Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Людмила Викторовна Сенкевич Дмитрий Александрович Донцов Ирина Николаевна БазаркинаСтр 1 из 28Следующая ⇒
Людмила Викторовна Сенкевич Дмитрий Александрович Донцов Ирина Николаевна Базаркина Психодиагностика
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=22857009 «Психодиагностика. Практикум по психодиагностике.»: Человек; Москва; 2014 ISBN 978-5-906131-40-9 Аннотация
Научно-методические и эмпирико-экспериментальные программные указания по изучению учебных дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике» составлены для студентов, обучающихся по специальности 030300.62 – «ПСИХОЛОГИЯ», степень (квалификация) выпускника: «бакалавр психологии». В настоящем комплексном пособии системно приведён теоретический и практический материал, полностью отражающий проблемы научной методологии в исследовании психодиагностического инструментария и способы осуществления и организации научно-исследовательской деятельности в области психодиагностики человека. В процессе изучения предложенного содержания студенты подробно знакомятся с методологией, методами и методиками практического психологического изучения психодиагностических характеристик людей, с психодиагностическими способами исследования разных психических феноменов. В общем целом рассматриваются и анализируются практически все аспекты научной деятельности в области мировых психологических исследований психодиагностики личности и группы.
Ирина Базаркина Людмила Сенкевич Дмитрий Донцов Психодиагностика Практикум по психодиагностике
© ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида, текст, 2014 © Издательство «Человек», издание, 2014 Подготовлено к печати редакционно-издательским советом под руководством А.Б. Коган. Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида.
Авторы-составители пособия: кандидат психологических наук, заместитель декана факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида» Ирина Николаевна Базаркина ; кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинической и специальной психологии факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «ГКА имени Маймонида» Людмила Викторовна Сенкевич; кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и педагогической психологии факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «ГКА имени Маймонида» Дмитрий Александрович Донцов .
Под общей редакцией Д.А. Донцова.
Рецензент пособия: доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии ГБОУ ВПО Московской области «Международный Университет природы, общества и человека „Дубна“» Александр Леонидович Венгер.
Пояснительная записка к комплексному пособию
Лекции по тематическому разделу № 1. «Определение, цели, задачи, предмет и методы психодиагностики» Анализ продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности – это оценка любых предметных проявлений человека (людей). В качестве продуктов деятельности могут выступать любые произведения и предметы науки, искусства, техники, ремесла и т. д. Продукты деятельности могут быть подвергнуты количественному и, особенно, качественному анализу. Специфика качественного анализа состоит в его субъективной значимости для исследователя, которому содержание и/или вид оцениваемого могут казаться полезными или бесполезными, нравиться или не нравиться. В связи с этим, в подобного рода случаях принято опираться на мнение общепризнанных и авторитетных в данной конкретной области деятельности экспертов, на их экспертную оценку как высококлассных и высококомпетентных специалистов. Метод анализа документов. Метод анализа документов является довольно объективным методом получения достаточно достоверной информации. Данный метод является определённой разновидностью методов и способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях, в электронном виде на дискетах, съёмных дисках, жёстких дисках, в информационной сети Интернет на разных web-сайтах и пр., и т. п. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы, электронные документы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные).
