Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные компоненты стратегии соразвития
НА СОСТОЯВШЕМСЯ 19–23 сентября 2000 года Первом Байкальском экономическом форуме получили поддержку идеи о том, что стратегию соразвития России и АТР в XXI веке кратко можно было бы сформулировать в следующем виде: — России важно активно и глубоко участвовать в процессах азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и России в целом; — в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по региону по принципу «безопасность через сотрудничество в развитии»; — России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками — Евросоюзом и формирующимися объединениями в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом; — в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего и объединяющего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Восточной Азией[189]. Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое, коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и шире — европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического «дома», который живет на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационно-страновых различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции, активным интеллектуальным, экономическим и политическим участником многостороннего процесса поиска взаимоприемлемых и, в глобальном смысле, наиболее эффективных путей и механизмов адаптации национальных экономик азиатских стран, и всей региональной экономики АТР в целом, к тенденциям экономической и политической глобализации, и расширения сферы влияния на мировые дела экономики знаний. При этом граждане России получают цивилизационную возможность ассоциировать себя не только с европейцами, но и с гражданами АТР и извлекать из этого все возможные преимущества.
В среднесрочной перспективе целью России в АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональных уровнях — в форматах АСЕАН плюс три, страны СВА плюс Россия, АСЕМ, СНГ плюс Азия и т. п. — и использование возможностей такой интеграции для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока и улучшения жизни россиян. Краткосрочные цели связаны с развитием двусторонних отношений и с текущей работой России в форуме АТЭС. В формате двусторонних отношений приоритетными партнерами России выступают Китай, Япония, Республика Корея, США. Дополнительные, хотя и труднореализуемые, возможности связаны с реанимированием экономических связей с бывшими союзниками России по социалистическому миру в Азии, остающимися до сего дня финансовыми должниками России. Средства достижения целей стратегии развития России в АТР включают: — адаптацию экономической стратегии России к требованиям азиатско-тихоокеанской интеграции; — использование возможностей и отражение угроз глобализации и регионализации, однако таким образом, который подразумевает втягивание России в мировые интеграционные связи, постепенное и поэтапное по мере ее оживления и развития, вовлечение российской экономики в процесс экономической глобализации, а не ее изоляцию от этого процесса; — закрепление в федеральном и региональном бюджетах отдельной строкой средств, выделяемых на участие России в АТЭС по линии государственных и академических организаций, включая средства на многосторонние международные мероприятия, и исследовательскую, и просветительскую работу; — выработку соответствующих механизмов согласования интересов федерального центра и регионов, включая создание специального арбитражного органа, который решал бы коллизии, возникающие между центральными и региональными властями, в контексте участия России в работе АТЭС и в азиатско-тихоокеанской субрегиональной интеграции, в частности, следил бы за исполнением центром и регионами своих прав и обязанностей в ходе реализации стратегии России в АТР;
— соответствующее внешнеполитическое, информационное и идеологическое обеспечение процесса интеграции России в АТЭС; — инициирование центральными властями широкого обсуждения вопроса о том, как именно надо адаптировать внутреннюю хозяйственную политику России к требованиям глобализации и интеграции в АТР; — наполнение новым интеграционным содержанием наших традиционных двусторонних экономических отношений с Китаем, Японией и Республикой Корея, а также с США, Австралией и другими странами — членами АТЭС; — адаптацию российского потребителя и производителя к требованиям и новым вызовам «общества экономики знаний», включая воспитание нового поколения бизнесменов, интеллектуалов, управленцев, менеджеров, инженеров, рабочих, свободно ориентирующихся в экономике знаний.
* * *
БЕЗУСЛОВНО, на практике сотрудничество России с АТР окажется не столь гладким и простым, как это может показаться из теоретических построений. Уже сейчас можно поставить ряд сложных для ответа вопросов. Ждут ли Россию в АТР? Как именно адаптировать экономическую стратегию России к решению двуединой задачи соразвития с Европейским союзом и Азиатско-тихоокеанским регионом? Как обеспечить баланс интересов центра и регионов в стратегии соразвития? Как «обойти» (при всей условности этого глагола) территориальный спор с Токио? Как побудить Китай шире, а не только в контексте двусторонних связей, смотреть на сотрудничество с Россией в СВА? Как избежать того, чтобы КНДР при нынешней интенсивности развития ее связей с Республикой Корея не стала конкурентом российского Дальнего Востока на рынке кредитных заимствований в СВА? Как адаптироваться к вызовам глобализации, которая наряду с соразвитием предполагает и жесткую конкуренцию в условиях открытости национальных хозяйств и поднимает планку требований к технологическому уровню национальных экономик? И так далее. Эти вопросы надо ставить уже сегодня, и уже сегодня важно искать пути их решения, с тем чтобы использовать свой шанс и стать соавтором третьего, наряду с ЕС и НАФТА, регионального глубокоинтегрированного сообщества в Восточной Азии, живущего на новых принципах «безопасности через сотрудничество в развитии».
