Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История про то, как hашем заключил союз с евреями
В первый день месяца сиван евреи пришли в пустыню Синайскую и встали лагерем около горы Синай. В этот же день спустилась на гору Слава hаШема, - вся вершина горы полыхала огнём. И позвал hаШем Моше подняться на гору, и поднялся Моше, и hаШем сказал ему: Моше спустился с горы, созвал старейшин и при всём народе пересказал им слова hаШема. И весь народ ответил: И Моше опять поднялся на гору, и hаШем сказал: (hаШем сказал так потому, что не раз бывало где нибудь на земле, что какой нибудь человек выходил к своему народу и говорил: "Всевышний избрал меня, чтобы рассказать вам Его волю. Сейчас я вас научу как правильно жить на свете." Но никто никогда не видел, что hаШем говорил с ним; а то, что этот человек рассказывал, ему просто снилось или мерещилось.) - Пусть евреи готовятся уо встрече со Мной, - сказал hаШем Моше. - На третий день Я опущусь на гору Синай перед глазами всего народа. И вот как евреи приготовились к встречи с hаШемом: во-первых, они выстирали свою одежду. Во-вторых, каждый окунулся в микву. Миква - это такая особенная живая вода; она очищает человека, когда он хочет идти к hаШему. И ещё hаШем запретил евреям касаться горы Синай и даже подходить к ней вплотную. А всё это время на вершине горы горел огонь hаШема. Моше записал в свиток всё, что сказал ему hаШем. Потом он собрал весь народ. Евреи построили жертвенник около горы, поставили двенадцать колонн и принесли жертвы hаШему. Половину жертвенной крови Моше собрал в большие чаши. Другой половиной он окропил жертвенник. Потом Моше прочитал народу слова hаШема, которые он записал в свитке. Евреи слушали очень внимательно, ведь Моше читал им договор hаШема с народом, который Он избрал, чтобы нести в мир Его свет. Его свет - это Тора. Если вдруг случится так, что её никто не соблюдает, то мир сразу напрочь распадётся и исчезнет. Быть избранным народом невероятно сложно. hаШем хотел, чтобы этим народом стали евреи.
Вообще-то евреи могли бы сказать ну, например, так: "Владыка мира! Выбери себе какой-нибудь другой народ - Ты ведь видишь, как мы устали. Мы не хотим." Но они так не сказали. Они понимали, что обращается к ним Создатель и Хозяин всей вселенной, и что перечить Ему Самому - нелепо и просто неразумно. Евреям казалось, будто гора Синай оторвалась от земли, поднялась в воздух и нависла над ними: если они не согласятся, то гора тут же упадёт на них и всех раздавит. И в то же время они понимали, что быть избранным народом и слушаться hаШема - очень правильно. Ведь это большое счастье - знать, чего от тебя хочет Сам hаШем, и уметь жить так и делать то, ради чего Он тебя создал. И когда Моше кончил читать договор, евреи сказали: Евреи согласились не только всегда делать то, что велит Тора, но и всегда учить её, чтобы услышать и понять всё-всё, о чём в ней говорится. (Видишь: наши с тобой праотцы сказали "сделаем" про то, что понимали не до конца, а уж после этого только сказали "послушаем о чём, собственно, речь", потому что они доверяли hаШему.) И тогда Моше взял вторую половину жертвенной крови - ту, что он собрал в чаши, - и окропил ею народ. Теперь, когда половина жертвенной крови была отдана hаШему на жертвеннике, а другая половина была на народе, союз между hаШемом и евреями был заключён на вечные времена. ИСТОРИЯ ПРО МАТАН ТОРА, КАК ЕВРЕИ ПОЛУЧИЛИ ТОРУ На следующий день, рано-рано утром, все увидели тяжёлое густое облако на горе Синай, а внутри него, на самой вершине горы - огонь. Сверкали ослепительные молнии, гром гремел раскат за раскатом, но, несмотря на грохот, был ясно слышен звук шофара, чистый и пронзительный. Этот звук всё нарастал и нарастал, и некуда было от него спрятаться. Весь народ трепетал. Моше же повёл евреев к подножию горы.