Иногда документы также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий, например, журналы учебной успеваемости обучающихся и пр.) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя психологической информации определяется исходя из цели исследования и места анализируемых документов в общей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на: традиционные (качественные) и формализованные (качественноколичественные). Контент-анализ. Контент-анализ как исследование разных информативных источников (историческое развитие метода). Контент-анализ. В основе контент-анализа лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретация исследователем информации, содержащейся в каком-либо информационном источнике (СМИ, СМК) и/или документе. Основные единицы и процедуры контент-анализа. Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчёт количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных. Качественные (смысловые) единицы: категории, – наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; подкатегории – частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; индикаторы – формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста. К количественным единицам анализа относят: единицы контекста (общего содержания) – части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объём употребления категорий; единицы счета и объёма – пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа. Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировочной инструкции – описания приёмов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок аудитории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др. Область применения контент-анализа: изучение психологических и социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; исследование социальнопсихологических явлений, отражённых в содержании документа; изучение специфики средств коммуникаций, форм и приёмов организации их содержания; исследование социально-психологических аспектов коммуникационного воздействия. Главная целевая задача контент-анализа, – не только выявить и по смыслу и значению прояснить реальные факты, события, о которых идёт речь в каком-либо тексте (информационном источнике), но и выяснить настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены, лежащие за описываемыми фактами. Пожалуй, самый показательный пример контент-анализа широко известен в мировой истории. Имеется ввиду тот исторический факт, что английские (британские) психологи предупреждали своё правительство в течение нескольких лет перед второй мировой войной, а, особенно, – в предыдущий от начала второй мировой войны год, о том, что в германской (немецкой) прессе нарастает «девятый» вал публикаций военного характера, а самым распространённым словом в газетных статьях является слово «война» (!) и т. п., и пр.
Виды тестов. По форме проведения тесты: вербальные и практические; тесты-задания и тесты-опросники; тесты скорости и результативности; бланковые, компьютерные, аппаратурные; групповые и интеллектуальные тесты. По цели проведения тесты: тесты интеллекта, тесты личности, тесты креативности, тесты специальных способностей, тесты достижений. Требования к качеству, построению и проверке тестовых психодиагностических методик: стандартизация, надёжность, валидность. Надёжность теста. Основные методы оценки надёжности, – внутренней согласованности, устойчивости к перетестированию, степени сопряжения с иными формами изучения, устойчивость результата теста к действию посторонних случайных факторов. Важнейшим средством повышения надёжности психодиагностических методик является стандартизация процедуры исследования. Виды надёжности теста: ретестовая надёжность, надёжность параллельных форм, надёжность частей теста. Стандартизация теста (англ. standard – типовой, нормальный), – соблюдение одних и тех же условий проведения и обработки теста с разными испытуемыми. При не соблюдении данного требования, невозможно сравнивать результаты испытуемых между собой и со статистической нормой, прилагаемой к тесту. Статистическая норма – средние показатели по тесту, полученные на большой репрезентативной выборке людей. Репрезентативность выборки как показатель, который отражает степень представленности в выборке (социальной группе) общих особенностей всей популяции людей. Данная норма изменчива (пересматривается каждые 3–5 лет) и относительна (отражает особенности только той социальной выборки, на основе которой она первично получена). Виды норм: местные, локальные, национальные; интеллектуальные, поведенческие; возрастные нормы. Не соблюдение требования стандартизации снижает валидность, ценность методики. Первичные результаты тестирования – «сырые» баллы и вторичные показатели, – проценты или стены, IQ, Т-баллы, стенайты.
Психометрические процедуры стандартизации на этапе обработки диагностических данных. Кривая нормального распределения параметрических (полученных по «заложенным» в тесте параметрам) данных (результатов) тестирования, она же – «колоколообразная кривая имени Карла Фридриха Гаусса, с точкой симметрии, проходящей через точку ноль» (Gaussian Curve). Приводим ниже типические (в математико-геометрическом плане) примеры кривой К. Гаусса.
На результаты тестирования могут влиять внешние раздражители (время проведения, освещение, посторонний шум и др.) и внутренние раздражители (состояние здоровья испытуемого, его эмоциональное состояние, усталость и др.), само измеряемое психическое свойство личности так же может быть изменчиво во времени (личностные качества меняются в степени выраженности в течение всей жизни человека). Понятие валидности. Необходимость валидизации психодиагностических методик. Валидность (англ. valid – действенный, действительный, ценный, пригодный), – это комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. «Валидность: понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982 г.). В психологической диагностике валидность – обязательная и важная информация о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена). Виды валидности: критериальная, конструктная, содержательная. Критериальная валидность. Понятие внешнего критерия. Методы оценки критериальной валидности. Метод контрастных групп. Конструктная валидность. Понятие конструкта. Технологии оценки конструктной валидности. Адаптация тестовой методи ки (от лат adaptatio – приспособление), – комплекс психодиагностических мер, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. Этапы адаптации теста: 1) анализ исходных теоретических положений автора теста; 2) перевод теста на язык пользователя; 3) проверка валидности и надёжности теста; 4) стандартизация теста на соответствующёй социальной выборке, получение новых статистических норм.
