Какие социологи из нижеперечисленных занимались социологией религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие социологи из нижеперечисленных занимались социологией религии.



a) М. Вебер

b) К. Маркс

c) П. Бурдье

d) О. Конт

e) Э. Дюркгейм

 

2.Выберите, какие элементы включает в себя религия как социальный институт:

a) группы верующих

b) церковь

c) вероисповедание

d) ритуалы

e) таинства

f) представления о праведном образе жизни

3. Соотнесите уровень религии и его проявления:

1. Ценностно-нормативный уровень

2. Поведенческий уровень

a) проповедь

b) религиозные догматы

c) священные тексты

d) молитва

e) жертвоприношение

 

1 –b, c

2- a, d, e

 

4.Соотнесите типы верующих и их описание:

1. тип теологически убежденного верующего

2. эмоциональный тип верующего

3. обрядовый тип верующего

4. тип мнимого верующего

5. тип мнимого атеиста

 

a) не участвует в обрядах, но в глубине души сохраняет веру в сверхъестественные силы

b) склонен к совершению религиозных обрядов, но действительных религиозных чувств почти не испытывает

c) больше проявляет свои религиозные чувства, чем может их рационально объяснить

d) пытается убедить окружающих в своей вере, которой нет;

e) обладает религиозными знаниями, умеет доказывать и защищать свои религиозные принципы

 

1 – e, 2- c, 3 – b, 4 – d, 5 – a

5.Выберите определение такой религиозной организации, как деноминация:

a) выросшая из небольших религиозных общин организация, сумевшая распространить свое влияние в обществе

b) религиозная организация, имеющая достаточно большое количество членов во многих социальных слоях или в большинстве общества

c) небольшая религиозная организация, для которой характерны закрытость от общества, тоталитарность внутренней жизни, специфичность ритуалов

d) небольшая религиозная организация, которая отвергает некоторые основы вероучения церкви

 

6. Выберите основные функции религии:

a) интегративная функция

b) идеологическая функция

c) регулятивная функция

d) прогностическая функция

e) когнитивная функция

f) психотерапевтическая функция

g) коммуникативная функция

h) культуротранслирующая функция

 

7. Выберите из списка перечисленных религий мировые:

a) конфуцианство

b) христианство

c) ислам

d) синтоизм

e) буддизм

f) индуизм

 

8.Выберите основные направления трансформации религии в современном обществе:

a) секуляризация

b) индустриализация

c) модернизация

d) глобализация

e) плюрализация

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Задание

Аудитория делится на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание о составлении анкеты или интервью из 10 вопросов по теме: «Портрет современного верующего». Вопросы должны быть разного плана: открытые, закрытые, с выбором ответов и т.д. См. тему № 6: «Методы социологии».

Дополнительные тексты:

О СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ ЦЕРКВИ (НА МАТЕРИАЛАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)

М.Е. Добрускин

 

Постановка проблемы

В обширной проблематике социологии религии важнейшее место принадлежит социальной роли религии, ее положению в обществе и государстве, ее соотношению с политикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни. Социальная роль религии, на наш взгляд, реализуется в функциях церкви, которые имеют социальный характер, в отличие от внутрицерковных функций по отправлению религиозного культа и управлению делами церкви. Рассмотрим подходы к социальной роли религии и социальным функциям церкви.

М. Вебер, как и Э. Дюркгейм, заслуженно считающийся основоположником социологии, внесшим существенный вклад в разработку теоретических проблем социологии религии, отрывает религиозные взгляды индивидов от социальной почвы, от социальных отношений. Они, по его мнению, определяются исключительно сознанием индивидов. Ценность религии Вебер видит в "артикуляции самых глубоких мотивов индивидуальных человеческих действий" [1].

Вебер также высоко оценивает социальную и политическую роль религии как самостоятельной силы, независимой от политической структуры общества. Вместе с тем, одна из главных проблем, рассмотренных Вебером в ряде его произведений, – соотношение религии, в частности, протестантской, с буржуазным общественным строем, роль религии в возникновении и укреплении капитализма в Германии. Общество, утверждал Вебер, нуждается в религии, ибо последняя - социальный факт и строительный материал любого общества [2]. В то же время, под влиянием критики он признает и возможность влияния социального фактора на формирование религии, ее институтов.

Среди социальных функций церкви Вебер считает главными консолидирующую и интегрирующую, которые способны сплачивать общество, не допускать социальных конфликтов и революционных потрясений.

