Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапия при нарушениях пищевого поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
• Я — это я, и во всем мире нет никого точно такого же, как я. • Я уникален. • Я владею моим телом. • Я владею моим разумом, включая все мои мысли и представления. • Я владею моими глазами, включая образы всех наблюдаемых объектов. • Я владею своими чувствами, какими бы они ни были, — позитивными и негативными. Мне могут нравиться одни, а другие не нравиться, но они все равно мои. • Я владею своим ртом и всеми словами, которые произношу, приятными или грубыми, правильными или неправильными. • Я владею своим голосом, громким или тихим. • Я владею всеми своими действиями по отношению к другим или к себе самому. • Я владею своими фантазиями, своими мечтами, своими надеждами, своими страхами. • Я владею всеми своими триумфами и успехами, всеми своими провалами и ошибками. • Поскольку я полностью владею собой, то могу в конечном счете узнать и использовать себя, чтобы действовать в своих интересах. • Существуют вещи, которые меня озадачивают, и другие вещи, которых я пока не знаю. Но если я дружелюбно отношусь к себе, я могу с мужеством и надеждой искать решения головоломок и больше узнавать о самом себе. • Как бы я ни выглядел и что бы я ни говорил в любой данный момент, я уникален. • Когда я оцениваю, как выглядел, что сказал и сделал, как думал и чувствовал, я могу отбросить все, что захочу. Я могу сохранить то, что было уместным. Я могу изобрести нечто новое вместо того, что отбросил. • Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и Делать. У меня есть нужные способности, чтобы жить, быть близким, быть продуктивным и находить смысл в окружающем мире. • Я владею собой, следовательно, я могу изменить себя. 605 Глава 3 • Я — это я, и я хорош. • Я могу простить себе любую ошибку и проступок. • Я прощаю все обиды, которые причинили мне другие люди. • Я принимаю на себя ответственность за свою собственную жизнь и утверждаю, что никто не имеет власти над моими решениями. По окончании модуля можно рассказать клиенту следующую историю (по С. Найт, «Руководство по НЛП»): «Много лет назад в холмах Патагонии была крохотная деревушка. Ее обитатели голодали: они жили в страхе перед драконом, поселившимся на их поле, и поэтому не могли убрать свой урожай. Однажды в деревушку зашел странник, и когда он попросил жителей его накормить, те объяснили, что вся их еда осталась на поле, которое сторожит дракон. Смелый странник сказал, что убьет дракона. Дойдя до поля, он не нашел никакого дракона, а увидел только большой арбуз. Поэтому он вернулся в деревню и сказал: «Вам нечего бояться. На поле нет никакого дракона, там только большой арбуз». Жители деревни разъярились и разорвали странника на куски. Спустя несколько недель в эту деревушку забрел другой странник. И вновь, когда он попросил его накормить, жители сообщили ему о драконе. Странник тоже был смелым человеком и тоже сказал, что убьет дракона. Жители очень обрадовались. Придя на поле, он увидел там только огромный арбуз, поэтому он вернулся в деревню и сказал жителям, что они ошибаются насчет дракона. Разве может кого-то напугать огромный арбуз? В итоге его постигла участь первого странника. Время шло, и жители постепенно впали в отчаяние. Наконец пришел третий странник. Он заметил их отчаянное положение и спросил, что их довело до такой жизни. Они поведали ему о своем горе, и он пообещал, что сразит дракона и они смогут пойти в поле и собрать свой урожай. Придя на поле и увидев гигантский арбуз, он вытащил свой меч и разрубил арбуз на куски. Вернувшись к жителям, он сообщил им, что убил дракона, — и те были счастливы. Странник много месяцев прожил в этой деревушке, этого времени как раз хватило на то, чтобы объяснить жителям разницу между драконами и арбузами». 