Лабораторные работы №№ 1–2. Тематический раздел № 6 «Структура психодиагностического обследования» [9] Лабораторные работы №№ 3–4
Лабораторные работы №№ 5–6
Лабораторная работа № 5 (часть 1, часть 2). «Интеллект и его диагностика» [12]
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (часть 1 лабораторной работы № 5). Цель работы: Знакомство с методикой, предназначенной для оценки степени развития общих интеллектуальных способностей личности и использование полученного результата Методические указания
Процедура работы и обработка результатов. Перед началом работы испытуемые знакомятся с инструкцией к классическому тесту интеллекта, разработанному Р. Амтхауэром. ИНСТРУКЦИЯ. «Несмотря на большое разнообразие индивидуальных особенностей, можно выделить некоторые наиболее общие из них, присущие в той или иной мере каждому человеку и существенно влияющие на успешность освоения им различных видов деятельности. К таким общего рода особенностям относятся такие способности, как: языковые способности, пространственная ориентация, способности к обобщению, счётные способности, комбинаторное мышление, базовые параметры памяти. Выявление уровня данных параметров у Вас и есть цель нашего сегодняшнего исследования. Вам предстоит выполнить 9 различных групп заданий (9-ть субтестов). Каждый из субтестов состоит из 16–20 различных задач. Перед каждым субтестом будут приведены примеры, демонстрирующие характер задач субтеста и механизм их решения. Для ответа на каждый из субтестов отводится строго лимитированное время – 9 минут. Если Вы не успели решить все задания в субтесте, – не волнуйтесь! Даже если Вы успели решить хотя бы половину заданий – это уже хороший результат. Решать все задачи можно и нужно только в предложенной Вам последовательности субтестов. Возвращаться к ранее выполненным субтестам или „забегать вперед“ и выполнять последующие задания нельзя и не нужно. Не задерживайтесь долго на одной задаче, но и не торопитесь. Если Вы понимаете, что не сможете правильно решить данную задачу, – переходите к следующей задаче. Все задачи необходимо решать обязательно „в уме“, ничего не записывая на листах и не проводя письменные вычисления!». Итак, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра составлен из девяти групп заданий (девяти субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации. Результаты тестирования обрабатываются в соответствии с ключами к субтестам. По каждому субтесту рассчитывается показатель IQ, который является интегральной характеристикой развития интеллекта. Материалы по данному тесту используются для комплексной характеристики личности испытуемого и применяются в соответствии с ранее выполненными психодиагностическими заданиями. Тест культурно-свободного интеллекта Рене Кеттелла (часть 2 лабораторной работы № 5). Проведение, обработка, анализ и интерпретация результатов (См. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.).
