Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-феноменологический подход и проблема системного развития школы воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прочно утвердился системный подход в современной науке, поскольку имеет под собой в различных областях знания фундированные исследования и солидную эмпирическую базу и прагматическую ценность. Практически все аспекты существования человека обусловлены разноуровневыми и разнообразными системными отношениями и связями, со сложными и далекое не всегда поддающимися учету процессами, которые происходят в самих системах. Системно может представляться и описываться любой основной социальный институт: к таковым относятся школа, семья как первичная ячейка общества, трудовой коллектив, община, народность, нация, государство, конфессия, суперэтнос и т. п. Каждый элемент системы вносит свой вклад в правильное функционирование системы, при этом занимая в ней свое определенное место и выполняя определенную роль.[25]. Воспитание школа При более корректной оценке многофакторности их развития, при учете значения и позитивной роли кризисов в развитии систем, при изучении так называемых аттракторов прогностическая сила системного анализа заметна.Все это делает системный подход настолько эффективным – своего рода катализаторов развития и многое другое. Системный подход имеет и определенные ограничения. Все эти ограничения связаны с различением природы гуманистического и естественнонаучного знания.[5]. Подход гуманистический Жестко формализованного описания требуют естественные науки, формализованного сбора статистически достоверных данных, строго контролируемого эксперимента, подтверждения повторяемости явлений, их строгой верификации, многократных измерений и на их основе эмпирических обобщений, обобщенных количественных оценок, которые отбрасывают все крайние значения. Исследования такого рода, практически частенько, грешат редукционизмом так называемым – то есть сведением к монофакторности, неоправданным упрощением. Когда калька естественнонаучных методов накладывается на гуманитарное знание это особенно бывает заметно. Тогда начинают «расцветать» такие посторонние науке социально-идеологические явления, как социал- дарвинизм, биологизаторство, «измерить уровень патриотизма» у школьников требования применить «технологию воспитания». Школа Гуманитарные науки требуют нежестких методов исследования, другой постановки программы исследований и проведения по-иному формализованного эксперимента, преимущественно качественных оценок явлений и событий, объектов, учета величин, которые ускользают от внимания экспериментатора, что действует в логике естественнонаучного эксперимента.[25] Эксперимент научный Знание естественнонаучное квантитативно(количественно)и затем уже квалиметрично(качественно),оно развернуто, прежде всего, на описанием явлений и событий, объектов. Это знание изучает, главным образом, повторяемость, иногда позволяя пренебрегать неповторимостью и уникальностью (объекта, явления, события), при этом фильтрует данные и отсекает крайние величины и значение.[25]. Многофакторность Гуманитарное знание квалиметричное(качественное) и затем уже квантитативное (количественное), развернутое на понимание объектов, явлений и событий. Это знание изучает повторяемость, но в фокусе его исследовательских программ находит место и уникальность (объектов, явлений, событий), неповторимость, а крайние величины подвергаются научному исследованию и пристальному вниманию. В практике различных гуманитарных исследований идет частое игнорирование такого подхода, а он необходим, и без него знание недостаточно, неполно, и зачастую простое ущербно, неточное и сопровождается ошибочными оценками и просчетами и некорректными выводами. Особенное пагубное такое в социальных науках куда входит и сфера принятия решений в образовании. Поэтому в сфере воспитания применение системного подхода нуждается в дополнении. Такое дополнение заключается в применении методологии феноменологического подхода. Анализ отношений людей, переживаний субъектов деятельности, ее личностных смыслов требует чего-то дополняющего системный подход. Феноменология как философское направление ставит задачу практического описания опыта познающего сознания и выделения в нем сущностных черт, беспредпосылочного познания жизни. При таком подходе не теория предшествуют описанию явлений и событий, а, наоборот, теория понемногу и осторожно вытекает из накапливаемого опыта. Приоритет в этом случае научного анализа, таким образом, выступает опыт описания явлений или событий, а не теория. Но, самое важное, не только их, но также и чувств, переживаний, отношений, высказываний, которые связаны с ними, то есть феноменов субъективного мира. В этом состоит и самая суть такого системно-феноменологического подхода..[13] Системный и феноменологический подходы не только не противоречат, но взаимное дополняют друг друга в ходе анализа происходящего, будь то события в жизни классного коллектива или события социальной жизни. «Феноменологи» не только видят существование определенной взаимосвязи элементов системы. Но также «феноменологи» знают, что изменение, нарушение нюансов не только объективной, но и малейшей субъективной взаимосвязи тех, кто создает гуманитарную систему, возможно, приведет к нарушению нормального функционирования системы в целом, а также не исключение, что может быть и ее полный распад и разрушение. Таким образом, ощущения удовлетворения, опасения, чувства людей, еле видимого раздражения, переживания происходящего, напряжения или недовольства, оттенки взаимоотношений людей, педагогов и воспитанников не считается мелочами, но существенные и базовые элементы. Если педагоги поймут это, и учтут в повседневной жизни, что их образовательная организация – это тоже гуманитарная система, система тонкая и сложная,особая, которая требует учета именно тех субъективных факторов, что уже перечислены, тогда придет понимание и результатов воспитательной работы. Работа фактор Любой человек проявляется в своих связях со своим значимым (референтным)окружением и может быть познан феноменологически, как часть целого, через зеркало связей со своей общиной, семьей, трудовым коллективом, школьным классом, неформальной общиной – представляется ведущей идеей системно-феноменологического подхода. Отсюда идут идеи безоценочного подхода к различного рода педагогические герменевтики как практики организации воспитательного пространства, обучению. Примером могут быть Я. Корчак, школа С. Френе и т. д. Б. Хеллингер в своей монографии утверждает, что «феноменологический метод – это старый философский метод. В соответствии с этим методом необходимо предаться чему-либо – без намерений и страха. Забыть обо всем, что знал до этого. Нужно предаться неизвестному, и внезапно познаешь суть дела… Это феноменологический способ действия. Этот способ не опирается ни на какие теории или прежний опыт, это работа с текущим моментом… Феноменологический подход не предполагает воли, знания, страха. Он направлен на объединение усилий вокруг того, что выявилось. Ты несом и движим тем, что есть основа и граница всякой воли. Такой подход открывает взору самое сокровенное» [26]. Подходы парадигмы Феноменологическая парадигма делает акцент на феноменах (проявлениях, явлениях) внутренней жизни, которые проецирует в социум и выступает бихевиористской, альтернативой формально-оценочной методологии с ее акцентом на внешних (поведенческих)проявлениях человека. «Феноменологи»утверждают, что человек может быть исследовано в зеркале своих отношений со своим окружением, а ситуации взаимодействия людей должны быть описаны так, как существуют в своих реальных, а не мнимо объективистских связях. При этом такие феномены как ощущение, видение, восприятие, переживания не должны быть блокирующими или ограничивающими понимание факторами. Альтернатива Новые возможности системно-феноменологический подход дает для многосторонней оценки различных полисубъектных социально-педагогических влияний, которые оказывают не только прямое, но даже косвенное, опосредованное влияние на развитие школы как воспитывающей организации. Делают акцент системно-феноменологические исследования на субъективных условиях и отношениях жизнедеятельности воспитанников и воспитателей, их взаимодействии. Работа с понятиями воспитательного пространства, со-бытийности, личностного роста, оценка различных и меняющихся позиций педагога как воспитателя дают возможность увидеть потенциал субъектов социализации и воспитания, которые так или иначе оказывают влияние на жизнь школы. Можно назвать конкретные приложения системно-феноменологического подхода к возможностям развития образовательной организации как организации воспитывающей. Школа организация -«Вычерпывание»воспитывающего содержания из обычных культурных и социальных ситуаций(формирование умения увидеть проблему воспитания в той или какой-либо другой социально-бытовой ситуации и приложить к ее решению определенные коммуникативные и педагогические компетенции). компетенция -Изучение малых групп и опосредованная коррекция их развития с вовлечением в структуру классного и школьного коллектива. -Использование педагогическим коллективом методов, которые так или иначе созданы под влиянием системно-феноменологических разработок. Это «погружение в ситуацию»,«метод разбора прецедентов»или«кейс- студии», «нарративные методы»(изложение историй и рассказывание,), «мозговой штурм»и т.д.
-Описание различных сценариев развития детского коллектива в контексте образовательной программы конкретной образовательной организации, профилактика социальных, культурных и педагогических рисков, прогноз возможностей и допущений. Коллектив дети программа -Использование различных ресурсов образовательной среды. К ним относятся пространственно-предметные, социокультурные и психолого- дидактические для постановки конкретных воспитательных задач. -Подготовка благоприятных условий для профессионального, социально-ответственного, системно представленного в программе развития школы, педагогически конструктивного, междисциплинарного взаимопонимания и сотрудничества педагогов школы как воспитателей. Вывод: школа воспитания, как правило, открыта окружающей ее среде. Однако налаживает связи только с теми социальными институтами, которые способствуют реализации ее целей. В то же время она выступает своеобразным буфером, который сглаживает отрицательное влияние общества на ребенка. Системный и феноменологический подходы не только не противоречат, но взаимное дополняют друг друга в ходе анализа происходящего, будь то события в жизни классного коллектива или события социальной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.012 с.) |