606 Психотерапия при нарушениях пищевого поведения Модуль 6. «Расчистка» прошлого и будущего Техники данного модуля направлены на следующие цели: • извлечение ресурсов из прошлого; • слияние конфликтующих частей; • устранение ограничивающих решений; • экологизация будущего. ТЕХНИКА «РЕСУРСЫ ПРОШЛОГО» В данной технике используется обобщенная линии жизни (ОЛЖ). Это воображаемая модель жизни конкретного человека, которую можно использовать для осуществления изменений. Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Любым образом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), настоящий момент и конец (весьма далекий — кстати, его можно не отмечать, но просто представлять себе как данность). 2. Определите необходимый для настоящего и будущего, но отсутствовавший в прошлом ресурс (например, спокойствие, уверенность в себе) и попросите бессознательное отобразить его цветом, а также представить в виде воображаемого порошка или аэрозоли. 3. Теперь представьте себе, что вы — пилот грузового самолета, наполненного этим ресурсом. Вы летите к моменту вашего рождения. Представьте себе, что в процессе полета над отрезком между вашим рождением и настоящим вы разбрасываете по линии этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, когда он был совершенно необходим. 4. Посадите самолет в том месте прошлого, где вы начали рассыпать ресурс, выйдите из кабины и вступите на линию прошлого. Идите по ней к настоящему, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь. 5. Повторите шаги 2—4 для других необходимых ресурсов. Данная технология позволяет работать как со всей линией прошлой жизни, так и с ее отдельными отрезками. Следует снабдить прошлое клиента всеми необходимыми ресурсами, в частности — искомым «нормальным пищевым поведением». 607 ^ Глава 3 ТЕХНИКА «СЛИЯНИЕ КОНФЛИКТУЮЩИХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ» Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Изобразите на полу обобщенную линию жизни. 2. Определите свое будущее Я и сопутствующие убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»). 3. Войдите в ваше будущее Я (выбрав на ОЛЖ нужное или понравившееся вам место в будущем) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете. 4. Найдите в себе часть личности, убеждения которой мешают вам достичь нужного состояния. Просто спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите несогласную более «юную» часть себя в прошлое на ОЛЖ — в то время, когда она сформировалась (в любое место прошлого, которое вам покажется подходящим). Ассоциируйтесь с несогласной частью (встаньте на линию в это место) и выясните, что она думает о вашем будущем и какие ресурсы в ней можно обнаружить. 5. Снова перейдите в будущее Я, став спиной к прошлому. Что вы как будущая часть думаете о несогласной части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь к той части так, чтобы вы могли ее увидеть. Какие чувства теперь она у вас вызывает? И какие ресурсы есть у нее (а они обязательно есть)? 6. Перейдите в метапозицию и определите намерения обеих частей (чего хочет каждая из них). Укрупните эти намерения до нахождения общей цели (ведь и та, и другая желают вам пользы, а не зла) и назовите ресурсы этих частей. 7. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы несогласной части так, как они видны оттуда. Чем данные ресурсы могут обогатить вашу жизнь? 8. Поставьте якорь на состояние своего будущего Я и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы оказались за несогласной частью как ее ангел-хранитель. Окажите ей поддержку, а после вступите в эту «юную» несогласную часть и, став ею, ощутите как это здорово — иметь за спиной ангела-хранителя. Как это меняет ваши убеждения? 9. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте, какие тут произошли изменения. Закончите это, вернитесь в настоящее. 608 Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ТЕХНИКА «УСТРАНЕНИЕ ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ» Данная техника основана на модели SCORE и создана для работы с ограничивающими решениями, принятыми клиентом в прошлом. 