Социологические взгляды Дюркгейма во многом не совпадают со взглядами Вебера. Дюркгейм считал религию проявлением социальной жизни, ибо "религия продукт социальной среды". Дюркгейм приходит к выводу о том, что цель религии - возвышение человека над самим собой и перенесение его в высшую жизнь по сравнению с той, в которой он ныне пребывает [3]. Религиозное и общественное сознание, по существу, отождествляются им. Все формы общественного сознания, по мнению Дюркгейма, порождены религией [4].

Подобные положения вплотную подводят его к пониманию религии как фактора социальной интеграции, необходимой для нормального функционирования социальных систем. Религия должна стать выражением социального единства, средством преодоления социальной розни и неравенства людей, обеспечить целостность и стабильность общества, помочь преодолеть противоречия и конфликты, которые он считал "патологическими явлениями". Итак, по Дюркгейму, главная социальная функция церкви – интегрирующая - направлена на поддержку и укрепление политического строя.

Взгляды М. Вебера и Э. Дюркгейма сказали существенное влияние на несколько поколений социологов религии. Так в ряде вопросов развивают идеи этих исследователей новейшие социологические концепции религии, возникшие в 60-70-х годах на Западе, - феноменологическая и функциональная. Характерно, что взгляды на роль религии в данных концепциях совпадают, неся в себе высокий политический потенциал. Американский социолог П. Бергер считает, что религия "в человеческой истории играла стратегическую роль в конструировании человеком социальной реальности, являясь самым эффективным и наиболее распространенным средством объяснения и оправдания социального порядка". И делает вывод, что "главная функция религии – это функция объяснения и освящения социального строя" [5]. Аналогичную мысль высказывает другой американец О. Деа, особо выделяющий "освящение норм и ценностей определенной социальной системы" религией [6. P. 14-15].

Что касается советской литературы, в ней социальные функции церкви не рассматривались, так как, в соответствии с законодательством, она не имела права заниматься какой-либо деятельностью, кроме культовой. Роль религии и церкви многие годы оценивалась как реакционная, враждебная социализму, что объяснялось и длительной антисоветской позицией церковных верхов. Частично подтверждалась, на наш взгляд, ленинская оценка социальной роли церкви как реакционной. В целом, Ленин, однако, утверждал, что "все современные религии и церкви – органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса" [7]. Эта абсолютизированная оценка легла в основу антицерковной политики советской власти, философской и социологической литературы того времени.

И после перехода Русской православной церкви к политической лояльности и изменения ее социальной роли, отношение к ней советской власти под влиянием сталинского режима оставалось напряженным. Серьезно ущемлялись интересы церкви и священнослужителей, часть которых подверглась репрессиям как "враги народа". Это также не могло не отразиться на состоянии антирелигиозной литературы, нередко приобретавшей антицерковный характер.

Лишь в последние 10-15 лет опубликованы содержательные труды, дающие, как представляется, объективное понимание социальной роли религии [8]. Но социальные функции церкви не получили достаточного рассмотрения и анализа, изложены с предельной краткостью и описательно, без раскрытия на материалах церквей и с упущением некоторых функций. Данная проблема остается одной из наименее разработанных в социологической литературе.

В предлагаемой статье предпринимается попытка: 1) трактовки функций церкви на основе теоретического и фактического материала, с учетом происшедшего в России за последнее десятилетие; 2) раскрытия социальной роли религии на материалах русской православной церкви (РПЦ), а также отчасти, других христианских церквей.

Особо выделим две функции церкви как главные, ведущие, которыми прежде всего определяется, на наш взгляд, социальная роль религии: социально-политическую и "мировоззренческую", обращенные церковью ко всему обществу и являющиеся базой для реализации остальных. Следует учесть, что религия, хотя и содержит некоторые политические положения, не имеет классово-политического характера, является «общечеловеческой». В отличие от религии, церковь всегда занимает определенную политическую позицию и, в зависимости от последней, может придать религии политические черты. Сходные религиозные положения неодинаково истолковываются различными конфессиями. Что наблюдается и сегодня в связи с модернизацией христианства.

К главным функциям непосредственно примыкают органически с ними связанные компенсаторная и морально-этическая функции, ориентированные на психику верующего, его религиозное сознание. Существенную роль играют и такие функции, как культурная и "международная", направленная на связь с другими конфессиями. Кроме того, существуют интегрирующая, благотворительная, коммерческая функции, которые мы в данной статье не рассматриваем. Все функции, на наш взгляд, взаимосвязаны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.008 с.)