Лабораторная работа № 6 (часть 1, часть 2). «Тесты интеллектуальных способностей» [13]
Тест Интеллектуальных Профессиональных Способностей (ТИПС) А.Г. Шмелёва (часть 1 лабораторной работы № 6). Цель работы: Подробное знакомство с Тестом Интеллектуальных Профессиональных Способностей (ТИПС) А.Г. Шмелёва. Методические указания Процедура работы и обработка результатов. Тест Интеллектуальных Профессиональных Способностей (ТИПС) А.Г. Шмелёва предназначен для профориентации и профотбора на основе дифференцированной диагностики интеллектуальных способностей. Тест позволяет определить сильные (слабые) стороны интеллекта данного субъекта и определить подходящую для него профессию, предъявляющую высокие требования к соответствующим профессионально важным качествам, выявленным у испытуемого. На основании данного теста можно дать рекомендации по дальнейшему развитию интеллектуальных способностей, оценить перспективы успешного карьерного продвижения в уже выбранной области профессиональной деятельности. Под термином «интеллектуальная способность» понимается успешность какого-либо человека в решении некоторой задачи, имеющей значительный компонент, связанный с переработкой информации (т. е. задачи, которая требует обдумывания, содержательного суждения или умения), при условии, что испытуемый пытается решить эту задачу как можно лучше (имеется выраженная мотивация). Приложение № 1 «Тестовые проверочные контрольные вопросы по дисциплинам „психодиагностика“ и „практикум по психодиагностике“»
1. Наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, наука и практика постановки психологического диагноза (выбор единственно правильного ответа): а) социология; б) медицина; в) педагогика; г) психодиагностика. 2. Психодиагностика – это (выбор двух правильных ответов): а) наука, изучающая индивидуально-психологические особенности человека; б) наука о принципах и способах организации научного познания человека; в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности; г) наука о закономерностях психического развития человека; ^ ) наука, разрабатывающая методы измерения индивидуально-психологических особенностей человека. 3. Когда завершилось формирование психологической диагностики в самостоятельную область исследований (выбор единственно правильного ответа): а) 20-е гг. XX века; б) 40-е гг. XX века; в) 60-е гг. XX века; г) 80-е гг. XX века. 4. Сколько этапов выделяют в развитии отечественной психодиагностики (выбор единственно правильного ответа): а) два; б) один; в) три; г) четыре. 5. Что явилось первым диагностическим тестовым методом по форме проведения теста (выбор единственно правильного ответа): а) тесты-опросники; б) тесты-задания; в) проективные техники; г) психофизиологические методики. 6. Кто впервые использовал психодиагностические тесты-опросники (выбор единственно правильного ответа): а) Ф. Гальтон; б) Т. Рибо; в) Р. Вудвортс; г) Д. Юм. 7. Какие тесты, по содержанию, по направленности теста, первыми стали применяться в психодиагностике (выбор единственно правильного ответа): а) тесты интеллекта; б) тесты достижений; в) тесты креативности; г) личностные тесты. 8. В какого рода методиках от испытуемого требуется получить верный ответ (выбор единственно правильного ответа): а) тесты; б) анкеты; в) психофизиологические методики; г) проективные методики. 9. Единообразие проведения и обработки теста, независимость результатов теста от внутренних и внешних раздражителей, называется (выбор двух правильных ответов): а) надёжность теста; б) валидность теста; в) адаптация теста; г) стандартизация теста. 10. К проективным методикам относятся (выбор двух правильных ответов): а) тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна»; б) Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана; в) Тест «Моторная проба К. Шварцландера»; г) Рисуночные тесты. 11. Как можно установить надёжность частей теста (выбор единственно правильного ответа): а) предложить испытуемому выполнить две равноценные части теста и сравнить результаты; б) повторно обследовать испытуемых с помощью одного и того же теста и сравнить результаты; в) предложить разным группам испытуемых разные части теста и сравнить результаты; г) предложить испытуемым выполнить основной набор заданий, а затем дополнительный набор заданий и сравнить полученные результаты. 