Конфессиональное разнообразие современной Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси.



В осуществлении своей политики государство с необходимостью должно учитывать не только национальный, но религиозный фактор. Светский характер государства не исключает необходимости опираться на духовный потенциал авторитетных традиционных для Беларуси религиозных объединений. Определяется это той ролью, которую играет религия в жизни человека и общества, а также тенденциями её развития конца ХХ– начала ХХI вв.

Религия играла и играет большую роль в интеграции, консолидации общества, самондентификации народа, его духовно-нравственном воспитании, в благотворительной деятельности, преодолении преступности и наркомании. Она является важнейшей составляющей мировоззрение человека, его общей и профессиональной культуры. Роль религиозного фактора особенно возрастает в кризисные для страны и граждан периоды, связанные с войной, стихийным бедствием, перестроечными процессами, личными невзгодами человека.

Учет религиозного фактора определяется и тенденциями развития религии в начале ХХI века. Основными среди являются:

– политизация религии, стремление религиозных объединений все более активно участвовать в общественно-политической жизни, социальном служении – оказании помощи больным, престарелым, детским учреждениям, проводить воспитательную и просветительную работу;

– усложнение и динамизм религиозной жизни, религиозной структуры населения стран, вызванные процессами глобализации, миграционными процессами (потоками);

– рост количества нетрадиционных, синкретических религий и религиозных течений, сект, культов;

– этнизацию религии, в ходе которой религия становится опорой национализма и сепаратизма, а этнические конфликты приобретают религиозную окраску;

– возрастание религиозного фундаментализма и экстремизма, религиозной нетерпимости, которые находят проявление в стойком неприятии светского образа жизни и стремлении навязать традиционные ценности и нормы жизни, придать религиозное значение политическим акциям;

– развитие экуменического движения, направленного на достижение взаимопонимания, консолидации крупных церквей и конфессий;

– распространение в обществе мировоззренческого плюрализма, космополитизма когда религиозная идентичность воспринимается каждым как личное дело;

Данные тенденции проявляются и в духовно-религиозной жизни Беларуси. Прежде всего, в республике после 70-летнего воинствующего советского атеизма, религиозный фактор приобретает заметное место в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, возрождение исторических традиций народа.

Согласно социологическим исследованиям верующими себя в Беларуси считают 59% населения, неверующими – 12%, колеблющимися – 24%. Эти данные соответствуют мировой статистике, согласно которой 66% населения мира заявило о своей религиозности и 25% назвали себя нерелигиозными.

По состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси насчитывалось 3106 религиозных общин и 157 религиозных организаций республиканского и общеконфесионального значения (45 религиозных объединений, 34 миссии, 40 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, 14 духовных учебных заведений).

Ведущей и самой активной в религиозной жизни страны выступает Белорусская православная церковь (БПЦ). За последнее 20-летие количество православных приходов возросло более чем в 4 раза и составило 1509. В настоящее время в БПЦ насчитывается 12 религиозных объединений (Белорусский Экзархат и 11 епархий), 5 духовных учебных заведений, 28 монастырей, 13 братств, 9 сестричеств. Епархии располагают 1315 культовыми зданиями. В республике ведется строительство 152 культовых зданий БПЦ. В православных приходах работает 1509 священнослужителей. Кадры священно служителей готовятся в 5 учебных заведениях БПЦ: Минской духовной академии, Минской духовной семинарии в п. Жировичи Слонимского района Гродненской области, Духовном училище Витебской епархии, Минском духовном училище Минской епархии, Слонимском духовном училище Новогрудской епархии. Подготовка священнослужителей ведется также в институте теологии при БГУ, в Витебском государственном университете осуществляется подготовка студентов по специальности «Богословие».

БПЦ устанавливает и поддерживает связи с православными церквями других патриархатов, развивает направления социального служения и благотворительной деятельности. Объединяющее около 80% верующих в республике, она составляет основу религиозной жизни страны и веротерпимости.

