ГЛАВА II. Средства создания художественного образа в искусстве . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА II. Средства создания художественного образа в искусстве .



2.1. Понятие о художественном образе…………………………25

2.2. Содержание и форма в искусстве…………………………..27

2.3. Специфические средства художественной выразительности......................................................................34

ГЛАВА III. Характеристика творческого метода, стиля, направления, течения, школы в искусстве.

3.1. Понятие о творческом (художественном) методе………...41

3.2. Стиль в искусстве……………………………………………46

3.3. Направление, течение, школа в искусстве………………...53

ГЛАВА IV. Характеристика отдельных видов пластических искусств.

4.1. Характеристика архитектуры………………………………58

4.2. Анализ архитектурного произведения……………………..70

4.3. Характеристика скульптуры………………………..………78

4.4. Анализ скульптурного произведения………………………86

4.5. Характеристика живописи…………………………………..95

4.6. Анализ живописного произведения……………………....110

4.7. Искусство графики………………………………………....118

4.8. Декоративно прикладное искусство и дизайн…………....131

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………..…143

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ХГФ, изучающих дисциплину «история искусств».

В первую очередь оно адресовано второму курсу, который только начинает изучение этого предмета, поэтому содержание пособия максимально отражает рабочую программу третьего семестра.

Материал пособия разделён на ряд глав, внутри которых, в свою очередь, есть собственные рубрики.

Содержанием текста стали основные теоретические вопросы, без знания которых невозможно в дальнейшем изучать историко-художественное развитие мирового искусства. Несмотря на то, что у многих студентов есть начальные сведения об истории и теории искусства, они зачастую поверхностны и не отвечают задаче грамотного понимания и суждения об искусстве.

В каждой из глав пособия изложено содержание конкретного вопроса и ряд методических указаний для лучшего понимания проблемы; даётся список критической литературы.

Данное пособие не ставит целью заменить собой учебник, цель – помочь изучающему искусство сориентироваться в большом количестве специальной литературы по теории искусств, облегчить задачу самостоятельного постижения сущности терминов и понятий искусства.

Знание отличительных черт каждого вида пластических искусств позволяет каждому быть «просвещённым» зрителем, а студентам художественно-графического факультета – более творчески решать учебные задачи.

 

 

ГЛАВА I. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Содержание термина “искусство”. Задачи, функции искусства.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальные потребности человека, воссоздавать окружающую действительность в формах человеческой чувственности.

Искусство как феномен культуры основано на видимом тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого. Это тождество имеет идеальный характер, является результатом отражения действительности в сознании человека. Оно является также продуктом исторически развившейся способности человека воплощать идеальный образ в материальной форме, делать доступным для восприятия других людей.

В процессе исторического развития под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты».

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Наука, изучающая проблемы искусства – искусствоведение. Искусствоведение (искусствознание) – комплекс общественных наук, изучающих искусство, его специфику, возникновение, закономерности развития, роль в истории общественного сознания.

Искусствоведческие науки включают: литературоведение, музыковедение, театроведение, а также искусствоведение в узком и наиболее употребительном смысле, т.е. науку о пластических (пространственных) искусствах (архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн, художественная фотография).

Искусствоведение складывается как наука из трех частей: теории искусства, истории искусства и художественной критики. Родоначальником истории искусств принято считать Джорджо Вазари (1511-1574гг.), итальянского живописца и архитектора эпохи Возрождения, создавшего первый труд в этой области: «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVIII в. складывается теория искусств (немецкий просветитель Иоахим Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист Дени Дидро).

В ХХ в. проблемами искусства занимаются и такие современные науки, как эстетика, культурология, социология и психология.

Наш годичный курс будет состоять из курса теории искусств в первом семестре и курса истории искусства Древнего мира во втором семестре.

Теория искусства изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы, средств выражения, специфики искусства в его жанрово-видовом развитии и др.

История искусства – раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических искусств со времени их зарождения до наших дней. Работы исследователей истории искусства освещают развитие искусства отдельных эпох, народов, видов и жанров. Начало научного изучения истории искусств восходит к античности (Плиний Старший, Платон); в эпоху Возрождения первым автором жизнеописания художников стал Д. Вазари.

И. Винкельман – основатель научной истории искусств в XVIII в. Он представил развитие античного искусства как процесс смены стилей, обусловленный эволюцией общества, впервые обратив внимание на то, что развитие искусства идет не стихийно, а в стилевом русле.

В XIX в. создаются фундаментальные исследования в области искусствознания. В к. XIX – нач. XX в. Генрих Вельфлин, Макс Дворжак, Лионелло Вентури, Эрвин Панофски и др. разработали научную методику искусствознания. В России известны выдающиеся историки искусства – А. Бенуа, Б.Виппер, М. Алпатов, В. Лазарев, Д. Сарабьянов и др.

