Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в основы маркетинга. Особенности маркетинга на транспорте. Цель и функции маркетинга. Процесс управления маркетингомСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3 АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАРКЕТИНГ.. 4 ГЛОССАРИЙ.. 5 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА НА ТРАНСПОРТЕ. ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ... 11 1.1. Сущность и понятие маркетинга. Создание теории маркетинга. 11 1.2. Особенности маркетинга на транспорте. 11 1.3. Цели маркетинга, его роль в бизнесе. 12 1.4. Функции маркетинга. 12 1.5. Принципы организации маркетинговой службы. 13 Контрольные вопросы.. 13 Тестирование. 13 2. ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ. 14 2.1. Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции маркетинга. 14 2.2. Функции формирования рынка и ценообразования. 17 2.3. Функции регулирования рынка. 19 2.4. Функции товародвижения и дистрибьюции. 22 2.5. Функции управления и продвижением товара. 25 Контрольные вопросы.. 27 Тестирование. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 1 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 1
ВВЕДЕНИЕ Электронное учебное пособие по дисциплине «Маркетинг» направлено на формирование универсальных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО 3++) по уровню бакалавриата: ОПК-3 - Способностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 23.03.01 «Технологии транспортных процессов», может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций. В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ маркетинга. Рассмотрены принципы, функции, основные задачи, стратегии и тактики маркетинга, правила и условия сегментации рынка, принципы товародвижения, факторы спроса, формы и виды маркетинговых исследований, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры, оценка уровня риска, создание и вывод на рынок новых транспортно-логистических услуг. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики маркетинга, которые позволят и в будущем осуществлять профессиональную деятельность.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных маркетинговых исследований, включая современные публикации. Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАРКЕТИНГ 1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Маркетинг» относится к основной части Блока 1 учебного плана по направлению подготовки 23.03.01 «Технологии транспортных процессов. Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Экономика транспорта», «Экономическая теория», «Экономическая география транспорта», «Философия», «Математика», «Транспортная эконометрика».
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - принципы, функции, задачи маркетинга - стратегию и тактику маркетинга - правила и условия сегментации рынка - принципы товародвижения и создания каналов товародвижения - концепции маркетинга - факторы спроса и способы влияния на спрос - понятие эластичности спроса - формы и виды маркетинговых исследований - анализ и прогноз рыночной конъюнктуры, оценка уровня риска - формы и виды рекламной деятельности - создание и вывод на рынок новых транспортно-логистических услуг. Уметь: - описывать транспортный рынок и разбить его на сегменты - оценивать нужды, запросы и предпочтения потребителей транспортных услуг в рамках целевого рынка - прогнозировать и создавать транспортную услугу с нужными для этого рынка потребительскими свойствами - создавать каналы товародвижения - организовывать рекламную компанию транспортно-логистической услуги - рассчитывать себестоимость транспортной услуги - определять рыночную цену в условиях конкуренции. Владеть: - основными методами, способами организации и технологии перевозки
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации - владеть математическим аппаратом - знать законы экономики, ценообразование на водном транспорте - быть готовым обосновывать принятие конкретного решения - уметь анализировать процессы, возникающие при управлении водным транспортом. 3. Объем дисциплины по видам учебных занятий Объем дисциплины по очной форме обучения составляет 7 зачетных единицы, всего 199 часов, из которых 136 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (34 часа занятия лекционного типа, 102 часа практические занятия). Объем дисциплины по заочной форме обучения составляет 48 часов, из которых 28 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (12 часов занятия лекционного типа, 16 часов практические и лабораторные занятия). ГЛОССАРИЙ
Функции маркетинга
Функции маркетинга группируются по пяти блокам. 1. Планово-исследовательские, организационные и контрольные функции. 2. Функции формирования рынка и ценообразования. 3. Функции регулирования рынка. 4. Функции товародвижения и дистрибьюции. 5. Функции управления продвижением товаров. Маркетинговая деятельность может быть представлена в форме постоянно возобновляющегося маркетингового цикла. Любая маркетинговая деятельность начинается с информационно-аналитического исследования, на основе которого осуществляется стратегическое и текущее планирование, разрабатывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организуется рекламная кампания и осуществляются другие действия по продвижению товара на рынок, наконец, на заключительном этапе оценивается эффективность маркетинговых мероприятий.