Примечания: А.Д. ВОСКРЕСЕНСКИЙ
КИТАЙ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
итай во внешнеполитической стратегии России традиционно занимал столь же важное место, как и Россия во внешнеполитической стратегии Китая. Актуальность исследованиям в этой области сегодня придают острая полемика по поводу национально-государственных интересов России и соответственно разнородные высказывания российских руководителей и политических деятелей. Одни из них говорят о стратегическом либо прагматическом партнерстве с Западом, другие же — об одновременном или же противопоставленном Западу конструктивном партнерстве с Китаем. Как известно, после нормализации отношений контакты между Россией и Китаем вышли на новый уровень. Тем не менее эти отношения не отличает полная безоблачность. Показателем их сложности служат как целая серия визитов на очень высоком и даже высшем уровне, специальные слушания в Государственной думе в 1994 году по проблемам взаимоотношений с Китаем и в Совете Федерации в 1995-м по проблеме пограничных отношений с КНР, так и многочисленные публикации в прессе, посвященные различным аспектам взаимоотношений с нашим крупнейшим азиатским соседом. В получившей резонанс статье 1994 года в газете «Известия» С. Шахрай ратовал за выработку новой стратегии в отношении Китая, дальше призыва, однако, дело не пошло. А. Козырев в ряде статей, опубликованных в последние годы в России и США, писал о «конструктивном партнерстве» между Россией и КНР, если не противопос тавляя, то сопоставляя его с «прагматичным партнерством» с Западом. Имея в виду, по-видимому, прежде всего военно-политическое сотрудничество с КНР, сходную точку зрения высказывал и Павел Грачёв.
Невозможно, однако, выработать нацеленную в будущее стратегию, опираясь лишь на анализ сиюминутных отношений между нашими странами. Стратегия развития межгосударственных отношений с Китаем должна в полной мере учитывать опыт прошлого и в этом смысле базироваться на парадигме преемственности. Только кажется, что прошлое в наших отношениях может быть отринуто и забыто. Один лишь многовековой пограничный вопрос по-прежнему вызывает острейшие эмоции по обе стороны границы. Еще более существенными как в российских, так и китайских внешне- и внутриполитических расчетах оказываются экономический и демографический факторы. Мягко выражаясь, Россия находится сейчас отнюдь не на пике экономического подъема, ее население неуклонно убывает, особенно на российском Дальнем Востоке. По прогнозам Госкомстата России и Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, за 1995–2005 годы число россиян уменьшится на 5,1 миллиона человек. На территориях от Байкала до Тихого океана проживает примерно 8 миллионов россиян. Между тем только в северных провинциях стремительными динамичными темпами развивающегося Китая проживает около 300 миллионов человек. Эти новые тенденции неизбежно заставляют нас сегодня снова возвращаться к прошлому русско-китайских отношений, адекватное понимание которого может позволить России строить будущие сбалансированные отношения со своим великим восточным соседом. История российско-китайских межгосударственных отношений требует сегодня беспристрастного осмысления вне зависимости от тех идеологических интерпретаций и напластований, которые появлялись и, конечно, будут появляться и впредь в ответ на социальный заказ того или иного политического режима как в России, так и в Китае.
