Характеристика скульптуры как вида пластических искусств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика скульптуры как вида пластических искусств.



Скульптура (от лат. sculpо – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры.

Скульптура – один из видов изобразительного искусства, который отражает реальную жизнь, пользуясь особыми способами и средствами; единственный вид, дающий объёмно-пространственные изображения материальных предметов.

Скульптура имеет свою красоту и свой «язык». Подобно тому, как в живописи нас могут радовать и вызывать те или иные чувства цвет, красочные сочетания, так и в восприятии скульптурного произведения зритель находит эстетическое удовлетворение от созерцания художественной выразительности объёмов, распределения скульптурных масс, неисчерпаемого пластического совершенства человеческого тела.

Из трёх основных видов изобразительного искусства – живописи, графики и скульптуры – последний считается обычно наиболее трудным для восприятия малоподготовленным зрителем. Играет ли здесь роль своеобразная сдержанность, немногословность скульптуры или же у современного зрителя слабее развито эстетическое восприятие пластики – сказать трудно.

Известно, что скульптура – одно из наиболее древних по происхождению искусств, которое у многих народов долго занимало главенствующее место. Ещё за много лет до нашей эры скульптура достигла подлинных вершин своего развития. Замечательные находки обнаруживают порой при раскопках древних человеческих поселений. Через тысячелетия дошли до наших дней поражающие своей художественной силой произведения мастеров Египта и Индии, Греции и Месопотамии.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической формы, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры.

Скульптура не просто обогащает нас новыми впечатлениями. Она дарит нас впечатлениями возвышенными, эстетически-насыщенными. Рассказывая о том, как прекрасен, чист и совершенен может быть человек, она воздействует на наш духовный мир, заставляя стремиться к совершенству. Утверждая благородство и бесстрашие человеческой личности, она вселяет в людей веру в себя, в свои силы и возможности – недаром флорентинцы черпали в «Давиде» Микеланджело мужество, решимость и готовность сопротивляться врагам.

Воплощая и акцентируя высокие чувства, воссоздавая духовное в зримом, телесном облике, скульптура (особенно монументальная) является могучим воспитателем. Перед памятником Минину и Пожарскому Мартоса с особенной силой пробуждаются патриотические чувства – гордость своим Отечеством и любовь к нему; перед «Марсельезой» Рюда – горячее стремление к свободе; перед «Гражданами Кале» Родена – готовность пойти на подвиг, пожертвовать своей жизнью ради жизни других людей.

Формируя художественный облик города, скульптура одновременно воздействует на нравственный и гражданский облик живущих в нём людей.

По сравнению с живописью она охватывает довольно ограниченный круг явлений. Живопись вбирает в себя все краски мира, передаёт такие явления, как свет и тень, туман и воздух. Скульптуре это не доступно. Так, называя своё произведение «Вдали музыка и огни», выдающийся русский скульптор Анна Голубкина (1864-1927) не пыталась передать ни света, ни звуков: она просто изобразила трёх мальчиков, мечтательно прислушивающихся к чему-то. По пути олицетворения, персонифицирования понятий, создания символико-аллегорических образов шёл и другой известный советский скульптор – Степан Эрьзя (1876-1959): растрёпанные волосы, сведённое конвульсиями лицо, раскрытый в неудержимом вопле рот – такова скульптура, названная им «Ужас».

В живописи можно написать любой живой объект. В скульптуре автономное, самостоятельное изображение растений и предметов встречается редко. Только в последние десятилетия появились попытки создать в скульптуре особый философски-художественно осмысленный предметно-вещный мир (в искусстве инсталляции).

Зато скульптуре дано то, чем не обладает ни живопись, ни графика: она владеет осязательными, реальными объёмами, трёхмерной формой, имеющей соответствующую материалу весомость. В её распоряжении подлинная глубина, округлость, масса – всё то, что живопись передаёт лишь иллюзорно.

Благодаря трёхмерности, реальной осязательности формы скульптурные изображения иногда воспринимаются как живые люди. Древнегреческий миф о Пигмалеоне, изваявшем из мрамора прекрасную женщину и влюбившемся в неё, по отношению к живописи вряд ли был бы возможен.

Для скульптуры характерно влечение к разнообразным сюжетам и темам, к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей, прекрасных физически и духовно.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя, статуэтка, торс, бюст и т.д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т.д.). По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются: на барельеф (низкий рельеф), горельеф (высокий рельеф), углубленный и контррельеф.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Монументальная скульптура – один из древнейших родов скульптуры, имевший первоначально культовое, потом мемориальное назначение.

К монументальной скульптуре относятся однофигурные, многофигурные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, статуи, бюсты, рельефы, надгробная пластика. Монументальная скульптура устанавливается как в городском пространстве, так и в природной среде.

Монумент (от лат. напоминаю) – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля.

Памятник в узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечивания памяти об определённых событиях и людях. Его основные композиционные типы были созданы в античности:

а) аллегорические или портретные статуи,

б) скульптурные группы,

в) стелы,

г) триумфальные арки и колонны.

