История про то, как hашем заключил союз с евреями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История про то, как hашем заключил союз с евреями



В первый день месяца сиван евреи пришли в пустыню Синайскую и встали лагерем около горы Синай. В этот же день спустилась на гору Слава hаШема, - вся вершина горы полыхала огнём.

И позвал hаШем Моше подняться на гору, и поднялся Моше, и hаШем сказал ему:
- Вот Я привёл вас сюда, чтобы здесь заключить с вами союз и дать вам Мою Тору. Если вы примете её, и станете жить так, как Я того хочу, будете вы Моим избранным, святым народом. Иди, Моше, скажи это сынам Израиля.

Моше спустился с горы, созвал старейшин и при всём народе пересказал им слова hаШема. И весь народ ответил:
- Да, мы хотим принять Тору, мы хотим услышать, что нам скажет hаШем.

И Моше опять поднялся на гору, и hаШем сказал:
- Я Сам приду к тебе сюда, на вершину этой горы. Я приду к тебе в густом облаке, чтобы весь народ видел, что это именно Я с тобой разговариваю, и чтобы поэтому евреи всегда верили тому, чему ты их будешь учить.
- но народ не меня хочет слушать, а Тебя, - сказал Моше. На это hаШем ответил так:
- Да, Я буду говорить с евреями. Но потом, когда народ двинется дальше, а многое, конечно же, останется непонятным - тебе учить их. Поэтому важно, чтобы отныне и во все времена евреи могли быть твёрдо уверены, что ты им передал не что-нибудь, что тебе померещилось или приснилось, а Мою волю, Мою Тору.

(hаШем сказал так потому, что не раз бывало где нибудь на земле, что какой нибудь человек выходил к своему народу и говорил: "Всевышний избрал меня, чтобы рассказать вам Его волю. Сейчас я вас научу как правильно жить на свете." Но никто никогда не видел, что hаШем говорил с ним; а то, что этот человек рассказывал, ему просто снилось или мерещилось.)

- Пусть евреи готовятся уо встрече со Мной, - сказал hаШем Моше. - На третий день Я опущусь на гору Синай перед глазами всего народа.

И вот как евреи приготовились к встречи с hаШемом: во-первых, они выстирали свою одежду. Во-вторых, каждый окунулся в микву. Миква - это такая особенная живая вода; она очищает человека, когда он хочет идти к hаШему. И ещё hаШем запретил евреям касаться горы Синай и даже подходить к ней вплотную. А всё это время на вершине горы горел огонь hаШема.

Моше записал в свиток всё, что сказал ему hаШем. Потом он собрал весь народ. Евреи построили жертвенник около горы, поставили двенадцать колонн и принесли жертвы hаШему. Половину жертвенной крови Моше собрал в большие чаши. Другой половиной он окропил жертвенник. Потом Моше прочитал народу слова hаШема, которые он записал в свитке. Евреи слушали очень внимательно, ведь Моше читал им договор hаШема с народом, который Он избрал, чтобы нести в мир Его свет. Его свет - это Тора. Если вдруг случится так, что её никто не соблюдает, то мир сразу напрочь распадётся и исчезнет. Быть избранным народом невероятно сложно. hаШем хотел, чтобы этим народом стали евреи.

Вообще-то евреи могли бы сказать ну, например, так: "Владыка мира! Выбери себе какой-нибудь другой народ - Ты ведь видишь, как мы устали. Мы не хотим." Но они так не сказали. Они понимали, что обращается к ним Создатель и Хозяин всей вселенной, и что перечить Ему Самому - нелепо и просто неразумно. Евреям казалось, будто гора Синай оторвалась от земли, поднялась в воздух и нависла над ними: если они не согласятся, то гора тут же упадёт на них и всех раздавит. И в то же время они понимали, что быть избранным народом и слушаться hаШема - очень правильно. Ведь это большое счастье - знать, чего от тебя хочет Сам hаШем, и уметь жить так и делать то, ради чего Он тебя создал.

И когда Моше кончил читать договор, евреи сказали:
- Наасэ вэ-нишма, будем делать и будем слушать!

Евреи согласились не только всегда делать то, что велит Тора, но и всегда учить её, чтобы услышать и понять всё-всё, о чём в ней говорится. (Видишь: наши с тобой праотцы сказали "сделаем" про то, что понимали не до конца, а уж после этого только сказали "послушаем о чём, собственно, речь", потому что они доверяли hаШему.)

