Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы семестровых заданий и текущий контроль

Поиск

Виды и формы семестровых заданий и текущий контроль

                               Вид работы Срок сдачи отчетности
1.Домашняя контрольная работа № 1. Поэзия 1930-1950-х гг. Анализ одного стихотворения (материал по выбору студента) Примерный список авторов к домашней контрольной работе № 1. П. Васильев, Д. Кедрин, Б. Корнилов, Я. Смеляков, М. Петровых, А. Тарковский, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, М. Луконин, Б.Слуцкий,  Б, Е., А. Прасолов, Д. Самойлов и др., 2.Домашняя контрольная работа № 2. Поэзия Великой Отечественной войны и поэтов «фронтового поколения». Анализ одного стихотворения (материал по выбору студента) Примерный список текстов и авторов к домашней контрольной работе № 2.  (каждое из указанных произведений могут выбрать для анализа не более двух человек из группы): 1. Поэзия Великой Отечественной войны:  Алигер М. Зоя. Антокольский П.Сын. Берггольц О. Мы предчувствовали полыханье. Разговор с соседкой. Третья зона, дачный полустанок. Сестре. Письмо на Каму. Второе письмо на Каму. Февральский дневник. Гудзенко С. Перед атакой. Мое поколенье. Нас не надо жалеть. Долматовский Е. Песня о Днепре. Офицерский вальс. Дудин М. Соловьи. Здесь грязь, и бред, и соловьи в траншеях. Инбер В. Пулковский меридиан. Исаковский М. В лесу прифронтовом. Огонек. Ой, туманы мои. Русской женщине. Слово о России. До свиданья, города и хаты. Кедрин Д. Мать. 1941. Родина. Россия. Дума о России. Кукушка. Ворон. Красота. Колокол. Хочешь знать, что такое Россия. Аленушка. Коган П. Письмо. Нам лечь, где лечь. Лирическое отступление. Кульчицкий М.Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник. Лебедев-Кумач В.Священная война. Майоров Н.Мы. Я не знаю, у какой заставы Орлов С. Его зарыли в шар земной. Прокофьев В. Россия. Светлов М.Итальянец. Симонов К. Родина. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. Майор привез мальчишку на лафете. Жди меня. Сын артиллериста. Сурков А. Видно, выписал писарь мне дальний билет. В землянке. Тихонов Н. Киров с нами. Фатьянов А. Соловьи. Давно мы дома не были. Шефнер В. Шиповник. Зеркало. Шубин П. Полмига. 2. Поэзия «фронтового поколения: С. Орлов, Ю. Друнина, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, М. Луконин, А. Межиров, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. – 3. Анализ одного из прозаических или драматических произведений периода Великой Отечественной войны или посвященных войне (в устной или письменной форме – по выбору студента) 4. Рецензия на одну из книг серии «ЖЗЛ» или других изданий, посвященных творческим биографиям писателей 1930-1950-х ггг. 5. Чтение наизусть: 15 стихотворений:. · Поэзия 1930-х годов: Я. Смеляков, Б. Корнилов, П. Васильев, Д. Кедрин, К. Симонов – 3 стихотворений по выбору. · Поэзия Великой Отечественной войны:  А Ахматова («Клятва», «Мужество»), О.Берггольц», С. Гудзенко, М. Кульчицкий: М.Исаковский, М.Светлов «Итальянец»; К.Симонов, А.Сурков «Землянка»; А.Фатьянов – 3 стихотворение по выбору. · Поэзия «фронтового поколения: С. Орлов, Ю. Друнина, М.Дудин, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, М. Луконин, А. Межиров, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. – 2 стихотворение по выбору · А. Твардовский –  1 стихотворение по выбору или, отрывок из поэмы «Василий Тёркин». · Поэзия 1950-1960-х годов: ·  (Д.Самойлов, Л.Мартынов, Ю.Левитанский, А.Тарковский, А.Кушнер, М. Петровых и др.) – 3 стихотворения по выбору. · Поэзия русского Зарубежья (А. Адамович, Г. Иванов, М. Цветаева, В. Ходасевич и др.- 2 стихотворения. · Б. Пастернак. Стихи из романа «Доктор Живаго». – 1стихотворение. 6. Проверка знания текстов(коллоквиум, тст). 2-3 неделя семестра 5-6 неделя семестра В течение семестра В течение семестра В течение семестра 11-12 неделя

Практические занятия

 

 

1.Сатирическая драматургия 1920-1930-х годов.

