Виды и жанры пластических искусств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и жанры пластических искусств.



Искусство существует и исторически развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многообразием и многогранностью самого реального мира, отображаемого искусством.

Виды – большие области, формы существования и развития искусства, сложившиеся в ходе исторического развития искусства. Современное искусство включает в себя множество видов, разновидностей, родов и жанров. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает своими преимуществами в отображении каких-то из сторон, граней и явлений этого мира. При всех различиях отдельных видов искусства, их объединяют существенные общие черты. В основе творчества в разных видах искусства лежит единое отношение человека к миру (эстетическое отношение); все они достигают выразительности создаваемых художественных образов за счет того, что все выразительные средства данного вида искусства подчиняются задаче выражения определенного внутреннего содержания.

Существуют виды как устойчивые, имеющие свои границы, так и стремящиеся к объединению, союзу, взаимодействию.

Виды искусства различаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам создания образа.

Виды искусства по способу отражения действительности разделяются на:

1. Пространственные (пластические) и делятся на:

неизобразительные:

архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн; и

изобразительные искусства – это скульптура, живопись, графика, художественная фотография.

Для всех них существенную роль в раскрытии визуального образа играет пространственное построение.

2. Временные:

Искусство слова -  литература;

Искусство звука -  музыка.

Здесь преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция.

3. Пространственно-временные:

Зрелищные (игровые) искусства – хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк.

Мы будем изучать пространственные (пластические) искусства.

Искусство предстает перед нами как система видов.

Виды искусства – исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности.

Границы между видами подвижны, они стремятся к синтезу, к союзу (цветомузыка, архитектурные ансамбли). Раскрыть художественный образ, в этом союзе призваны все основные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись. Ярким примером синтеза искусств служит русская архитектура XIX века: Адмиралтейство, Казанский собор, Горный институт.

Каждый из видов пластических искусств по-своему, своими художественными средствами отражает и выражает окружающую действительность, и все виды искусства одинаково ценны, однако в истории были попытки выстроить виды искусства в иерархическом отношении – от высших к низшим (это относится, например, к эпохе классицизма). Виды искусства сложились исторически, и с ходом развития общества и искусства семья видов искусств пополняется (фотоискусство, дизайн).

Искусство многообразно, и все его виды неповторимы и уникальны.

Пластические (пространственные) искусства – это живопись, скульптура, графика, архитектура, ДПИ и дизайн, художественная фотография, где образы развертываются в пространстве.

В изобразительных искусствах (живопись, графика, скульптура, фотография) действительность, передаваемая в произведениях искусства, визуально воспринимается зрителем. Неизобразительные (архитектура, ДПИ, дизайн) – не предполагают прямых аналогий с реальной действительностью.

Границы между этими видами подвижны, они стремятся к взаимообогащению, союзу.

Итак, под видами искусства понимают различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изобразительные и неизобразительные. В свою очередь, их разделяют на роды (хотя между ними сложно провести четкую грань): станковый, монументальный, декоративный (это деление особенно характерно для изобразительного искусства). Роды – это исторически устойчивые формы образно-композиционной организации художественного произведения, возникающие исторически. Деление на роды в изобразительном искусстве мы привели, а неизобразительные искусства разделяются на роды в соответствии: с материалом: деревянное зодчество, керамика; техникой: каркасная архитектура, резьба; назначением: общественные здания, утварь.

Деление на роды (станковый, монументальный, декоративный) помогает понять специфику решения художественного образа в разных видах искусства. Так, понятие «станковый род» (станковое искусство) относится к произведениям живописи, скульптуры и графики, имеющим самостоятельный, неслужебный характер. Произведения станкового искусства не зависят от окружения в такой мере, как работы монументального искусства. Монументальное искусство – род пластических искусств, включающий произведения, создаваемые для архитектурной среды (памятники, росписи, мозаики, витраж). Содружество с архитектурой диктует этому роду искусств особую масштабность, обобщенность форм и цвета, служащие целям восприятия объекта с большого удаления от него. Декоративное искусство – род пластических искусств, произведения которого оформляют художественно-эстетически, декоративно-красочно окружающую человека материальную среду (декоративные росписи и витражи, декоративно-прикладное искусство, оформительское искусство). Познакомимся (пока коротко) с отдельными видами пластических искусств.

Архитектура.