И тогда Моше взял вторую половину жертвенной крови - ту, что он собрал в чаши, - и окропил ею народ. Теперь, когда половина жертвенной крови была отдана hаШему на жертвеннике, а другая половина была на народе, союз между hаШемом и евреями был заключён на вечные времена.
Назавтра был шестой день месяца сиван.

ИСТОРИЯ ПРО МАТАН ТОРА, КАК ЕВРЕИ ПОЛУЧИЛИ ТОРУ

На следующий день, рано-рано утром, все увидели тяжёлое густое облако на горе Синай, а внутри него, на самой вершине горы - огонь. Сверкали ослепительные молнии, гром гремел раскат за раскатом, но, несмотря на грохот, был ясно слышен звук шофара, чистый и пронзительный. Этот звук всё нарастал и нарастал, и некуда было от него спрятаться. Весь народ трепетал. Моше же повёл евреев к подножию горы.

И вот гремит, гудит и грохочет вся гора и трясётся она чрезвычайно, на вершине её, внутри облака, в огне - hаШем. Бьют молнии, и дым валит от горы Синай, как от полыхающей печи. И видели люди голоса, языки пламени и перекрывающий всё звук шофара, всё громче и громче...

Тогда hаШем дал евреям Тору. То, что Он сказал, мы называем асэрэт hа-диброт, Десять Заповедей. hаШем сказал Десять Заповедей все сразу, одним речением. Это было так ошеломляюще, что многие падали, а другие чуть не теряли сознание.

В самом деле, ведь за мгновение люди поняли ВСЁ: как устроены миры, категории и сферы, что хорошо и что плохо, что справедливо, что омерзительно, почему снег холодный, трава зелёная, птицы летают, а камни не горят, и почему бывает так, что хорошие люди поступают иногда удасно плохо.

Было прекрасно, только люди не могли сказать всего этого словами, и было страшно настолько, что евреи не могли этого вынести и взмолились:
- Моше, ты говори с hаШемом, чтобы нам не умереть.

Моше пошёл на гору, за ним пошли Аарон, сыновья Аарона, Надав и Авиhу, а за ними семьдесят старейшин Израиля. Вот они остановились, а Моше всё продолжал подниматься. Вот дошёл он до облака hаШема, оно было из трёх колец. Моше прошёл сквозь первое кольцо, тёмную темень, прошёл сквозь второе кольцо, тяжёлый густой туман, и остановился перед третьим, это была плотная непроницаемая мгла.
Народ же на гору не пошёл, люди встали поодаль.

И hаШем сказал Десять Заповедей словами. Он сказал их на обыкновенном иврите. И Моше слышал слова. Аарон и все кто были рядом с ним и чуть пониже, этих слов уже не различали. hаШем говорил, а они видели будто сапфировый кирпич, что-то такое синее, чистое, как суть неба.

Весь народ Израиля видел, что hаШем говорит с Моше. Но только то, что Моше слышал словами, евреи слышали раскатами грома и страшным гулом. И видели они, что вот МОше стоит в облаке hаШема, среди грома, дыма и молний, и не умирает. Это было совершенно невероятно, потому что всем на земле известно, что не может человек говорить лицом к лицу с Богом и остаться жив.

И вот до сегодняшнего дня мы верим, что то, чему Моше научил евреев, когда спустился с горы Синай, - это слова hаШема.

Всё это было на пятидесятый день после выхода евреев из Египта. Это специальный день. hаШем велел нам праздновать в этот день праздник Шавуот - праздник дарования Торы.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Десять заповедей, асэрэт hа-диброт, - вот они.
Первая заповедь: Анохи hаШем Элокэйха. Я - hаШем, твой Бог.

Каждую минуту твоей жизни нужно помнить и понимать, что живёшь ты на этом свете не просто так, сам себе голова. В мире есть закон и порядок, есть Хозяин. Это hаШем. Он всё видит и всем управляет. Всегда имей это ввиду.

Вторая заповедь: Ло йиhйе леха элоhим ахэрим. Не будет у тебя других богов.

hаШем запретил тебе служить идолу, и запретил делать идола. Нельзя, например, вырезать из дерева фигурку человека, покрасить её в красивые цвета и молиться ей.

Часто в истории евреев бывало, что чужие народы хотели заставить нас поклоняться какой-нибудь такой фигурке. И, бывало, что евреи шли на страдания и даже на смерть, но не нарушали заповеди ло йиhйе леха. Очень может и быть, что одним из таких героев мог быть и твой пра-пра-прадед.