12. Что такое статистический критерий (выбор единственно правильного ответа): а) правило принятия истинной гипотезы; б) метод расчета количества испытуемых; в) показатель наличия причинно-следственной связи между переменными; г) показатель влияния переменных на изменчивость изучаемого признака. 13. Какая измерительная шкала имеет фиксированное начало отсчета (выбор единственно правильного ответа): а) шкала отношений; б) шкала интервалов; в) шкала порядка; г) шкала наименований. 14. Какая из контрольных шкал направлена на анализ тенденции к ухудшению результатов обследования (выбор единственно правильного ответа): а) шкала валидности; б) шкала коррекции; в) шкала лжи; г) шкала вопросов. 15. Что такое выборка стандартизации (выбор единственно правильного ответа): а) группа людей, которые реально (непосредственно) подвергаются тестированию; б) группа, состоящая из людей, обладающих стандартным набором качеств; в) группа людей, к которой применяются формализованные методики; г) большая совокупность людей, относительно которой психологи-тестологи собираются делать выводы. 16. Что означает понятие «репрезентативность выборки» (выбор единственно правильного ответа): а) вероятностные свойства (конкретные параметры) данной выборки очень близки к свойствам генеральной совокупности респондентов; б) выборка ориентирована на широкую популяцию; в) выборка состоит из людей, пожелавших принять участие в исследовании; г) использование одной и той же выборки для двух разных исследований. 17. В чём, прежде всего, заключается надёжность психодиагностической тестовой методики (выбор единственно правильного ответа): а) в точности и достоверности имеющихся психологических измерений; б) в теоретической обоснованности методики; в) в единообразии проведения и оценки результатов методики; г) во внутренней однородности методики. 18. Кто автор теста интеллекта «Прогрессивные матрицы…», направленного на изучение невербального (геометрического, пространственного, графического) интеллекта (выбор единственно правильного ответа): а) Дж. Равенн; б) Дж. Гилфорд; в) Ж. Пиаже; г) К. Левин. 19. Каких субтестов нет в тесте Р. Амтхауэра, направленном на диагностику разнообразных видов интеллекта (выбор единственно правильного ответа): а) моторных (двигательных) субтестов; б) пространственных субтестов; в) числовых субтестов; г) вербальных субтестов. 20. На что направлен тест «кубиков Коса» (выбор единственно правильного ответа): а) на оценку способности к синтезу целого из частей; б) на оценку способности к формированию понятий; в) на исследование оперативной памяти; г) на оценку способности выделять существенные детали 21. Для чего применяется диагностический обучающий эксперимент (выбор единственно правильного ответа): а) для оценки интеллектуального развития; б) для оценки развития памяти; в) для оценки развития внимания; г) для оценки развития творческих способностей. 22. Кто создал первые тесты креативности (выбор единственно правильного ответа): а) Дж. Гилфорд; б) Е.П. Торранс; в) Р. Кеттелл; г) Д. Векслер. 23. Для каких сфер наиболее актуальна диагностика моторных (двигательных) способностей (выбор двух правильных ответов): а) спорт; б) профотбор; в) возрастная психология; г) медицинская психология. 24. Где, в основном, применяются тесты сенсорных способностей (выбор двух правильных ответов): а) в промышленности; б) в военном деле; в) в спорте; г) в образовании. 25. Что из названного является сущностной характеристикой эпилептоидного типа личности (выбор единственно правильного ответа): а) склонность к периодическому возникновению т. н. злобно-тоскливого настроения; б) устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения; в) повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям; г) повышенная впечатлительность и чувство неполноценности 26. Сколько цветов используется в тесте цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а) восемь; б) пять; в) десять; г) двенадцать. 27. Какие личностные черты называются генерализованными, генирализированными (выбор единственно правильного ответа): а) те черты, которые характеризуются безусловным постоянством их проявлений; б) те черты, которые характеризуются эпизодичностью проявления; в) те черты, которые являются социально значимыми; г) те черты, проявление которых находится под сознательным контролем человека. 28. Кто автор теста цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а) М. Люшер; б) Р. Мейли; в) Дж. Корт; г) В. Хьюлс. 29. Кто автор методики «сортировка» (выбор единственно правильного ответа): а) В. Стефансон; б) Д. Бекман; в) А. Роде; г) М. Мансон. 