Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роман Б. Пастернака «доктор Живаго»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальные задания студентам (5-7 минут): Задание 1. Истоки замысла и творческая история романа. Задание 2. История публикации романа и «дело Пастернака. Задание 3. Христианские мотивы в цикле стихов Юрия Живаго. ПЛАН 1. Творческая история романа, история публикации как отражение общественного сознания 1950-х годов. 2. Жанрово-композиционные особенности романа: роман эпический или «роман поэтический»? (Объект изображения, социальная реальность и ее отражение в романе, типизация образов-характеров и их связь с обстоятельствами, соотношение эпического и лирического в сюжете и композиции, соотношение объективного и субъективного, организация времени и пространства). 3. Концепция личности в романе и судьба Юрия Живаго как воплощение этой концепции: а) «идея свободной личности и идея жизни как жертвы» (Ч.I, гл.5); в) евангельские мотивы и их роль в решении проблемы личности и смысла жизни; в) отношение Живаго ко времени и социальной действительности, эволюция взглядов на революцию и причины изменений, их обоснование в сюжете; г) мотив смерти и обреченности в композиции романа; д) Стрельников как антипод Живаго: соотношение воли и безволия, принципов нравственности Живаго и Стрельникова; е) роль финала и функция образа Тани в романе. 4. Автор и герой в романе: эпические и лирические способы раскрытия авторской позиции образа главного героя, прием ассоциации и роль образов-символов. 5. Место и роль стихов Юрия Живаго, их тематическая и мотивная структура, связь с основным текстом романа.
ЛИТЕРАТУРА 1. Пастернак Б. Доктор Живаго. 2. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. – М., 1989. 3. Чупринин С. И. Оттепель: Хроника важнейших событий. 1957-1959.Страницы русской советской литературы. М., 1990. – С. 405-416. 4. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: С разных точек зрения: Сб. ст./Сост.Л.В. Бахнов, Л.Б..Воронин. – М., 1990. 5. Крепс М. Булгаков и Пастернак как романисты. – Аnn Arbor, Эрмитаж, 1984. 6. Смирнов И. П. Роман тайн – «Доктор Живаго». – М., 1996. 7. Гаспаров М. Л. Временной контрапункт как формообразующий фактор романа «Доктор Живаго»// Дружба народов. – 1990. – № 2-3. – С.223-242. 8. Лавров А.В. «Судьбы скрещения». Теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго» Б. Пастернака//Новое литературное обозрение. – 1993. – № 2. – С. 241-255. Практическое занятие № 11. Колокквиум по прочитанным текстам. Тестирование. Примерный список вопросов, выносимых промежуточную аттестацию 1. Литературный процесс 1930 – 1940-х годов. Первый съезд писателей. 2. Производственная проза 1930-х годов. Роман «воспитания». Анализ одного из произведений. 3. Поэзия 1930-х годов (П. Васильев, Б. Корнилов. Я, Смеляков, Д. Кедрин, К. Симонов и др.). 4. Массовая песня 1930 – 1940-х годов. 5. Драматургия 1930 – 1950-х гг.: тема труда в пьесах 30-х годов, молодые герои в творчестве А. Афиногенова, А.Арбузова и В. Розова. Анализ одной из пьес. 6. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прототипическая основа романа. 7. Особенности композиции и хронотопа в романе «Мастер и «Маргарита». 8. Москва и ее обитатели в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 9. Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита». Образы Иешуа и Воланда.. 10. Образ народа и тема «нашествия» в драматургии и прозе военных лет. 11. Проза А.Н. Толстого 1910 – 1920-х гг.: тематика, жанр, особенности поэтики (материал по выбору). 12. Творчество А. Толстого 1930 – 1940-х годов. Трилогия «Хождение по мукам», публицистика военных лет. 13. Историческая проза 1920 – 1930-х годов и роман А. Толстого «Петр 1». Жанровые особенности романа. Тема России и народа. 14. Принципы создания образа Петра в романе А. Толстого «Петр Первый». 15. Творчество М. Шолохова 1920-х годов. Поэтика «Донских рассказов». 16. История создания романа «Тихий Дон». Проблема авторства «Тихого Дона». 17. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанрово-композиционные особенности. Образ казачества в романе. 18. Григорий Мелехов как трагический характер, истоки и причины его трагедии. 19. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». 20. Проза М.Шолохова 1930 – 1960-х годов («Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» (материал по выбору студента). 21. Философская проза А. Платонова: проблематика, жанры, типы героев. 22. Повесть А. Платонова «Котлован». Образ Насти. Истолкование финала. 23. Творчество Л.Леонова 1930- 1940-х годов (романы, повесть, «Еvgenia Ivanovna», пьеса «Нашествие»). 24. Роль литературы в период Великой Отечественной войны. Развитие публицистики (А.Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов и др.).Проза и драматургия военных лет. 25. Основные тенденции развития поэзии Великой Отечественной войны. Поэма военных лет. Анализ творчества одного из поэтов. 26. Творчество А.Твардовского 1930 –1940-х годов. Стихотворения, поэма «Страна Муравия» в контексте литературы 1930-х гг. «Фронтовая хроника». Поэма «Дом у дороги». 27. «Василий Теркин» как народная эпопея. История создания, основной конфликт, жанрово-композиционные особенности. 28. Образ Василия Теркина в поэме Твардовского «Василий Теркин». Книга про бойца». 29. Эпос и лирика в послевоенном творчестве Твардовского Поэмы «За далью – даль», «По праву памяти». Образы дома и дороги. Тема памяти. («Я убит подо Ржевом», «В тот день когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины», цикл «Памяти матери». 30. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и публикации. 31. Жанровые особенности романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Система конфликтов. Человек и история в романе, 32. Христианские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 33. Стихи Юрия Живаго: основные мотивы, соотношение прозаического и стихотворного материала. 34. Война в литературе второй половины 1940-х – 1960-х гг.). Соотношение судьбы личности и народа. Проблемы гуманизма, «выбора» и «цены победы» в военной повести (В Некрасов, В. Панова, Э. Казакевич, Ю. Бондарев, Г. Бакланов). (материал по выбору студента) 35. Поэзия второй половины 1940-х – 1950-х гг. Творчество поэтов старшего и «фронтового поколения». Философско-медитативная лирика. Анализ творчества одного из поэтов. 36. Нравственная и социальная проблематика прозы 1950 – начала 1960-х годов: отражение «оттепели» в литературе (П. Нилин «Жестокость», Г. Николаева «Битва в пути»), «молодежная проза» В. Аксенова и др..Анализ одного из произведений. 37. Русская проза. В. Набокова. 38. Проза М. Алданова.Г. Газданова ((« Святая Елена, маленький остров», «Вечер у Клэр» и др.) 39. Поэзия и проза второй эмиграции., Г. Адамович, Г. Иванов, М Цветаева. 40. Творчество И. Шмелева 1930-1960-х Творческие проекты (примерная тематика) 1. От замысла к воплощению: две редакции пьесы Л. Леонова «Золотая карета». 2. Пьеса Л. Леонова «Метель» 3. Поэзия второй эмиграции (материал по выбору Образ России в «Лете господнем» И. Шмелева. 4. Христианский календарь и годовой круг в романе И. Шмелева «Лето господне». 5. Творчество Г. Газданова (материал по выбору). 6. Поэзия Б. Поплавского. 7. Проза Б. Поплавского 8. Мир казачества в поэмах П. Васильева «Соляной бунт» и «Песня о гибели казачьего войска. 9. Работа и любовьв поэтическом мире Я. Смелякова. 10. Концепт Родина в военной лирике Д. Кедрина 11. Стихотворный портрет в поэзии Я. Смелякова. 12. Художественный мир М. Петровых. 13. Концепт памяти в «Кубике» В. Катаева. 14. Мотив сна в «Святом колодцк» В. Катаева. 15. Мотив памяти в поздней лирике А. Твардовского и поэме «По праву памяти». 16. Утраты и обретения: рассказ А. Платонова «Семья Иванова» («Возвращение») и фильм Ив. Соловова «Отец». 17. Послевоенная лирика Ахматовой. 18. Север в творческой биографии Ю.Казакова. 19. Поэмы М. Цветаевой (материал по выбору).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |