Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические аспекты соразвития
СЕГОДНЯ, в начале нового тысячелетия, военно-политическая и стратегическая обстановка в АТР представляется в целом благоприятной для России, и для реализации планов участия России в региональных интеграционных процессах. После окончания холодной войны отношения России и США определяются уже не столько балансом военных сил, сколько объективной заинтересованностью сторон в мире и стабильности во имя развития, в обеспечении национальной и международной безопасности через партнерство и экономическую взаимозависимость. Существенно стабилизировалась обстановка в СВА, снижено военное противостояние вдоль бывшей границы СССР с Китаем. Непосредственной военной угрозы для России сегодня и на ближайшую перспективу не существует. Вместе с тем, неверно было бы забывать об уроках бомбардировки Югославии странами НАТО, о вмешательстве внешних сил в дела в Чечне, о попытках вытеснить Россию из Средней Азии. Отсюда вывод: России, безусловно, не надо втягиваться в новый виток гонки вооружений, защищая свои национальные интересы, однако необходимо остановить и одностороннее разоружение. Здесь важно поддерживать достаточный уровень обороноспособности на Западе и на Востоке нашей страны. Второй уровень анализа стратегической ситуации в АТР — региональный. Здесь также существуют свои проблемы. Региональные и локальные конфликты в АТР осложняют общую атмосферу и являются препятствием на пути развития экономической интеграции. Однако интеграционные факторы и интересы усиливают все же свои позиции, по сравнению с военно-политическими, в структуре мотивов, которыми руководствуются национальные лидеры при принятии стратегических решений. И хотя, в начале нового столетия, экономические факторы и мотивы пока не главенствуют, военно-политические факторы, продолжая играть весьма важную роль, тем не менее, утратили свои прежние монопольные позиции в большинстве стран АТР. Соседи по АТР постепенно овладевают приемами решения застарелых региональных проблем без опоры на вооруженные силы, путем политического диалога. Россия и Китай в целом сумели урегулировать свои приграничные трения, и создать условия для долгосрочных отношений стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Участие обоих государств в АТЭС, и переход Китая от политики «открытости» к политике интеграции в глобальные и региональные рынки, создают новые возможности для российско-китайских отношений. Стороны получают шанс скорректировать понятие двустороннего стратегического партнерства в свете требований экономической глобализации и регионализации, и дополнить его такими компонентами, как координация политики обеих стран в отношении АТЭС, согласование путей создания в отдаленной перспективе общего рынка в СВА, постепенного создания системы безопасности на основе сотрудничества всех заинтересованных стран без перехода к политике «блокостроительства». Таким образом, интеграционный акцент российско-китайского стратегического партнерства может сделать последнее не только международно значимым, но и воспринимаемым в АТР в качестве необходимого компонента общей конструкции будущего «азиатского дома», а не в качестве гипотетического источника угрозы и напряженности.
Хотя и тяжело, но все же продвигаются российско-японские отношения. Есть основания полагать, что Москва и Токио сумеют в конце концов отделить нерешенные вопросы от своих политических и экономических отношений, и смогут развивать последние в соответствии с современными требованиями. Многостороннее интеграционное сотрудничество, зарождающееся в СВА, где Россия и Япония являются соседями, позволяет по-новому взглянуть на территориальный спор. Позволяет в свете тенденций глобализации экономики и политики считать его (спор) второстепенным, отложенным в своем решении на потом — по сравнению с задачами расширения экономического сотрудничества с активным участием Сибири и российского Дальнего Востока. Июньский (2000 г.) межкорейский саммит ослабил остроту ситуации на Корейском полуострове, и создал предпосылки для продолжения и углубления диалога и сотрудничества между Севером и Югом. Наибольшую обеспокоенность в регионе вызывает широко дискутируемая опасность военного конфликта между КНР и Тайванем. Китай настаивает на непременном возвращении Тайваня под китайскую юрисдикцию. Тайвань не спешит выполнять эти требования. Однако новоизбранный Президент Тайваня, придя к власти, скорректировал свой подход к проблеме независимости, заявив о приверженности принципу «один Китай», хотя и оставив за собой право «торговаться» с Пекином по поводу того, какой смысл должен закладываться в эту формулу. На практике это означает сохранение статус-кво по крайней мере на ближайшие четыре года и определенные гарантии региональной безопасности и стабильности.