Третья заповедь: Ло тиса эт шем hаШем Элокейха ла-шав. Не произноси имени hаШема Бога твоего понапрасну.

Нельзя произносить имени hаШема. Ни того, в котором четыре буквы, ни того, в котором сорок две буквы, ни того, в котором семьдесят, и никакого другого. Ведь в имени hаШема великая сила - помнишь, как Моше убил египтянина? - этой силой нельзя баловаться. И ещё нельзя просто так говорить "Клянусь Богом!" - а лучше не клясться вообще.

Когда у нас был храм, то коэн гадоль, главный коэн, Имя произносил. Но это бывало только один раз в году, в Йом Кипур; услышав Имя, весь народ падал на лицо своё.

Да и на самом деле, не столько коэн гадоль выговаривал Имя, сколько Оно Само произносилось из него.

Четвёртая заповедь: Захор эт йом hа-Шабат. Помни день Шабат.

Ты уже знаешь, что Шабат, Суббота, день особенный, и время в Шабат устроено не так, как в остальные дни недели. Поэтому и заниматься в Шабат нужно делами особенными, а будничными делами в Шабат ни в коем случае заниматься нельзя.

Наши Мудрецы научили нас, что есть тридцать девять "главных работ", которые hаШем запретил делать в Шабат. Есть ещё много "неглавных", похожих на эти "главные". Например, в Шабат нельзя разжигать и гасить огонь или свет, рисовать, писать и фотографировать, чинить, варить, шить и стирать, поливать цветы и рвать их, зарабатывать и платить деньги, музицировать, говорить по телефону, ездить на машине, (бросать камни в тех кто ездит), включать телевизор, выносить вещи из дома на улицу и наоборот (это если нет специального эрува), и раскрывать над собой зонтик.

А что же в Шабат можно? Можно гулять, петь, играться, ходить на руках, пускать мыльные пузыри, кушать мороженое, и читать, особенно эту книгу.

И ещё вот что: обязательно-обязательно вспомни о том, что это Сам hаШем назначил тебе такой день Шабат.

Пятая заповедь: Кабэд эт авиха вэ-эт имэха. Уважай папу своего и маму свою. Понятно? Не смей грубить родителям; изволь говорить с ними ясно, чтобы не приходилось тебя переспрашивать; ни в коем случае нельзя будить их, отрывать от еды, мешать работать и перебивать. Так сказал hаШем. А когда ты вырастишь, ты будешь заботиться, чтобы у твоих родителей была достойная старость, чтобы у них были еда, одежда и крыша над головой.

Шестая заповедь: Ло тирцах. Не убивай.

Нельзя просто так взять и убить человека, пусть даже страшного негодяя. Но если, не дай Бог, на тебя нападут, то это, конечно же другое дело, и ты можешь и должен защищаться.

Седьмая заповедь: Ло тинаф. Не прелюбодействуй. Нельзя брать в жёны женщину, у которой уже есть муж. Это страшное преступление.

Восьмая заповедь: Ло тигнов. Не укради. Нельхя украть человека, а тем более продать его в рабство. Это почти как убить. За это полагается смертная казнь.

Девятая заповедь: Ло таанэ бэрэаха эд шакэр. Не возводи на твоего ближнего неправды.

Если тебе придётся быть в суде и судья попросит: "Расскажи нам что ты видел там-то и там-то", - то ты не имеешь права сказать неправду. Из-за тебя суд может решить дело неправильно, и тогда пострадает ни в чём неповинный человек!

Десятая заповедь: Ло тахмод. Не домогайся.

Нельзя хотеть забрать себе ничего чужого. Это очень трудная заповедь - не хотеть. А всё же нужно стараться и не хотеть. Сколько было безобразий на свете от того, что люди хотели чужого: хотели-хотели и отбирали.

Теперь ты знаешь кое-что про Десять Заповедей. Сложно?

...И hаШем позвал Моше:
- Поднимись ко Мне на гору. Я дам тебе каменные лухот, скрижали завета. Я высек в них слова Десяти Заповедей. Я научу тебя законам Торы и как по ним жить.
Тогда Моше сказал старейшинам:
- Вот Аарон и Хур остаются с вами; у кого будет какое дело, пусь приходит к ним и спрашивает.

