Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление, течение, школа в искусстве.
Направление – одна из основных категорий теории и истории художественного процесса. Между тем она почти не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Действительно, понятие “направление” не имеет четкого определения, порой отрицается и само его существование и единственной реальностью искусства провозглашается само произведение искусства. Несомненно, произведение – наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных мастеров, что дает основание объединять их. Направление проявляет себя через совокупность (группы) работ, в которых осуществлены определенные общие принципы творчества. Художественное направление – совокупность произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. По отношению к искусству последних трех столетий историки часто предпочитают говорить не о стилях, а о тех или иных художественных направлениях. От стиля направление отличается именно тем, что оно не становится общей нормой художественной культуры своего времени и страны в целом, а возникает и развивается рядом с иными, порой резко ему враждебными направлениями. Такими характерными, но далеко не всеобъемлющими направлениями в искусстве к.ХIХ-начала ХХ века были: импрессионизм, постимпрессионизм и др. Внутреннее единство художественного направления обеспечивается основными параметрами творческого метода, общностью задач, но это еще не обеспечивает безоговорочного единства художников – представителей данного направления. Достаточно вспомнить, как различны были мировоззренческие концепции мастеров критического реализма Х1Х века Федотова, Перова, Крамского, Сурикова. Достаточно сложным было положение и в других стилевых направлениях: идейное содержание классицизма было и консервативным, и революционным; неоднозначной была идейная направленность романтического движения; экспрессионизма; футуризма. Отчего же подобные противоречия все же не разрушали целостности художественного направления, и классицизм оставался классицизмом, романтизм – романтизмом и т.д.? Очевидно, потому, что идейные разногласия внутри художественного направления относительны, а не абсолютны.
Скажем, присущие классицизму принципы гражданственности, патриотизма цементировали данное художественное направление, несмотря на расхождения в сфере политических концепций и идеалов. Эта общность идейно-творческих позиций и программ и позволяла творческим методам классицизма, романтизма и др. оставаться самими собой при всех метаниях в сфере идейного содержания. Среди ярких направлений в истории искусства – импрессионизм. Импрессионизм ( от фр.впечатление) – направление в искусстве последней трети ХIХ-начала ХХ века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм возник в 1860-х гг.: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега внесли во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: Клод Моне, Камиль Писарро, Альфред Сислей впервые выработали последовательную систему пленэра – работая на открытом воздухе,они создавали ощущение живого сверкающего солнечного света, огромного богатства красок природы,растворения объемных форм в среде, вибрации света и воздуха. Этому способствовала колористическая реформа – разложение сложных тонов на чистые цвета солнечного спектра, что порождало вместе с цветными тенями и рефлексами беспримерно светлую, трепетную живопись. Интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли и скульпторы (Огюст Роден во Франции, Паоло Трубецкой в России). Еще одно художественное направление – экспрессионизм. Экспрессионизм (от фр. выражение, выразительность) – направление в искусстве первых десятилетий ХХ века,особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии. Его возникновение связано с деятельностью дрезденского объединения художников “Мост”,основанного в 1905 году. В поисках способов экспрессивного (выразительного) преобразования натуры художники Кирхнер, Нольде, Мюллер и др. ориентировались на африканскую пластику, искусство немецкой готки,народное примитивное искусство. В их живописи натура деформируется, цвет приобретает тревожную напряженность, краски ложатся корпусно, тяжелыми массами.
Другое объединение,относящееся к экспрессионизму – “Синий всадник”, возникшее в 1911 году в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и француза Марка. Художники “Синего всадника” обращались к изучению структурных принципов цвето-и формообразования. На этом пути Кандинский пришел к абстракционизму. В дальнейшем тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Дикса, Кокошки, Барлаха, Мунка. Одним из самых сложных, неоднозначных направлений в современном искусстве был и остается абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее традиционными средствами живописи, а строит свой художественный язык на формальных элементах в передаче пластических масс, цвета, пространства. В большинстве случаев художники-абстракционисты пытаются придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям художника, передающие его отношение к миру и философские позиции. С момента возникновения абстракционизма в нем определяются две линии: геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных конфигурациях (Малевич, Мондриан, Делоне), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Композиции геометрического абстракционизма построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представляющих устойчивые предметно-пространственные состояния. Абстракции лирические, наполненные плывущими, взаимопроникающими формами и мерцающими цветами, напротив, сосредотачивают свое внимание на динамических процессах в Космосе, органической жизни и психике человека. Абстракционизм возник как предшественник кубизма, футуризма, дадаизма. Художники внесли значительный вклад в становление современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах. В период после второй мировой войны абстракционизм становится доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Самые знаменитые абстракционисты – Кандинский, Малевич, Мондриан, Поллок. Будучи основной единицей измерения истории искусства, художественное направление обнаруживает, однако, и некие внутренние членения. “В реальном историко-художественном процессе формирование и развитие едва ли не каждого направления протекает в различных социальных условиях – национально-своеобразных, провинциально-специфичных, исторически-локальных. Все эти факторы дробят единое художественное направление и одновременно его конкретизируют. Подобные конкретные проявления и преломления художественного направления обычно называют художественными течениями или художественными школами” (1; С. 723). Художественными течениями называют такие художественные движения, которые образуются в определенных национальных и исторических условиях и объединяют группы художников – единомышленников (передвижники, мирискусники). “Понять сущность каждого художественного течения, осмыслить его появление, развитие и исчезновение, определить его роль в истории искусства можно лишь в том случае, если художественные течения соотносятся с художественными направлениями,если связь течений и направлений рассматривается с точки зрения диалектики общего,особенного и единичного” (7;С.724).
Остроумно замечено, что направления “направляют”, а течения “текут”. Действительно, течения в искусстве возникают стихийно, направления – сознательно. Понятие “ школа ” употребляется чаще всего для обозначения региональных разветвлений художественного направления (итальянская школа, псковская школа иконописи, витебская художественная школа). Художественные школы формируются во времени и пространстве по хронологическим и территориальным, географическим границам. Так, в искусстве Древней Греции наряду с различными художественными стилями существовали и региональные школы искусства: афинская, сикионская, самосская. В дальнейшем складывается понятие “национальных школ” (французская, итальянская, немецкая), и названия, связанные с определенными центрами художественной деятельности: болонская и венецианская школа живописи, московская и новгородская школа иконописи, Владимиро-Суздальская архитектурная школа. Школы в искусстве создавались и отдельными выдающимися мастерами: школа Леонардо да Винчи, школа Рембрандта, Рафаэля…В узком смысле слова под художественной школой имеется ввиду способ обучения художественному ремеслу, мастерству, манере, технике. Итак, художественная школа – это конкретное, локальное выражение определенного художественного направления или стиля. В итоге скажем, что художественный стиль конкретизируется, проявляется в художественном направлении, а внутри него содержатся художественные течения и школы.
Список литературы к главе III: 1. Борев Ю. Эстетика. М., 2002. 2. Виппер Б.Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве. М., 1991. 3. Власов В.Стили в искусстве. В 3-х тт. СПб, 1995. 4. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М., 2000. 5. Зись А.Стили в искусстве. М., 1979. 6. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998. 7. Ильина Т.Введение в искусствознание. М., 2003. 8. Краткое теоретическое введение к курсу истории искусств. М., 1987. 9. Наливайко Д. Искусство: направление, течение, стили. Мн., 1981. 10. Сарабьянов Д.Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989. 11. Сокольникова Н. История стилей в искусстве. М., 2000. 12. Хиллер Б. Стиль ХХ века. М., 2004. 13. Холмогорова О. Соц-арт. М.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.011 с.) |