1. Спросите клиента, когда он принял данное ограничивающее решение? Определив, с чем вы будете работать, изобразите обобщенную линию жизни и отметьте на ней соответствующий момент. 2. Теперь пусть клиент как бы переместится по времени назад и посмотрит на точку выбора своего ограничивающего решения, сохраняя всю свою приобретенную позже трезвость. 3. Теперь пусть клиент переместится дальше в прошлое, во время, предшествовавшее выбору, и спросит себя о том, каковы его эмоции и в чем состоит решение. 4. Если соответствующие эмоции присутствуют, пусть он отодвигается назад до тех пор, пока эмоции не исчезнут. 5. Теперь предложите клиенту пройти в ту точку на обобщенной линии жизни, где он найдет новое решение, противоположное первому, — точку, предшествующую по времени первоначальной точке выбора. Пусть он примет это новое решение и пойдет вперед вдоль ОЛЖ по направлению к «сейчас» и далее в будущее, чтобы он мог переоценить все события между «сейчас» и будущим в свете этого самого нового решения. ТЕХНИКА «ИЗВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ ИЗ ПРОШЛОГО С ПОМОЩЬЮ ОБОБЩЕННОЙ ЛИНИИ ЖИЗНИ» По завершении предыдущей процедуры можно перейти к следующей технике — к извлечению ресурсов из прошлого. Важно помнить, что прошлое содержит не только ограничивающие решения, но и ресурсы, которые помогут клиенту избавиться от пищевой зависимости и переедания. Дайте клиенту следующие инструкции: 1. Найдите особенное место. Это воображаемое место, где вы сможете подумать о своей жизни и вашем будущем — например, это парк, пляж или мыс. С этого места можно разглядеть всю вашу жизнь от начала до конца. Побудьте там в своем воображении. Посидите в этом особенном месте и попробуйте почувствовать, какие ожидания и мечты у вас есть по поводу будущего — что вам хотелось бы воплотить в жизнь. Возмож- Терапия пищ. поведения 609 1 Глава 3 но, вам хотелось и хочется чувствовать естественную радость, любовь, доверие, умудренность жизненным опытом или жизнерадостность. 2. Двигайтесь по линии жизни. Определите, где в прошлом вы когда-либо ощущали то, что хотите воплотить в будущем, и пройдите по линии жизни до этого места. Если надо, используйте образ ажурного мостика, по которому вы будете идти над своей линией жизни, рассматривая нужные моменты — те, на которых ваше бессознательное хотело бы остановиться. Найдите себя в те моменты, когда вы обладали этим ценным опытом и ресурсами, неважно, сколько вам тогда было лет. 3. Вступите в прошлый ценный опыт, чтобы получить полный доступ к тем качествам и ресурсам, которые вы имели тогда. Это будет встреча с собой — более молодым, оснащенным нужными качествами и ресурсами. 4. Получите дар. Выделите то ценное, что было в прошлом опыте. А после прикоснитесь к себе, находящемуся в прошлом и обладающему нужным качеством, так чтобы вы смогли получить его без слов и оно начало действовать внутри вас, как действовало раньше. Вы можете на краткий момент снова стать ребенком, пережить это состояние и получить дар. Если хотите, возьмите с собой воспоминание о тех качествах и тех моментах жизни и затем вернитесь назад, пройдя над линией времени в настоящее. В воображении возвратитесь назад в ваше особенное место из шага 1, чтобы там оценить и исследовать все преимущества и особенности обретенных качеств и ресурсов из прошлого. Поблагодарите свое молодое Я за полученный дар. И когда вы будете смотреть в будущее, ответьте себе на следующий вопрос: существует ли что-либо, что вы хотели бы переоценить в этих качествах и ресурсах — с учетом того, кем вы являетесь сейчас и кем хотите стать в будущем? Если у вас есть какие-либо возражения или сомнения, продолжайте подбирать наиболее подходящие качества и ресурсы до тех пор, пока они действительно не будут выглядеть и ощущаться как нечто адекватное, реальное и естественное. 5. Сделайте это будущее реальным. Поместите данные качества и ресурсы в будущее. Пройдите над линией жизни и, начиная с настоящего времени, разместите собранные ресурсы любым способом, как вам захочется. 