Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.



    1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.

Религия представляет собой миропонимание, основанное на вере в сверхъестественное, и проявляется в первую очередь в создании людьми святынь (sacrum) и в использовании их в разнообразных интересах. Проблема религии исследуется в различных науках. Теоретическую социологию интересуют, прежде всего, социальные функции религии, ее способность удовлетворять ряд ключевых потребностей индивида, социальной группы, общества в целом. Функции религии исследуются социологами как в контексте социальной статики, так и в динамическом аспекте – с выяснением ключевых изменений в позициях религии в обществе. На уровне конкретных социологических исследований изучается уровень религиозности в конкретных обществах и социальных группах, фиксируется религиозная структура населения.

Ключевым понятием социологического анализа религии является «религиозность». В предельно широком смысле религиозность трактуется как проявление веры в Бога (сверхъестественное) и поклонение ему, приверженность религии и выполнение ее предписаний [219].   

В социологии молодежи религиозность чаще всего определяют как степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Правда, ведущие социологи отмечают, что такая постановка проблемы оставляет «вне поля исследования проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи» [220]. Таким образом, исследование религиозности молодежи непременно сопряжено с исследованием внерелигиозности, рассматриваемой как степень и форма нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности, а также секулярности, рассматриваемой как степень и форма участия молодежи в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм [221].

       Религиозность является предметом изучения различных наук. В частности, философия религии исследует общие проблемы возникновения религии, ее структуры и функций. Психология религии сосредоточивает внимание на изучении религиозных чувств и переживаний, «религиозного опыта».Разделение людей по характеру религиозности на «верующих», «колеблющихся» и «неверующих» представляет собой основную шкалу исследуемой социологией религиозности.        Исследование религиозности, религиозной жизни человека и общества с позиции социологии включает, прежде всего, два аспекта. С одной стороны, религиозность представляет собой феномен сознания, духовные представления и переживания (религиозное сознание). Религиозное сознание представляет собой комплекс социально-психологических установок и ценностных ориентаций, включающий в себя религиозную самоидентификацию, приверженность конкретной религии, отношение к религиозным символам, готовность к религиозному поведению не только в религиозной ситуации, но и вне ее. Социологи, изучающие этот феномен, очень часто задают человеку вопросы исключительно об его установках, мировоззрении и ценностях. Но в то же время религиозность проявляется в реальном поведении человека, что позволяет ученым составить более надежное и точное представление о «религиозности» человека и общества в целом. Следовательно, вторым аспектом религиозности молодежи является религиозное поведение. Религиозное поведение воплощается в участии в богослужениях, посещении церкви (мечети, молитвенного дома и т.п.), чтении молитв, жертвоприношениях, в соблюдении религиозных обрядов, постов, праздников, предписаний и запретов культа, в религиозном воспитании детей и т.п. Связующим элементом между религиозным сознанием и религиозным поведением является религиозная мотивация. Социологические исследования религиозности молодежи включают в себя предельно широкий круг проблем. В зависимости от темы и задач этих исследований сокращается или – напротив – увеличивается набор анализируемых признаков религиозного сознания. В качестве критерия религиозности в социологических исследованиях чаще всего используется один из таких признаков. Нередко такими признаками являются самоопределение своего отношения к религии, вера в Бога, в сверхъестественное. Для измерения религиозности социологическими методами и ее качественной характеристики применяют производные понятия: уровень, степень, характер, состояние, динамика религиозности. Понятие «уровень религиозности» введено для количественной оценки религиозной группы и характеризует процентное отношение респондентов – носителей признака религиозности ко всем участникам исследования. Степень религиозности – количественно-качественный показатель интенсивности проявления признаков религиозности. Используя понятие «характер религиозности», имеют в виду конфессиональную специфику, отношение к инаковерующим и неверующим, степень религиозной толерантности или нетолерантности. Наиболее общей характеристикой религиозности является понятие «состояние религиозности». Оно определяет качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного времени.     Под динамикой религиозности понимают диахронную характеристику, раскрывающую количественные и качественные изменения религиозности молодежи за определенный период времени. В последние годы социологи активно используют критерий воцерковленности, которая означает не просто разделение человеком ценностей той или иной религии и признание себя верующим и относящимся к конкретной конфессии, но усвоение соответствующего образа жизни и образа мыслей [222]. Основными показателями воцерковленности, с точки зрения В. Чесноковой, являются:

    - частота посещения храма (каждое воскресение и во все великие праздники);

    - исповедование и причащение;

    - регулярность чтения Евангелия;

    - молитва;

    - соблюдение постов [223].

Молодые люди выступают одним из субъектов религиозных отношений. Религиозные отношения представляют собой один из видов общественных отношений. Они возникают и функционируют преимущественно в духовной сфере общества в соответствии с религиозным сознанием их носителей и реализуются в процессе религиозной деятельности. Это отношения, в которые молодые люди и молодежь в целом вступают в связи с их верой в Бога и по поводу этой веры.

Опыт показывает, что молодежь не является основным субъектом религиозных отношений. Но она всегда в той или иной мере включена в них.

Религия, как указывалось выше, выполняет ряд социальных функций, имеющих существенное значение и для молодежи, влияющих на ее социальное поведение и самосознание. Одна из ведущих среди данных функций не связана, казалось бы, напрямую с собственно религиозностью и в большей степени отражает культурное измерение религии – это функция национальной идентификации. Социологические опросы 1990-2000-х гг. свидетельствуют, что, определяя свою принадлежность к той или иной конфессиональной группе, респонденты, в том числе молодые, характеризуют тем самым не только и не столько личное отношение к религии, но, прежде всего – отношение к культуре, этносу или нации. Так, в ходе исследования М.П. Мчедлова в 1997 г. выяснилось, что, отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни («русский - поэтому православный», «татарин - поэтому мусульманин»). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей [224].

Помимо культурно-идентификационной, институт религии, применительно к молодежи, реализует следующие функции:

    - мировоззренческую – определение своего места в мире и обществе;

    - регулятивную – как ответ на вопрос о допустимости тех или иных поступков;

    - досуговую – способствующую организации свободного времени с четко определяемыми целями морального самосовершенствования, служения другим людям и т.п.;

    - реабилитационную – в особенности важную для молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (находящейся или освободившейся из мест заключения, проходящей курс избавления от алкогольной и наркотической зависимости, просто живущей в сложных материальных условиях или испытывающей затруднения в эмоционально-психологической сфере).   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.006 с.)