2..Философское содержание романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. А. Платонов «Котлован».

4.М. Шолохов. «Тихий Дон»

5 Роман А. Н. Толстого «Петр Первый»

6.Творчество  Л. Леонова 1930-1940-х годов («Еvgenia Ivanovna», пьеса «Нашествие»).

7. Проза   В. Набокова («Приглашение на казнь») и И. Шмелева «Лето Господне».

8.Проза М.Алданова. и Г. Газданова.

9. Эпическое и лирическое в поэмах А. Твардовского.

10. Роман М. Б. Пастернака «Доктор Живаго»

11. Коллоквиум по прочитанным текстам. Собеседование. Тестирование.

Планы практических

Практическое занятие 1.

Литература

1. Булгаков М.А. Зойкина квартира. Багровый остров. – Издание любое.

2. Маяковский В.В. Клоп. Баня. – Издание любое.

3. Эрдман Н.Р. Самоубийца. Мандат//Эрдман Н.Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990.

4. Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: Диалог сатириков / Сост. Е.А. Яблоков. – М., 1994.

5. Дуганов Р. Замысел «Бани» // В мире Маяковского: Сборник статей. Кн. I-II. – М., 1983. – С. 394-434.

6. Милявский Б. Сатирик и время: 0 мастерстве Маяковского-драматурга. М., 196З.

7. Сарычев В.А. Комедия «Клоп» в творческой эволюции Маяковского //Маяковский в современном мире. – Л., 1993. – С. 94-113.

8. С м ирнов-Несвицкий Ю.А. Особенности поэтики театра Маяковского. – Л., 1988.

9. Бабичева Ю.В. Жанровые разновидности русской драмы (На материале драматургии М.А.Булгакова). – Вологда, 1989.

10. М.А.Булгаков – драматург и художественная культура его времени: Сборник статей. М., 1980

11. Каблуков В. В. Драматургия Н. Эрдмана. Проблемы поэтики: автореферат дисс… канд. – Томск, 1997.

12. Свободин А. 0 Николае Робертовиче Эрдмане //Эрдман Н.Р. Пьесы.   – М., 1990. – С. 5-18; Театральная жизнь. – 1991. – № 5.

13. Парадокс о драме: перечитывая пьесы 20-х годов: сборник статей. – М., 1993.

ЛИТЕРАТУРА

.Булгаков. М Мастер и Маргарита.

Яновская. Л. Творческий путь М.Булгакова. –М.: Сов. писатель, 1983. С. 241-314.

Гаспаров. Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. – 1988. – №10-12, 1989.-№1.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.Булгаков. Копыто инженера. Белая гвардия.

Бэлза И. Генеалогия «Мастера и Маргариты». М., 1978.

Диакон Андрей Кураев «Мастер и Маргарита». За Христа или против. М.,2004.

Лакшин В.. Мир Михаила Булгакова. – М., 1989.

Лесскис Г., Антарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Радуга, 2007.

Эльбаум Г. Анализ иудейских глав «Мастера и Маргариты». –Анн Ар­бор: Ардис, 1981.

Практическое занятие 3

М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

 

1. Проследите творческую историю «Тихого Дона» объясните, зачем потребовалось М.Шолохову расширять замысел романа с изображения революции до 900-910-х годов.

2. Установите временные и географические рамки каждого тома романа и покажите, как это помогает писателю в решение проблемы человек-народ-история.

3. Воссоздайте шолоховскую концепцию истории на основании анализа следующих исторических событий и эпизодов:

   - первая мировая война;

   - революция и Вешенский бунт;

   - банда Фомина;

     - деятельность большевиков, образы коммунистов.

4. Преломление истории в частных судьбах персонажей:

   - род Листницких;

   - семья Коршуновых;

   - семья Мелеховых;

   - Аксинья.

5. Функция природы в художественном мире шолоховской эпопеи.

