Людмила Викторовна Сенкевич Дмитрий Александрович Донцов Ирина Николаевна Базаркина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Людмила Викторовна Сенкевич Дмитрий Александрович Донцов Ирина Николаевна Базаркина



Людмила Викторовна Сенкевич Дмитрий Александрович Донцов Ирина Николаевна Базаркина

Психодиагностика

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=22857009

«Психодиагностика. Практикум по психодиагностике.»: Человек; Москва; 2014

ISBN 978-5-906131-40-9

Аннотация

 

Научно-методические и эмпирико-экспериментальные программные указания по изучению учебных дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике» составлены для студентов, обучающихся по специальности 030300.62 – «ПСИХОЛОГИЯ», степень (квалификация) выпускника: «бакалавр психологии».

В настоящем комплексном пособии системно приведён теоретический и практический материал, полностью отражающий проблемы научной методологии в исследовании психодиагностического инструментария и способы осуществления и организации научно-исследовательской деятельности в области психодиагностики человека. В процессе изучения предложенного содержания студенты подробно знакомятся с методологией, методами и методиками практического психологического изучения психодиагностических характеристик людей, с психодиагностическими способами исследования разных психических феноменов. В общем целом рассматриваются и анализируются практически все аспекты научной деятельности в области мировых психологических исследований психодиагностики личности и группы.

 

Ирина Базаркина

Людмила Сенкевич

Дмитрий Донцов

Психодиагностика

Практикум по психодиагностике

 

© ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида, текст, 2014

© Издательство «Человек», издание, 2014

Подготовлено к печати редакционно-издательским советом под руководством А.Б. Коган.

Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида.

 

Авторы-составители пособия:

кандидат психологических наук, заместитель декана факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «Государственная

классическая академия имени Маймонида» Ирина Николаевна Базаркина  ;

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинической и специальной психологии факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «ГКА имени Маймонида» Людмила Викторовна Сенкевич;

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и педагогической психологии факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «ГКА имени Маймонида» Дмитрий Александрович Донцов  .

Под общей редакцией Д.А. Донцова.

 

Рецензент пособия:

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии ГБОУ ВПО Московской области «Международный Университет природы, общества и человека „Дубна“» Александр Леонидович Венгер.  

 

Пояснительная записка к комплексному пособию

 

 

Лекции по тематическому разделу № 1.

«Определение, цели, задачи, предмет и методы психодиагностики»

Анализ продуктов деятельности.

Анализ продуктов деятельности   – это оценка любых предметных проявлений человека (людей). В качестве продуктов деятельности могут выступать любые произведения и предметы науки, искусства, техники, ремесла и т. д. Продукты деятельности могут быть подвергнуты количественному и, особенно, качественному анализу. Специфика качественного анализа состоит в его субъективной значимости для исследователя, которому содержание и/или вид оцениваемого могут казаться полезными или бесполезными, нравиться или не нравиться. В связи с этим, в подобного рода случаях принято опираться на мнение общепризнанных и авторитетных в данной конкретной области деятельности экспертов, на их экспертную оценку как высококлассных и высококомпетентных специалистов.

Метод анализа документов.

Метод анализа документов   является довольно объективным методом получения достаточно достоверной информации. Данный метод является определённой разновидностью методов и способов анализа продуктов человеческой деятельности.

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях, в электронном виде на дискетах, съёмных дисках, жёстких дисках, в информационной сети Интернет на разных web-сайтах и пр., и т. п.

Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы, электронные документы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные).

Иногда документы также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий, например, журналы учебной успеваемости обучающихся и пр.) и вторичные документы.

Предпочтение того или иного вида документа как носителя психологической информации определяется исходя из цели исследования и места анализируемых документов в общей программе исследования.

Все методы анализа документов разделяются на: традиционные (качественные) и формализованные (качественноколичественные).

Контент-анализ.  

Контент-анализ как исследование разных информативных источников (историческое развитие метода).

Контент-анализ.   В основе контент-анализа лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретация исследователем информации, содержащейся в каком-либо информационном источнике (СМИ, СМК) и/или документе.