ЦАРСКАЯ РОССИЯ И КИТАЙ
Историческое продвижение русских в сторону Южной Сибири и Казахстана сопровождалось колонизацией края, сооружением оборонительных линий для защиты поселенцев, развитием сельского хозяйства и ремесел. В этом суть расхождений между российски ми и китайскими исследователями по вопросу оценки характера русско-китайских отношений. Китайские ученые однозначно оценивают и хозяйственный аспект деятельности русских поселенцев на Дальнем Востоке и в Центральной Азии как «экспансию русского царизма», «аннексию исконно китайских земель», хотя как сами эти земли, так и проживающие на них народы никогда полностью и во все времена не входили в пределы традиционных границ Китайской империи. Соответственно все русско-китайские договоры, за исключением Нерчинского, заключенного, с точки зрения российских ученых, в условиях давления Цинской империи, оцениваются китайскими историками как «неравноправные» и «насильно навязанные» Китаю. В этой связи следует заметить, что в соответствии с одним из классических пониманий характера внешней политики он определяется прежде всего социально-экономической основой. Нелегко оспорить известную концепцию, в соответствии с которой политика считается концентрированным выражением экономики. Однако на внешнюю политику оказывают значительное влияние также и международная обстановка, определенные исторические и культурные традиции и множество других факторов. Соотношения между экономикой и политикой в конкретных случаях могут меняться под влиянием различных обстоятельств, эти процессы находятся в сложной зависимости от социально-экономических и политических факторов. Кроме того, внешняя политика отнюдь не является простым воспроизведением внутренней, поскольку за пределами собственной страны правящие круги имеют дело не со своими подданными, а с правящей элитой других стран. В развитие этих подходов в России в 90-х годах начали разрабатываться концепции национальных интересов, основанные на методологическом различии общественных (то есть объективно существующих кардинальных потребностей общества) и государственных интересов (то есть потребностей, удовлетворение которых должно содействовать укреплению внешнего и внутреннего положения государства с целью создания наиболее благоприятных условий для его нормального функционирования). И хотя именно общественные интересы оказывают в целом превалирующее влияние на формирование государственных, последние сводятся отнюдь не только к общественным. В результате возникают противоречия между обществом и государством в таком важном вопросе, как обеспечение национальной безопасности. На формирование же государственных интересов (это особенно касается исторического прошлого) накладывают отпечаток классовые и групповые интересы, элитарные потребности и амбиции — именно их в максимальной степени отличает субъективная трактовка действительности, которую правящая элита всегда интерпретировала как соответствующую интересам общества в целом. Противоречия между обществом и государством в сфере национальной безопасности в одной стране, накладываясь на аналогичные, но противоположным образом ориентированные по отношению к контрагенту противоречия в другой стране, приводят, как правило, к прерывности межгосударственных отношений, выражающейся в широком спектре дисгармонии — от дипломатических конфликтов до вооруженных столкновений различной степени.
Успехи политики России на территории теперешнего Казахстана, укрепление позиций в Центральной Азии позволили ей в условиях изоляционистского курса дряхлеющей полуфеодальной Цинской империи, отступавшей по всему фронту под натиском западных держав, путем заключения межгосударственных договоров открыть возможности для расширения русско-китайских отношений в Центральной Азии и упрочения торговых связей. Это соответствовало общественным интересам обоих государств, отнюдь не означая, однако, тождественности государственных интересов. Они-то как раз и вступили в противоречие. Развитие Российской абсолютистской империи, вхождение в ее состав Сибири, Дальнего Востока, затем территорий сегодняшнего Казахстана и Средней Азии, с одной стороны, и воцарившейся в Китае маньчжурской империи Цин, вхождение в ее состав Кореи, Северной Манчжурии, части Приамурья, Монголии (Восточной, Южной, а затем Северной), Джунгарского ханства, Восточного Туркестана — с другой, и привели к сближению двух государств, формированию их границы. В сущности, при анализе этих процессов речь, по нашему мнению, должна идти, как это все еще происходит в российских и китайских академических изданиях и прессе, не об «экспансии» или «расширении пределов», «колонизаторской» либо «хозяйственной деятельности» (хотя и тот, и другой терминологический аппарат, по всей видимости, имеет право на существование, поскольку описывает одни и те же явления, но под углом зрения различных государственных интересов). Анализировать следует скорее общие закономерности взаимодействия разных типов цивилизаций и разных типов обществ, к которым неприменима простая