Православная церковь помогает детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства и сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, которое оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым.

Некоторыми религиозно-культурными особенностями выделяются этноконфессиональные группы русских старообрядцев(староверов), которые придерживаются православных канонов, бытовавших в России до реформы патриарха Никона в середине ХVII в. Проживают они, главным образом, в Гомельской, Витебской, Минской областях. Основное поселение их компактного проживания является г.Ветка в Гомельской области. Староверы не входят в состав Русской православной церкви. В последние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев. В последние годы в республике создано старообрядческое Древнеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно.

Укрепляются в Беларуси позиции Римско-католической церкви (РКЦ), с которой государственные органы развивают конструктивные отношения. К католической вере относят себя около 14 процентов населения. В 1991 году в Беларуси Ватиканом созданы Минско-Могилевская архиепархия, Пинская и Гродненская епархия, в 1999 году – Витебская епархия. В РКЦ насчитывается 5 религиозных объединений, 3 духовных учебных заведения, 8монастырей, 9 религиозных миссий, 470 религиозных общин. РКЦ имеет 462 костела, еще 35 находится в стадии строительства. В приходах работает около 470 священнослужителей. Кадры священнослужителей готовятся в Гродненской и Пинской духовных семинариях.

Римско-католическая церковь поддерживает конструктивные отношения с Белорусской православной церковью и другими конфессиями и религиозными направлениями. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич 26 февраля 2009 г. избран заместителем председателя Консультативного межконфессионального совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей, в состав которого входят руководители республиканских религиозных объединений.

В целом Римско-католическая церковь является одной из активных конфессий и проводит значимую социальную и благотворительную работу. Важную роль в этом играет организация «Каритас», отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект «Дети», проект «Рождественские каникулы», проект «Неделя милосердия» и т.д.

К католической конфессии в Беларуси относится также униатство (синонимы – греко-латинская», «греко-католическая», «белорусская» вера). Униатская церковь была официально провозглашена в Берестье в 1596-1598 гг., и согласно ей православная и католическая конфессии объединялись в единую конфессию под главенством римского папы с сохранением основных догматов БПЦ.

Создав униатскую церковь белорусский народ показал свою зрелость, поставив себя на один уровень с такими духовно развитыми европейскими народами, как британцы, которые создали свою национальную англиканскую церковь; немцами – лютеранскую, швейцарцами – кальвинистскую и др.

К концу XVIII века более 80% населения Беларуси были униатами. Подтверждением этого факта является большое количество храмов, построенных униатами в стиле барокко, готики, неоготики, характерными для этой веры.

Деятельность униатской церкви в Беларуси была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке. Запрещение униатской церкви было вызвано тем, что в ней царское самодержавие видело источник формирования национального самосознания белорусов, консолидации белорусского народа в нацию, главное препятствие на пути экспансии русской православной церкви на белорусские земли.

Несмотря на дискриминацию, которую проводили царские и советские власти, православная церковь в отношении униатов, в Беларуси Греко-католическая церковь возродилась в конце 80-х гг. ХХ века. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси, униатская церковь пока не получила широкой поддержки властей и населения республики. На 1 января 2010 г. зарегистрировано 14 греко-католических общин, действует 5 храмов.

Действуют в республике и протестантские религиозные направления, которые известны в Беларуси с XVI века. В настоящее время на белорусских  землях действуют 992 религиозные общины, 21 объединение, 22 миссии и 5 духовных учебных заведений 14-ти направлений протестантизма.

Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое представлено 27 общинами и 3 объединениями. Большинство верующих составляют этнические немцы, что позволяет определять белорусских лютеран как одну из этноконфессиональных групп.

Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры Евангельской (501 община), Евангельских христиан-баптистов (272 общины), адвентистов седьмого дня (72 общины), христиан полного Евангелия (54 общины) и др. Протестантские религиозные объединения поддерживают связи с зарубежными центрами.

