Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роман Б. Пастернака «доктор Живаго»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальные задания студентам (5-7 минут): Задание 1. Истоки замысла и творческая история романа. Задание 2. История публикации романа и «дело Пастернака. Задание 3. Христианские мотивы в цикле стихов Юрия Живаго. ПЛАН 1. Творческая история романа, история публикации как отражение общественного сознания 1950-х годов. 2. Жанрово-композиционные особенности романа: роман эпический или «роман поэтический»? (Объект изображения, социальная реальность и ее отражение в романе, типизация образов-характеров и их связь с обстоятельствами, соотношение эпического и лирического в сюжете и композиции, соотношение объективного и субъективного, организация времени и пространства). 3. Концепция личности в романе и судьба Юрия Живаго как воплощение этой концепции: а) «идея свободной личности и идея жизни как жертвы» (Ч.I, гл.5); в) евангельские мотивы и их роль в решении проблемы личности и смысла жизни; в) отношение Живаго ко времени и социальной действительности, эволюция взглядов на революцию и причины изменений, их обоснование в сюжете; г) мотив смерти и обреченности в композиции романа; д) Стрельников как антипод Живаго: соотношение воли и безволия, принципов нравственности Живаго и Стрельникова; е) роль финала и функция образа Тани в романе. 4. Автор и герой в романе: эпические и лирические способы раскрытия авторской позиции образа главного героя, прием ассоциации и роль образов-символов. 5. Место и роль стихов Юрия Живаго, их тематическая и мотивная структура, связь с основным текстом романа.
ЛИТЕРАТУРА 1. Пастернак Б. Доктор Живаго. 2. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. – М., 1989. 3. Чупринин С. И. Оттепель: Хроника важнейших событий. 1957-1959.Страницы русской советской литературы. М., 1990. – С. 405-416. 4. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: С разных точек зрения: Сб. ст./Сост.Л.В. Бахнов, Л.Б..Воронин. – М., 1990. 5. Крепс М. Булгаков и Пастернак как романисты. – Аnn Arbor, Эрмитаж, 1984. 6. Смирнов И. П. Роман тайн – «Доктор Живаго». – М., 1996. 7. Гаспаров М. Л. Временной контрапункт как формообразующий фактор романа «Доктор Живаго»// Дружба народов. – 1990. – № 2-3. – С.223-242. 8. Лавров А.В. «Судьбы скрещения». Теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго» Б. Пастернака//Новое литературное обозрение. – 1993. – № 2. – С. 241-255. Практическое занятие № 11. Колокквиум по прочитанным текстам. Тестирование. Примерный список вопросов, выносимых промежуточную аттестацию 1. Литературный процесс 1930 – 1940-х годов. Первый съезд писателей. 2. Производственная проза 1930-х годов. Роман «воспитания». Анализ одного из произведений. 3. Поэзия 1930-х годов (П. Васильев, Б. Корнилов. Я, Смеляков, Д. Кедрин, К. Симонов и др.). 4. Массовая песня 1930 – 1940-х годов. 5. Драматургия 1930 – 1950-х гг.: тема труда в пьесах 30-х годов, молодые герои в творчестве А. Афиногенова, А.Арбузова и В. Розова. Анализ одной из пьес. 6. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прототипическая основа романа. 7. Особенности композиции и хронотопа в романе «Мастер и «Маргарита». 8. Москва и ее обитатели в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 9. Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита». Образы Иешуа и Воланда.. 10. Образ народа и тема «нашествия» в драматургии и прозе военных лет. 11. Проза А.Н. Толстого 1910 – 1920-х гг.: тематика, жанр, особенности поэтики (материал по выбору). 12. Творчество А. Толстого 1930 – 1940-х годов. Трилогия «Хождение по мукам», публицистика военных лет. 13. Историческая проза 1920 – 1930-х годов и роман А. Толстого «Петр 1». Жанровые особенности романа. Тема России и народа. 14. Принципы создания образа Петра в романе А. Толстого «Петр Первый». 15. Творчество М. Шолохова 1920-х годов. Поэтика «Донских рассказов». 16. История создания романа «Тихий Дон». Проблема авторства «Тихого Дона». 17. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанрово-композиционные особенности. Образ казачества в романе. 18. Григорий Мелехов как трагический характер, истоки и причины его трагедии. 19. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». 20. Проза М.Шолохова 1930 – 1960-х годов («Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» (материал по выбору студента). 21. Философская проза А. Платонова: проблематика, жанры, типы героев. 22. Повесть А. Платонова «Котлован». Образ Насти. Истолкование финала. 23. Творчество Л.Леонова 1930- 1940-х годов (романы, повесть, «Еvgenia Ivanovna», пьеса «Нашествие»). 24. Роль литературы в период Великой Отечественной войны. Развитие публицистики (А.Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов и др.).Проза и драматургия военных лет. 25. Основные тенденции развития поэзии Великой Отечественной войны. Поэма военных лет. Анализ творчества одного из поэтов. 26. Творчество А.Твардовского 1930 –1940-х годов. Стихотворения, поэма «Страна Муравия» в контексте литературы 1930-х гг. «Фронтовая хроника». Поэма «Дом у дороги». 27. «Василий Теркин» как народная эпопея. История создания, основной конфликт, жанрово-композиционные особенности. 28. Образ Василия Теркина в поэме Твардовского «Василий Теркин». Книга про бойца». 29. Эпос и лирика в послевоенном творчестве Твардовского Поэмы «За далью – даль», «По праву памяти». Образы дома и дороги. Тема памяти. («Я убит подо Ржевом», «В тот день когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины», цикл «Памяти матери». 30. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и публикации. 31. Жанровые особенности романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Система конфликтов. Человек и история в романе, 32. Христианские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 33. Стихи Юрия Живаго: основные мотивы, соотношение прозаического и стихотворного материала. 34. Война в литературе второй половины 1940-х – 1960-х гг.). Соотношение судьбы личности и народа. Проблемы гуманизма, «выбора» и «цены победы» в военной повести (В Некрасов, В. Панова, Э. Казакевич, Ю. Бондарев, Г. Бакланов). (материал по выбору студента) 35. Поэзия второй половины 1940-х – 1950-х гг. Творчество поэтов старшего и «фронтового поколения». Философско-медитативная лирика. Анализ творчества одного из поэтов. 36. Нравственная и социальная проблематика прозы 1950 – начала 1960-х годов: отражение «оттепели» в литературе (П. Нилин «Жестокость», Г. Николаева «Битва в пути»), «молодежная проза» В. Аксенова и др..Анализ одного из произведений. 37. Русская проза. В. Набокова. 38. Проза М. Алданова.Г. Газданова ((« Святая Елена, маленький остров», «Вечер у Клэр» и др.) 39. Поэзия и проза второй эмиграции., Г. Адамович, Г. Иванов, М Цветаева. 40. Творчество И. Шмелева 1930-1960-х Творческие проекты (примерная тематика) 1. От замысла к воплощению: две редакции пьесы Л. Леонова «Золотая карета». 2. Пьеса Л. Леонова «Метель» 3. Поэзия второй эмиграции (материал по выбору Образ России в «Лете господнем» И. Шмелева. 4. Христианский календарь и годовой круг в романе И. Шмелева «Лето господне». 5. Творчество Г. Газданова (материал по выбору). 6. Поэзия Б. Поплавского. 7. Проза Б. Поплавского 8. Мир казачества в поэмах П. Васильева «Соляной бунт» и «Песня о гибели казачьего войска. 9. Работа и любовьв поэтическом мире Я. Смелякова. 10. Концепт Родина в военной лирике Д. Кедрина 11. Стихотворный портрет в поэзии Я. Смелякова. 12. Художественный мир М. Петровых. 13. Концепт памяти в «Кубике» В. Катаева. 14. Мотив сна в «Святом колодцк» В. Катаева. 15. Мотив памяти в поздней лирике А. Твардовского и поэме «По праву памяти». 16. Утраты и обретения: рассказ А. Платонова «Семья Иванова» («Возвращение») и фильм Ив. Соловова «Отец». 17. Послевоенная лирика Ахматовой. 18. Север в творческой биографии Ю.Казакова. 19. Поэмы М. Цветаевой (материал по выбору).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.008 с.) |