Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития воспитательной системы школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Н. Л. Селиванова, Л. И. Новикова – ученые-педагоги - выделяют четыре этапа в становлении и развитии воспитательной системы. Воспитание От умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности зависит и успешность развития воспитательной системы. Первый этап развития воспитательной системы представляется этапом становления. На этом этапе одной из главных целей воспитательной системы является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются включение в совместную деятельность, общность целей, гуманные отношения внутри коллектива. Необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде для создания единого воспитательного коллектива. Поэтому нужно предпринимать такие действия: - созданием малого педагогического совета, который является своеобразными оперативными штабом и центром формированиям общественного мнения; мнение общественное -формированием инициативных группы по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение как настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы; моделирование -выходы на коллективы родителей, педагогов, шефов(обсуждение модельных разработок и программы построения воспитательной системы); -ознакомлением педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения; -включением детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника; выпускники школа -диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализа условий развития личности школьника, определением воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации; -созданием инициативной группы из числа учащихся и учителей, которая систематизирует и обобщает информацию и предложения. Вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса на первом этапе, а также идет формирование целевой установки, формируется концепция школьной воспитательной системы. Такая концепция может включать определенные разделы. На первом этапе идет моделирование образа выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится и педагог, и школа, в частности. Изучение практики работы учебных заведений, которые успешно реализуют свои воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разные формы и виды деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид или направление в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому первый этап формирования школьной воспитательной работы особый упор делает на выделение системообразующей деятельности. Одну из важных ролей в организации жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность. Упорядоченность же системы может осуществляться через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в определенной цикличности жизни школы (примером могут быть какие-то «ключевые дела») и режимных моментах жизни школы. На первом этапе формируются отношения, здесь налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, но и психологическая корректировка тоже присутствует. Определенным достижением этого этапа является то, что сформированы цели воспитательной системы и внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. Отношения родители система Отработка содержания деятельности и структуры системы связана со вторым этапом. Этот этап окончательно утверждает системообразующую деятельность, наиболее приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется и устанавливаются связи между различными ее видами. На этом этапе идет развитие межвозрастного общения и бурное развитие общешкольного коллектива. Идет возникновение временных коллективов, разновозрастных объединений. Школа Рождаются коллективные традиции. Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой. Управление воспитательной системой осуществляется различных уровнях: как на психолого-педагогическом, так и на организационно-педагогическом. Отсюда потребность в социально-психологической службе. Этот этап предполагает слежение за тем, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или другом деле, какое самочувствие у ученика в школе. На третьем этапе система окончательно оформляется. Здесь каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Эта деятельность проявляется: -в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива; личность -в многообразии форм, приемов, методов, которые обеспечивают эти взаимные переходы; -во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот; формы -в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности. Школьный коллектив все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, которые объединены общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. Он переходит в новое качественное состояние. У большого количества школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, преобладает педагогика отношений. В управление системой включается все большее количество участников: родителей и детей. Резко возрастает роль саморегуляции и самоуправления. Четвертый этап характеризуется обновлением и совершенствованием системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более разветвленными - связи более тонкими - отношения, более сложными становятся управленческие и организационные процессы. А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти: -смена ведущих видов деятельности, которая способствует восстановлению целостности системообразующих связей и приводит к новому этапу субъектного развития; кризисы -возникновением на базе прежней воспитательной системы новой, которая сохраняет некоторые традиции и ценности старой системы; школа -исчезновением системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все базовые системообразующие связи и формы. Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, которые являются его ядром. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, который свидетельствует о ее целостности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.011 с.) |