Тестирование Вопрос 1 Виды маркетинга делятся по принципу • отраслевому (правильный ответ) • налоговому • управленческому
Вопрос 2 В чем заключается цель маркетинга? • удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом (правильный ответ) • удовлетворение потребностей продавца и за счет этого получение им прибыли • удовлетворение потребностей дистрибуторов и за счет этого получение прибыли продавцом Вопрос 3 Функции маркетинга группируются по …. • пяти блокам (правильный ответ) • четырем блокам • трем блокам Вопрос 4 Маркетинговая деятельность может быть представлена в виде • повторяющегося цикла (правильный ответ) • синусоиды • прямой • параболы
Вопрос 5 По какому принципу создаются маркетинговые службы на предприятиях • прямому • матричному и функциональному (правильный ответ) • косвенному Вопрос 6 В чем заключается особенность маркетинга на транспорте. • вещественный характер продукции • отсутствие продукции • невещественный характер продукции (правильный ответ) Вопрос 7 Чьи интересы сталкиваются на рынке транспортных услуг • продавца и покупателя • грузовладельца и перевозчика (правильно) • отправителя и получателя
Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции маркетинга. Маркетинговая деятельность по доведению товара от сферы производства до сферы потребления нуждается в информационно-аналитическом обеспечении. Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей маркетинга. Каждому предприятию, необходимо иметь, как минимум, следующие сведения: емкость рынка и доля, ситуация на рынке, собственный рыночный потенциал и своя конкурентоспособность, реакцию рынка на те или иные маркетинговые действия фирмы. В маркетинговом исследовании выделяются пять этапов: выбор цели, разработка методики, сбор, обработка и хранение информации, анализ. Оценка эффективности маркетинговых исследований. Существует следующая типология маркетинговых исследований: разведочные, описательное (дескриптивное), казуальное. Маркетинговое исследование представляет собой обособившееся научное направление, сложившееся на стыке ряда наук. Сбор информации целиком подчиняется правилам статистического наблюдения, статистические методы используются в оценках динамики, вариации, структуры рыночных явлений. Бихевиоризм помогает разобраться в процессах формирования и изменения отношения потребителей к товару, в реакциях спроса на свойства товара, на процессы его старения и обновления. К маркетинговому исследованию предъявляются следующие требования: научность, комплексность, достоверность и эффективность. В теории маркетингового исследования существуют две школы: сторонников формализации исследования, и сторонников неформального анализа, качественных оценок. Перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи: сбор, обработка, сводка и хранение информации, оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности, оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности, оценка возможностей конкурента, анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, захваченной фирмой, территориальный анализ рынка сбыта, сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар, изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре, информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка и т.д. Сбор, обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Существуют различные типы маркетинговой информации. Прежде всего, она делится на внутреннюю и внешнюю. В источники маркетинговой информации входят: публикации, внутренние учет и отчетность, обмен информацией между участниками канала товародвижения, данные специальных обследований, в частности замеры параметров рынка в опорных пунктах, информация торговых корреспондентов, различного рода экспертные оценки и прогнозы, непосредственное наблюдение, опросы потребителей, панели потребителей - разовые или постоянные выборочные обследования семей потребителей, эксперимент (присный маркетинг): полевой и лабораторный Маркетинговый анализ представляет собой процесс получения выводов из собранной и надлежащим образом сгруппированной информации. Анализ имеет две ступени: констатационные оценки состояния и развития рынка и объяснение сложившейся ситуации, выявление и моделирование причинно-следственных связей, научное прогнозирование дальнейшего развития. Маркетинговый анализ служит целям разработки маркетинговой стратегии, принятия конкретных маркетинговых решений и обеспечения эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Маркетинговый анализ - оценка, объяснение и прогноз рыночной ситуации, процесса товародвижения и собственного потенциала с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования. Методология маркетингового анализа включает: статистические методы, вариационный анализ, корреляционно-регрессионный и многомерный анализ, графический метод, логистические модели; квалиметрические методы; использование стратегических матриц и т.д. Маркетинговый анализ должен быть системным, т. е. охватывать весь рынок и рыночные процессы в их структурной иерархии, в динамическом развитии и во взаимосвязи. Он включает: ситуационный (конъюнктурный) анализ, анализ потенциала собственной фирмы, анализ возможностей конкурента. Конъюнктура рынка - конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет. Под рыночной ситуацией, или состоянием рынка понимается: степень сбалансированности рынка, тип рынка, Тенденции развития рынка, масштабы и степень деловой активности, и устойчивость/колеблемость главных параметров рынка. Важным этапом конъюнктурного анализа является характеристика устойчивости развития рынка. В зависимости от полученных характеристик даются оценки развития и состояния рынка: сильный рынок, устойчиво развивающийся рынок, неустойчиво развивающийся рынок, стабильный рынок, стагнирующий рынок, спад