Институт имени В.Г. Короленко». Факультет историко-лингвистический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт имени В.Г. Короленко». Факультет историко-лингвистический



 

Факультет историко-лингвистический

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили Иностранные языки (английский и немецкий языки)

Выпускающая кафедра Иностранных языков и удмуртской филологии

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

 

 

Бабамырадова Гултач

 

Группа 453

Научный руководитель: кандидат                           

педагогических наук,

доцент кафедры иностранных языков и

удмуртской филологии,       

Смирнова Марина Николаевна

 

Допущена к защите:

___________________________________

                                                                  Дата и номер протокола заседания кафедры,

подпись заведующего кафедрой

 

Дата защиты ВКР: _______________

                                                                                  

                                                                  Оценка: ___________________________

                                                                  оценка и подпись научного руководителя

 

 

2021

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования иноязычной межкультурной компетенции 7

1.1 Понятие иноязычной межкультурной компетенции, её виды.. 7

1.2 Принципы формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на основе лингвострановедческого материала. 11

1.3 Психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы.. 15

Выводы по первой главе. 21

Глава 2 Лингвострановедческий материал при обучении иностранному языку 24

2.1 Понятие лингвострановедение в современной методике иностранного языка 24

2.2 Лингвострановедческий материал как составляющая часть при обучении иностранному языку. 27

2.3 Виды и формы заданий на основе лингвострановедческого материала. 31

Выводы по второй главе. 35

Глава 3 Экспериментальная работа по использованию лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы.. 37

3.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.. 37

3.2 Констатирующий этап. 39

3.3 Формирующий этап. 42

3.4 Контрольный этап. 45

Выводы по третьей главе. 49

Заключение. 51

Список использованных источников. 54

Приложение. 59

 

 

Введение

В настоящее время в каждой стране в образовательной системе тщательно проводятся реформы по улучшению системы образования. Все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Одно из направлений государственной политики в области образования связано с формированием иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.

Общеобразовательная школа должна быть способна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, в том числе опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, другими словами, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В современной методике при обучении иностранному языку лингвострановедение играет огромную роль. Каждый учитель и преподаватель старается пользоваться элементами лингвострановедения изучаемого языка, чтобы развивать интерес к изучению иностранного языка. Более того, изучение иностранного языка нуждается в языковой и культурной среде, которой нет в системе отечественного образования.

По мнению большинства методистов и преподавателей, невозможно подготовить высококвалифицированных специалистов без ознакомления с традициями и реалиями иностранного языка.

Наша тема является актуальной, потому что она определяется современными реалиями и традициями. Лингвострановедческие материалы при изучении иностранного языка мотивируют обучающихся, когда данные материалы представлены в изучаемом иностранном языке, в том числе в лексических материалах. Следовательно, изучение культуры иноязычного носителя невозможно представить отдельно от языка. Язык и культура очень тесно связаны, поэтому нам важно понять, что в рамках методики преподавания иностранного языка следует не только дать знания, но и обучить языку.

Страноведение занимается комплексным изучением стран и регионов, дает представление о социально – экономическом положении народа, о его культуре, обычаях. В рамках страноведения возникла новая наука – лингвострановедение, которая ориентирована на лингвистику, изучающую ИЯ в сопоставлении с родным языком [2, с.25].

Исходя из того, что язык и культура неразрывно связаны, то и методика обучения должна подразумевать не только передачу знаний, но и обучение языку.

Основные аспекты разработки моделей развития межкультурной компетенции довольно широко раскрыты в работах И.Л. Бим, А.А. Брагиной, Е.Г. Волковой, Н.Д. Гальсковой, Г.В. Елизаровой, И.А. Масловой и др. [6, 10, 12,13, 14, 22].

Лексический аспект обучения лингвострановедению Великобритании поднимается также в трудах В.П. Конецкой, Н.Н. Михайлова [18, 27].

В том числе и зарубежные исследователи посвятили свои труды лексическим аспектам при обучении лингвострановедению Великобритании. Среди них следует отметить Coulthard M., Fox K., Ginsburg R. A., Huston S., Hoey M., Lewis M., и других [40, 41, 42, 43, 44, 45].

Актуальность исследования заключается в том, что нам следует:

– создать определенные педагогические условия для формирования и развития иноязычной межкультурной компетенции обучающихся в школе;

– разработать методические рекомендации для повышения данного аспекта среди школьников.

Современная система образования уделяет значительное внимание проблеме овладения как общими, так и частными, компетенциями на достаточном уровне, чтобы осуществлять иноязычное межличностное общение. На каждом этапе обучения иностранному языку продолжается формирование межкультурной компетентности обучающихся и на данном этапе возникают противоречия:

– между требованиями Государственного образовательного стандарта, который содержит уровень владения выпускниками ключевых компетенций и недостаточной сформированностью данных компетенций;

– между накопленной богатой практикой обучения в средней школе и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.

Поэтому проблема состоит в выявлении эффективных педагогических условий для успешного формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся на среднем этапе обучения.

Объект исследования – процессформирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы.

Предмет исследования – комплекс заданий на основе лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.

В основу исследования положена гипотеза - использование лингвострановедческого материала в процессе обучения иностранному языку в средней школе будет способствовать формированию иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.

Цель исследования состоит в том, чтобы исследовать значение использования лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на уроках английского языка.

Задачи исследования:

– изучить теоретические аспекты формирования иноязычной межкультурной компетенции;

– дать определение понятию «лингвострановедческий материал»;

– изучить понятие «лингвострановедение» в современной методике;

– определить понятие «иноязычной межкультурной компетенции», и принципы формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на основе лингвострановедческого материала;

– рассмотреть психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции учащихся средней школы.  

Методы исследования:

– анализ научной и методической литературы;

– тестирование;

– беседа с учителем иностранного языка;

– наблюдение;

– эксперимент;

– анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.

Новизна данного исследования заключается в отборе современного практически значимого лингвострановедческого материала на основе разработанного комплекса методических приемов и заданий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализированы и обобщены основные методики изучения лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на уроках английского языка.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования, разработанный комплекс упражнений и представленные в ней выводы могут быть использованы в практике обучения английскому языку.

Теоретические основы исследования технологии обучения на основе использования лингвострановедческого материала были представлены в докладе на региональной конференции в ГГПИ им. В.Г.Короленко.

Перспективами дальнейшего исследования является последующее практическое применение лингвострановедческого материала на занятиях по иностранному языку в школе.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В работе использовано 50 источников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.016 с.)