Системно-феноменологический подход и проблема системного развития школы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-феноменологический подход и проблема системного развития школы воспитания



 

Прочно утвердился системный подход в современной науке, поскольку имеет  под собой в различных областях знания фундированные исследования и  солидную эмпирическую базу и прагматическую ценность. Практически все аспекты существования человека обусловлены разноуровневыми и разнообразными системными отношениями и связями, со сложными и далекое не всегда поддающимися учету процессами, которые происходят в самих системах. Системно может представляться и описываться любой основной социальный институт: к таковым относятся школа, семья как первичная ячейка общества, трудовой коллектив, община, народность, нация, государство, конфессия, суперэтнос и т. п. Каждый элемент системы вносит свой вклад в правильное функционирование системы, при этом занимая в ней свое определенное место и выполняя определенную роль.[25].  Воспитание школа

При более корректной оценке многофакторности их развития, при учете значения и позитивной роли кризисов в развитии систем, при изучении так называемых аттракторов прогностическая сила системного анализа заметна.Все это делает системный подход настолько эффективным – своего рода катализаторов развития и многое другое.

Системный подход имеет и определенные ограничения. Все эти ограничения связаны с различением природы гуманистического и естественнонаучного знания.[5]. Подход гуманистический

Жестко формализованного описания требуют естественные науки, формализованного сбора статистически достоверных данных, строго контролируемого эксперимента, подтверждения повторяемости явлений, их строгой верификации, многократных измерений и на их основе эмпирических обобщений, обобщенных количественных оценок, которые отбрасывают все крайние значения. Исследования такого рода, практически частенько, грешат редукционизмом так называемым – то есть сведением к монофакторности, неоправданным упрощением. Когда калька естественнонаучных методов накладывается на гуманитарное знание это особенно бывает заметно. Тогда начинают «расцветать» такие посторонние науке социально-идеологические явления, как социал- дарвинизм, биологизаторство, «измерить уровень патриотизма» у школьников требования применить «технологию воспитания». Школа

Гуманитарные науки требуют нежестких методов исследования, другой постановки программы исследований и проведения по-иному формализованного эксперимента, преимущественно качественных оценок явлений и событий, объектов, учета величин, которые ускользают от внимания экспериментатора, что действует в логике естественнонаучного эксперимента.[25] Эксперимент научный

Знание естественнонаучное квантитативно(количественно)и затем уже квалиметрично(качественно),оно развернуто, прежде всего, на описанием явлений и событий, объектов. Это знание изучает, главным образом, повторяемость, иногда позволяя пренебрегать неповторимостью и уникальностью (объекта, явления, события), при этом фильтрует данные и отсекает крайние величины и значение.[25]. Многофакторность

Гуманитарное знание квалиметричное(качественное) и затем уже квантитативное (количественное), развернутое на понимание объектов, явлений и событий. Это знание изучает повторяемость, но в фокусе его исследовательских программ находит место и уникальность (объектов, явлений, событий), неповторимость, а крайние величины подвергаются научному исследованию и пристальному вниманию. В практике различных гуманитарных исследований идет частое игнорирование такого подхода, а он необходим, и без него знание недостаточно, неполно, и зачастую простое ущербно, неточное и сопровождается ошибочными оценками и просчетами и некорректными выводами. Особенное пагубное такое в социальных науках куда входит и сфера принятия решений в образовании.

Поэтому в сфере воспитания применение системного подхода нуждается в дополнении. Такое дополнение заключается в применении методологии феноменологического подхода.

Анализ отношений людей, переживаний субъектов деятельности, ее личностных смыслов требует чего-то дополняющего системный подход.

Феноменология как философское направление ставит задачу практического описания опыта познающего сознания и выделения в нем сущностных черт, беспредпосылочного познания жизни. При таком подходе не теория предшествуют описанию явлений и событий, а, наоборот, теория понемногу и осторожно вытекает из накапливаемого опыта. Приоритет в этом случае научного анализа, таким образом, выступает опыт описания явлений или событий, а не теория. Но, самое важное, не только их, но также и чувств, переживаний, отношений, высказываний, которые связаны с ними, то есть феноменов субъективного мира. В этом состоит и самая суть такого системно-феноменологического подхода..[13]