рыночной активности, сокращение рынка. Стратегия маркетинга (от лат. strategia) - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и направленных на достижение генеральной цели предприятия. Выдвижение целей — это процесс, требующий увязки различных элементов маркетинга, четкого понимания границы между желаемым и возможным, уяснения последовательности действий. Для этого строится иерархическое и структурированное древо целей. В древе целей заложены три принципа классификации: по временным целям, по функциональным целям, по сочетанию повременных и функциональных целей. Обычно в качестве генеральной стратегической цели выдвигают: рост доли рынка данной фирмы или полный захват рынка (экспансионистские цели), выпуск и сбыт нового товара (инновационные цели), получение определенной прибыли (финансово-экономические цели). Одной из распространенных стратегий маркетинга является стратегия роста. Она имеет два направления: интенсивного роста за счет приемов агрессивного маркетинга и интеграционного роста. Большинство предприятий придерживаются сегментационной стратегии. Сегментация сочетается со стратегией диверсификации. Диверсификация (от лат. diversus - разный и facere - делать) - отказ доминанты одного продукта в производстве и продаже (или одной формы распределения) и переход на широкую номенклатуру товаров (или множественность форм распределения). Диверсификация - антипод узкой специализации. Диверсификационный рост имеет три варианта: концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация и конгломератная диверсификация. Стратегия 5 P и 7 P. Концепция пяти "пи" (от англ. - р), состоит из пяти управленческих элементов: people (люди, человеческий фактор), product (товар), price (цена), place (место, т.е. товародвижение, распределение товара), promotion (продвижение, имеется в виду формирование образа товара в представлениях потребителя). Стратегия, базирующаяся на данной концепции, называется комплексным маркетингом, или маркетингом - микс. Модель маркетинг — микс (marketing mix model) или также называемый комплекс маркетинга является основным элементом любой бизнес стратегии. Изначально комплекс маркетинга состоял из четырех элементов (4P), впоследствии усложнялся и в результате перешел в комплекс маркетинга 5P и 7P. Стратегическое моделирование Разработка маркетинговой стратегии - сложный процесс, требующий проведения глубоких исследований состояния и развития рынка, а также оценки позиции организации, которую она занимает на рынке. Решается вопрос о поведении на рынке: стратегия атаки, стратегия обороны, стратегия отступления. Разрабатывается соответствующая модель поведения (маркетинговая матрица). Маркетинговая стратегическая матрица - пространственная модель выбора фирмой определенной стратегии, которая строится с помощью системы координат. Матрица, или стратегическая решетка, образуется по двум признакам (факторам) пересечением координат, которые выражают количественные или качественные характеристики признаков. В результате образуются поля (квадранты, стратегические сектора), отражающие положение фирмы на рынке и позволяющие адекватно выбрать стратегию. План маркетинга — это схема маркетинговой деятельности на определенную перспективу, обладающая своей структурой и иерархией, это ориентир, направляющий и координирующий рыночную деятельность всех подразделений фирмы. План маркетинга - документ, описывающий маркетинговые действия на определенную перспективу, увязывающий потенциал фирмы с конкретными задачами маркетинга и нацеленный на достижение стратегической цели. Периодичность плана бывает оперативной (краткосрочной), среднесрочной и долгосрочной (перспективной). План маркетинга является составной частью бизнес-плана и должен быть с ним увязан. Составление плана предусматривает следующую последовательность: ситуационный анализ, включающий моделирование и прогнозирование рыночных процессов и завершающийся выдвижением целей: маркетинговый синтез, включающий оценку выдвинутых целей и завершающийся принятием решений; стратегическое планирование, тактическое планирование, программа маркетинга. Существуют три подхода к маркетинговому планированию: снизу вверх, сверху вниз, цели - вниз, план - наверх. Маркетинговый бюджет — это маркетинговый план с точки зрения затрат. Маркетинговый бюджет — это приблизительная сумма затрат, которая потребуется для продвижения товаров или услуг. экспериментальных методах исследования. Составным элементом маркетингового планирования является контроллинг. Основные задачи, которые решает контроллинг, можно разделить на три основных направления: задачи планирования; задачи информационного сопровождения и оповещения; задачи контроля и регулирования. Обычно выделяют четыре вида контроля маркетинга: контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности, стратегический контроль. Виды маркетингового контроля: контроль годовых планов, анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности, контроль прибыльности, контроль эффективности маркетинга, контроль деятельности в области продвижения продуктов, контроль в области доведения продукта до потребителя Виды контроля маркетинга внутри организации, так и вне ее: организация в целом, подразделение маркетинга, внешний контроль.
2.2. Функции формирования рынка и ценообразования. Тестирование рынка единственный способ узнать, есть он или нет, и если есть, то, сколько на нем потребителей. Один из самых распространенных способов тестирования рынка изготовление или закупка небольшого количества товаров и осуществление их пробной продажи, либо тестовое оказание услуг. Самый достоверный, надежный и эффективный способ тестирования — это оценка идеи целевого рынка. Сертификация продукции предс
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.099 с.) |