В эпоху Возрождения была развита традиция создания чисто светских памятников (конные монументы). В эпоху барокко и классицизма создавались памятники монархам и полководцам с ведущей тенденцией к созданию репрезентативного и торжественного образа.

В XX веке особенную активность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвящённых памяти жертв.

Памятник рассчитан на восприятие его с далёкого расстояния. Поэтому он должен отвечать требованиям обобщения. Монументальность – неотъемлемое качество памятника.

Монументальность – это одно из свойств художественного образа в искусстве. В произведениях изобразительного искусства – это глубокое художественное обобщение, выражающее значительность идейного содержания, отраженное в соответствующих ему формах. Монументальность произведения уже обусловлена общественной значимостью тематики, глубиной и силой идей и соответствующим художественным языком: простым, строгим, величественным и экспрессивным. Понятие «монументальность» применимо и к произведениям других видов станкового изобразительного искусства, но более часто и органично выражено в монументальной пластике. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны на восприятие с большого удаления, с разных ракурсов. Она создается в расчете на долговременное существование, поэтому выполняется из т.н. «вечных материалов» – гранит, бронза, медь.

Классическими образцами монументальной скульптуры являются: статуя Марка Аврелия в Риме (161-180), работы Микеланджело, Вероккио, Родена и др.

Большую роль в создании художественного образа в монументальной скульптуре играет постамент, или основание памятника. Анализ многих монументальных памятников прошлого показывает, что высота скульптуры приблизительно равна высоте постамента. Сохранение подобных пропорций придает монументу устойчивость и создаёт необходимые условия для его обозрения на расстоянии. Немалое значение для общего решения композиции памятника имеет характер установки фигуры на постаменте. Композиционно эти две части целого должны располагаться так, чтобы осевая линия фигуры соответствовала оси самого постамента. Несоблюдение этого условия ведет к нарушению единства частей монумента, создает впечатление неустойчивости его силуэта. Классическим примером соблюдения правил композиционного решения монумента является памятник А.Пушкину работы скульптора А.Опекушина(1880). Постамент – это не только подставка для скульптуры. Он призван идейно обогатить памятник и во многом помогает нам лучше, глубже понять его содержание. Очень часто он используется для размещения дополнительных элементов, которые помогают раскрыть идейный замысел памятника, и с другой стороны – способствует достижению необходимой зрительной связи скульптуры и архитектуры (так, на постаменте памятника Минину и Пожарскому работы И.Матроса (1818) помещены тематические рельефы, расширяющие наше понимание происходящего).

Монументы воспринимаются только в сочетании с окружающей их обстановкой и сами во многом организуют эту обстановку. Задача скульптора и работающего с ним архитектор состоит в том, чтобы умело «привязать» памятник к конкретному месту. Здесь существует закономерность: чем крупнее памятник, тем большее пространство должно его окружать. Если площадь ограничена, то и памятник на ней должен быть невелик. Нагляднейшим примером может служить знаменитый «Медный всадник» Э.Фальконе (1782). Это совершенное произведение искусства велико именно тем, что при решении его композиции были соблюдены и учтены все самые строгие требования, предъявляемые к монументальным памятникам. Медный всадник сооружен на сравнительно небольшой прямоугольной площади. Высота памятника (10,5 м) соразмерна величине площади. Тщательное изучение памятника Петру 1 убеждает, что Э.Фальконе не только хорошо прочувствовал архитектуру Петербурга, но своим монументом как бы предопределил характер и пропорции зданий, окаймляющих площадь с севера и юга, – Адмиралтейства, Сената и Синода, возведенных несколькими десятилетиями позже Медного всадника. Итак, произведения монументальной скульптуры всегда сооружаются для определённого места. Их нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от окружения. Целиком оправдано размещение памятника П.И. Чайковскому около здания Московской консерватории, памятника А.Н. Островскому возле здания Малого театра в Москве.

Немаловажную роль в создании художественного образа монументальной скульптуры играет силуэт.

Силуэт – внешнее очертание скульптуры, графическое выражение в пространстве объёмной формы скульптуры.

Велико значение удачно найденного силуэта («Медный всадник»; памятник А. Суворову И. Козловского, 1800 г.; В. Мухина «Рабочий и колхозница», 1930 и т.д.). Органическую связь с этим родом скульптуры имеет монументально–декоративная скульптура, призванная декорировать (украшать) архитектурное сооружение.

Монументально – декоративная скульптура – род скульптуры, по своей природе являющийся искусством синтетическим, тесно связанным с архитектурой и природным ландшафтом; такая скульптура оформляет фасады (портики, ниши, парапеты) и интерьеры зданий, городские парки и скверы (парковая скульптура).

В ХХ веке трансформируются привычные формы монументально–декоративной скульптуры: так, рядом с понятием «парковая скульптура» появилось несколько иное явление – городская скульптура, зачастую имеющая игровой, ироничный характер, окрашенный народно-фольклорным колоритом: Чижик-Пыжик и сырок «Дружба» в Петербурге, огурец в Шклове и пр.