И вот гремит, гудит и грохочет вся гора и трясётся она чрезвычайно, на вершине её, внутри облака, в огне - hаШем. Бьют молнии, и дым валит от горы Синай, как от полыхающей печи. И видели люди голоса, языки пламени и перекрывающий всё звук шофара, всё громче и громче... Тогда hаШем дал евреям Тору. То, что Он сказал, мы называем асэрэт hа-диброт, Десять Заповедей. hаШем сказал Десять Заповедей все сразу, одним речением. Это было так ошеломляюще, что многие падали, а другие чуть не теряли сознание. В самом деле, ведь за мгновение люди поняли ВСЁ: как устроены миры, категории и сферы, что хорошо и что плохо, что справедливо, что омерзительно, почему снег холодный, трава зелёная, птицы летают, а камни не горят, и почему бывает так, что хорошие люди поступают иногда удасно плохо. Было прекрасно, только люди не могли сказать всего этого словами, и было страшно настолько, что евреи не могли этого вынести и взмолились: Моше пошёл на гору, за ним пошли Аарон, сыновья Аарона, Надав и Авиhу, а за ними семьдесят старейшин Израиля. Вот они остановились, а Моше всё продолжал подниматься. Вот дошёл он до облака hаШема, оно было из трёх колец. Моше прошёл сквозь первое кольцо, тёмную темень, прошёл сквозь второе кольцо, тяжёлый густой туман, и остановился перед третьим, это была плотная непроницаемая мгла. И hаШем сказал Десять Заповедей словами. Он сказал их на обыкновенном иврите. И Моше слышал слова. Аарон и все кто были рядом с ним и чуть пониже, этих слов уже не различали. hаШем говорил, а они видели будто сапфировый кирпич, что-то такое синее, чистое, как суть неба. Весь народ Израиля видел, что hаШем говорит с Моше. Но только то, что Моше слышал словами, евреи слышали раскатами грома и страшным гулом. И видели они, что вот МОше стоит в облаке hаШема, среди грома, дыма и молний, и не умирает. Это было совершенно невероятно, потому что всем на земле известно, что не может человек говорить лицом к лицу с Богом и остаться жив. И вот до сегодняшнего дня мы верим, что то, чему Моше научил евреев, когда спустился с горы Синай, - это слова hаШема. Всё это было на пятидесятый день после выхода евреев из Египта. Это специальный день. hаШем велел нам праздновать в этот день праздник Шавуот - праздник дарования Торы. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ Десять заповедей, асэрэт hа-диброт, - вот они. Каждую минуту твоей жизни нужно помнить и понимать, что живёшь ты на этом свете не просто так, сам себе голова. В мире есть закон и порядок, есть Хозяин. Это hаШем. Он всё видит и всем управляет. Всегда имей это ввиду. Вторая заповедь: Ло йиhйе леха элоhим ахэрим. Не будет у тебя других богов. hаШем запретил тебе служить идолу, и запретил делать идола. Нельзя, например, вырезать из дерева фигурку человека, покрасить её в красивые цвета и молиться ей. Часто в истории евреев бывало, что чужие народы хотели заставить нас поклоняться какой-нибудь такой фигурке. И, бывало, что евреи шли на страдания и даже на смерть, но не нарушали заповеди ло йиhйе леха. Очень может и быть, что одним из таких героев мог быть и твой пра-пра-прадед.
Третья заповедь: Ло тиса эт шем hаШем Элокейха ла-шав. Не произноси имени hаШема Бога твоего понапрасну. Нельзя произносить имени hаШема. Ни того, в котором четыре буквы, ни того, в котором сорок две буквы, ни того, в котором семьдесят, и никакого другого. Ведь в имени hаШема великая сила - помнишь, как Моше убил египтянина? - этой силой нельзя баловаться. И ещё нельзя просто так говорить "Клянусь Богом!" - а лучше не клясться вообще. Когда у нас был храм, то коэн гадоль, главный коэн, Имя произносил. Но это бывало только один раз в году, в Йом Кипур; услышав Имя, весь народ падал на лицо своё. Да и на самом деле, не столько коэн гадоль выговаривал Имя, сколько Оно Само произносилось из него. Четвёртая заповедь: Захор эт йом hа-Шабат. Помни день Шабат. Ты уже знаешь, что Шабат, Суббота, день особенный, и время в Шабат устроено не так, как в остальные дни недели. Поэтому и заниматься в Шабат нужно делами особенными, а будничными делами в Шабат ни в коем случае заниматься нельзя. Наши Мудрецы научили нас, что есть тридцать девять "главных работ", которые hаШем запретил делать в Шабат. Есть ещё много "неглавных", похожих на эти "главные". Например, в Шабат нельзя разжигать и гасить огонь или свет, рисовать, писать и фотографировать, чинить, варить, шить и стирать, поливать цветы и рвать их, зарабатывать и платить деньги, музицировать, говорить по телефону, ездить на машине, (бросать камни в тех кто ездит), включать телевизор, выносить вещи из дома на улицу и наоборот (это если нет специального эрува), и раскрывать над собой зонтик. А что же в Шабат можно? Можно гулять, петь, играться, ходить на руках, пускать мыльные пузыри, кушать мороженое, и читать, особенно эту книгу. И ещё вот что: обязательно-обязательно вспомни о том, что это Сам hаШем назначил тебе такой день Шабат. Пятая заповедь: Кабэд эт авиха вэ-эт имэха. Уважай папу своего и маму свою. Понятно? Не смей грубить родителям; изволь говорить с ними ясно, чтобы не приходилось тебя переспрашивать; ни в коем случае нельзя будить их, отрывать от еды, мешать работать и перебивать. Так сказал hаШем. А когда ты вырастишь, ты будешь заботиться, чтобы у твоих родителей была достойная старость, чтобы у них были еда, одежда и крыша над головой.