Китай и страны АСЕАН, втянутые в спор по поводу территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря, несмотря на сохраняющиеся разногласия, тем не менее обнаруживают, пусть и ограниченную, готовность к тому или иному варианту диалога по спорной проблеме, уменьшая, хотя и не устраняя полностью, вероятность применения силы. Под международный контроль взята ситуация в Восточном Тиморе. К этому можно добавить замороженные на неопределенный срок, хотя и не решенные окончательно, территориальные споры между Китаем и Японией, Японией и Республикой Корея. И хотя, в начале нового столетия, Азиатско-тихоокеанский регион находится от мира и стабильности на гораздо большем расстоянии, чем Европа, главными и здесь являются тенденции к решению споров путем переговоров и поиска компромиссов, к преобладанию в региональных отношениях того, что сближает страны, по сравнению с тем, что усиливает напряженность и создает конфликтные ситуации. Глобальные изменения и локальные конфликты, происходящие в мире на стыке тысячелетий, заставляют по-новому взглянуть на проблемы безопасности Азиатско-тихоокеанского региона. Глобализация мировой экономики и политики требует координации и объединения усилий стран региона, для того, чтобы максимизировать выгоду и минимизировать негативные последствия растущей взаимозависимости стран мира. Тогда как противоположная тенденция к фрагментации международных отношений и обострение региональных и этнических конфликтов указывают на необходимость учета специфики стран региона при конструировании моделей азиатской безопасности. В головах политиков и ученых уже давно витает идея создания в АТР того или иного варианта коллективной безопасности — аналога европейской ОБСЕ. Однако вряд ли такая идея может быть реализована в среднесрочной перспективе. Тому существует две главные причины. Во-первых, это большие экономические, политические, социальные различия между Европейским и Азиатско-тихоокеанским регионами. В отличие от Европы времен создания ОБСЕ, в сегодняшнем АТР еще очень далеки от решения территориальные и приграничные споры, которые сохраняются между 40 странами, выходящими на бассейн Тихого океана. В отличие от Европы, Азиатско-тихоокеанский регион географически слишком растянут, что не позволяет людям чувствовать свою принадлежность к единому сообществу и что дает некоторым политикам повод ставить под сомнение правомерность самого термина «Азиатско-тихоокеанский регион». По сравнению с Европой в Азии больше различий между странами в исторических традициях и культурных ценностях, острее проявляется негативное отношение к участию в азиатских делах так называемых «внешних сил».
Во-вторых, это изменение нашего мира в целом и изменение содержания понятия «безопасность». В период после окончания холодной войны, когда на смену противостоянию социализма и капитализма как «главной тенденции современности», пришла новая историческая тенденция — тенденция глобализации, понятие национальной и коллективной безопасности, наряду с традиционным военным компонентом, включает не менее, а может быть, и более значимые составляющие: экономическую, культурную, информационную и экологическую безопасность, а также международную безопасность личности. Отсюда и изменения в формуле международной безопасности. Если раньше это была «безопасность на основе баланса сил» двух военно-политических блоков, которая после краха социализма в Европе трансформировалась в новую формулу «безопасности через сотрудничество» бывших глобальных противников, то теперь речь резонно вести о новом виде безопасности — безопасности через развитие. Более того, последний азиатский финансовый кризис и его национальные, региональные и глобальные социально-экономические и политические последствия поставили вопрос не просто о желательности сотрудничества стран региона в экономической и финансовой сфере, а о неизбежности и необходимости такого сотрудничества. Вызовы глобализирующейся экономики и политики побуждают сегодня думать о следующем этапе развития понятия азиатской коллективной безопасности — «безопасности через сотрудничество в развитии». Однако здесь возникает, по крайней мере, два блока серьезных политико-философских дилемм. Формула «безопасность через сотрудничество в развитии» и требования глобализации ставят перед правительствами стран АТР вопрос о необходимости поделиться частью национального суверенитета в пользу общерегиональных интересов, делегировать долю своих национальных полномочий и власти будущим региональным институтам, обеспечивающим соблюдение общерегионального правопорядка. Сегодня вряд ли найдется много стран в АТР, готовых принять это требование. И вероятно, нет необходимости принуждать, в той или иной форме, страны к принятию этого требования, нет нужды форсировать новое понимание соотношения национального суверенитета и интересов региональной интеграции. Ситуация должна вызревать естественным образом. Что можно и нужно сделать сейчас, так это признать сам факт существования этой дилеммы, то есть признать правомерность постановки вопроса о том, что экономическая глобализация и новая формула «безопасность через сотрудничество в развитии» требуют от суверенных государств делегирования части своих полномочий и власти региональным органам.