 

                       ЛИТЕРАТУРА

М.Шолохов. Тихий Дон.

Хватов А.В. Художественный мир Шолохова. – М., 1970 (3-е изд. –1978; 2-е изд. под заголовком: На стрежне Тихого Дона). Главы: От «Донских рассказов» к «Тихому Дону» Эпос революции. Род Мелеховых.

  Семенова С. Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Дополнительная литература

Бирюков Ф.Г. Художественные открытия М.Шолохова. М.: Современник, 1976. С. 35-98, 194-220.

Кузнецов Ф. Ф. Кузнецов Ф. Ф. «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа. – М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Ермолаев Г. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб., 2000.

Поль Д.В. Проблемы поэтики и эстетики М. А. Шолохова: Моногр. – Москва: ИХО РАО, 2007. – 148 с.

 Сатарова Л.Г. Философия природы и стиль ее изображения в романе М.Шолохова «Тихий Дон»//Проблемы творчества М.Шолохова. –М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1994.

Практическое занятие 4.

Вопросы

1. Тема социалистического строительства и тема природы в литературе и в повести «Котлован», их сходство и различие. Особенности отражения социальной действительности: условное и конкретно-социальное в повести.

2. Сюжетно-композиционная структура повести.

3. Образ котлована, его истоки и эволюция в сюжете.

4. Коллективный портрет строителей и «колхоза» в повести и приемы его создания.

5. Типы героев с активным отношением к жизни (Сафонов, Чиклин, Активист).

6. Образ инженера Прушевского и его роль в сюжете.

7. Вощев как тип героя-правдоискателя. Мотив странничества в повести.

8. Символическое содержание образов Козлова, Жачева и др. Символика образа ребенка, роль Насти в сюжете.

9. Словесные образы – символы («план общей жизни», «странствия души», «скука», «тоска», «томление») и символы-«вещи» («гроб», «плот»). Значение трех притч в романе (история любви Чиклина и Прушевского, История Михаила-медведя, история Оргдвора).

10. Трактовка финала повести.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов А. П. Котлован.

2. Васильев В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. – М., 1990.

3. Геллер М. Андрей Платонов: В поисках счастья. – М., 2000.

4. Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. – М., 1995.

5. Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества/Ред. Н. В. Корниенко. – Вып. 2. – М., 1995.

6. Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. Библиография. – СПб., 1995.

 

 

Практическое занятие 5.

Вопросы

1. Развитие жанра исторического романа в 1930-е годы

2. Путь А. Толстого к роману о петровской эпохе: рассказы «Первые террористы» и «День Петра», пьеса «На дыбе». Сравнив рассказ "День Петра" с аналогичным материалом романа, покажите изменение исторической концепции А.Толстого.

3. Жанровые особенности романа: сочетание черт романа-биографии с чертами романа-эпопеи.

4. Система романных конфликтов и их развитие в сюжете. Образы трех Россий в романе – России прошлого, настоящего и будущего. Выделите сюжетные линии и узлы, позволившие автору показать историческую обусловленность и проявление личностного начала Петра;

5. Историческая личность и ее изображение в романе. Соотношение судеб русского государства и Петра, частной и государственной судьбы. Покажите, как решает писатель проблему соотношения личности и народных масс;

6.  Образ Петра и его развитие в I, II,.III книгах. Приемы создания образа

7. Народ в романе. Приемы раскрытия народной точки зрения в повествовании. Судьбы классов и социальных групп. Россия талантливого народа и Россия бунтующая в романе А.Толстого.

8. В чем вы видите сильные и слабые стороны идейно-эстетической концепции советского исторического романа 30-х гг.? Считаете ли вы, что роман А.Толстого "является исторической аллюзией" (Е.Добренко) и не представляет философской и эстетической ценности или видите в нем развитие традиций русской литературы и эстетически значимое явление (традиционная точка зрения)?

9. Язык романа. Новаторство А.Толстого в разработке языка истори­ческого повествования. Роль архаизмов в воссоздании колорита эпохи.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Толстой А.Н.Петр Первый. Первые террористы. День Петра. На дыбе.

2.Мережковский Д. С. Петр и Алексей.

3.Платонов А. П. Епифанские шлюзы.