Основные единицы и процедуры контент-анализа.

Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчёт количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных.

Качественные (смысловые) единицы: категории, – наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; подкатегории – частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; индикаторы – формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.

К количественным единицам анализа относят: единицы контекста (общего содержания) – части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объём употребления категорий; единицы счета и объёма – пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.

Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировочной инструкции – описания приёмов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных.

Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок аудитории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др.

Область применения контент-анализа: изучение психологических и социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; исследование социальнопсихологических явлений, отражённых в содержании документа; изучение специфики средств коммуникаций, форм и приёмов организации их содержания; исследование социально-психологических аспектов коммуникационного воздействия.

Главная целевая задача контент-анализа, – не только выявить и по смыслу и значению прояснить реальные факты, события, о которых идёт речь в каком-либо тексте (информационном источнике), но и выяснить настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены, лежащие за описываемыми фактами.

Пожалуй, самый показательный пример контент-анализа широко известен в мировой истории. Имеется ввиду тот исторический факт, что английские (британские) психологи предупреждали своё правительство в течение нескольких лет перед второй мировой войной, а, особенно, – в предыдущий от начала второй мировой войны год, о том, что в германской (немецкой) прессе нарастает «девятый» вал публикаций военного характера, а самым распространённым словом в газетных статьях является слово «война» (!) и т. п., и пр.

 

Виды тестов.

По форме проведения тесты: вербальные и практические; тесты-задания и тесты-опросники; тесты скорости и результативности; бланковые, компьютерные, аппаратурные; групповые и интеллектуальные тесты.

По цели проведения тесты: тесты интеллекта, тесты личности, тесты креативности, тесты специальных способностей, тесты достижений.

Требования к качеству, построению и проверке тестовых психодиагностических методик: стандартизация, надёжность, валидность.

Надёжность теста.

Основные методы оценки надёжности, – внутренней согласованности, устойчивости к перетестированию, степени сопряжения с иными формами изучения, устойчивость результата теста к действию посторонних случайных факторов. Важнейшим средством повышения надёжности психодиагностических методик является стандартизация процедуры исследования.

Виды надёжности теста: ретестовая надёжность, надёжность параллельных форм, надёжность частей теста.

Стандартизация теста (англ. standard – типовой, нормальный), – соблюдение одних и тех же условий проведения и обработки теста с разными испытуемыми. При не соблюдении данного требования, невозможно сравнивать результаты испытуемых между собой и со статистической нормой, прилагаемой к тесту.

Статистическая норма – средние показатели по тесту, полученные на большой репрезентативной выборке людей.

Репрезентативность выборки как показатель, который отражает степень представленности в выборке (социальной группе) общих особенностей всей популяции людей. Данная норма изменчива (пересматривается каждые 3–5 лет) и относительна (отражает особенности только той социальной выборки, на основе которой она первично получена).

Виды норм: местные, локальные, национальные; интеллектуальные, поведенческие; возрастные нормы. Не соблюдение требования стандартизации снижает валидность, ценность методики.

Первичные результаты тестирования – «сырые» баллы и вторичные показатели, – проценты или стены, IQ, Т-баллы, стенайты.

Психометрические процедуры стандартизации на этапе обработки диагностических данных.

Кривая нормального распределения параметрических (полученных по «заложенным» в тесте параметрам) данных (результатов) тестирования, она же – «колоколообразная кривая имени Карла Фридриха Гаусса, с точкой симметрии, проходящей через точку ноль» (Gaussian Curve).

Приводим ниже типические (в математико-геометрическом плане) примеры кривой К. Гаусса.

 

 

 

На результаты тестирования могут влиять внешние раздражители (время проведения, освещение, посторонний шум и др.) и внутренние раздражители (состояние здоровья испытуемого, его эмоциональное состояние, усталость и др.), само измеряемое психическое свойство личности так же может быть изменчиво во времени (личностные качества меняются в степени выраженности в течение всей жизни человека).

Понятие валидности.

Необходимость валидизации психодиагностических методик.