Вторая дилемма касается взаимоотношений общечеловеческих и национальных ценностей, а также между формирующейся мировой цивилизацией и региональными цивилизациями. Стремление ряда стран навязывать свою систему ценностей, как якобы общечеловеческую, игнорирует особенности восточных цивилизаций, в том числе русской евразийской цивилизации, создает новый источник напряженности в отношениях между народами и странами АТР, с одной стороны, и развитыми государствами Запада — с другой. Важно осознать, что глобализация означает не культурно-цивилизационную унификацию, а усиление взаимовлияния и взаимообогащения цивилизаций в полицентричном мире. Отталкиваясь от признания этого факта, уже возможно вести речь о том, какой может быть в будущем архитектура азиатско-тихоокеанской безопасности. При этом обнаруживается следующая закономерность: практические результаты в создании нового «азиатского дома» напрямую связаны с распространением в азиатских странах нового подхода к трактовке оптимального соотношения национального суверенитета и интересов региональной интеграции. С позиций сегодняшнего дня структура коллективной безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе представляется многоуровневой. На верхнем уровне, объединяющем АТР с другими мировыми регионами, находится Организация Объединенных Наций, Устав которой определяет наиболее общие принципы межгосударственных отношений. И хотя сегодня, после окончания военного противостояния двух сверхдержав периода холодной войны, структура и правовая основа ООН требуют серьезного реформирования, именно ООН остается главной многосторонней организацией глобального уровня, содействующей поддержанию международной безопасности и развитию. На втором уровне, собственно азиатско-тихоокеанском региональном уровне, формируются или могли бы быть сформированы свои региональные структуры «безопасности через сотрудничество в развитии». В экономической, экологической и социальной сферах главным направлением развития азиатского регионализма представляется институциализация АТЭС и превращение этого форума, со временем, в реального координатора экономической политики стран АТР. На третьем уровне азиатской безопасности могло бы найтись место для существующих (АСЕАН, «Шанхайский форум» с участием Китая, России, Казахстана, Киргизии, а также Таджикистана, сотрудничающего с ним Узбекистана, причем эта организация является открытой для участия любой заинтересованной страны региона) и будущих (японо-южнокорейский общий рынок, организация экономического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии и т.д.) субрегиональных группировок и возможного их расширения.
Четвертый уровень в этой структуре сотрудничества отводится двусторонним отношениям, прежде всего между странами, заявившими о желании выстраивать тесные и глубокие отношения, как, например, российско-китайские связи, направленные на формирование отношений стратегического партнерства в XXI веке. Важную роль во встраивании азиатской системы коллективной «безопасности через сотрудничество в развитии» в общемировую систему могли бы сыграть трансрегиональные структуры. Развитие и наполнение практическим содержанием встреч на высшем уровне руководителей стран АТР и Евросоюза (ASEM), а также ЕС и стран Латинской Америки, АТР и Латинской Америки (EALA) целесообразно было бы со временем дополнить аналогичными форумами между государствами АТР и СНГ (AsCIS), АТР и Африки (ASAF). В формировании новой архитектуры азиатской безопасности большое значение имеет вопрос о том, кто возьмет на себя интеллектуальную, политическую и финансовую инициативу в построении «азиатского дома». На ком, следовательно, будет лежать основная ответственность за судьбу коллективной безопасности в Азии. Ведущую роль в нахождении оптимальной модели безопасности в АТР и ее продвижении в практическую жизнь, на наш взгляд, должны взять на себя крупные державы или экономические группировки, включая США, Россию, Китай, Японию, страны АСЕАН и Индию. Обладая относительно большим военным, экономическим, интеллектуальным потенциалом и имея относительно больший вес в региональных делах, крупные державы и экономические группировки в первую очередь несут ответственность за то, чтобы система коллективной безопасности в АТР была создана. Более того, без согласия хотя бы одной из них трудно ожидать реальных успехов на пути реформирования азиатско-тихоокеанского правопорядка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.017 с.) |