4. Тынянов Ю.Н. Восковая персона.

5. Баранов В.                Споры и          ...кредиторы //Вопросы лит-ры. –1989. –№7–C.233-234.

6.Варламов А. Алексей Толстой. – М., 2006.

7.Крюкова А.М. А. Н. Толстой. – М., 1989.

8.Линков В.Мир и человек в творчестве А. Толстого и И. Бунина. – М.,1989.

          9.Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. М., 1964 –                                       

Практическое занятие 6.

Практическое занятие 7.

Вопросы

 

1. Какие традиции развивает В.Набоков в «Приглашении на казнь»?

2. Система образов и место в ней главного героя. За что осужден Цинцинат Ц. (что есть «прозрачность»,»непрозрачность»)? Можно ли избежать ему казни и как?

3. Обратите внимание и объясните роль следующих сюжетов и образов в решении проблемы двоемирия:

- свидание с женой;

- свидание с матерью («нетки»);

- чтение Цинцината;

- подкоп и «бегство»;

- «паук», «юрьма» и др.

Решение Набоковым проблем человек-художник (творческое созна­ние) и «публика» (пошляки, обыватели); «мнимости», «Призрачность», не­состоятельности данного мира.

4. Как вы понимаете финал романа?

5. Своеобразие стиля В.Набокова; роль игры (словом, персонажами и с персонажами, действием-смыслом), метаморфозы, афористичность и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

Набоков В.В. Приглашение на казнь.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр.соч.: В 4 т. Т.1. – М.: Правда, 1990. – С. 3-32.

Целкова. Л.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Есаулов И А. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. – 1992. –№10. – С.232-242.

Кузнецов. П. Утопия одиночества // Там же. – С.243-250.

В.Набоков. Николай Гоголь // Новый мир. –1987. –№4. – С.174-227.

 

Практическое занятие № 8.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ.

ЛИТЕРАТУРА

 

Алданов М. Святая Елена, маленький остров. //Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. –М.: Правда, 1991.

Чернышев. А.Гуманист, не веривший в прогресс // Алданов М. Собр. соч.: В6 т. Т.1. –М.: Правда, 1991. – С. 3-32.

 

Литература

Газданов Г. Вечер у Клэр. – Любое издание.

Кибальник С.А. Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе. – СПб., 2011.

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М.:Терра, 1998.

Семенова С.Г. Путешествие по «беспощадному существованию» (Гайто Газданов) // Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика-Видение мира-Философия. –М.:ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. – С.529-545.

Сухих И. Клэр, Машенька, ностальгия // Звезда. 2003. №4. С.218-227.

Никоненко С. «Вечер у Клэр» Г.Газданова – новый роман XX века // Лит.учеба. – 2008. – №5. – С. 122-132.

Практическое занятие 9.

ЛИТЕРАТУРА

1. Твардовский А.Т.Василий Тёркин. За далью – даль. По праву памяти.

2. Твардовский А.Как был написан «Василий Теркин»: Ответ читателям// Собр. соч.: В 4 т. Т.4–.М., 1960.

3. Абрамов А.М.Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, стиль, поэтика. – М., 1972.

4. «Василий Тёркин» А. Твардовского – народная эпопея/ Под ред. А. М, Абрамова. – Воронеж, 1981.

5. Макаров А. Н.Александр Твардовский и его «Книга про бойца»//Макаров А. Н. Литературно-критические работы: В 2 т. Т. 1. – М., 1982. – С. 337-381.

6. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. – М., 1981.

7. Гришунин А. А. «Василий Тёркин» Александра Твардовского. – М., 1987.

8. Страшнов С.Л. Поэмы Твардовского. – Иваново, 1990.

Практическое занятие 10.

ПЛАН

1. Творческая история романа, история публикации как отражение общественного сознания 1950-х годов.

2. Жанрово-композиционные особенности романа: роман эпический или «роман поэтический»? (Объект изображения, социальная реальность и ее отражение в романе, типизация образов-характеров и их связь с обстоятельствами, соотношение эпического и лирического в сюжете и композиции, соотношение объективного и субъективного, организация времени и пространства).

