Экономические аспекты соразвития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические аспекты соразвития



 

КАК УЖЕ НЕ РАЗ ОТМЕЧАЛОСЬ в нашей печати, особенность интеграционной ситуации в АТР состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. Интеграционное взаимодействие азиатских государств происходит на трех уровнях: на уровне форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), на уровне субрегиональных интеграционных группировок — реально существующих (АСЕАН) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию — и на уровне двусторонних отношений (например, переговоры о таможенном союзе Республики Корея и Японии).

А особенность географического положения России в том, что с АТР наша страна соприкасается своей ресурсной, но малонаселенной частью.

Три экономических района, представляющих Сибирь и Дальний Восток (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный) и составляющих три четверти территории страны, занимают более скромное и ухудшившееся за годы реформ положение в российской экономике. За время реформ доля восточных районов в общероссийских показателях снизилась почти по всем позициям. Снижение доли Сибири и Дальнего Востока является результатом более интенсивного сокращения в регионе практически всех видов экономической активности.

В период реформ Сибирь и Дальний Восток, по существу, превратились только в производителя продукции сырьевых отраслей. В структуре промышленного производства восточных районов наблюдается существенное увеличение доли отраслей ТЭК и цветной металлургии. По этим же отраслям увеличилась доля восточных районов в российском производстве. По данным на конец 90-х годов, на долю восточных районов приходилось около четверти производства электроэнергии, более половины производства продукции топливной промышленности и цветной металлургии, примерно пятая часть продукции лесной и деревообрабатывающей, пищевой и рыбной промышленности. Обусловлено это более стабильным, по сравнению с другими отраслями, экономическим положением отраслей ТЭК и цветной металлургии, и опережающим ростом цен на продукцию сырьевых отраслей и энергетики в восточных районах. Доля восточных районов в производстве отдельных видов продуктов еще более существенна. В Сибири добывается около 68 процентов нефти и газового конденсата, более 92 процентов природного газа, более 80 процентов угля. Это наш главный потенциал сотрудничества с АТР.

Понятно, что перспективы экономического сотрудничества России с АТР зависят от динамики экономической и политической ситуации в самой России. Однако, во-первых, сама экономическая ситуация в России, при правильной постановке дела, может быть улучшена за счет эффективного сотрудничества с азиатско-тихоокеанскими партнерами. А во-вторых, Россия и сейчас, в ее нынешнем кризисном положении, сохраняет немалые резервы для экономического сотрудничества с АТР. При этом приоритетными представляются следующие направления взаимодействия России и АТР, имеющие не только сиюминутное, но стратегическое значение. Эти направления призваны создать глубокую взаимозависимость российской и азиатско-тихоокеанской экономик и, через эту взаимозависимость, обеспечить выгодное место России в АТР.

Первостепенное значение здесь имеет создание международной транспортной инфраструктуры, и международной топливно-энергетической системы СВА, охватывающей Сибирь, Дальний Восток и наших соседей по региону, — о чем высшее российское руководство имеет уже известные договоренности с Пекином и Пхеньяном.

 

ИЗ СОВМЕСТНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ 1 МАРТА 2001 ГОДА

 

В. ПУТИН:… У нас много общих дел было в прошлом, совместных достижений. При активном участии Советского Союза и России во Вьетнаме построено более 300 крупных промышленных объектов. Созданы транспортная и коммуникационная инфраструктуры. Активно работают многие предприятия, созданные раньше, например «Вьетсовпетро». Мы с Президентом Чан Дык Лыонгом договорились об активизации нашего взаимодействия в нефтегазовом секторе и будем оказывать содействие новым программам в этой сфере. Перспективные направления двусторонних экономических связей — это электроэнергетика, агропромышленный комплекс, промышленность, судостроение и машиностроение, транспорт. Вьетнам может стать привлекательной зоной для туризма из России. При этом нам, конечно, нужно совместно усилить поддержку нашего бизнеса, как вьетнамского, так и российского.

…Наши страны будут способствовать глобальной и региональной стратегической стабильности. Важную роль в этом мы отводим укреплению доверия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом хочу особо отметить, что наше государство готово содействовать снижению конфликтного потенциала в регионе.

Вопрос: Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества наших стран в нефтегазовом секторе и его перспективы?

В. ПУТИН: Российское участие весьма эффективно. Мы оцениваем его как весьма эффективное. В российский бюджет в прошлом году поступило от деятельности предприятий «Вьетсовпетро» примерно полмиллиарда долларов. Мы удовлетворены результатами работы и готовы принимать участие в расширении деятельности предприятия. Но мы в соответствии со сложившейся международной практикой, конечно, рассчитываем на то, что расширение и средства, владываемые российским участником, будут осваиваться российскими предприятиями. То есть, другими словами, соответствующие заказы будут размещаться в Российской Федерации. Это предмет переговоров, предмет экспертных оценок. Мы договорились сегодня об этом с Президентом Чан Дык Лыонгом. В любом случае, технологии должны быть самыми передовыми, потому что предприятие, в которое вкладывают деньги, принадлежит на 50 процентов Российской Федерации, на 50 процентов — Вьетнаму. Мы хотим, чтобы это предприятие было эффективным и оснащено самой современной техникой.

Имеется в виду следующее.

Первое — развитие нефтяных и газовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири и сооружение на пространстве СВА сети нефте- и газоснабжения, а также линий передачи электроэнергии, которые бы стали основой будущей экономической интеграции России в АТР. Здесь предполагается реализация, где это уже есть, и заключение новых долговременных соглашений России с Японией, КНР, КНДР и Республикой Корея, Монголией, строительство мощных газо- и нефтепроводов из Западной и Восточной Сибири, а также с Сахалина в Китай, Японию, на Корейский полуостров. Одновременно предусматривается совместное освоение богатых высококалорийных угольных месторождений в Якутии. В рамках этого же проекта предполагается осуществить и строительство высоковольтной линии электропередачи для переброски электроэнергии с Ангарского энергетического каскада в соседние страны Дальнего Востока.