Архитектура (лат. аrchitectura, от греч. аrchitecton - строитель), или зодчество – система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также и само искусство создавать эти здания и сооружения. Архитектура составляет необходимую часть средств материального производства. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведениями архитектуры являются как здания с организованным внутренним пространством, так и ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых городских пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой – градостроительство.

Важнейшим средством практического решения функций и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем, она лежит в основе использования той или иной архитектурной конструкции. А от конструктивного решения во многом зависят и прочность, и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. В ходе развития строительной техники появлялись новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, и на первых порах они могли вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере освоения новых конструкций, определяемые ею обновленные формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в нечто естественное и закономерное.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли, например, на современную архитектуру. Особое значение здесь имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанными с процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства, с введением стандартизации, с использованием унифицированных конструкций и деталей.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре – формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции (в т.ч. это и решение интерьера) используются разнообразные подходы: принцип симметрии или асимметрии, нюанс или контраст в соотношении отдельных элементов, ритмические соотношения общего и детали и т.д. Архитектоника решает проблему образного звучания строительной конструкции и материала. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого по отношению друг к другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также работа с цветом и освещением, обыгрывание свойств фактуры материала. Целостная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, называется архитектурной композицией.

Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Главные критерии в полноценном архитектурном образе – триединство качеств архитектуры: польза, прочность и красота.

Скульптура.

Скульптура (от лат. sculpo – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика, – вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка, положение объекта в пространстве, передача его движения, позы, жеста (если это изображение человека), светотеневая моделировка, усиливающая выразительность форм, архитектоническая организация объемов, визуальные впечатления от его массы, пластические соотношения, выбор пропорций, характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма строится в реальном трехмерном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой, на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей того или иного объекта изображения.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой группы, обычно требующей кругового обзора, и т.н. скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Рельеф по степени взаимодействия с фоном (основой) подразделяется на низкий рельеф (барельеф) и высокий рельеф – почти круглую пластику – барельеф.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную, станковую и т.н. скульптуру малых форм. Монументальная скульптура имеет ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений (памятник, стела, надгробие). Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками (орнаментальные и сюжетные композиции в интерьерах и интерьерах).

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Она предназначена для залов выставок, музеев, для жилых интерьеров, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры: её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем другим видам пластики, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение и содержание каждого скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор материала для работы скульптора.

Графика

Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Действительно художник рисует на бумаге, и тем же самым, чем пишет, – пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих, пятно, а также особое, бережное отношение к бумажной основе – плоскости и одновременно пространству графической работы.

Графика – искусство рисунка. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи других цветов. В графике используется также рисунок пятнами – изобразительное средство, широко примененное, например, в графических листах Мезереля и Пророкова.

Художники-графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединённых общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика, как искусство необычайно лаконичное, своими скупыми средствами может дать и действительно даёт не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем живопись.

Графику можно разделить на станковую и прикладную. Станковая графика, например, рисунок, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те виды графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например, промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т.д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.

Графика – необычайно оперативное искусство, оно идет по следам событий жизни и все в большей мере входит не только в общественную жизнь, но и в быт людей.

Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и в конце текста и т.д.). Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать его глубинному содержанию. Иллюстрации, созданные советскими иллюстраторами Д.Шмариновым к «Войне и миру» Л.Толстого, О.Верейским к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А. Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие образов этих произведений. Однако книжная иллюстрация – не простое сопровождение литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение, результат подлинного творчества художника-иллюстратора.

Особое место в искусстве графики занимает плакат – большое публицистическое, агитационное, информативное искусство, отличающееся ясностью решения темы, броскостью, органичным сочетанием рисунка и текста.

Расширение круга воспроизводимых явлений жизни, большая смысловая нагрузка, жанрово-видовое разнообразие, поиск новых технических средств выразительности – отличительные свойства современной графики.

Живопись.

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо основу. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, создает свои идейно-философские и эстетические концепции.

Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя их переживать действительность, изображенную художником, она служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения живописи обладают также документально-информационной ценностью.

В силу наглядности образа оценка жизни художником, его мировоззрение приобретают особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков и фактуры поверхности, что позволяет ей с недоступной другим видам искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, световоздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все явления реального мира, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и анализу внутреннего мира человека.

Доступные данному виду искусства широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).

По назначению различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т.д.).

По характеру связующих веществ и пигментов различаются: масляная живопись, живопись водяными красками в интерьере (фреска по сырой и по сухой штукатурке), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическими и силикатными красками, акварель, гуашь, пастель и т. п. В группу живописи входят также мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись, изобразительно-декоративные задачи.

