Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. О термине «азиатско-тихоокеанский регион»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот термин как целостное геополитическое понятие появился сравнительно недавно — после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. Ученые до сих пор ведут дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР). С моей точки зрения, понятие «АТР» включает все страны и районы, которые расположены по восточному и западному берегам Тихого океана и морей, входящих в его бассейн, а также страны Океании, Австралию и Новую Зеландию.
РОССИЯ И АТР
Превращение Московии из множества удельных княжеств Киевской Руси в самое крупное по площади государство мира — великую Российскую империю произошло в течение XVI–XVIII веков. В XVI веке это совпало с выходом России к берегам Тихого океана. С тех пор развитие и процветание нашего государства неразрывно связано с Сибирью и Дальним Востоком, а также с сотрудничеством и взаимодействием с нашими азиатскими дальневосточными соседями. Основатель Московского университета Михаил Ломоносов еще в середине XVIII века писал, что в будущем могущество России будет прирастать использованием ресурсов Сибири и Севера. Основы изучения отношений России со странами и народами этого региона заложили первые русские землепроходцы и мореплаватели XVII–XIX веков. Назовем лишь некоторые наиболее яркие имена. Это С.И. Дежнев (1605–1673), обнаруживший пролив между Азией и Аляской, С.П. Крашенинников (1711–1755), впервые описавший Камчатку, русские мореплаватели и купцы, открывшие Курильские острова (XVIII в.) и основавшие на Аляске и в Северной Калифорнии так называемую Русскую Америку (XVIII в.). Это адмиралы Иван Крузенштерн и Фаддей Беллинсгаузен, совершившие в начале XIX века кругосветные путешествия и открывшие миру Антарктиду, многие острова в Тихом и Индийском океанах. Русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай был пионером в изучении народов Океании, Папуа-Новой Гвинеи. Он стал одним из первых европейских ученых, выступивших против колониального расизма и апартеида. К этой же плеяде относятся русские исследователи Азии и Дальнего Востока Е.П. Хабаров (XVII в.), впервые описавший реку Амур, Н.М. Пржевальский, А.И. Вилькицкий, М.П. Лазарев, Н.Н. Муравьев-Амурский, многие другие землепроходцы и исследователи XIX века и нашего времени.
С начала XIX века Тихий океан и страны Азии и Океании становятся предметом специального исследования ученых Российской Академии наук, созданной Петром I, а также Российского географического общества (основано в 1845 году) и Азиатского музея (основано в 1845 году). В конце XVIII — начале XIX века в России возникает востоковедение, как самостоятельное комплексное научное направление, в котором с самого начала видное место занимают китаеведение, индология, японоведение, корееведение, изучение малых народов Дальнего Востока, маньчжуроведение, монголистика, тибетология, изучение стран ЮВА и Океании. Российские ученые внесли крупный вклад в изучение истории, культуры, экономических укладов, политики, религий и языков стран и народов этого региона. Многие их работы, посвященные культурам народов Азии, отличаются комплексным подходом. В них дается не только анализ исторических, социально-экономических, региональных, национально-этнических особенностей каждого народа и его культуры, но и раскрываются взаимоотношения духовной жизни этих народов с другими культурами и цивилизациями, в том числе и с европейскими. Это нашло свое яркое проявление в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького, А.А. Блока, других русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Основы такого подхода и научного метода заложили русские китаеведы Н.Я. Бичурин, В.П. Васильев, индолог и тибетолог Ф.И. Щербатский, историк С.М. Соловьев и его сын — философ В.С. Соловьев, великий художник и просветитель Н.Н. Рерих, арабист И.Ю. Крачковский, китаевед В.М. Алексеев, русские евразийцы конца XIX — началаXX века — Н.Я. Данилевский, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин. Евразийская методология характеризуется исключительно уважительным отношением к национальным культурам и их особенностям, решительным отказом от попыток навязывать какую-то одну культуру азиатским народам, противопоставлять европейскую и местные культуры. С точки зрения евразийства каждая культура и цивилизация стран Азии обладает уникальностью и самоценностью. Евразийцы призывают строить межцивилизационные и межкультурные контакты на принципах подлинного равенства, искренности, взаимной учебы, соразвития. Соборность, симфоничность — вот основы их учения.
Таким образом, еще в досоветский период в России сложился ряд влиятельных научных школ и страноведческих направлений по изучению как общей ситуации в Азии и бассейне Тихого океана, так и истории, экономики, политики, социально-культурных, цивилизационных и международных аспектов стран и народов этого региона. В советский период изучение стран и народов, входящих в АТР, происходило в связи как с сильным развитием академической науки, так и с политическими и идеологическими потребностями правящей Коммунистической партии. Следует отметить, что академическое востоковедение испытывало идеологический прессинг. Однако необходимо также признать, что и в эти годы помимо чисто конъюнктурных работ на злобу дня, служивших обоснованием политических и идеологических требований правящей партии, в рамках академической науки продолжали вестись многие фундаментальные научные исследования по истории, экономике, культуре, религиям, языкам народов стран АТР, истории цивилизаций. Многие из этих работ не утратили в той или иной степени своей научной ценности и ныне.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.011 с.) |