у кого будет какое дело, пусь приходит к ним и спрашивает.

Сказал, и пошёл на гору. С ним пошёл Йеhошуа, только он не стал подниматься высоко. Моше же вошёл в облако и поднялся к вершине горы.
И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей.

ИСТОРИЯ ПРО ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА

Ждали евреи Моше у подножия горы Синай, ждали, но он всё не возвращался и не возвращался. А вокруг пустыня, полная диких зверей и врагов. Евреи забеспокоились. Что с ними будет, если Моше так и не вернётся? Вот ведь уже почти сорок дней, как поднялся он на вершину горы, полыхающую огнём.

И народ не выдержал. Огромная толпа пришла к Аарону, и люди сказали:
- Вот что! Видим мы, что Моше пропал, и должно быть, больше не вернётся: слыханное ли это дело, чтобы человек вышел живым из огня? А ведь hаШем не говорил ни с кем, кроме Моше; другого такого среди нас нет и быть не может. Поэтому изготовь-ка нам что-нибудь такое, специальное и особенное, чтобы было оно у нас вместо Моше, и чтобы через это hаШем вёл нас в землю Ханаанскую.

Рядом с Аароном стоял Хур. Услышав слова толпы, он шагнул вперёд и крикнул:
- Что?! Не прошло и сорока дней, как слышали вы Самого hаШема, а вот уже хотите поставить идола? Ах вы...! Так вы говорите hаШему "спасибо" за все чудеса, которые Он сделал ради вас?

Толпа рассвирепела. Люди в злобе набросились на Хура и убили его. Так погиб Хур.

А толпа всё наступала и наступала на Аарона, она дико вопила и яростно требовала:
- Сделай нам бога, чтобы он вёл нас!
Тогда Аарон решил пойти на хитрость и притворился, будто он согласен.
-Несите сюда золотые серёжки ваших жён, - приказал он, а сам подумал: "женщины не захотят расставаться со своими украшениями. Мужья будут долго уговаривать своих жён отдать золото, а тем временем вернётся Моше."

Но вышло не так. Когда женщины отказались отдать своё золото, мужчины попросту собрали своё. Ведь у них тоже были разные золотые украшения. И надо сказать, что в той толпе, которой Аарон повелел принести золото, людей было тысячи три, не больше. Но когда народ услышал, что Аарону нужно золото, из которого он, будто бы, собирается сделать что-то важное, и на что будет опускаться Шехина, облако hаШема, то свои украшения отдали и многие другие евреи, очень многие.

И скоро Аарону принесли кучу золота. Он взял его из рук толпы и побросал в плавильную печь. Аарон подумал: пока ещё золото переплавится, да пока ещё остынет и затвердеет, и пока ещё я буду что-нибудь из него вырезать, Моше, конечно же, успеет вернуться".

Но Аарон опять просчитался. В толпе были люди, которые вышли из Египта вместе с евреями, но раньше они евреями не были. Эти люди ещё хорошо помнили науку египетского колдовства. Когда золото в печи расплавилось, они стали вызывать разные нечистые силы и заставлять их лепить жидкое золото... И вдруг -

Вдруг, из плавильной печи, в клубах пара и отблесках огня появилась фигура. Она брыкалась, блеяла, мычала, лагалась и ревела. Но скоро застыла.

Перед евреями стоял телёнок, отлитый из золота, - эгель hазаhав. И тогда закричали колдуны:
- Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Ставьте ему жертвенник, приносите жертвы и молитесь ему.

Ва-яр Аhарон. И увидел Аарон. Он увидел, какое страшное совершилось преступление. И он не только не сумел помешать евреям поставить золотого идола, но более того, сам велел принести золото и своими собственными руками бросил его в плавильную печь. (Видишь, не всегда, когда хочешь "как лучше", это получается. Аарон был великим человеком. Но и у него не получилось.)

Аарону было очень горько. Он подумал: "Если все они принесут по камню, жертвенник будет готов за несколько минут. Лучше я поставлю жертвенник сам." Аарон сказал:
- Жертвенник буду строить я. Я сделаю это лучше вас. Подождите до утра. Завтра будет праздник hаШему, - с грустью в голосе закончил Аарон.

Он ещё надеялся, что Моше успеет вернуться до того, как толпа принесёт жертвы идолу. Но Моше не вернулся.

И рано утром люди встали. Они принесли жертвы золотому телёнку, и молились ему, и уселись они перед ним есть ман, и пили они вино допьяна, а потом поднялась толпа веселиться и смеяться безудержно. И тогда...

ИСТОРИЯ ПРО НАДАВА И АВИhУ

В первый день месяца нисан 2449 года от Сотворения Мира Моше собрал всех евреев во дворе Мишкана. И хотя двор Мишкана довольно большой, пятьдесят локтей на сто, - но там могут поместиться от силы пять тысяч человек. И hаШем сделал чудо, и поместились во дворе Мишкана все взрослые мужчины народа Израиля, чтобы все они сами увидели, как спустится Шехина.

И Аарон поднялся на жертвенник мизбэах hа-ола и принёс жертвы. Потом он поднял руки вверх так, как поднимают руки коэны, когда благословляют народ, и сказал благословение "Йиварэхэха" - Благословит тебя hаШем и сохранит тебя.

Теперь все ждали, что на жертвеннике вспыхнет огонь и сожжёт жертвы. Но... ничего не произошло. Ничего не произошло, потому что недостаточно только лишь сделать всё по Закону hаШема. А какие-нибудь люди могли бы подумать так: "Ага!.. Вот теперь-то мы знаем, как заставить hаШема быть с нами, чтобы приносил Он нам удачу. Построим-ка мы себе Мишкан, точь-в-точь такой, как у евреев, и жертвенник тоже поставим, и наш главный священник принесёт жертвы - только и всего!" Но это неправильно, hаШема нужно просить, просить от всего сердца.

И вошли Моше и Аарон в шатёр Оhэль Моэд, и молились они там hаШему. Когда же вышли они, то все увидели, как с неба прямо на жертвенник спускается огненный столб. И вспыхнул огонь на жертвеннике и возликовал весь народ.

Но в тот день произошло одно страшное событие. У Аарона было четыре сына: Надав, Авиhу, Эльазар и Итамар.
Все они были замечательные люди и большие праведники. Было понятно, что когда-нибудь двое старших сыновей Аарона станут главными среди евреев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.124 с.)