Молодежные субкультуры в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежные субкультуры в современной России.



В России, а до этого – в СССР развитие молодежных субкультур имело свою специфику. Особенно это было характерно для 1950-70-х гг., когда становление и развитие многих субкультур было калькой с европейского и американского образцов. Подражание вело к тому, что развитие субкультуры опаздывало на несколько лет по сравнению с оригиналом, и очень часто основные проявления субкультуры были искажены до неузнаваемости.

Фактически первой молодежной субкультурой в СССР были стиляги. Это движение оформилось в середине 1950-х гг. в крупных городах, прежде всего, в Москве и Ленинграде, а также в Прибалтике. Главной отличительной особенностью стиляг было подражание западному, прежде всего, американскому стилю одежды, музыкальным вкусам и в какой-то мере ценностям.

Слово «стиляги» было пущено в оборот фельетонистами наряду с таким эпитетом, как «плесень». Сами представители этого движения его не любили. Но слово «стиль» было для них ключевым.

Государство вело борьбу со стилягами. В местах их скопления периодически проходили рейды милиции и комсомольских оперотрядов. Им выстригали клок волос и распарывали брюки-дудочки. Началом затухания движения стиляг было, как ни странно, временное открытие «железного занавеса». Проведение VII Международного фестиваля молодежи и студентов, в Москве летом 1957 года познакомило советскую молодежь с настоящими иностранцами и с оригинальным западным искусством.

Движение хиппи в Советском Союзе началось в конце 1960-х гг. У советских хиппи было два центра – Москва и Ленинград. Сообщество хиппи называлось «движением» и, чаще, «Системой». Двадцатилетие движения торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. В среде хиппи считалось, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия.

Движение панков возникло в конце 1970-х гг. также в Москве и Ленинграде, впоследствии распространившись по всей России. В отличие от хиппи, у панков в СССР была куда более мощная социальная база – прежде всего, молодежь индустриальных центров. Ленинградские панки называли себя «звери». Их гимном была песня А. Рыбина «Все мы как звери». Лидером питерских панков был А. Панов («Свинья»).

Всплеск молодежных субкультур в СССР (молодежь, к ним относящуюся тогда называли «неформалы») относится ко второй половине 1980-х гг. Тогда начал рушиться «железный занавес», в страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени были «металлисты» - поклонники тяжелого рока.

Внешний вид поклонников «хэви металл» практически не отличался от американских и западноевропейских аналогов и выражался в подражании и копировании атрибутики своих кумиров, певцов «металлических» рок-команд («Kiss», «AC/DC», «Iron Maiden», «Except», «Metallica» и др.). Обязательными атрибутами металлистов были кожаные куртки и напульсники в заклепках, повязки на шею или на плечи, также проклепанные или унизанные металлическими шипами кожаные ремни, значки, часто самодельные, с фотографиями кумиров или косой молнией. Очень часто музыкальный стиль был лишь предлогом для того, чтобы вести соответствующий стиль жизни или просто исповедовать подобный стиль в одежде. Исследователи приводили следующие данные: чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. Однако в их числе находились и учащиеся техникумов и вузов.

В современной России наиболее массовыми молодежными субкультурами являются футбольные фанаты, байкеры, толкинисты, райтеры и некоторые другие.

 Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов. Территориально фан-движение ограничивалось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии.

Можно выделить 3 принципиально разные группы участников фан-движения:

1) так называемые hooligan's, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в одной фан-группе. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения, что находит отражение даже в специальной символике.

Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.

Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами.

Старейшим байкерским клубом России является московский мотоклуб «Ночные волки». Его основатели были выходцами из стихийных рокеров 1980-х гг., но к 90-м годам перевоплотились в сообщество другого плана, взяв за основу жесткую иерархию, создав в Москве клуб по образцу и подобию все тех же американских «Ангелов ада».

Начало движения толкинистов относится примерно к 1992 г. Первые толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время ролевых игр с художественным миром Толкиена дала необходимый материал для социального конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали «Эгладор» (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра.) и Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: «по-эльфийски» (красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и колокольчики, которые в основном покупали в магазине «Охотник» на Арбате), «по-гномовски» (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями «Монавар», «Скорпионс» и т. д.); «гоблины» и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Важными организационными формами движения являются ролевые игры: «кабинетки», проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в палатках [256].

Райтеры (от англ. write - писать) – это самоназвание авторов граффити. Граффити (итал. graffiti, от греч. γραφειν писать) - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Считается одним из видов самовыражения молодежи. Изначально граффити использовалось политическими активистами для высказывания лозунгов и уличными бандами для метки территории. В Россию граффити попало в конце 1980-х годов, но лишь спустя более 10 лет получило признание и известность. В настоящее время в России существует порядка 100 команд, хорошо занимающихся граффити (из них около 70 в Москве и Петербурге). Подобно своим американским предшественникам, райтеры всегда выступают под «никами» - кличками. Общаются они на специфическом жаргоне, заимствованном главным образом из нью-йоркского уличного сленга. Себя, как указывалось выше, они называют исключительно «райтерами», свои произведения – «писами» (от англ. piece - кусок), подчеркивая временность и фрагментарность уличного искусства [257].

Таким образом, современные молодежные субкультуры в России характеризуются значительным разнообразием. Большинство из них представляет собой течения, заимствованные с Запада и более или менее адаптированные к отечественной социокультурной среде.

 

Вопросы для самопроверки: для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «субкультура». Почему формируются субкультуры?

2. Назовите основные характеристики субкульур.

3. Как Вы считаете, современный уровень развития средств массовой коммуникации в большей степени способствует или препятствует формированию субкультур?

4. Как Вы думаете, насколько правомерно считать молодежь в целом носителем специфической «молодежной субкультуры»?

5. Какие социальные функции и дисфункции реализуют субкультуры по отношению к молодежи, к обществу в целом?

6. Чем был вызван всплеск контркультуры в странах Запада в конце 50-х – начале 60-х гг. XX века?

7. Кто такие битники? Какова их роль в развитии молодежных субкультур XX века?

8. Проведите параллели между субкультурами второй половины XX века в странах Запада и СССР.

9. Назовите основные элементы идеологии хиппи.

10. Как Вы считаете, что отличало западных и советских хиппи?

11. Почему во второй половине 1970-х гг. субкультура панков фактически вытеснила хиппи на периферию массового сознания и поведения молодежи?

12. Какие субкультуры распространены в среде современной российской молодежи?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.009 с.)