Валидность (англ. valid – действенный, действительный, ценный, пригодный), – это комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. «Валидность: понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982 г.). В психологической диагностике валидность – обязательная и важная информация о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена). Виды валидности: критериальная, конструктная, содержательная.

Критериальная валидность.

Понятие внешнего критерия. Методы оценки критериальной валидности. Метод контрастных групп. Конструктная валидность. Понятие конструкта. Технологии оценки конструктной валидности.

Адаптация тестовой методи ки (от лат adaptatio – приспособление), – комплекс психодиагностических мер, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.

Этапы адаптации теста: 1) анализ исходных теоретических положений автора теста; 2) перевод теста на язык пользователя; 3) проверка валидности и надёжности теста; 4) стандартизация теста на соответствующёй социальной выборке, получение новых статистических норм.

 

Лабораторные работы №№ 1–2.

Тематический раздел № 6

«Структура психодиагностического обследования» [9]  Лабораторные работы №№ 3–4

 

 

Лабораторные работы №№ 5–6

 

 

Лабораторная работа № 5 (часть 1, часть 2). «Интеллект и его диагностика» [12]

 

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (часть 1 лабораторной работы № 5).  

Цель работы:  

Знакомство с методикой, предназначенной для оценки степени развития общих интеллектуальных способностей личности и использование полученного результата

Методические указания

Процедура работы и обработка результатов.  

Перед началом работы испытуемые знакомятся с инструкцией к классическому тесту интеллекта, разработанному Р. Амтхауэром.

ИНСТРУКЦИЯ. «Несмотря на большое разнообразие индивидуальных особенностей, можно выделить некоторые наиболее общие из них, присущие в той или иной мере каждому человеку и существенно влияющие на успешность освоения им различных видов деятельности. К таким общего рода особенностям относятся такие способности, как: языковые способности, пространственная ориентация, способности к обобщению, счётные способности, комбинаторное мышление, базовые параметры памяти. Выявление уровня данных параметров у Вас и есть цель нашего сегодняшнего исследования. Вам предстоит выполнить 9 различных групп заданий (9-ть субтестов). Каждый из субтестов состоит из 16–20 различных задач. Перед каждым субтестом будут приведены примеры, демонстрирующие характер задач субтеста и механизм их решения. Для ответа на каждый из субтестов отводится строго лимитированное время – 9 минут. Если Вы не успели решить все задания в субтесте, – не волнуйтесь! Даже если Вы успели решить хотя бы половину заданий – это уже хороший результат. Решать все задачи можно и нужно только в предложенной Вам последовательности субтестов. Возвращаться к ранее выполненным субтестам или „забегать вперед“ и выполнять последующие задания нельзя и не нужно. Не задерживайтесь долго на одной задаче, но и не торопитесь. Если Вы понимаете, что не сможете правильно решить данную задачу, – переходите к следующей задаче. Все задачи необходимо решать обязательно „в уме“, ничего не записывая на листах и не проводя письменные вычисления!».

Итак, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра составлен из девяти групп заданий (девяти субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

Результаты тестирования обрабатываются в соответствии с ключами к субтестам. По каждому субтесту рассчитывается показатель IQ, который является интегральной характеристикой развития интеллекта. Материалы по данному тесту используются для комплексной характеристики личности испытуемого и применяются в соответствии с ранее выполненными психодиагностическими заданиями.

Тест культурно-свободного интеллекта Рене Кеттелла (часть 2 лабораторной работы № 5).  

Проведение, обработка, анализ и интерпретация результатов (См. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.).

 

Лабораторная работа № 6 (часть 1, часть 2). «Тесты интеллектуальных способностей» [13]

 

Тест Интеллектуальных Профессиональных Способностей (ТИПС) А.Г. Шмелёва (часть 1 лабораторной работы № 6).  

Цель работы:

Подробное знакомство с Тестом Интеллектуальных Профессиональных Способностей (ТИПС) А.Г. Шмелёва.

Методические указания

Процедура работы и обработка результатов.  