3. Концепция личности в романе и судьба Юрия Живаго как воплощение этой концепции:

а) «идея свободной личности и идея жизни как жертвы» (Ч.I, гл.5);

в) евангельские мотивы и их роль в решении проблемы личности и смысла жизни;

в) отношение Живаго ко времени и социальной действительности, эволюция взглядов на революцию и причины изменений, их обоснование в сюжете;

г) мотив смерти и обреченности в композиции романа;

д) Стрельников как антипод Живаго: соотношение воли и безволия, принципов нравственности Живаго и Стрельникова;

е) роль финала и функция образа Тани в романе.

4. Автор и герой в романе: эпические и лирические способы раскрытия авторской позиции образа главного героя, прием ассоциации и роль образов-символов.

5. Место и роль стихов Юрия Живаго, их тематическая и мотивная структура, связь с основным текстом романа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пастернак Б. Доктор Живаго.

2. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. – М., 1989.

3. Чупринин С. И. Оттепель: Хроника важнейших событий. 1957-1959.Страницы русской советской литературы. М., 1990. – С. 405-416.

4.  «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: С разных точек зрения: Сб. ст./Сост.Л.В. Бахнов, Л.Б..Воронин. – М., 1990.

5. Крепс М. Булгаков и Пастернак как романисты. – Аnn Arbor, Эрмитаж, 1984.

6. Смирнов И. П. Роман тайн – «Доктор Живаго». – М., 1996.

7. Гаспаров М. Л. Временной контрапункт как формообразующий фактор романа «Доктор Живаго»// Дружба народов. – 1990. – № 2-3. – С.223-242.

8. Лавров А.В. «Судьбы скрещения». Теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго» Б. Пастернака//Новое литературное обозрение. – 1993. – № 2. – С. 241-255.

Практическое занятие № 11.

Примерный список вопросов, выносимых промежуточную аттестацию

1. Литературный процесс 1930 – 1940-х годов. Первый съезд писателей.

2. Производственная проза 1930-х годов. Роман «воспитания». Анализ одного из произведений.

3. Поэзия 1930-х годов (П. Васильев, Б. Корнилов. Я, Смеляков, Д. Кедрин, К. Симонов и др.).

4. Массовая песня 1930 – 1940-х годов. 

5. Драматургия 1930 – 1950-х гг.: тема труда в пьесах 30-х годов, молодые герои в творчестве А. Афиногенова, А.Арбузова и В. Розова. Анализ одной из пьес.

6. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прототипическая основа романа.

7. Особенности композиции и хронотопа в романе «Мастер и «Маргарита».

8. Москва и ее обитатели в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

9. Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита». Образы Иешуа и Воланда..

10. Образ народа и тема «нашествия» в драматургии и прозе военных лет.

11. Проза А.Н. Толстого 1910 – 1920-х гг.: тематика, жанр, особенности поэтики (материал по выбору).

12. Творчество А. Толстого 1930 – 1940-х годов. Трилогия «Хождение по мукам», публицистика военных лет.

13. Историческая проза 1920 – 1930-х годов и роман А. Толстого «Петр 1». Жанровые особенности романа. Тема России и народа.

14. Принципы создания образа Петра в романе А. Толстого «Петр Первый».

15. Творчество М. Шолохова 1920-х годов. Поэтика «Донских рассказов».

16. История создания романа «Тихий Дон». Проблема авторства «Тихого Дона».

17. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанрово-композиционные особенности. Образ казачества в романе.

18. Григорий Мелехов как трагический характер, истоки и причины его трагедии.

19. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон».

20.  Проза М.Шолохова 1930 – 1960-х годов («Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» (материал по выбору студента).  

21. Философская проза А. Платонова: проблематика, жанры, типы героев.

22. Повесть А. Платонова «Котлован». Образ Насти. Истолкование финала.

23. Творчество Л.Леонова 1930- 1940-х годов (романы, повесть, «Еvgenia Ivanovna», пьеса «Нашествие»).

24. Роль литературы в период Великой Отечественной войны. Развитие публицистики (А.Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов и др.).Проза и драматургия военных лет.

25. Основные тенденции развития поэзии Великой Отечественной войны. Поэма военных лет. Анализ творчества одного из поэтов.