дихотомия «равноправности — неравноправности». Основные параметры этих закономерностей определялись соприкосновением на обозримом историческом этапе одной экономически и социально динамично развивавшейся империи с другой — дряхлевшей и полуфеодальной — на территориях, формально не принадлежавших ни той, ни другой стороне, но жизненно важных для обеих с точки зрения их национальных интересов. В этом заключался драматизм ситуации, от которой в гораздо большей степени страдали не сближавшиеся соседи-гиганты, а коренные народы этих территорий, находившиеся на стадии разложения родового строя (Южная Сибирь, Забайкалье, Северная Манчжурия, Приамурье, Приморье) или на различных стадиях кочевого феодализма (Монголия, Джунгарское ханство, Западный и Восточный Туркестан, Казахские ханства). Таков был объективный механизм складывания национальных границ государств в новое время, применительно к которому современные категории морали и нравственности могут быть применены лишь в весьма относительной мере. Актуальность же этого вопроса сегодня определяется тем, что он затрагивает геополитические аспекты современных концепций национальной безопасности России и Китая, а значит — привлекает равное внимание по обе стороны границы. С середины 90-х годов XIX века центр тяжести в государственных отношениях между Россией и Китаем перемещается в сторону колониального по своему характеру политического и экономического проникновения России в Китай. Однако на народе России не лежит вина за курс, который осуществляли ее верхи, не спрашивая мнения самого народа. Русский народ заплатил за такую политику собственным бесправием и неприязнью со стороны тех, кто усматривал в нем «агрессора». Действительно, история, по выражению Н. Карамзина, весьма злопамятна. Реализацию государственных интересов России царские стратеги в XIX веке видели во взаимосвязанности сопредельных территорий и в создании «буферных зон». В то же время политика царского правительства в отношении Китая во многом отличалась от политики Англии, Франции, Германии, Японии, поскольку Россия прежде всего была заинтересована в том, чтобы сохранить на своих рубежах единое и независимое государство — Китай, которое, строя свои отношения с Западом, нуждалось бы в посредничестве России. Специфический характер русско-китайских договоров (то есть наличие в их корпусе статей, которые могут быть квалифицированы как «равноправные» и тех, которые можно назвать «неравноправны ми»), определяющих политические, пограничные, торговые, культурные и другие отношения в совокупности, делает невозможным выработку объективных параметров анализа всех русско-китайских договоров прошлого в одних лишь категориях «равноправности — неравноправности». Основное содержание отношений государств — контрагентов вплоть до конца XIX века определялось особым характером русско-китайских отношений. Он объяснялся, во-первых, цивилизационными закономерностями взаимодействия бурно развивавшейся Российской империи с находившейся в упадке полуфеодальной империей Цин. А во-вторых, тем, что это взаимодействие осуществлялось на сопредельных территориях, формально не принадлежавших ни той, ни другой стороне, прямое (принятие под свой суверенитет) либо опосредованное (вхождение в сферу влияния) обладание которыми затрагивало государственные интересы обеих стран. При этом стратегическая установка России делалась на сохранение дружественного, а значит, единого Китая и развитие торговли как приоритетного направления взаимосвязей, что соответст вовало общественным интересам и той, и другой стороны. Российско-китайские отношения ознаменовывались многими историческими событиями, однако общей чертой почти 400-летних связей двух соседних стран являлся их мирный характер: Россия и Китай ни разу не находились в состоянии официально объявленных военных действий. Другими словами, проблемы в их отношениях (редкий пример в истории) в принципе всегда удавалось решать путем дипломатических переговоров. Общественные интересы и России, и Китая требовали обеспечения безопасности и мирных условий развития, независимости и суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ — естественно, с учетом того, что в прошлом эти категории международного права понимались несколько по-другому. То, что обе страны никогда не находились в состоянии официально объявленных военных действий, и отражало эти коренные общественные интересы, являлось характерной чертой, общей тенденцией отношений двух стран. Однако государственные интересы России и Китая не всегда совпадали, более того, в некоторые периоды истории они были противоположными, так как другие их составляющие — национальные, классовые, групповые, личные и т.д. интересы, в формировании которых огромную роль играл субъективный фактор,— могли вступать в известные противоречия. Это определяло изменения (в некоторые периоды даже весьма кардинальные) как политики России относитель но ее стратегического курса на развитие дружественных отношений с Китаем, так и изменения во внешнеполитическом курсе Китая.