30. С какого возраста применяется тест цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а) с 3–4 лет; б) с 1–2 лет; в) с 6–7 лет; г) с 11–12 лет. 31. Какой из способов косвенной оценки межличностных отношений не касается «личностного пространства» (выбор единственно правильного ответа): а) паралингвистические средства; б) методики наблюдения реальной ситуации; в) методики символического моделирования реальной ситуации; г) проективные средства (методики). 32. В чём состоят аутосоциометрические методики (выбор единственно правильного ответа): а) испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе; б) испытуемые сравнивают реальное и желаемое отношение людей к себе; в) испытуемые «измеряют» взаимоотношения людей с точки зрения другого человека; г) испытуемые «измеряют» свои отношения с другими людьми с точки зрения другого человека. 33. Какая сфера общения рассматривается в методике «социометрия» (выбор единственно правильного ответа): а) все сферы; б) труд; в) досуг; г) учёба. 34. Каково минимальное количество членов малой группы (выбор единственно правильного ответа): а) 2–3 человека; б) 5–6 человек; в) 8 человек; г) 10 человек. 35. Кто автор теста-опросника, созданного для оценки уровня субъективного контроля – УСК (выбор единственно правильного ответа): а) Дж. Роттер; б) Ж. Тейлор; в) Г. Олпорт; г) Н. Бейли. 36. В чём состоят рефрактивные (рефрактерные) техники (выбор единственно правильного ответа): а) люди оценивают свои атрибуты, не осознавая, что оценивают свою личность; б) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения малознакомого человека; в) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения друга; г) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения человека, с которым он находится в неприязненных отношениях. 37. О чём говорит выбор человеком, в основном (как правило), каких-либо средних значений в разнообразных тестах-опросниках самоотношений, самооценки личностных качеств (выбор единственно правильного ответа): а) о значительном включении психозащитных процессов; б) об оптимальном уровне самопринятия; в) о низком уровне самопознания; г) о действии психологического механизма социальной желательности. 38. Какое минимальное количество альтернатив предлагается при выборе ответа в тестах-опросниках самоотношения (выбор единственно правильного ответа): а) одна; б) две; в) три; г) четыре. 39. Что такое страх, чем страх отличается от тревоги (выбор единственно правильного ответа): а) страх – это, в большинстве случаев, реакция на конкретную угрозу; б) страх – это реакция на угрозу представления о себе; в) страх – это реакция на угрозу базовым ценностям; г) страх – это ожидание неудач в социальном взаимодействии. 40. Что не относится к т. н. кратким функциональным пробам (выбор единственно правильного ответа): а) тесты-опросники; б) корректурная проба; в) таблицы Шульте; г) метод парных ассоциаций. 41. Каких психодиагностических тестов нет среди средств диагностики психических состояний личности, имеющих место «здесь и сейчас» (выбор единственно правильного ответа): а) личностные тесты; б) психофизиологические тесты; в) поведенческие тесты; г) т. н. субъективные тесты. 42. Что характерно для людей со слабой нервной системой (выбор единственно правильного ответа): а) обстоятельное выполнение заданий в строгой очередности, без перескакивания с одной операции на другую; б) умение собраться, сконцентрироваться в ответственных ситуациях; в) в шумной обстановке эффективность умственной работы не снижается; г) неудачи в деятельности мало отражаются на дальнейшей работе. 43. Что относится к формально-динамическим особенностям психического склада человека (выбор единственно правильного ответа): а) чувствительность органов чувств; б) убеждения; в) знания; г) интересы. 44. Что относится к физиологическим показателям сдвигов в функциональном состоянии человека (выбор единственно правильного ответа): а) частота сердечных сокра щений; б) количество выполняемых операций за единицу времени; в) качество работы; г) скорость работы. 45. Для чего предназначена доска форм Сегена (выбор единственно правильного ответа): а) для исследования уровня умственного развития детей; б) для исследования памяти у детей; в) для исследования внимания у детей; г) для исследования пространственного восприятия у детей. 