Тест Интеллектуальных Профессиональных Способностей (ТИПС) А.Г. Шмелёва предназначен для профориентации и профотбора на основе дифференцированной диагностики интеллектуальных способностей.

Тест позволяет определить сильные (слабые) стороны интеллекта данного субъекта и определить подходящую для него профессию, предъявляющую высокие требования к соответствующим профессионально важным качествам, выявленным у испытуемого.

На основании данного теста можно дать рекомендации по дальнейшему развитию интеллектуальных способностей, оценить перспективы успешного карьерного продвижения в уже выбранной области профессиональной деятельности.

Под термином «интеллектуальная способность» понимается успешность какого-либо человека в решении некоторой задачи, имеющей значительный компонент, связанный с переработкой информации (т. е. задачи, которая требует обдумывания, содержательного суждения или умения), при условии, что испытуемый пытается решить эту задачу как можно лучше (имеется выраженная мотивация).

Приложение № 1

«Тестовые проверочные контрольные вопросы по дисциплинам „психодиагностика“ и „практикум по психодиагностике“»

 

1. Наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, наука и практика постановки психологического диагноза (выбор единственно правильного ответа): а) социология; б) медицина; в) педагогика; г)  психодиагностика.

2. Психодиагностика – это (выбор двух правильных ответов): а)  наука, изучающая индивидуально-психологические особенности человека; б) наука о принципах и способах организации научного познания человека; в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности; г) наука о закономерностях психического развития человека; ^ )  наука, разрабатывающая методы измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

3. Когда завершилось формирование психологической диагностики в самостоятельную область исследований (выбор единственно правильного ответа): а)  20-е гг. XX века; б) 40-е гг. XX века; в) 60-е гг. XX века; г) 80-е гг. XX века.

4. Сколько этапов выделяют в развитии отечественной психодиагностики (выбор единственно правильного ответа): а) два; б) один; в)  три; г) четыре.

5. Что явилось первым диагностическим тестовым методом по форме проведения теста (выбор единственно правильного ответа): а)  тесты-опросники; б) тесты-задания; в) проективные техники; г) психофизиологические методики.

6. Кто впервые использовал психодиагностические тесты-опросники (выбор единственно правильного ответа): а)  Ф. Гальтон; б) Т. Рибо; в) Р. Вудвортс; г) Д. Юм.

7. Какие тесты, по содержанию, по направленности теста, первыми стали применяться в психодиагностике (выбор единственно правильного ответа): а)  тесты интеллекта; б) тесты достижений; в) тесты креативности; г) личностные тесты.

8. В какого рода методиках от испытуемого требуется получить верный ответ (выбор единственно правильного ответа): а)  тесты; б) анкеты; в) психофизиологические методики; г) проективные методики.

9. Единообразие проведения и обработки теста, независимость результатов теста от внутренних и внешних раздражителей, называется (выбор двух правильных ответов): а)  надёжность теста; б)  валидность теста; в) адаптация теста; г) стандартизация теста.

10. К проективным методикам относятся (выбор двух правильных ответов): а) тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна»; б)  Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана; в) Тест «Моторная проба К. Шварцландера»; г)  Рисуночные тесты.

11. Как можно установить надёжность частей теста (выбор единственно правильного ответа): а)  предложить испытуемому выполнить две равноценные части теста и сравнить результаты; б) повторно обследовать испытуемых с помощью одного и того же теста и сравнить результаты; в) предложить разным группам испытуемых разные части теста и сравнить результаты; г) предложить испытуемым выполнить основной набор заданий, а затем дополнительный набор заданий и сравнить полученные результаты.

12. Что такое статистический критерий (выбор единственно правильного ответа): а)  правило принятия истинной гипотезы; б) метод расчета количества испытуемых; в) показатель наличия причинно-следственной связи между переменными; г) показатель влияния переменных на изменчивость изучаемого признака.

13. Какая измерительная шкала имеет фиксированное начало отсчета (выбор единственно правильного ответа): а)  шкала отношений; б) шкала интервалов; в) шкала порядка; г) шкала наименований.