Современная история искусств базируется на всесторонних исследованиях

искусства разных стран, народов и исторических периодов, на обширных археологических находках, атрибуциях.

Один из важнейших вопросов искусствознания – вопрос о специфике искусства, его классификации, задачах и функциях.

Рассмотрим следующие вопросы:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятия «искусство»;

ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ искусства;

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ искусства.

Существует множество определений искусства. Например: «Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека» (8; С. 144). Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение эпохи. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми, и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах; рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие; как проявление иррационального и бессознательного начала в человеке; видели в нем способ самовыражения человечества через личность художника (8; С. 145).

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

В самом широком смысле понятие «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего общественного развития под искусством стали понимать специфическую творческую деятельность, направленную на постижение мира и человека. Здесь также решающее значение имеет мастерство, но мастерство и умение особого рода.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же преимущественно выражают идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Традиционно утверждается, что искусство – одна из форм общественного сознания. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности.

Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством духовного, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру и др.

Важнейшая особенность искусства в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях и непреложных фактах, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме художественных, типических образов. Создавая художественный образ (а это – цель работы любого мастера), выявляя общие, существенные черты действительности, художник передает их через индивидуальные характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают неповторимые черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство – специфическое общественное явление. Искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что его идейное содержание есть содержание эстетическое; искусство есть мышление в образах.

Искусство не слепок с жизни, а ее вероятность, ее наиболее возможный вариант. Искусство – это художественное освоение мира.

Предмет искусства – духовный мир, выражающий сущность человека, и это самый главный и самый интересный предмет искусства.

Объект искусства – человек, его духовность и отношение к миру. Объекты познания искусства не отличаются от объектов познания науки – это природа, человек, общественная жизнь, – короче, действительность. Но есть отличие: восприятие и трактовка объектов действительности в искусстве двупланово, они выступают в единстве объективного и субъективного.

Искусство полифункционально. Оно выполняет ряд задач: познает, воспитывает, радует и волнует, оказывает мощное эмоциональное воздействие на людей, в общем, имеет ряд функций. Рассмотрим их.

Функции искусства (2):

1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Искусство – действие, преображение, творчество в соответствии с идеалами художника.

2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Искусство является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача навыков мышления, их обобщения, осмысления; формирование системы взглядов.) Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3) Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство – художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном свойстве искусства основывается его современное восприятие как знаковой системы, несущей информацию.

4) Воспитательная функция. (Формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Предполагается внушение определенного строя мыслей и чувств, эмоциональное воздействие художественного произведения на человеческую психику.

6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция – ничем не заменимая специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым пробуждать его творческий дух, формировать творческое начало личности.

7) Гедонистическая функция (искусство как наслаждение). Это радость приобщения к творчеству, к великим порывам художественного вдохновения и одновременно это ощущение искусства как особой условности с явным игровым компонентом.

В XIX и XX вв. на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т.е. уже псевдоискусством) и самой идеологией. Т.н. «массовое искусство» захватывает публику, предлагая приятно провести время. Серьезное же искусство требует душевной работы, знаний об искусстве, и это многих отпугивает и останавливает. На этом фоне выдвигается эрзац-искусство – кич (от нем. жаргонного «халтура») – образчик безвкусицы, подделки под высокое и знакомое искусство, пример заигрывания с нетребовательным обывателем (чайник в виде лежащей кошки, кошки-копилки, пепельница с изображение Моны Лизы на донышке и мн.др.). Образчики массового художественного ширпотреба эпохи потребления портят вкус и дезориентируют человека.

Искусство взаимодействует с другими видами и формами культуры:

1) Искусство и политика.

Рассмотрим это положение в двух его основных проявлениях:

· Политика государства в отношении искусства и его творцов. Здесь может быть два основных варианта взаимоотношений: либо поддержка государством искусства и его творцов, либо индифферентное отношение к нуждам искусства.

· Отношение творцов искусства к политическим событиям в стране. Особенно актуально это проявление социальной активности позиции творца на современном этапе политизации культуры и общества в целом.

2) Искусство и философия.

Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им.

Специфическое философское познание действительности через искусство мы видим в искусстве модернизма (использование философских идей экзистенциализма, психоанализа, иррационализма в искусстве сюрреалистов; в экспрессионизме; искусства в дадаизме и др.).

3) Наука и искусство.

Начиная с эпохи Ренессанса научные, точные знания вытесняют эмпирические и богословско-фантастические представления средневековья. Широкое вхождение в художественную практику прямой перспективы, знаний по пластической анатомии, физике и механике означало начало процесса неумолимого поворота искусства к реалистической достоверности.

4) Искусство и техника.