6. Взгляните еще раз на то будущее, которое вы делаете реальным. Пойдите в будущее и вдоль линии жизни и еще раз 610 Психотерапия при нарушениях пищевого поведения оцените, подходят ли вам качества и ресурсы, которые вы туда принесли. А затем еще раз с удобной для вас скоростью пройдите вдоль линии жизни от настоящего к будущему и оцените, каким оно станет благодаря этим новым качествам и ресурсам. В заключение вернитесь назад в прошлое, где вы получили этот дар, и поблагодарите за него свое молодое Я. ТЕХНИКА «ОБОГАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОГО БУДУЩЕГО» Дайте клиенту следующие инструкции: 1. Встаньте на точку настоящего лицом к будущему и подумайте о тех ресурсах, которые позволили бы вам прожить будущую жизнь максимально экологично (результативно, полно и счастливо). 2. Попросите свое бессознательное или Высшее Я предоставить вам этот ресурс — в любой форме, но лучше в виде света, цвета и энергии. 3. Представив, что вы вступаете на ажурный мостик над своей линией жизни, медленно двигайтесь в свое будущее, внося в него данный ресурс. 4. Не доходя несколько шагов до конца линии будущего, внесите нужный ресурс в ее конец. 5. Сойдите с линии, вернитесь в настоящее и повторите шаги 1 —4 для других необходимых ресурсов. 6. Вернитесь к точке, отстоящей на несколько шагов от конца линии будущего и пристально посмотрите вдаль, позволив своему бессознательному предоставить вам ощущение бесконечности жизни и, может быть, даже продемонстрировать какие-либо образы последующего существования. 7. Сойдите с линии будущего, вернитесь в настоящее и повторите шаги 3 и 4 с этим ощущением или образами — мета-ресурсами бесконечности жизни. Но не забудьте в конце вернуться в настоящее! ТЕХНИКА «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО» Дайте клиенту следующие инструкции: 1. Изобразите свою обобщенную линию жизни. 2. По 10-балльной системе оцените привлекательность вашего будущего. 611 Глава 3 3. Определите, какой именно чистый цвет вам нравится, и любым образом нанесите его на ОЛЖ (исключение: черный, серый и коричневый цвета, а также их оттенки). 4. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока на участке ОЛЖ, посвященном будущему, не окажутся все основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также любые другие выбранные их оттенки. 5. Вновь оцените привлекательность вашего будущего по 10-балльной системе. 6. При необходимости (если привлекательность будущего ниже 8 баллов) внесите в будущее любые цветовые оттенки, которые сделают его максимально привлекательным. 7. Теперь, представив, что над вашей линией будущего проходит ажурный мостик, пройдитесь по нему, любуясь прекрасной картиной и одновременно как бы впитывая в себя создающие красоту цвета и краски. А затем возвратитесь в настоящее. ТЕХНИКА «ЕСТЕСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ» (Камерон-Бандлер, Гордон, 1999) Стройные в силу естественных причин люди не испытывают чувства, что они обязаны быть стройными. Пропустив вкусное блюдо, они не особо страдают. В то же время они не ограничивают себя в еде. Этих качеств не хватает людям, соблюдающим диету. Но лучше не вести вечный бой с пищей, а научиться думать и реагировать так, как это делают стройные от природы люди. Инструкции терапевта: Данная техника поможет вам стать стройным, при этом вы научитесь реагировать на пищу так, как это делают стройные от природы люди. 1. Выберите место и время, где вы могли бы спокойно расслабиться в течение 20 минут. 2. Подумайте о том, как вы узнаете, что пора есть. Может быть, вы видите пищу? Может быть, вы слышите, как кто-то говорит: «Пора есть»? Может быть, вы посмотрели на часы и поняли, что наступило время обеда? Может быть, вы ощущаете голод? Вообразите, что вы садитесь за стол, уставленный различными блюдами, или заглядываете в холодильник, или просматриваете меню. 612
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.012 с.) |