Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман Б. Пастернака «доктор Живаго»

Поиск

 

Индивидуальные задания студентам (5-7 минут):

Задание 1. Истоки замысла и творческая история романа.

Задание 2. История публикации романа и «дело Пастернака.

Задание 3. Христианские мотивы в цикле стихов Юрия Живаго.

ПЛАН

1. Творческая история романа, история публикации как отражение общественного сознания 1950-х годов.

2. Жанрово-композиционные особенности романа: роман эпический или «роман поэтический»? (Объект изображения, социальная реальность и ее отражение в романе, типизация образов-характеров и их связь с обстоятельствами, соотношение эпического и лирического в сюжете и композиции, соотношение объективного и субъективного, организация времени и пространства).

3. Концепция личности в романе и судьба Юрия Живаго как воплощение этой концепции:

а) «идея свободной личности и идея жизни как жертвы» (Ч.I, гл.5);

в) евангельские мотивы и их роль в решении проблемы личности и смысла жизни;

в) отношение Живаго ко времени и социальной действительности, эволюция взглядов на революцию и причины изменений, их обоснование в сюжете;

г) мотив смерти и обреченности в композиции романа;

д) Стрельников как антипод Живаго: соотношение воли и безволия, принципов нравственности Живаго и Стрельникова;

е) роль финала и функция образа Тани в романе.

4. Автор и герой в романе: эпические и лирические способы раскрытия авторской позиции образа главного героя, прием ассоциации и роль образов-символов.

5. Место и роль стихов Юрия Живаго, их тематическая и мотивная структура, связь с основным текстом романа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пастернак Б. Доктор Живаго.

2. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. – М., 1989.

3. Чупринин С. И. Оттепель: Хроника важнейших событий. 1957-1959.Страницы русской советской литературы. М., 1990. – С. 405-416.

4.  «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: С разных точек зрения: Сб. ст./Сост.Л.В. Бахнов, Л.Б..Воронин. – М., 1990.

5. Крепс М. Булгаков и Пастернак как романисты. – Аnn Arbor, Эрмитаж, 1984.

6. Смирнов И. П. Роман тайн – «Доктор Живаго». – М., 1996.

7. Гаспаров М. Л. Временной контрапункт как формообразующий фактор романа «Доктор Живаго»// Дружба народов. – 1990. – № 2-3. – С.223-242.

8. Лавров А.В. «Судьбы скрещения». Теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго» Б. Пастернака//Новое литературное обозрение. – 1993. – № 2. – С. 241-255.

Практическое занятие № 11.

Колокквиум по прочитанным текстам.

 Тестирование.

Примерный список вопросов, выносимых промежуточную аттестацию

1. Литературный процесс 1930 – 1940-х годов. Первый съезд писателей.

2. Производственная проза 1930-х годов. Роман «воспитания». Анализ одного из произведений.

3. Поэзия 1930-х годов (П. Васильев, Б. Корнилов. Я, Смеляков, Д. Кедрин, К. Симонов и др.).

4. Массовая песня 1930 – 1940-х годов. 

5. Драматургия 1930 – 1950-х гг.: тема труда в пьесах 30-х годов, молодые герои в творчестве А. Афиногенова, А.Арбузова и В. Розова. Анализ одной из пьес.

6. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прототипическая основа романа.

7. Особенности композиции и хронотопа в романе «Мастер и «Маргарита».

8. Москва и ее обитатели в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

9. Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита». Образы Иешуа и Воланда..

10. Образ народа и тема «нашествия» в драматургии и прозе военных лет.

11. Проза А.Н. Толстого 1910 – 1920-х гг.: тематика, жанр, особенности поэтики (материал по выбору).

12. Творчество А. Толстого 1930 – 1940-х годов. Трилогия «Хождение по мукам», публицистика военных лет.

13. Историческая проза 1920 – 1930-х годов и роман А. Толстого «Петр 1». Жанровые особенности романа. Тема России и народа.

14. Принципы создания образа Петра в романе А. Толстого «Петр Первый».

15. Творчество М. Шолохова 1920-х годов. Поэтика «Донских рассказов».

16. История создания романа «Тихий Дон». Проблема авторства «Тихого Дона».

17. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанрово-композиционные особенности. Образ казачества в романе.

18. Григорий Мелехов как трагический характер, истоки и причины его трагедии.

19. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон».

20.  Проза М.Шолохова 1930 – 1960-х годов («Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» (материал по выбору студента).  

21. Философская проза А. Платонова: проблематика, жанры, типы героев.

22. Повесть А. Платонова «Котлован». Образ Насти. Истолкование финала.

23. Творчество Л.Леонова 1930- 1940-х годов (романы, повесть, «Еvgenia Ivanovna», пьеса «Нашествие»).

24. Роль литературы в период Великой Отечественной войны. Развитие публицистики (А.Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов и др.).Проза и драматургия военных лет.

25. Основные тенденции развития поэзии Великой Отечественной войны. Поэма военных лет. Анализ творчества одного из поэтов.

26.  Творчество А.Твардовского 1930 –1940-х годов. Стихотворения, поэма «Страна Муравия» в контексте литературы 1930-х гг. «Фронтовая хроника». Поэма «Дом у дороги».

27.  «Василий Теркин» как народная эпопея. История создания, основной конфликт, жанрово-композиционные особенности.

28. Образ Василия Теркина в поэме Твардовского «Василий Теркин». Книга про бойца».

29. Эпос и лирика в послевоенном творчестве Твардовского Поэмы «За далью – даль», «По праву памяти». Образы дома и дороги. Тема памяти. («Я убит подо Ржевом», «В тот день когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины», цикл «Памяти матери».

30. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и публикации.

31. Жанровые особенности романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Система конфликтов. Человек и история в романе,

32. Христианские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

33. Стихи Юрия Живаго: основные мотивы, соотношение прозаического и стихотворного материала.

34. Война в литературе второй половины 1940-х – 1960-х гг.). Соотношение судьбы личности и народа. Проблемы гуманизма, «выбора» и «цены победы» в военной повести (В Некрасов, В. Панова, Э. Казакевич, Ю. Бондарев, Г. Бакланов). (материал по выбору студента)

35. Поэзия второй половины 1940-х – 1950-х гг. Творчество поэтов старшего и «фронтового поколения». Философско-медитативная  лирика. Анализ творчества одного из поэтов.

36. Нравственная и социальная проблематика прозы 1950 – начала 1960-х годов: отражение «оттепели» в литературе (П. Нилин «Жестокость», Г. Николаева «Битва в пути»), «молодежная проза» В. Аксенова и др..Анализ одного из произведений.

37. Русская проза. В. Набокова.

38.  Проза М. Алданова.Г. Газданова ( Святая Елена, маленький остров», «Вечер у Клэр» и др.)

39. Поэзия и проза второй эмиграции., Г. Адамович, Г. Иванов, М Цветаева.

40.  Творчество И. Шмелева 1930-1960-х 

Творческие проекты (примерная тематика)

1. От замысла к воплощению: две редакции пьесы Л. Леонова «Золотая карета».

2. Пьеса Л. Леонова «Метель»  

3. Поэзия второй эмиграции (материал по выбору Образ России в «Лете господнем» И. Шмелева.

4. Христианский календарь и годовой круг в романе И. Шмелева «Лето господне».

5. Творчество Г. Газданова (материал по выбору).

6. Поэзия Б. Поплавского.

7.  Проза Б. Поплавского

8. Мир казачества в поэмах П. Васильева «Соляной бунт» и «Песня о гибели казачьего войска.

9. Работа и любовьв поэтическом мире Я. Смелякова.

10. Концепт Родина в военной лирике Д. Кедрина

11. Стихотворный портрет в поэзии Я. Смелякова.

12. Художественный мир М. Петровых.

13. Концепт памяти в «Кубике» В. Катаева.

14. Мотив сна в «Святом колодцк» В. Катаева.

15. Мотив памяти в поздней лирике А. Твардовского и поэме «По праву памяти».

16. Утраты и обретения: рассказ А. Платонова «Семья Иванова» («Возвращение») и фильм Ив. Соловова «Отец».

17. Послевоенная лирика Ахматовой.

18. Север в творческой биографии Ю.Казакова.

19. Поэмы М. Цветаевой (материал по выбору).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.008 с.)