Основное выразительное средство живописи – цвет – своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, дает живописи большие изобразительные и декоративные возможности. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает объёмы, является часто конструктивной и эмоциональной основой живописного образа. Фотоискусство предполагает создание химико-техническими средствами зрительного образа, художественно выразительного, достоверного и вместе с тем творчески решенного. Изобретатель фотографии (1839) француз Жак Дагерр был художником и наметил основные жанры фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет (по аналогии с живописью). Фотопортреты XIX в. (Феликс Надар во Франции, Дэн Камерон в Англии, С.Л. Левицкий в России) следовали методам классической и современной живописи, используя вместе с тем съёмочные эффекты, специальное освещение.

Во второй половине XIX века начала развиваться географическая, этнографическая, батальная, репортажная фотография. В последней четверти XIX – первой четверти XX вв. эксперименты в фотоискусстве позволили раскрыть красоту и динамику быстрых движений человека и животного (Эдуард Майбридж в США), запечатлеть оптические световые эффекты на фотобумаге (Манн Рэй в США), парадоксально соединить в фотомонтаже фрагменты жизни (Джон Хартфилд в Германии; А.М. Родченко, Л.М. Лисицкий в России). Эти опыты положили начало искусству фотографики.

В советской России наряду с авангардными экспериментами 1920-х и 1960 - 1990-х гг. бурно развивались документальное фотоискусство (М.В. Альперт, Б.В. Игнатович, Я. Н. Халип, А.С. Шайхет, А.С. Гаранин, И.М. Шагин), фотопортрет (М.С. Наппельбаум, П.А. Оцуп), цветная фотография (В.Е. Гиппенрайтер), военные, географические, спортивные, театральные и другие тематические решения. Искусство фотографии опирается на технику, и если ею пользуется художник, то она приобретает значение художественных изобразительно-выразительных средств.

Каждый из видов изобразительного искусства занимает своё особое, неповторимое место среди других видов искусства.

Виды искусства делятся на жанры.

Жанр (от французского – вид, род) – исторически сложившиеся внутренние подразделения видов искусств. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения, отражения жизни. Жанры возникают и развиваются в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Наиболее четко жанровое деление просматривается в станковой живописи и графике (исторический жанр, бытовой, батальный, пейзаж, портрет, натюрморт). Итак, в изобразительном искусстве жанры различают, прежде всего, по предмету изображения.

В истории искусства были попытки искусственно выстроить шкалу ценностей по отношению к жанрам – от высшего к низшему. На вершину выдвигался исторический жанр, его ценили за идейную глубину, широту охвата жизненных явлений, за возможность продемонстрировать весь талант художника. А на нижнюю ступень помещали и портрет, и натюрморт, и бытовой жанр – они близки жизни и, значит, недостаточно возвышенны.

Конечно, такая «пирамида» жанров недопустима, ограниченна. Нет ни высших, ни низших жанров. Об этом можно судить по такому, казалось бы, приземленному жанру, как бытовой. Во второй половине XIX в. русские художники-передвижники во главе с И.Е. Репиным внесли свой вклад в развитие передовой, демократической культуры своего времени, встали на защиту униженного крестьянина, рабочего, и в этом их обращение к бытовому жанру сыграло не последнюю роль. В бытовых картинах И. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» дан срез жизни русского пореформенного общества. За конкретным бытовым эпизодом видится знание жизни, людей, их типов и характеров, глубокая идея. Так бытовой жанр отходит от простой фиксации жизни и приближается к обобщению, типизации, свойственным т.н. «большим жанрам».

Среди самых распространенных ныне в Белоруссии жанров отметим пейзаж. На выставках можно видеть пейзажи городские, сельские, изредка морской пейзаж (марину), индустриальный пейзаж, – то есть практически весь типологический ряд этого жанрового подразделения.

Обращаясь к природе, художники ставят, прежде всего, перед собой цель отразить красоту родной земли, обратить наше внимание на душевную красоту неброских, но родных мест. Особенно славятся акварельные пейзажи витебских мастеров.

Один из самых любимых и признанных жанров – портрет. Портрет предполагает не только сходство с моделью, но и воссоздание характера человека, проникновение в его внутренний мир. Мы знаем великих портретистов, это – Рембрандт, Веласкес, русские мастера XVIII века; Серов, Репин, Крамской. Портрет сложен по структуре, по композиционному решению: бывают портреты погрудные, полуфигура, фигура, двойной портрет, автопортрет, групповой портрет и др.

