Этапы развития воспитательной системы школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития воспитательной системы школы



Н. Л. Селиванова, Л. И. Новикова – ученые-педагоги -  выделяют четыре этапа в становлении и развитии воспитательной системы. Воспитание

От умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности зависит и успешность развития воспитательной системы.

Первый этап развития воспитательной системы представляется этапом становления.

На этом этапе одной из главных целей воспитательной системы является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются включение в совместную деятельность, общность целей, гуманные отношения внутри коллектива. Необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде для создания единого воспитательного коллектива. Поэтому нужно предпринимать такие действия:

- созданием малого педагогического совета, который является своеобразными оперативными штабом и центром формированиям общественного мнения;  мнение общественное

-формированием инициативных группы по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение как настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;  моделирование

-выходы на коллективы родителей, педагогов, шефов(обсуждение модельных разработок и программы построения воспитательной системы);

-ознакомлением педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;

-включением детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;   выпускники школа

-диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализа условий развития личности школьника, определением воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;

-созданием инициативной группы из числа учащихся и учителей, которая систематизирует и обобщает информацию и предложения.

Вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса на первом этапе, а также идет формирование целевой установки, формируется концепция школьной воспитательной системы. Такая концепция может включать определенные разделы.

На первом этапе идет моделирование образа выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится и педагог, и школа, в частности.

Изучение практики работы учебных заведений, которые успешно реализуют свои воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разные формы и виды деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид или направление в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому первый этап формирования школьной воспитательной работы особый упор делает на выделение системообразующей деятельности.

Одну из важных ролей в организации жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность.

Упорядоченность же системы может осуществляться через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в определенной цикличности жизни школы (примером могут быть какие-то «ключевые дела») и режимных моментах жизни школы.

На первом этапе формируются отношения, здесь налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, но и психологическая корректировка тоже присутствует. Определенным достижением этого этапа является то, что сформированы цели воспитательной системы и внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.   Отношения родители система

Отработка содержания деятельности и структуры системы связана со вторым этапом. Этот этап окончательно утверждает системообразующую деятельность, наиболее приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется и устанавливаются связи между различными ее видами. На этом этапе идет развитие межвозрастного общения и бурное развитие общешкольного коллектива. Идет возникновение временных коллективов, разновозрастных объединений. Школа

Рождаются коллективные традиции. Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

Управление воспитательной системой осуществляется различных уровнях: как на психолого-педагогическом, так и  на организационно-педагогическом. Отсюда потребность в социально-психологической службе. Этот этап предполагает слежение за тем, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или другом деле, какое самочувствие у ученика в школе.

На третьем этапе система окончательно оформляется. Здесь каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания.

Эта деятельность проявляется:

-в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;   личность

-в многообразии форм, приемов, методов, которые обеспечивают эти взаимные переходы;

-во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;  формы

-в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

Школьный коллектив все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, которые объединены общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. Он переходит в новое качественное состояние. У большого количества школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, преобладает педагогика отношений. В управление системой включается все большее количество участников: родителей и детей. Резко возрастает роль саморегуляции и самоуправления.

Четвертый этап характеризуется обновлением и совершенствованием системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более разветвленными - связи более тонкими - отношения, более сложными становятся управленческие и организационные процессы.

А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти:

-смена ведущих видов деятельности, которая способствует восстановлению целостности системообразующих связей и приводит к новому этапу субъектного развития; кризисы

-возникновением на базе прежней воспитательной системы новой, которая сохраняет некоторые традиции и ценности старой системы; школа

-исчезновением системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все базовые системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, которые являются его ядром. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, который  свидетельствует о ее целостности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.005 с.)