14. Какая из контрольных шкал направлена на анализ тенденции к ухудшению результатов обследования (выбор единственно правильного ответа): а)  шкала валидности; б) шкала коррекции; в) шкала лжи; г) шкала вопросов.

15. Что такое выборка стандартизации (выбор единственно правильного ответа): а)  группа людей, которые реально (непосредственно) подвергаются тестированию; б) группа, состоящая из людей, обладающих стандартным набором качеств; в) группа людей, к которой применяются формализованные методики; г) большая совокупность людей, относительно которой психологи-тестологи собираются делать выводы.

16. Что означает понятие «репрезентативность выборки» (выбор единственно правильного ответа): а)  вероятностные свойства (конкретные параметры) данной выборки очень близки к свойствам генеральной совокупности респондентов; б) выборка ориентирована на широкую популяцию; в) выборка состоит из людей, пожелавших принять участие в исследовании; г) использование одной и той же выборки для двух разных исследований.

17. В чём, прежде всего, заключается надёжность психодиагностической тестовой методики (выбор единственно правильного ответа): а)  в точности и достоверности имеющихся психологических измерений; б) в теоретической обоснованности методики; в) в единообразии проведения и оценки результатов методики; г) во внутренней однородности методики.

18. Кто автор теста интеллекта «Прогрессивные матрицы…», направленного на изучение невербального (геометрического, пространственного, графического) интеллекта (выбор единственно правильного ответа): а)  Дж. Равенн; б) Дж. Гилфорд; в) Ж. Пиаже; г) К. Левин.

19. Каких субтестов нет  в тесте Р. Амтхауэра, направленном на диагностику разнообразных видов интеллекта (выбор единственно правильного ответа): а)  моторных (двигательных) субтестов; б) пространственных субтестов; в) числовых субтестов; г) вербальных субтестов.

20. На что направлен тест «кубиков Коса» (выбор единственно правильного ответа): а)  на оценку способности к синтезу целого из частей; б) на оценку способности к формированию понятий; в) на исследование оперативной памяти; г) на оценку способности выделять существенные детали

21. Для чего применяется диагностический обучающий эксперимент (выбор единственно правильного ответа): а)  для оценки интеллектуального развития; б) для оценки развития памяти; в) для оценки развития внимания; г) для оценки развития творческих способностей.

22. Кто создал первые тесты креативности (выбор единственно правильного ответа): а)  Дж. Гилфорд; б) Е.П. Торранс; в) Р. Кеттелл; г) Д. Векслер.

23. Для каких сфер наиболее актуальна диагностика моторных (двигательных) способностей (выбор двух правильных ответов): а)  спорт; б)  профотбор; в) возрастная психология; г) медицинская психология.

24. Где, в основном, применяются тесты сенсорных способностей (выбор двух правильных ответов): а)  в промышленности; б)  в военном деле; в) в спорте; г) в образовании.

25. Что из названного является сущностной характеристикой эпилептоидного типа личности (выбор единственно правильного ответа): а)  склонность к периодическому возникновению т. н. злобно-тоскливого настроения; б) устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения; в) повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям; г) повышенная впечатлительность и чувство неполноценности

26. Сколько цветов используется в тесте цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а)  восемь; б) пять; в) десять; г) двенадцать.

27. Какие личностные черты называются генерализованными, генирализированными (выбор единственно правильного ответа): а)  те черты, которые характеризуются безусловным постоянством их проявлений; б) те черты, которые характеризуются эпизодичностью проявления; в) те черты, которые являются социально значимыми; г) те черты, проявление которых находится под сознательным контролем человека.

28. Кто автор теста цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а)  М. Люшер; б) Р. Мейли; в) Дж. Корт; г) В. Хьюлс.

29. Кто автор методики «сортировка» (выбор единственно правильного ответа): а)  В. Стефансон; б) Д. Бекман; в) А. Роде; г) М. Мансон.

30. С какого возраста применяется тест цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а)  с 3–4 лет; б) с 1–2 лет; в) с 6–7 лет; г) с 11–12 лет.