Сказал, и пошёл на гору. С ним пошёл Йеhошуа, только он не стал подниматься высоко. Моше же вошёл в облако и поднялся к вершине горы.
И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей.

ИСТОРИЯ ПРО ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА

Ждали евреи Моше у подножия горы Синай, ждали, но он всё не возвращался и не возвращался. А вокруг пустыня, полная диких зверей и врагов. Евреи забеспокоились. Что с ними будет, если Моше так и не вернётся? Вот ведь уже почти сорок дней, как поднялся он на вершину горы, полыхающую огнём.

И народ не выдержал. Огромная толпа пришла к Аарону, и люди сказали:
- Вот что! Видим мы, что Моше пропал, и должно быть, больше не вернётся: слыханное ли это дело, чтобы человек вышел живым из огня? А ведь hаШем не говорил ни с кем, кроме Моше; другого такого среди нас нет и быть не может. Поэтому изготовь-ка нам что-нибудь такое, специальное и особенное, чтобы было оно у нас вместо Моше, и чтобы через это hаШем вёл нас в землю Ханаанскую.

Рядом с Аароном стоял Хур. Услышав слова толпы, он шагнул вперёд и крикнул:
- Что?! Не прошло и сорока дней, как слышали вы Самого hаШема, а вот уже хотите поставить идола? Ах вы...! Так вы говорите hаШему "спасибо" за все чудеса, которые Он сделал ради вас?

Толпа рассвирепела. Люди в злобе набросились на Хура и убили его. Так погиб Хур.

А толпа всё наступала и наступала на Аарона, она дико вопила и яростно требовала:
- Сделай нам бога, чтобы он вёл нас!
Тогда Аарон решил пойти на хитрость и притворился, будто он согласен.
-Несите сюда золотые серёжки ваших жён, - приказал он, а сам подумал: "женщины не захотят расставаться со своими украшениями. Мужья будут долго уговаривать своих жён отдать золото, а тем временем вернётся Моше."

Но вышло не так. Когда женщины отказались отдать своё золото, мужчины попросту собрали своё. Ведь у них тоже были разные золотые украшения. И надо сказать, что в той толпе, которой Аарон повелел принести золото, людей было тысячи три, не больше. Но когда народ услышал, что Аарону нужно золото, из которого он, будто бы, собирается сделать что-то важное, и на что будет опускаться Шехина, облако hаШема, то свои украшения отдали и многие другие евреи, очень многие.

И скоро Аарону принесли кучу золота. Он взял его из рук толпы и побросал в плавильную печь. Аарон подумал: пока ещё золото переплавится, да пока ещё остынет и затвердеет, и пока ещё я буду что-нибудь из него вырезать, Моше, конечно же, успеет вернуться".

Но Аарон опять просчитался. В толпе были люди, которые вышли из Египта вместе с евреями, но раньше они евреями не были. Эти люди ещё хорошо помнили науку египетского колдовства. Когда золото в печи расплавилось, они стали вызывать разные нечистые силы и заставлять их лепить жидкое золото... И вдруг -

Вдруг, из плавильной печи, в клубах пара и отблесках огня появилась фигура. Она брыкалась, блеяла, мычала, лагалась и ревела. Но скоро застыла.

Перед евреями стоял телёнок, отлитый из золота, - эгель hазаhав. И тогда закричали колдуны:
- Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Ставьте ему жертвенник, приносите жертвы и молитесь ему.

Ва-яр Аhарон. И увидел Аарон. Он увидел, какое страшное совершилось преступление. И он не только не сумел помешать евреям поставить золотого идола, но более того, сам велел принести золото и своими собственными руками бросил его в плавильную печь. (Видишь, не всегда, когда хочешь "как лучше", это получается. Аарон был великим человеком. Но и у него не получилось.)

Аарону было очень горько. Он подумал: "Если все они принесут по камню, жертвенник будет готов за несколько минут. Лучше я поставлю жертвенник сам." Аарон сказал:
- Жертвенник буду строить я. Я сделаю это лучше вас. Подождите до утра. Завтра будет праздник hаШему, - с грустью в голосе закончил Аарон.

Он ещё надеялся, что Моше успеет вернуться до того, как толпа принесёт жертвы идолу. Но Моше не вернулся.

И рано утром люди встали. Они принесли жертвы золотому телёнку, и молились ему, и уселись они перед ним есть ман, и пили они вино допьяна, а потом поднялась толпа веселиться и смеяться безудержно. И тогда...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.033 с.)