Системный и феноменологический подходы не только не противоречат, но взаимное дополняют друг друга в ходе анализа происходящего, будь то события в жизни классного коллектива или события социальной жизни. «Феноменологи» не только видят существование определенной взаимосвязи элементов системы. Но также «феноменологи» знают, что изменение, нарушение нюансов не только объективной, но и малейшей субъективной взаимосвязи тех, кто создает гуманитарную систему, возможно, приведет к нарушению нормального функционирования системы в целом, а также не исключение, что может быть и ее полный распад и разрушение. Таким образом, ощущения удовлетворения, опасения, чувства людей, еле видимого раздражения, переживания происходящего,  напряжения или недовольства, оттенки взаимоотношений людей, педагогов и воспитанников не считается мелочами, но существенные и базовые элементы. Если педагоги поймут это, и учтут в повседневной жизни, что их образовательная организация – это тоже гуманитарная система, система тонкая и сложная,особая, которая требует учета именно тех субъективных факторов, что уже перечислены, тогда придет понимание и результатов воспитательной работы. Работа фактор

Любой человек проявляется в своих связях со своим значимым (референтным)окружением и может быть познан феноменологически, как часть целого, через зеркало связей со своей общиной, семьей, трудовым коллективом, школьным классом, неформальной общиной – представляется ведущей идеей системно-феноменологического подхода.  Отсюда идут идеи безоценочного подхода к различного рода педагогические герменевтики как практики организации воспитательного пространства, обучению. Примером могут быть Я. Корчак,  школа С. Френе и т. д. Б. Хеллингер в своей монографии утверждает, что «феноменологический метод – это старый философский метод. В соответствии с этим методом необходимо предаться чему-либо – без намерений и страха. Забыть обо всем, что знал до этого. Нужно предаться неизвестному, и внезапно познаешь суть дела… Это феноменологический способ действия. Этот способ не опирается ни на какие теории или прежний опыт, это работа с текущим моментом… Феноменологический подход не предполагает воли, знания, страха. Он направлен на объединение усилий вокруг того, что выявилось. Ты несом и движим тем, что есть основа и граница всякой воли. Такой подход открывает взору самое сокровенное» [26]. Подходы парадигмы

Феноменологическая парадигма делает акцент на феноменах (проявлениях, явлениях) внутренней жизни, которые проецирует в социум и выступает бихевиористской, альтернативой формально-оценочной методологии с ее акцентом на внешних (поведенческих)проявлениях человека. «Феноменологи»утверждают, что человек может быть исследовано в зеркале своих отношений со своим окружением, а ситуации взаимодействия людей должны быть описаны так, как существуют в своих реальных, а не мнимо объективистских связях. При этом такие феномены как ощущение, видение, восприятие, переживания не должны быть блокирующими или ограничивающими понимание факторами. Альтернатива

Новые возможности системно-феноменологический подход дает для многосторонней оценки различных полисубъектных социально-педагогических влияний, которые оказывают не только прямое, но даже косвенное, опосредованное влияние на развитие школы как воспитывающей организации. Делают акцент системно-феноменологические исследования на субъективных условиях и отношениях жизнедеятельности воспитанников и воспитателей, их взаимодействии. Работа с понятиями воспитательного пространства, со-бытийности, личностного роста, оценка различных и меняющихся позиций педагога как воспитателя дают возможность увидеть потенциал субъектов социализации и воспитания, которые так или иначе оказывают влияние на жизнь школы.

Можно назвать конкретные приложения системно-феноменологического подхода к возможностям развития образовательной организации как организации воспитывающей. Школа организация

-«Вычерпывание»воспитывающего содержания из обычных культурных и социальных ситуаций(формирование умения увидеть проблему воспитания в той или какой-либо другой социально-бытовой ситуации и приложить к ее решению определенные коммуникативные и педагогические компетенции). компетенция

-Изучение малых групп и опосредованная коррекция их развития с вовлечением в структуру классного и школьного коллектива.

-Использование педагогическим коллективом методов, которые так или иначе созданы под влиянием системно-феноменологических разработок. Это «погружение в ситуацию»,«метод разбора прецедентов»или«кейс- студии», «нарративные методы»(изложение историй и рассказывание,), «мозговой штурм»и т.д.

 

-Описание различных сценариев развития детского коллектива в контексте образовательной программы конкретной образовательной организации, профилактика социальных, культурных и педагогических рисков, прогноз возможностей и допущений. Коллектив дети программа

-Использование различных ресурсов образовательной среды. К ним относятся пространственно-предметные, социокультурные и психолого- дидактические для постановки конкретных воспитательных задач.

-Подготовка благоприятных условий для профессионального, социально-ответственного, системно представленного в программе развития школы, педагогически конструктивного, междисциплинарного взаимопонимания и сотрудничества педагогов школы как воспитателей.

Вывод:

школа воспитания, как правило, открыта окружающей ее среде. Однако налаживает связи только с теми социальными институтами, которые способствуют реализации ее целей. В то же время она выступает своеобразным буфером, который сглаживает отрицательное влияние общества на ребенка.

Системный и феноменологический подходы не только не противоречат, но взаимное дополняют друг друга в ходе анализа происходящего, будь то события в жизни классного коллектива или события социальной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.007 с.)