Второе — использование «геотранспортного» положения России как естественного моста между Европой и Восточной Азией. При этом ставку целесообразно сделать не только на реконструкцию существующей железнодорожной магистрали, но и на создание новых суперсовременных сверхскоростных железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих Дальний Восток России с Калининградской областью и портами Голландии, Германии, стран Балтии. Планы создания международной транспортной инфраструктуры предусматривают строительство туннелей от Хоккайдо на Сахалин, с Сахалина на материк и далее — модернизацию Транссиба и БАМа. К этой транспортной системе предполагается присоединить железные дороги КНДР и Республики Корея, а также Северо-Восток Китая (выход напрямую на Транссиб и БАМ) и Северо-Запад Китая (выход из Синьцзяна через Казахстан на Транссиб) и тем самым замкнуть транспортное кольцо в Северо-Восточной Азии.

 

ИЗ ОТВЕТОВ В.В. ПУТИНА КОРЕЙСКИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

27 ФЕВРАЛЯ 2001 ГОДА

 

Вопрос (представитель «Эл-Джи»): Правительством Российской Федерации недавно в Сеуле была проведена крупная презентация планов по соединению Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги. Известно, что в последнее время Россия проявляет значительную заинтересованность в этом проекте.

Какие выгоды в случае его осуществления смогут получить Россия, Северная и Южная Кореи, а также намерено ли Правительство России принимать какие-либо шаги в данной области?

В. ПУТИН: Мы только что обсуждали эту проблему с председателем сегодняшнего собрания. Он сказал мне, что время перевозки по этому пути в Европу сокращается вдвое: по морю — 24–25 дней, по Транссибу — 12 дней. Каждый из Вас, деловых людей, может посчитать, каковы выгоды от такого маршрута. Вместе с тем существует несколько вопросов.

Первое — уровень и качество обслуживания на Транссибе, сохранность грузов.

Второе — как соединить ТКЖД и Транссиб, что делать с северокарейским участком трассы.

Хотел бы высказаться по этому поводу. Недавно я побывал на Транссибе, проехал в поезде, провел в нем совещание с губернаторами прилегающих к Транссибу регионов. Некоторые из них сегодня находятся здесь. Должен вас заверить, что техническое состояние магистрали очень хорошее. Уровень обслуживания весьма высокий. В последнее время Россия вложила в реконструкцию Транссиба около миллиарда долларов. Руководители прилегающих регионов весьма заинтересованы в стабильной работе дороги и будут делать для этого все необходимое.

Вопрос о данном проекте мы обсуждали с руководителем КНДР Ким Чен Иром. Он высказал свою заинтересованность в нем. Считаю, что это может быть хороший многонациональный проект. В его рамках Россия готова вложить несколько сот миллионов долларов в реконструкцию северокарейского участка. Вопрос еще в том, по «западному» или по «восточному» маршруту пойдут грузы, но мне кажется, противоречия здесь нет, оба могут развиваться. Можно найти решение. Помимо экономической выгоды есть также и гуманитарный аспект, который вам хорошо известен.

Третье — привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных российских дальневосточных регионов. Главными партнерами России здесь являются Китай, Вьетнам и КНДР. Сегодня существует отчасти обоснованная тревога: а не приведет ли наплыв китайских рабочих к постепенной «оккупации» этой части России? Действительно, нелегальная рабочая сила из Китая создает юридические и социальные проблемы. Однако это уже задача для российской дипломатии и для российских властей, отвечающих за соблюдение внутреннего правопорядка. Обсуждение проблем китайской нелегальной иммиграции с китайскими партнерами позволяет говорить о том, что китайская сторона, во-первых, признает наличие проблемы, и во-вторых, готова согласиться с ужесточением российских действий в отношении китайцев, нарушающих российские законы на территории России, поскольку сами китайские власти рассматривают подобные действия своих граждан как противоправные.

Четвертое — извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Россией хотя и сокращающимся, но по азиатским меркам все еще уважаемым научным потенциалом. Проблема здесь в организации дела. Речь, вероятно, надо вести о создании в России и/или Китае, Республике Корея технопарков, позволяющих объединить наш научный потенциал с их капиталом и их потребностями в наших знаниях.

Последние события на мировом нефтяном рынке заставляют задуматься о возможности создания в СВА Стратегического резервного нефтяного фонда (СРНФ) с участием России, Китая, Японии и Республики Корея. На первый взгляд кажется, что интересы России — экспортера нефти и стран СВА — импортеров в вопросах регулирования мирового нефтяного рынка расходятся. Однако и для России — учитывая ее большую экономику, огромную потребность в иностранных инвестициях и, следовательно, косвенную зависимость от состояния мировой и, если говорить о нашем Дальнем Востоке, региональной экономики — стабильность мирового нефтяного рынка и глобальной экономики крайне важна.

Идея СРНФ состоит в следующем. При инвестициях Японии, Республики Корея и Китая в нефтедобычу в Сибири и на Дальнем Востоке России, четыре страны СВА создают по приемлемым ценам (например, 20–25 долларов за баррель нефти) стратегические запасы нефти, которые по тем же ценам задействуются в случае резких скачков цен на мировом рынке. Тем самым соседи России по СВА защищают себя от непредсказуемых политических событий на Ближнем Востоке, а Россия получает возможность привлечения стратегических долгосрочных инвестиций в азиатскую часть своей экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.012 с.)