26.  Творчество А.Твардовского 1930 –1940-х годов. Стихотворения, поэма «Страна Муравия» в контексте литературы 1930-х гг. «Фронтовая хроника». Поэма «Дом у дороги».

27.  «Василий Теркин» как народная эпопея. История создания, основной конфликт, жанрово-композиционные особенности.

28. Образ Василия Теркина в поэме Твардовского «Василий Теркин». Книга про бойца».

29. Эпос и лирика в послевоенном творчестве Твардовского Поэмы «За далью – даль», «По праву памяти». Образы дома и дороги. Тема памяти. («Я убит подо Ржевом», «В тот день когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины», цикл «Памяти матери».

30. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и публикации.

31. Жанровые особенности романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Система конфликтов. Человек и история в романе,

32. Христианские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

33. Стихи Юрия Живаго: основные мотивы, соотношение прозаического и стихотворного материала.

34. Война в литературе второй половины 1940-х – 1960-х гг.). Соотношение судьбы личности и народа. Проблемы гуманизма, «выбора» и «цены победы» в военной повести (В Некрасов, В. Панова, Э. Казакевич, Ю. Бондарев, Г. Бакланов). (материал по выбору студента)

35. Поэзия второй половины 1940-х – 1950-х гг. Творчество поэтов старшего и «фронтового поколения». Философско-медитативная  лирика. Анализ творчества одного из поэтов.

36. Нравственная и социальная проблематика прозы 1950 – начала 1960-х годов: отражение «оттепели» в литературе (П. Нилин «Жестокость», Г. Николаева «Битва в пути»), «молодежная проза» В. Аксенова и др..Анализ одного из произведений.

37. Русская проза. В. Набокова.

38.  Проза М. Алданова.Г. Газданова ( Святая Елена, маленький остров», «Вечер у Клэр» и др.)

39. Поэзия и проза второй эмиграции., Г. Адамович, Г. Иванов, М Цветаева.

40.  Творчество И. Шмелева 1930-1960-х 

Творческие проекты (примерная тематика)

1. От замысла к воплощению: две редакции пьесы Л. Леонова «Золотая карета».

2. Пьеса Л. Леонова «Метель»  

3. Поэзия второй эмиграции (материал по выбору Образ России в «Лете господнем» И. Шмелева.

4. Христианский календарь и годовой круг в романе И. Шмелева «Лето господне».

5. Творчество Г. Газданова (материал по выбору).

6. Поэзия Б. Поплавского.

7.  Проза Б. Поплавского

8. Мир казачества в поэмах П. Васильева «Соляной бунт» и «Песня о гибели казачьего войска.

9. Работа и любовьв поэтическом мире Я. Смелякова.

10. Концепт Родина в военной лирике Д. Кедрина

11. Стихотворный портрет в поэзии Я. Смелякова.

12. Художественный мир М. Петровых.

13. Концепт памяти в «Кубике» В. Катаева.

14. Мотив сна в «Святом колодцк» В. Катаева.

15. Мотив памяти в поздней лирике А. Твардовского и поэме «По праву памяти».

16. Утраты и обретения: рассказ А. Платонова «Семья Иванова» («Возвращение») и фильм Ив. Соловова «Отец».

17. Послевоенная лирика Ахматовой.

18. Север в творческой биографии Ю.Казакова.

19. Поэмы М. Цветаевой (материал по выбору).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ЛИТЕРАТУРА К МОНОГРАФИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Пастернак Б. Л.

Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. – Л, 1990.

Баевский В.С.Пастернак – лирик. – Смоленск, 1993.

Быков Д. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2005.

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака: С разных точек зрения: Сб. ст./Сост.Л.В. Бахнов, Л.Б.Воронин. – М., 1990.

Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989.

Смирнов И. П. Роман тайн – «Доктор Живаго». – М., 1996.

Соколов Б. Кто вы, доктор Живаго? Расшифрованный Пастернак. – М,: Эксмо, Яуза, 2006. – 352 с.

Фатеева Н. А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. – М.: НЛО, 2003.

Флейшман Л. Борис Пастернак в 20-е годы. – Мюнхен, 198; СПб.: Академический проект, 2003..