31. Какой из способов косвенной оценки межличностных отношений не касается «личностного пространства» (выбор единственно правильного ответа): а)  паралингвистические средства; б) методики наблюдения реальной ситуации; в) методики символического моделирования реальной ситуации; г) проективные средства (методики).

32. В чём состоят аутосоциометрические методики (выбор единственно правильного ответа): а)  испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе; б) испытуемые сравнивают реальное и желаемое отношение людей к себе; в) испытуемые «измеряют» взаимоотношения людей с точки зрения другого человека; г) испытуемые «измеряют» свои отношения с другими людьми с точки зрения другого человека.

33. Какая сфера общения рассматривается в методике «социометрия» (выбор единственно правильного ответа): а)  все сферы; б) труд; в) досуг; г) учёба.

34. Каково минимальное количество членов малой группы (выбор единственно правильного ответа): а)  2–3 человека; б) 5–6 человек; в) 8 человек; г) 10 человек.

35. Кто автор теста-опросника, созданного для оценки уровня субъективного контроля – УСК (выбор единственно правильного ответа): а)  Дж. Роттер; б) Ж. Тейлор; в) Г. Олпорт; г) Н. Бейли.

36. В чём состоят рефрактивные (рефрактерные) техники (выбор единственно правильного ответа): а)  люди оценивают свои атрибуты, не осознавая, что оценивают свою личность; б) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения малознакомого человека; в) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения друга; г) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения человека, с которым он находится в неприязненных отношениях.

37. О чём говорит выбор человеком, в основном (как правило), каких-либо средних значений в разнообразных тестах-опросниках самоотношений, самооценки личностных качеств (выбор единственно правильного ответа): а)  о значительном включении психозащитных процессов; б) об оптимальном уровне самопринятия; в) о низком уровне самопознания; г) о действии психологического механизма социальной желательности.

38. Какое минимальное количество альтернатив предлагается при выборе ответа в тестах-опросниках самоотношения (выбор единственно правильного ответа): а) одна; б)  две; в) три; г) четыре.

39. Что такое страх, чем страх отличается от тревоги (выбор единственно правильного ответа): а)  страх – это, в большинстве случаев, реакция на конкретную угрозу; б) страх – это реакция на угрозу представления о себе; в) страх – это реакция на угрозу базовым ценностям; г) страх – это ожидание неудач в социальном взаимодействии.

40. Что не  относится к т. н. кратким функциональным пробам (выбор единственно правильного ответа): а)  тесты-опросники; б) корректурная проба; в) таблицы Шульте; г) метод парных ассоциаций.

41. Каких психодиагностических тестов нет  среди средств диагностики психических состояний личности, имеющих место «здесь и сейчас» (выбор единственно правильного ответа): а)  личностные тесты; б) психофизиологические тесты; в) поведенческие тесты; г) т. н. субъективные тесты.

42. Что характерно для людей со слабой нервной системой (выбор единственно правильного ответа): а)  обстоятельное выполнение заданий в строгой очередности, без перескакивания с одной операции на другую; б) умение собраться, сконцентрироваться в ответственных ситуациях; в) в шумной обстановке эффективность умственной работы не снижается; г) неудачи в деятельности мало отражаются на дальнейшей работе.

43. Что относится к формально-динамическим особенностям психического склада человека (выбор единственно правильного ответа): а)  чувствительность органов чувств; б) убеждения; в) знания; г) интересы.

44. Что относится к физиологическим показателям сдвигов в функциональном состоянии человека (выбор единственно правильного ответа): а)  частота сердечных сокра щений; б) количество выполняемых операций за единицу времени; в) качество работы; г) скорость работы.

45. Для чего предназначена доска форм Сегена (выбор единственно правильного ответа): а)  для исследования уровня умственного развития детей; б) для исследования памяти у детей; в) для исследования внимания у детей; г) для исследования пространственного восприятия у детей.

46. Что позволяет определить методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант» (выбор единственно правильного ответа): а)  умение ребенка выполнять задания взрослого, предлагаемые в устной форме; б) уровень ориентировки ребенка на заданную систему требований; в) уровень саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности; г) готовность ребенка к коллективной учебной деятельности.