Выполнять успешно свои функции монументально – декоративная скульптура сумеет лишь тогда, когда будет выступать в единстве с архитектурой и средой. Это сочетание архитектуры и скульптуры ни в коем случае не означает потерю каждым из них своих специфических черт и возможностей, а, напротив, предполагает их взаимное обогащение, т.е., синтез искусств должен быть построен не на подчинении, а на равновесии, равноправии.

Творческое содружество скульпторов и архитекторов уходит в глубь веков. Об этом говорят многочисленные памятники Древнего Египта, античной Греции и Рима, Византии, Древней Руси. Знаменитые примеры выдающегося решения проблемы синтеза искусств: храм Парфенон, Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь, Адмиралтейство в России, Ансамбль Дворцовой площади в Петербурге и мн. др.).

Яркий пример проявления синтеза искусств в новейшее время – художественное решение Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Архитектурно – художественная композиция сооружения предполагала наличие скульптуры (В. Мухина) как нечто само собой разумеющееся и обязательное.

Анализ убеждает, что архитектурная и скульптурная части павильона, взятые в отдельности, немало теряют в своей выразительности, что только вместе они, дополняя и взаимообогащая друг друга, образуют цельный художественный образ.

Станковая скульптура в отличие от монументальной и монументально – декоративной не связана ни с архитектурой, ни с городскими и парковыми ансамблями. Она предназначена для закрытых помещений – залов музеев, выставок, общественных или жилых помещений. Своё название она получила от станка, или подставки, на которую устанавливается.

Станковая скульптура создается сравнительно небольших размеров – или меньше натуральной величины, или несколько больше. Она смотрится на близком расстоянии и не зависит от окружающей обстановки. Самые известные жанры станковой скульптуры – статуя, портрет, ню и др. (то есть, разнообразные формы отражения образа человека в пластике), бытовая композиция, анималистика.

 

Станковое искусство (в том числе и скульптура) начало интенсивно развиваться в основном с эпохи Возрождения как одно из следствий глубокого преобразования всех сторон общественной жизни. Требования точности и полноты в изображении действительности, особенно разнообразных сторон усложнившейся общественной жизни и частного опыта, возросший интерес к психологической глубине образов, к гибкому и тонкому выражению лирического чувства и т.д – все эти новы идеи смогли быть наиболее полно удовлетворены именно средствами станкового искусства. Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Станковая пластика тяготеет к индивидуальному, конкретному, не отрешаясь при этом от проблем общечеловеческих, социальных, от типического.

Одно из ведущих мест в станковой скульптуре занимает портрет. Он известен со времен Древнего Египта (писец Каи, портреты Нефертити, портрет жреца). Главное требование к этому жанру скульптуры – добиться сходства с моделью, отразить его характер, состояние, внутренний мир. В России замечательным мастером портрета был Федот Шубин (ХVIII век). Так, в портрете вице-канцлера дипломата А.Голицына мы видим не только конкретного человека с его индивидуальными чертами – со своеобразным тонким лицом, благородным обликом, человека просвещенного, с живым умом и сильным характером. Мы угадываем и его принадлежность к привилегированному аристократическому классу в его барственной холености, в горделивой высокомерной осанке, в холодноватой снисходительности – чертах, типичных для русского вельможи ХVIII века. Недаром портрет А.Голицына называют собирательным портретом вельможи своей эпохи.

Скульпторов издревле привлекало и изображение животных.

Вначале изображения животных имели культовое значение. В настоящее время художники-анималисты стремятся пробудить у зрителя интерес к красоте уникального животного мира. Остротой восприятия отличаются скульптуры замечательного мастера-анималиста В.Ватагина.

В последние десятилетия ХХ в. в скульптуре возникли ранее не свойственные ей жанры – натюрморт и пейзаж (чаще всего в керамической пластике); появились новые формы станковой скульптуры – абстрактные композиции, объекты, находящиеся на грани предмета, технической конструкции и скульптуры. В станковой скульптуре использовались и используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литьё, выколотка, ковка, чеканка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. В композицию могут также вводиться готовые объекты, заимствованные из бытового окружения или технической сферы.

Особым видом скульптуры является так называемая «мелкая пластика». Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, дерева и других материалов, изображающие людей и животных. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных.

Мелкая пластика (иначе: малая пластика, скульптура малых форм) – самый распространенный, доступный для широкого круга вид скульптуры.

Она включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, III в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с ХVII в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

 

Рельеф.

Рельефом (фр. relief) называют род скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из неё. Фоном рельефа могут быть также выступающие изображения (пейзаж, архитектура).

Рельефные изображения связаны с плоскостью и обычно не воспроизводят полного объёма изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Нередко при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф как развитый вид скульптуры, в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения; существует он и в настоящее время.

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – это низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объёма. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Ещё одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – это высокий рельеф, в котором изображения возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объёма и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.

Барельеф и горельефизвестны с эпохи палеолита, распространены в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Итак, скульптура (пластика) – вид пластических искусств, основанный на принципе объёмного, трёхмерного изображения.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную, станковую и т.н. скульптуру малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности пластики имеют свои особенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.035 с.)