Флейшман Л. Борис Пастернак в 30-е годы – Иерусалим, 1984.

 

Платонов А.

Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии. – М.: Современник, 1994.

Васильев В.В А. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. – М., 1990.

Геллер М. Андрей Платонов: В поисках счастья. – М., 2000.

Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. – М., 1995.

Чалмаев В.А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. – М., 1989.

Твардовский А. Т

Твардовский А. Т. Как был написан «Василий Тёркин»: Ответ читателям// Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 4 т.Т. 1. – М.,1960.

Акаткин В. М. А. Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет: статьи. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2008. — 342 с.

«Василий Тёркин» А.Т.Твардовского – народная эпопея /Под ред. А.М. Абрамова. Воронеж, 1981.

Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1985.

Македонов А.В. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. – М., 1981.

Страшнов С.Л. Поэмы Твардовского. – Иваново, 1990.

Ильин В. В. Не пряча глаз: Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи. – Смоленск: Смядынь, 2000. – 388 с.

Толстой А. Н.

Варламов А.В.Алексей Толстой. – М., 2006 (Жизнь замечательных людей: серия биографий)

Крюкова А.М. А. Н. Толстой. – М., 1989.

Свердлов М.И. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. – М., 2004.

Степанов В.В поисках героя: Образы и характеры трилогии А. Н. Толстого. – М., 1989.

Шолохов М.

Воронцов А. Шолохов. – М.: ИТКР, 2003.

Ермолаев Г. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб., 2000.

Кузнецов Ф.Ф. «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа. – М., 2005.

Писатель и вождь. Переписка М.А.Шолохова со Сталиным 1931 – 1950: Сборник документов из личного архива И.В. Сталина /Сост. Ю.Мурин. – М.: Раритет, 1997.

Петелин В.В. Жизнь Шолохова: Трагедия русского гения. – М., 2002.

Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. – М., 2005.

Хьетсо Г., Густавсон С. Кто написал «Тихий Дон». – М., 1989.

Шолоховские чтения («Поднятая целина»): Сб. статей. – Ростов/н/Д., 1995.

Список источников по курсу

А) Художественные тексты к монографическим главам и практическим занятиям(обязательное прочтение)

 

АЛДАНОВ М. Святая Елена, маленький остров.

БУЛГАКОВ М. Мастер и Маргарита. Зойкина квартира.

ГАЗДАНОВ Г. Вечер у Клэр.

 ИЛЬФ И. Е.ПЕТРОВ. Двенадцать стульев.

ЛЕОНОВ Л. Evgenia Ivanovna. Нашествие.

Б) Художественные тексты к обзорным главам

(1-2 прозаических 2-3 стихотворных текстов из каждого раздела по выбору студента)

1.4. Проза 1930-х годов.

Катаев В. Время, вперед!

Крымов Ю. Танкер Дербент.

 Леонов. Соть.

Макаренко А. Педагогическая поэма.

Малышкин А.Люди из Захолустья.

Островский Н. Как закалялась сталь.

Паустовский К. Кара-Бугаз. Колхида.

Тынянов Ю. Восковая персона. Поручик Киже. Смерть Вазир-Мухтара.

Федин К. Похищение Европы.

Эренбург И. День второй.

