Составляющие филологического анализа прозаического художественного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составляющие филологического анализа прозаического художественного текста



Во вступлении нужно осветить несколько более широкие, выходящие за рамки конкретного произведения вопросы.

· Время создания произведения?

· Важен ли для автора общий характер эпохи?

· Находят ли приметы времени отражение в произведении?

· В рамки какого течения, направления можно его вписать?

· Содержательно-тематическая связь с другими произведениями того же автора.

· Общие жанровые признаки произведения, предопределяющие некоторые особенности его формы и содержания.

Основная часть — это работа с текстом произведения. Нужно обосновать выдвинутые во вступлении идеи, развить намеченные положения, проиллюстрировать и доказать справедливость суждений.

· Смысл названия.

· Есть ли особое значение, заключенное в имени героя?

· В каких жизненных обстоятельствах раскрывается характер или важнейшая черта героя?

· Как оттеняют, помогают понять героя иные персонажи произведения?

· Высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации?

· Каким образом автор обосновывает свою точку зрения?

· Какие элементы сюжета и в каких сочетаниях представлены в произведении?

· Есть ли несюжетные элементы?

· Портрет, пейзаж, интерьер, костюм в произведении.

· Общая оценка композиции произведения. Наличие дополнительных средств композиции.

· Речь автора и речь героев. Их сходства и отличия в произведении.

· Наличие авторитетных, известных вам точек зрения, оценок произведения.

 

Вывод, заключение – наиболее краткая часть аналитического текста, обобщающая, повторная закрепляющая наблюдения оценка произведения.

Можно ли связать проблематику, тему и идеи анализируемого произведения с современностью, чем оно интересно, актуально для сегодняшнего дня?

3. Рекомендации по написании контрольных работ по анализу стихотворений.

Существует традиционная (примерная) схема анализа стихотворения.
Место данного стихотворения в творчестве поэта, его соотнесенность с тенеденциями развития поэзии.

1. История создания стихотворения, факты авторской биографии, которые имеют связь с лирическим сюжетом, время написания текста и история его публикации, посвящение, если оно имеется, контекст произведения (связь с конкретным этапом поэтического творчества автора).

2. Связь автора и данного произведения с определённым литературным направлением, школой или стилевым течением (народно-песенное течение, агитационное и т. д)

3. Жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира).

4. Тема стихотворения (пейзажная лирика, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта и др.).

5. Образ лирического героя, лирического субъекта. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции. Соотношение автора и героя. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному.

6. Главные мотивы произведения, Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.

7. Развитие лирического конфликта и сюжета в стихотворении.

8. Идея стихотворения (его суть смысл) Она редко формулируется открыто, содержится в подтексте.

9. Основное настроение стихотворения, чувства, их динамика.

10. Композиция произведения. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Определить, является ли строфа законченной мыслью, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Роль последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.

11. Поэтическая лексика: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовая лексика, публицистическая, книжная.

12. Тропы, средства поэтического синтаксиса (олицетворения, метафоры) и интонационные фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза, пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление противоположностей).

13. Особенности стихосложения: размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий или анапест) и изображение его графического рисунка, определение количества стоп. Рифма (например, мужская, смежная, точная), ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние созвучия).

14. Звукопись, аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначалия)

15. Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.007 с.)