Лекции по тематическому разделу № 4. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по тематическому разделу № 4.



«Психодиагностический тест как предмет исследования»

 

Психодиагностические тестовые методики.

Тест (англ. test – проба, испытание) – стандартизированное, обычно ограниченное во времени, содержательное по смыслу и стандартизированное по значению испытание (задание, опрос), предназначенное для исследования индивидуально-психической и социально-психологической специфики человека.

В психодиагностических тестах выявляются иидивидуально-типические и социально-типологические особенности людей и групп.

Виды тестов.

По форме проведения тесты: вербальные и практические; тесты-задания и тесты-опросники; тесты скорости и результативности; бланковые, компьютерные, аппаратурные; групповые и интеллектуальные тесты.

По цели проведения тесты: тесты интеллекта, тесты личности, тесты креативности, тесты специальных способностей, тесты достижений.

Требования к качеству, построению и проверке тестовых психодиагностических методик: стандартизация, надёжность, валидность.

Стандартизация психодиагностических методик.

Надёжность теста.

Основные методы оценки надёжности, – внутренней согласованности, устойчивости к перетестированию, степени сопряжения с иными формами изучения, устойчивость результата теста к действию посторонних случайных факторов. Важнейшим средством повышения надёжности психодиагностических методик является стандартизация процедуры исследования.

Виды надёжности теста: ретестовая надёжность, надёжность параллельных форм, надёжность частей теста.

Стандартизация теста (англ. standard – типовой, нормальный), – соблюдение одних и тех же условий проведения и обработки теста с разными испытуемыми. При не соблюдении данного требования, невозможно сравнивать результаты испытуемых между собой и со статистической нормой, прилагаемой к тесту.

Статистическая норма – средние показатели по тесту, полученные на большой репрезентативной выборке людей.

Репрезентативность выборки как показатель, который отражает степень представленности в выборке (социальной группе) общих особенностей всей популяции людей. Данная норма изменчива (пересматривается каждые 3–5 лет) и относительна (отражает особенности только той социальной выборки, на основе которой она первично получена).

Виды норм: местные, локальные, национальные; интеллектуальные, поведенческие; возрастные нормы. Не соблюдение требования стандартизации снижает валидность, ценность методики.

Первичные результаты тестирования – «сырые» баллы и вторичные показатели, – проценты или стены, IQ, Т-баллы, стенайты.

Психометрические процедуры стандартизации на этапе обработки диагностических данных.

Кривая нормального распределения параметрических (полученных по «заложенным» в тесте параметрам) данных (результатов) тестирования, она же – «колоколообразная кривая имени Карла Фридриха Гаусса, с точкой симметрии, проходящей через точку ноль» (Gaussian Curve).

Приводим ниже типические (в математико-геометрическом плане) примеры кривой К. Гаусса.

 

 

 

На результаты тестирования могут влиять внешние раздражители (время проведения, освещение, посторонний шум и др.) и внутренние раздражители (состояние здоровья испытуемого, его эмоциональное состояние, усталость и др.), само измеряемое психическое свойство личности так же может быть изменчиво во времени (личностные качества меняются в степени выраженности в течение всей жизни человека).

Понятие валидности.

Необходимость валидизации психодиагностических методик.

Валидность (англ. valid – действенный, действительный, ценный, пригодный), – это комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. «Валидность: понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982 г.). В психологической диагностике валидность – обязательная и важная информация о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена). Виды валидности: критериальная, конструктная, содержательная.

Критериальная валидность.

Понятие внешнего критерия. Методы оценки критериальной валидности. Метод контрастных групп. Конструктная валидность. Понятие конструкта. Технологии оценки конструктной валидности.

Адаптация тестовой методи ки (от лат adaptatio – приспособление), – комплекс психодиагностических мер, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.

Этапы адаптации теста: 1) анализ исходных теоретических положений автора теста; 2) перевод теста на язык пользователя; 3) проверка валидности и надёжности теста; 4) стандартизация теста на соответствующёй социальной выборке, получение новых статистических норм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.007 с.)