Виды и формы семестровых заданий и текущий контроль

                               Вид работы Срок сдачи отчетности
1.Домашняя контрольная работа № 1. Поэзия 1930-1950-х гг. Анализ одного стихотворения (материал по выбору студента) Примерный список авторов к домашней контрольной работе № 1. П. Васильев, Д. Кедрин, Б. Корнилов, Я. Смеляков, М. Петровых, А. Тарковский, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, М. Луконин, Б.Слуцкий,  Б, Е., А. Прасолов, Д. Самойлов и др., 2.Домашняя контрольная работа № 2. Поэзия Великой Отечественной войны и поэтов «фронтового поколения». Анализ одного стихотворения (материал по выбору студента) Примерный список текстов и авторов к домашней контрольной работе № 2.  (каждое из указанных произведений могут выбрать для анализа не более двух человек из группы): 1. Поэзия Великой Отечественной войны:  Алигер М. Зоя. Антокольский П.Сын. Берггольц О. Мы предчувствовали полыханье. Разговор с соседкой. Третья зона, дачный полустанок. Сестре. Письмо на Каму. Второе письмо на Каму. Февральский дневник. Гудзенко С. Перед атакой. Мое поколенье. Нас не надо жалеть. Долматовский Е. Песня о Днепре. Офицерский вальс. Дудин М. Соловьи. Здесь грязь, и бред, и соловьи в траншеях. Инбер В. Пулковский меридиан. Исаковский М. В лесу прифронтовом. Огонек. Ой, туманы мои. Русской женщине. Слово о России. До свиданья, города и хаты. Кедрин Д. Мать. 1941. Родина. Россия. Дума о России. Кукушка. Ворон. Красота. Колокол. Хочешь знать, что такое Россия. Аленушка. Коган П. Письмо. Нам лечь, где лечь. Лирическое отступление. Кульчицкий М.Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник. Лебедев-Кумач В.Священная война. Майоров Н.Мы. Я не знаю, у какой заставы Орлов С. Его зарыли в шар земной. Прокофьев В. Россия. Светлов М.Итальянец. Симонов К. Родина. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. Майор привез мальчишку на лафете. Жди меня. Сын артиллериста. Сурков А. Видно, выписал писарь мне дальний билет. В землянке. Тихонов Н. Киров с нами. Фатьянов А. Соловьи. Давно мы дома не были. Шефнер В. Шиповник. Зеркало. Шубин П. Полмига. 2. Поэзия «фронтового поколения: С. Орлов, Ю. Друнина, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, М. Луконин, А. Межиров, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. – 3. Анализ одного из прозаических или драматических произведений периода Великой Отечественной войны или посвященных войне (в устной или письменной форме – по выбору студента) 4. Рецензия на одну из книг серии «ЖЗЛ» или других изданий, посвященных творческим биографиям писателей 1930-1950-х ггг. 5. Чтение наизусть: 15 стихотворений:. · Поэзия 1930-х годов: Я. Смеляков, Б. Корнилов, П. Васильев, Д. Кедрин, К. Симонов – 3 стихотворений по выбору. · Поэзия Великой Отечественной войны:  А Ахматова («Клятва», «Мужество»), О.Берггольц», С. Гудзенко, М. Кульчицкий: М.Исаковский, М.Светлов «Итальянец»; К.Симонов, А.Сурков «Землянка»; А.Фатьянов – 3 стихотворение по выбору. · Поэзия «фронтового поколения: С. Орлов, Ю. Друнина, М.Дудин, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, М. Луконин, А. Межиров, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. – 2 стихотворение по выбору · А. Твардовский –  1 стихотворение по выбору или, отрывок из поэмы «Василий Тёркин». · Поэзия 1950-1960-х годов: ·  (Д.Самойлов, Л.Мартынов, Ю.Левитанский, А.Тарковский, А.Кушнер, М. Петровых и др.) – 3 стихотворения по выбору. · Поэзия русского Зарубежья (А. Адамович, Г. Иванов, М. Цветаева, В. Ходасевич и др.- 2 стихотворения. · Б. Пастернак. Стихи из романа «Доктор Живаго». – 1стихотворение. 6. Проверка знания текстов(коллоквиум, тст). 2-3 неделя семестра 5-6 неделя семестра В течение семестра В течение семестра В течение семестра 11-12 неделя

Практические занятия

 

 

1.Сатирическая драматургия 1920-1930-х годов.

2..Философское содержание романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. А. Платонов «Котлован».

4.М. Шолохов. «Тихий Дон»

5 Роман А. Н. Толстого «Петр Первый»

6.Творчество  Л. Леонова 1930-1940-х годов («Еvgenia Ivanovna», пьеса «Нашествие»).

7. Проза   В. Набокова («Приглашение на казнь») и И. Шмелева «Лето Господне».

8.Проза М.Алданова. и Г. Газданова.

9. Эпическое и лирическое в поэмах А. Твардовского.

10. Роман М. Б. Пастернака «Доктор Живаго»

11. Коллоквиум по прочитанным текстам. Собеседование. Тестирование.

Планы практических

Практическое занятие 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.014 с.)