В портрете отражается не только индивидуальный характер и судьба, но и время, идеи, тревоги эпохи портретируемого; так от конкретного, натурного идет путь художника к обобщению, типизации.

Жанр натюрморта постоянен в учебном и творческом процессе. Натюрморт – хорошая школа живописи, рисунка и композиции в русле решения учебных задач. Т.н. творческий натюрморт посвящен теме красоты и многообразия предметного мира.

Натюрморт – слово французское (nature morte) и означает оно – мёртвая природа. Быть может, название это возникло потому, что в пору формирования этого жанра во французской живописи основным объектом изображения была битая дичь, то есть действительно мёртвая природа. Это, пришедшее к нам из Франции, название укрепилось за произведениями, изображающими предметы самого различного характера. Однако для дальнейшего развития самого жанра гораздо большее значение имели произведения фламандской, отчасти испанской и итальянской, но более всего голландской живописи XVII века. И надо сказать, что голландцы и немцы дали этому жанру название более удачное – «тихая жизнь». В самом деле, хотя объектом изображения натюрморта являются по большей части неодушевлённые предметы, по существу произведения этого жанра рассказывают о жизни, но не прямо, а через те вещи, которые окружают человека и так или иначе с ним связаны. Именно связь объектов изображения в натюрморте с человеческой жизнью и вносит в произведения этого жанра своеобразную, как бы приглушённую, тихую жизнь.

Натюрморт позволяет судить о быте людей той или иной эпохи и страны, а также об их чувствах, идеалах и мировоззрении. Конечно, круг идей, выражаемых в натюрморте, уже, нежели в тематической композиции бытового или исторического характера, и сами идеи эти носят обычно более общий и камерный характер. Однако натюрморт может и должен быть столь же содержательным, как и другие жанры.

Большую роль в натюрморте играет выбор объектов. Так, изображая обычные предметы домашнего обихода ремесленной семьи, французский живописец Шарден утверждал в натюрмортах значительность даже самого скромного человека и прелесть семейного очага в противовес показной роскоши и легкомыслию современной ему аристократии.

Порой характер живописи даже в большей мере определяет эмоциональное воздействие натюрморта, чем сам набор предметов.

Выбором предметов и их сочетанием, различными приёмами их воплощения в живописи натюрморт может вызывать те или иные ощущения, выражать самые разнообразные идеи. Поэтому-то, не занимая в искусстве столь же значительного места, как бытовой или исторический жанр, как портрет или пейзаж, натюрморт, вместе с тем, способен играть немалую роль в решении эстетических и воспитательных задач, стоящих перед искусством.

 

Значительно менее других распространен в искусстве так называемый анималистический жанр, то есть изображение животных. Хотя само изображение животных существует в искусстве с самых первых его шагов, в наше время самостоятельный анималистический жанр находит себе сравнительно ограниченную сферу применения. С анималистическими сюжетами мы встречаемся теперь преимущественно в декоративной скульптуре, мелкой пластике, прикладном и народном искусстве, в иллюстрациях к книгам для детей. Как и все другие, анималистический жанр имеет свои законы.

Для художественного изображения животного недостаточно точного воспроизведения его внешнего облика или его повадок. Такое изображение может быть хорошей иллюстрацией к учебнику зоологии, но отнюдь не будет произведением искусства.

От художественного образа животного мы требуем раскрытия, в конечном счете, человеческих сущностей – например, в иллюстрациях к басням звери действуют как люди и воплощают те или иные реальные человеческие черты.

Все жанры искусства равноправны; развиваясь, они стремятся к взаимообогащению и развитию. Сам ход художественно-исторического развития порождает это явление.

 

Литература к подглаве 1.2:

1. Андроникова М. Портрет:от наскальных рисунков до звукового фильма. М., 1980.

2. Борев Ю. Эстетика. т. 1. М., 2002.

3. Елатомцева И. Теоретическое обоснование изобразительного искусства. Мн., 2007 (скульптура и живопись).

4. Краткое теоретическое введение к курсу истории искусств. М., 1988.

5. Ильина Т. Введение в искусствознание. М., 2003.

6. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.

7. Популярная художественная энциклопедия. М., 1986, т.1.

8. Терминологический словарь «Аполлон». М., 1997.

9. Янсон Х. Основы истории искусств. СПб., 1996.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.043 с.)