47. В чём состоит методика Н.И. Гуткиной по определению доминирования познавательной или игровой мотивации у ребенка (выбор единственно правильного ответа): а)  ребёнка ставят в реальную ситуацию выбора – поиграть с игрушками или дослушать незнакомую сказку; б) ребёнку предлагают рассказать о его предпочтениях – игрушки или сказки; в) сравнивают время, которое ребенок по собственной инициативе играл с игрушками и слушал новую сказку; г) сравнивают, как часто ребенок обращается к игрушкам и к новым сказкам.

48. Когда проводится диагностика психологической готовности детей к школе (выбор единственно правильного ответа): а)  за 3–4 месяца до поступления в школу; б) за 1 год до поступления в школу; в) за 1 месяц до поступления в школу; г) в первый месяц обучения в школе.

49. Как диагностируется степень тревожности у детей в возрасте 3,5–7 лет (выбор единственно правильного ответа): а)  выбор ребёнком веселого или печального детского лица среди рисунков типичных для ребенка ситуаций; б) придумывание продолжения сказок с различным сюжетом; в) систематическое наблюдение за поведением ребенка в различных обстановках; г) рассказ ребенка о его обычных состояниях.

50. На какой возраст рассчитаны таблицы развития Гезелла (выбор единственно правильного ответа): а)  от 4 недель до 6 лет; б) от 6 месяцев до 3 лет; в) от 5 до 10 лет; г) от 0 до 1 года.

51. По какому типу построено большинство тестов для раннего возраста, – 1 год – 3 года (выбор единственно правильного ответа): а)  по типу шкал; б) по типу игровых методику) по типу проективных методику) по типу формирующего эксперимента.

52. В чём состоит отличие отечественных методик диагностики детей раннего возраста от западных (выбор единственно правильного ответа): а)  в комплексном подходе к диагностике психического развития; б) в подробной диагностике отдельных сфер психики; в) в акценте на познавательной сфере ребенка; г) в акценте на двигательной активности ребёнка.

53. На какой возраст рассчитана проективная методика «Дом-дерево-человек» (выбор единственно правильного ответа): а)  на все возраста; б) на детей; в) на подростков; г) на взрослых.

54. Что не  является причиной различия в развитии познавательных процессов у представителей разных культур (выбор единственно правильного ответа): а)  специфика самих познавательных процессов у разных народов; б) характер деятельности представителей разных сообществ; в) характер обучения у разных сообществ; г) участие в социальном взаимодействии с представителями более высокого уровня развития.

55. С чем связан запрет на свободное распространение психодиагностических методик (выбор двух правильных ответов): а)  гласность в отношении содержания методики делает недейственным ее применение в будущем; б)  предупреждение неправильного применения методики; в) защита авторских прав создателя методики; г) регулирование финансовых отношений в области психологической диагностики.

56. В каких источниках содержится описание методик, обеспечивающее их адекватное использование (выбор двух правильных ответов): а)  инструктивные документы; б) научные сообщения (доклады, тезисы); в)  справочно-методические издания; г) популярные издания.

57. Как можно устранить влияние фактора культуры на тестовые результаты (выбор единственно правильного ответа): а)  полностью устранить влияние фактора культуры нельзя; б) тест должен проводить представитель той же культуры, что и испытуемые; в) проверить надежность методики в новых социокультурных условиях; г) проверить валидность методики в новых социокультурных условиях.

58. Чего нельзя  сделать посредством традиционных интеллектуальных тестов (выбор единственно правильного ответа): а)  произвести коррекцию интеллектуальной сферы; б) определить успешность ученика; в) классифицировать группу учащихся по уровню умственного развития; г) отобрать учеников в школы с усложненными программами.

59. Какие погрешности процедуры тестирования нельзя устранить с помощью компьютера (выбор единственно правильного ответа): а)  отсутствие оптимальной мотивации испытуемых; б) несоблюдение временных стандартов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.12 с.)