Возрождается и ранее традиционный для Беларуси ислам, который исповедует в основном татарское население. Проникновение татаро-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV века, когда Великий князь Великого княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. С конца 1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизни татар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь. Сегодня в республике зарегистрировано 25 мусульманских общин и одно мусульманское религиозное объединение.

Сохранился и укрепляет свои позиции и иудаизм – национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в ХIV в. В настоящее время в Беларуси действуют 46 иудейских общин и 2 религиозных объединения.

    В конце 80-х годов, в связи с оживлением религиозности населения и доступностью соответствующей литературы, на территории республики появились представители неоориенталистских (новых восточных) направлений, в частности, сознания Кришны. В республике зарегистрировано 6 общин данного направления. Существуют также организации бахаи, которые претендуют на новую мировую религию.

    Активизировались в нашей стране с 90-х годов и различного рода секты и культы. На постсоветском пространстве, в т.ч. и в Беларуси, заявили о себе более 300 различных сект и культов, 150 фондов, объединений, ассоциаций, которые являются филиалами различных организаций религиозно-мистического полка. Среди них филиалы «Церкви Саентологии», «Церкви Единения», «Церкви Христа», «Детей Бога», общества Трансцендентальной медитации» и другие.

    Действующие секты различаются главным образом типом религиозного руководства. Выделяют:

– авторитарные секты, в которых вся внутренняя жизнь и обрядность опирается на авторитет руководителя, основателя. Руководители таких сект обожествляются. К такого рода сектам относятся духоборы, молокане, старообрядцы и др.;

– иерхарические, основанные на подчинении руководителям, которые получили свои посты не в силу личных заслуг, а на основании устава (меннониты, баптисты, евангелисты, адвентисты, старообрядцы-поповцы и др.);

– теократические, стремящиеся к созданию религиозно-теократической организации (свидетели Иеговы, апокалипсисты, десное братство (ильинцы) и другие). Сторонники подобных сект исходят из библейского мифа о богоизбранности 144 тысяч христиан верного остатка, к которым причисляют своих членов;

– харизматические, возникающие с появлением тех или иных провидцев, пророков;

– экстатические, которые в отличие от проповедческих, характеризуются крепкой организацией, стремлением довести своих членов до религиозного экстаза, на почве которого возникает вера в реальное ощутимое общение со Святым Духом (старообрядцев-беспоповцев0, хлыстовиков, малеванцев, молокан-прыгонов и т.д.).

    Возникают подобные секты и культы на фоне довольно низкой религиозной грамотности населения, феномена «размытости религиозности», недостаточного влияния традиционных религий. На рост количества различных культов и сект оказывают влияние и психологические особенности человека: стремление к общению, структурированности (принадлежности к чему либо), значимости. Данные факторы учитываются сектантами, которые вовлекая своих новых приверженцев стремятся окружить их заботой, добротой, всеобщей любовью. При этом вовлекаемым предлагается новая «верная» реальность, выдаваемая за последнюю истину.

    Для вербовки своих приверженцев сектантами используются и такие методы психологического воздействия, как:

– метод уступок и возрастающих требований. С начало предлагается – приди к нам – затем проведи у нас выходные – далее останься на недельку – и в конце отдай нам свои деньги;

– метод убеждения новичка, что идеология и братья секты наилучшим образом решат его проблемы;

– сила групповой динамики включающая обходительность членов общины, групповые действия «песнопение, ритмика, обряды, сексуальная обаятельность и т.п.», личное общение с «просвещенным» и другие;

– отсутствие возможности протестовать или спорить; новичка постоянно снабжают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине;

– позитивное подкрепление: улыбка, вкусная пища, внимание и забота и т.п.

    Делается все это незаметно, ненавязчиво. За вновь пришедшим ведется наблюдение, оценка, проверка.

    Таким образом, видим, что религиозная обстановка в Беларуси характеризуется действием многообразных религий, сект и культов и требует взвешенной политики в этой области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.228 (0.019 с.)