Взаимодействие этих ветвей культуры привело к возникновению, начиная с рубежа XIX и XX вв., новых видов искусства: художественного фото, кино, телевидения, эстрады, компьютерной графики и электронной музыки.

В современном развитии искусства очевиден процесс взаимодействия разных видов искусства; здесь четко обозначились две тенденции:

- сохранения суверенности каждого вида искусства;

- тяготение к синтезу, союзу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо они ведут не к поглощению одних видов искусства другими, а к их взаимовлиянию и взаимообогащению.

Взаимоотношение различных видов искусства – явление весьма характерное и полезное для развития искусства. Но оно имеет свои особенности, его формы исторически подвижны и изменчивы. Ни один из видов искусства своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Такое взаимодействие, синтез искусств – это идейно-творческий, образный союз пластических искусств, направленный на создание высокохудожественного, емкого художественного образа. Традиционный союз архитектуры, пластики и цвета мы находим в классическом европейском искусстве XVII – XIX вв. Взаимосвязь, взаимообогащение видов искусства всегда лежали в основе принципов синтеза искусств (искусство Древнего Египта, античной Греции, искусство готики).

Вопрос о том, есть ли развитие в искусстве, в чем оно заключается, имеет давнюю историю и до сих пор он не разрешен. Думая о том, что искусство есть способ познания окружающего мира, и границы его познания постоянно расширяются, мы можем говорить о поступательном характере его развития.

Существуют ли какие-то закономерности в смене стилей и направлений, можно ли говорить в этом смысле о развитии искусства и тем более – о прогрессе в искусстве? Можно ли считать, например, что искусство барокко лучше готики, а искусство XX века – высочайшее художественное явление мирового искусства?

Вопрос об изменениях в искусстве, о движении искусства вперед не решается однозначно. Чем вызваны такие изменения, как эпоха влияет на развитие искусства, чем обуславливается подъем в состоянии искусства на определенных этапах его бытия, – все это не риторические вопросы. Ответы на них помогают, в том числе обдуманно ответить на вопрос о развитии искусства. Рассматривая этот интересующий многих вопрос многопланово, можно прийти к выводу о преемственности и динамике художественной культуры, о ее изменении, развитии и это увидится нами не только в появлении новых материалов и техник работы, но и в новых мироощущениях, новых художественных задачах, решаемых на каждом последующем этапе исторического развития.

На современном этапе развития искусства мы видим процесс усложнения понимания (и воплощения) темы действительности и, как результат – появление новых синтетических жанров искусства (светомузыка, художественное конструирование, компьютерная графика).

Идет процесс совершенствования технических приемов, способов работы, внедряются новые технологии. В то же время искусство не теряет своей специфики. Таким образом, осуществляется процесс преемственности в развитии искусства, идёт постоянный поиск новых тем, образов, художественных средств выразительности. В этом также можно видеть процесс поступательного развития искусства.

Большая роль искусства в жизни объясняется тем, что подлинное искусство никогда не возникает в стороне от жизни. Являясь одной из форм общественного сознания, отражая в художественных образах богатство и многообразие окружающего мира, сложнейшие проявления жизни человеческого духа, искусство обладает следующими главными функциями:

Познавательной, воспитательной, эстетической, коммуникативной.

Искусство – могучее средство духовного обогащения человека. В этом, собственно, и состоит его великая воспитательная функция. Искусство помогает человеку стать личностью, оно делает его жизнь более осмысленной и возвышенной, раскрывает перед ним новые горизонты.

«Высекать огонь из сердец людей» – так определил благороднейшую и высочайшую задачу искусства Бетховен.

Подлинное искусство заставляет нас сопереживать героям произведений, искусство воздействует не только на наш разум, но и на наши чувства.

 

Литература к подглаве 1.1.

1. Афасижев М. Западноевропейские концепции художественного творчества. М., 1990.

2. Борев Ю. Эстетика. М., 2002.

3. Ванслов В. Искусствознание и критика. Л., 1988 г.

4. Ванслов В. Что такое искусство. Л., 1988 г.

5. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994 г.

6. Джинджихашвили Н. Искусство и прогресс. Философско-социологический анализ. Тбилиси., 1977.

7. Елатомцева И. Теоретическое обоснование изобразительного искусства.Мн., 2007 (скульптура, живопись).

8. Ильина Т. Введение в искусствоведение. М., 2003 г.

9. Искусство в системе культуры. Л., 1987 г.

10. Каган М. Морфология искусства. Л.,1974.

11. Кантор К. Тысячеглазый Аргус. Искусство икультура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм. М., 1990.

12. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў. Мн., 2000 г.

13. Пушнова Ю. Теория и история искусства. Конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006.

14. Современный словарь – справочник по искусству. М., 1992 г.

15. Хогарт В. Анализ красоты (теория искусства). Л., 1987.

16. Энциклопедический словарь искусства. М., 1997 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.059 с.)