Шестая заповедь: Ло тирцах. Не убивай. Нельзя просто так взять и убить человека, пусть даже страшного негодяя. Но если, не дай Бог, на тебя нападут, то это, конечно же другое дело, и ты можешь и должен защищаться. Седьмая заповедь: Ло тинаф. Не прелюбодействуй. Нельзя брать в жёны женщину, у которой уже есть муж. Это страшное преступление. Восьмая заповедь: Ло тигнов. Не укради. Нельхя украть человека, а тем более продать его в рабство. Это почти как убить. За это полагается смертная казнь. Девятая заповедь: Ло таанэ бэрэаха эд шакэр. Не возводи на твоего ближнего неправды. Если тебе придётся быть в суде и судья попросит: "Расскажи нам что ты видел там-то и там-то", - то ты не имеешь права сказать неправду. Из-за тебя суд может решить дело неправильно, и тогда пострадает ни в чём неповинный человек! Десятая заповедь: Ло тахмод. Не домогайся. Нельзя хотеть забрать себе ничего чужого. Это очень трудная заповедь - не хотеть. А всё же нужно стараться и не хотеть. Сколько было безобразий на свете от того, что люди хотели чужого: хотели-хотели и отбирали. Теперь ты знаешь кое-что про Десять Заповедей. Сложно? ...И hаШем позвал Моше: Сказал, и пошёл на гору. С ним пошёл Йеhошуа, только он не стал подниматься высоко. Моше же вошёл в облако и поднялся к вершине горы. ИСТОРИЯ ПРО ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА Ждали евреи Моше у подножия горы Синай, ждали, но он всё не возвращался и не возвращался. А вокруг пустыня, полная диких зверей и врагов. Евреи забеспокоились. Что с ними будет, если Моше так и не вернётся? Вот ведь уже почти сорок дней, как поднялся он на вершину горы, полыхающую огнём. И народ не выдержал. Огромная толпа пришла к Аарону, и люди сказали: Рядом с Аароном стоял Хур. Услышав слова толпы, он шагнул вперёд и крикнул: Толпа рассвирепела. Люди в злобе набросились на Хура и убили его. Так погиб Хур. А толпа всё наступала и наступала на Аарона, она дико вопила и яростно требовала:
Но вышло не так. Когда женщины отказались отдать своё золото, мужчины попросту собрали своё. Ведь у них тоже были разные золотые украшения. И надо сказать, что в той толпе, которой Аарон повелел принести золото, людей было тысячи три, не больше. Но когда народ услышал, что Аарону нужно золото, из которого он, будто бы, собирается сделать что-то важное, и на что будет опускаться Шехина, облако hаШема, то свои украшения отдали и многие другие евреи, очень многие. И скоро Аарону принесли кучу золота. Он взял его из рук толпы и побросал в плавильную печь. Аарон подумал: пока ещё золото переплавится, да пока ещё остынет и затвердеет, и пока ещё я буду что-нибудь из него вырезать, Моше, конечно же, успеет вернуться". Но Аарон опять просчитался. В толпе были люди, которые вышли из Египта вместе с евреями, но раньше они евреями не были. Эти люди ещё хорошо помнили науку египетского колдовства. Когда золото в печи расплавилось, они стали вызывать разные нечистые силы и заставлять их лепить жидкое золото... И вдруг - Вдруг, из плавильной печи, в клубах пара и отблесках огня появилась фигура. Она брыкалась, блеяла, мычала, лагалась и ревела. Но скоро застыла. Перед евреями стоял телёнок, отлитый из золота, - эгель hазаhав. И тогда закричали колдуны: Ва-яр Аhарон. И увидел Аарон. Он увидел, какое страшное совершилось преступление. И он не только не сумел помешать евреям поставить золотого идола, но более того, сам велел принести золото и своими собственными руками бросил его в плавильную печь. (Видишь, не всегда, когда хочешь "как лучше", это получается. Аарон был великим человеком. Но и у него не получилось.) Аарону было очень горько. Он подумал: "Если все они принесут по камню, жертвенник будет готов за несколько минут. Лучше я поставлю жертвенник сам." Аарон сказал: Он ещё надеялся, что Моше успеет вернуться до того, как толпа принесёт жертвы идолу. Но Моше не вернулся. И рано утром люди встали. Они принесли жертвы золотому телёнку, и молились ему, и уселись они перед ним есть ман, и пили они вино допьяна, а потом поднялась толпа веселиться и смеяться безудержно. И тогда...
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.033 с.) |