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ И КИТАЙ
Китайская революция 1911 года свергла прогнившую маньчжурскую императорскую династию, но не принесла Китаю мира и процветания. В Китае началась эпоха соперничества милитаристских клик, а позже — противоборства Гоминьдана и КПК и борьбы с японской агрессией. Первым своим декретом — Декретом о мире — пришедшее к власти в октябре 1917 года Советское правительство формально отменило все тайные договоры, закреплявшие особые права России в странах Востока. Однако в целом русско-китайские договоры сохранились в качестве основы нормативной геополитической базы отношений между двумя государствами, что соответствовало реальностям первой половины XX века. После того, как для большевиков в России стало очевидным, что мировая революция даже в отдаленном будущем не захлестнет западные страны, они направили свои взгляды на раздиравшийся смутами соседний Китай. Влияние Октябрьской революции 1917 года и большевизма на Китай было тогда огромным. С 1924 года правившая в стране партия Гоминьдан начала проводить политику на сближение с Советской Россией, гоминьдановцы решили пойти и по пути сотрудничества с коммунистами. К сожалению, из этого сотрудничества ничего не вышло, а в стране возникли две властные структуры — Советские районы и гоминьдановский Китай, претендовавшие на большие территории, чем они могли реально контролировать. Так в Китае в ходе смуты сформировались два резко отколовшихся друг от друга политических полюса, подобно тому, как это произошло в России в 1917 году. Однако постепенно суть раскола стала определяться уже не столько борьбой за власть, сколько разным видением путей преобразования страны — на базе социалистического либо капиталистического укладов. Эта борьба завершилась в конечном счете победой коммунистов: в октябре 1949 года компартия провозгласила в Пекине Китайскую Народную Республику, а Чан Кайши и его окружение были вынуждены отступить на Тайвань. Трудно сказать, как бы сложилась судьба Китая, если бы в дело в тот период не вмешался Сталин. Как мы отмечали выше, царская Россия в своей политике до конца XIX века придерживалась стратегического курса на сохранение единого дружественного Китая, справедливо считая, что это в большей степени соответствует националь но-государственным интересам России, чем его распад. Но при этом царская Россия старалась не вмешиваться во внутренние дела самого Китая и к началу XX века приступила преимущественно экономическими методами к формированию буферной зоны по периметру российских границ. При этом царские стратеги руководство вались исключительно вопросами безопасности азиатских границ Российской империи, а не экспортом идеологических концепций. Сталин же избрал другой курс. Поначалу он направил своих советников Чан Кайши, а впоследствии принял решение помогать и Мао Цзэдуну. Со временем сталинские стратеги пришли к выводу, что идеологически близкий и зависимый от большевиков Мао Цзэдун гораздо выгоднее с точки зрения интересов СССР, чем «чуждый националист» Чан Кайши, политический режим которого стремительно саморазрушался. В это время в советской внешней политике в нарушение провозглашенных принципов возобладала идея создания военным путем буферной зоны по периметру азиатских границ СССР, включающей так называемую Восточно-Туркестанскую Республику и «маньчжурскую революционную базу». Сегодня трудно сказать, кем было бы суждено стать Мао Цзэдуну, если бы не существовала «маньчжурская революционная база» и если бы Советская Армия в 1945 году не передала коммунистам вооружение разгромленной Квантунской армии Японии. Сталин, однако, не поддерживал безоговорочно и Мао, так как одновременно он помогал и правительству Чан Кайши. В его расчеты, судя по всему, входило образование двух Китаев, равно как и образование двух Германий, двух Корей и т.д. Он считал конфронтационное противостояние лучшей гарантией стабильности послевоенного мира и безопасности СССР. Действительность же преподнесла ему сюрпризы — Чан Кайши не смог удержаться на юге Китая и под натиском коммунистов оказался вынужден отступить вплоть до Тайваня, а Мао впоследствии стал гораздо большим националистом, чем это предполагали советские аналитики, и повел свою страну по пути, отличному от начертанного сталинскими стратегами. На начальном этапе советско-китайских отношений руководители двух государств не заявляли о наличии между Китаем и Советским Союзом никаких серьезных спорных вопросов. Объяснялось это тем, что в соответствии с Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, подписанным 14 февраля 1950 года в Москве, сформировался военно-политический альянс двух государств, противостоящий США и их союзникам. Идеологическая близость двух правящих партий в это время заставила забыть о геополитических сложностях и представлять дело таким образом, будто государственные интересы обеих стран вполне совпадают. Определялось это прежде всего сохранявшимися для СССР и КНР враждебным окружением, эпохой «холодной войны» и военной напряженности, а для