46. Что позволяет определить методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант» (выбор единственно правильного ответа): а) умение ребенка выполнять задания взрослого, предлагаемые в устной форме; б) уровень ориентировки ребенка на заданную систему требований; в) уровень саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности; г) готовность ребенка к коллективной учебной деятельности. 47. В чём состоит методика Н.И. Гуткиной по определению доминирования познавательной или игровой мотивации у ребенка (выбор единственно правильного ответа): а) ребёнка ставят в реальную ситуацию выбора – поиграть с игрушками или дослушать незнакомую сказку; б) ребёнку предлагают рассказать о его предпочтениях – игрушки или сказки; в) сравнивают время, которое ребенок по собственной инициативе играл с игрушками и слушал новую сказку; г) сравнивают, как часто ребенок обращается к игрушкам и к новым сказкам. 48. Когда проводится диагностика психологической готовности детей к школе (выбор единственно правильного ответа): а) за 3–4 месяца до поступления в школу; б) за 1 год до поступления в школу; в) за 1 месяц до поступления в школу; г) в первый месяц обучения в школе. 49. Как диагностируется степень тревожности у детей в возрасте 3,5–7 лет (выбор единственно правильного ответа): а) выбор ребёнком веселого или печального детского лица среди рисунков типичных для ребенка ситуаций; б) придумывание продолжения сказок с различным сюжетом; в) систематическое наблюдение за поведением ребенка в различных обстановках; г) рассказ ребенка о его обычных состояниях. 50. На какой возраст рассчитаны таблицы развития Гезелла (выбор единственно правильного ответа): а) от 4 недель до 6 лет; б) от 6 месяцев до 3 лет; в) от 5 до 10 лет; г) от 0 до 1 года. 51. По какому типу построено большинство тестов для раннего возраста, – 1 год – 3 года (выбор единственно правильного ответа): а) по типу шкал; б) по типу игровых методику) по типу проективных методику) по типу формирующего эксперимента. 52. В чём состоит отличие отечественных методик диагностики детей раннего возраста от западных (выбор единственно правильного ответа): а) в комплексном подходе к диагностике психического развития; б) в подробной диагностике отдельных сфер психики; в) в акценте на познавательной сфере ребенка; г) в акценте на двигательной активности ребёнка. 53. На какой возраст рассчитана проективная методика «Дом-дерево-человек» (выбор единственно правильного ответа): а) на все возраста; б) на детей; в) на подростков; г) на взрослых. 54. Что не является причиной различия в развитии познавательных процессов у представителей разных культур (выбор единственно правильного ответа): а) специфика самих познавательных процессов у разных народов; б) характер деятельности представителей разных сообществ; в) характер обучения у разных сообществ; г) участие в социальном взаимодействии с представителями более высокого уровня развития. 55. С чем связан запрет на свободное распространение психодиагностических методик (выбор двух правильных ответов): а) гласность в отношении содержания методики делает недейственным ее применение в будущем; б) предупреждение неправильного применения методики; в) защита авторских прав создателя методики; г) регулирование финансовых отношений в области психологической диагностики. 56. В каких источниках содержится описание методик, обеспечивающее их адекватное использование (выбор двух правильных ответов): а) инструктивные документы; б) научные сообщения (доклады, тезисы); в) справочно-методические издания; г) популярные издания. 57. Как можно устранить влияние фактора культуры на тестовые результаты (выбор единственно правильного ответа): а) полностью устранить влияние фактора культуры нельзя; б) тест должен проводить представитель той же культуры, что и испытуемые; в) проверить надежность методики в новых социокультурных условиях; г) проверить валидность методики в новых социокультурных условиях. 58. Чего нельзя сделать посредством традиционных интеллектуальных тестов (выбор единственно правильного ответа): а) произвести коррекцию интеллектуальной сферы; б) определить успешность ученика; в) классифицировать группу учащихся по уровню умственного развития; г) отобрать учеников в школы с усложненными программами. 59. Какие погрешности процедуры тестирования нельзя устранить с помощью компьютера (выбор единственно правильного ответа): а) отсутствие оптимальной мотивации испытуемых; б) несоблюдение временных стандартов
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.12 с.) |