коммунистического Китая — еще и потенциальной угрозой вторжения армии Чан Кайши на материк, оказания военной помощи ей со стороны США, экономической блокадой и политической изоляцией страны. Так в советско-китайских отношениях с советской стороны соображения идеологического порядка возобладали над геополитическими факторами. В этом состоит коренное отличие отношений царской и советской России с Китаем. С китайской же стороны идеологические моменты в отношениях всегда были подчинены геополитическим соображениям. В 50-х годах союз КНР с СССР являлся для Китая важнейшей гарантией безопасности страны, но в этом союзе Китай оказался «младшим партнером». Подобная ситуация отражала соотношение сил между СССР и КНР и их место в сложившейся системе международных отношений. После смерти Сталина новый советский лидер Н. Хрущев взял курс на мирное сосуществование и разоружение. Для этого он прежде всего попытался достичь координации внешней и оборонной политики союзных с СССР государств. На западном фланге СССР была создана Организация Варшавского Договора, но на восточном фланге китайские руководители отказались подчинять свою политику СССР. Разразившийся в то время «кризис в Тайваньском проливе» СССР расценил как попытку спровоцировать советско-американский конфликт, в то время как состоявшийся в 1959 году первый визит Хрущева в США был воспринят в Китае как «измена КНР». Таким образом, между обществом и государством в каждой из стран вновь возник конфликт по вопросам национальной безопасности и отношений с соседом. Однако теперь этот конфликт отягощался не только различием геополитических интересов, но и ядерным фактором и идеологическими разногласиями. В 60-х годах нарушения советско-китайской границы с китайской стороны стали приобретать все более острый характер. Для того, чтобы предотвратить нарастание пограничных трений, а на деле хоть как-то приостановить разрастание межгосударственных разногласий, которые в СССР понимались лишь как идеологические, а в КНР однозначно считались геополитическими, советское правительство в мае 1963 года заявило о готовности провести консультации об уточнении пограничной линии на отдельных участках. Стороны, однако, лишь теоретически исходили из того, что успешное завершение переговоров послужило бы делу поддержания дружественных отношений между советским и китайским народами, между СССР и КНР. Такое решение отвечало в тот момент только общественным интересам двух стран (то есть советского и китайского народов), но не государственным интересам СССР и КНР — в том крайне субъектив ном и полярно противоположном их понимании, какое было характерно для внешнеполитических стратегов обеих стран того времени. Постепенно стратегическое противостояние между СССР и КНР приобрело глобальный характер. При Л. Брежневе произошла милитаризация советско-китайского конфликта, приведшая в конечном счете к военной конфронтации, одной из причин которой послужил провал в 1964 году советско-китайских пограничных переговоров, а также сделанные Мао Цзэдуном заявления, расцененные в СССР как реальные претензии на полтора миллиона квадратных километров советской территории. Что же касается действительной позиции китайской стороны, то в Заявлении правительства КНР от 8 октября 1969 года при всей неоднозначности этого документа было все же специально отмечено, что «Китай не требует возвращения территорий, отторгнутых царской Россией с помощью этих (то есть русско-китайских.— А. В.) договоров». В условиях обострявшегося конфликта китайские научные и научно-популярные публикации по пограничному вопросу и истории русско-китайских отношений были, однако, однозначно восприняты советской стороной как «научное подкрепление» китайским «территориальным притязаниям». Советские руководители недооценили тогда как китайские внешнеполитические расчеты, так и внутриполитический фактор, связанный с появлением этих заявлений. Позиция руководства СССР определила острые публикации советских историков, носившие, как и статьи китайских ученых-обществоведов того времени, отпечаток конфронтационного подхода. Но в данном случае положение осложнялось геополитическим фактором и, в частности, тем, что границы, хотя они и пролегали по естественным рубежам, далеко не всегда совпадали с границами этнических общностей. Такая граница в принципе является зоной потенциальной напряженности в периоды конфронтации или нестабильности. К сожалению, понять это правительства двух стран смогли только после кровавых столкновений в районе острова Даманский и населенного пункта Жаланашколь. В дальнейшем насущные задачи реформирования китайской экономики, а позже попытки М. Горбачева перевести страну с пути военного противостояния в русло нормальной созидательной жизни подвигнули двух соседей к урегулированию своих отношений, то есть к выведению идеологических соображений из сферы межгосударст венных связей. Ныне эти отношения строятся на основе четко осознаваемого соотношения национально-государственных интересов.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.022 с.) |