Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологические карты народных промысловСтр 1 из 5Следующая ⇒
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Русская роспись
Студент: ______Фирсова А.С. ____________________ (ФИО) Группа ____Пон/б 15-3-з__________________
Профиль ________________________________
Севастополь 2020 Г О Р О Д Е Ц К А Я Р О С П И С Ь
1. Место нахождения промысла: Родина городецкой росписи – Поволжье, древний русский город Городец.
2. Материал первоосновы: Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево.
3. Способы украшения, материалы: Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое. На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации. В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка. Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.
4. Виды продукции: Деревянные доски, сундук. 5. Цвет фона: Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.
6. Цвет изображений
7. Цветовые сочетания Ц В Е Т О В Ы Е П Я Т Н А
8. Изображение цветов. Дать названия.
9. Изображение листьев: (приложение)
10. Изображение птиц: (приложение)
11. Изображение лошади: (приложение)
12. Композиция узоров: 1. Цветочная роспись. 1) «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы; 2) «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками; 3) «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы; 4) «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов; 5) «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек. 2. Цветочное роспись с включением мотива «конь» и «птица» Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов. Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.
3. Сюжетная роспись
Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность. Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.
13. Использование в начальной школе: þ Класс 3 класс þ Формы работы (конкретные названия, класс): Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов». таблицам «Образцы декоративных разживок для птиц». Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня». @ Конспект одной из форм работы приложить. (приложение)
14. Игровые упражнения (название, класс) Д/и «Городецкие узоры», 3 класс
Описать игровое упражнение: Д/и «Городецкие узоры» Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
15. Ведущие мастера: 1) Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников. 2) Известные мастера городецкой росписи: И.А. Мазин, Ф.С. Краснояров, Т.С. Крюков, К.И. Лебедев и другие.
16. & Литература для чтения детям о промысле: 1. Величко Н. Энциклопедия, "Роспись по дереву». 2. Толстухина Н.В. "Художественная роспись по дереву. Городец» 16. & Методические статьи о Городецкой росписи:
1. Жданова, Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи / Л. У. Жданова, А. А. Абрарова, Л. Р. Кульгарина. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6249/ (дата обращения: 19.05.2020). 2. Соколова И.Ю. Методика проведения уроков по городецкой росписи в начаьной школе / И.Ю. Соколова. – Новосибирский педагогический колледж. – 2013. [Электронный ресурс] – URL:https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-tememetodika-provedeniya-urokov-po-gorodeckoy-rospisi-v-nachalnoy-shkole-430255.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: Городецкая роспись. Роспись разделочной доски. Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика) Задачи:
Планируемые результаты: Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Оборудование:
1. Для учащихся: · модель для аппликации «Кухонная доска» · гуашь, кисти, баночка для воды · лист бумаги, картон, цветная бумага · салфетка, ножницы, клей · простой карандаш · ластик 2. Для учителя: · наглядный материал, раздаточный материал (образцы городецкой росписи, открытки, репродукции) · плакат «Городецкая роспись» · ПК, презентация «Городецкая роспись» Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах. Методы работы:
Ход урока: 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! -Так поэт описал красоту городецкой росписи. По этому вступлению вы уже догадались о чём будем говорить на уроке? (О Городецкой росписи) II. Теоретическая часть. 1. История городецкой росписи Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. Здесь продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.
Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. На многих городецких домах сохранились резные оконные наличники и ворота. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В Городце сохранились архитектурные памятники - жилые дома, украшенные резьбой. На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Городецкая птица. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в городецкой росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. Городецкая роспись выполняется без предварительного нанесения контура рисунка. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой). И выполняется роспись в три этапа: Первый — «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым Второй этап — «тенёвка» (или оттенок), здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Третий этап — Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять. 2. Практическая часть. Самостоятельная роспись и аппликация модели -Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги. -Составьте план работы (сверьте его с готовым планом в учебнике.) а) Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. -Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в группах. Вспомним правила работы в группах: * говори не громко, не кричи * не перебивай * не спорь *работай дружно *помогай друг другу - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибк Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца! (Слайд 10) Группы справились с работой и могут продемонстрировать нам свои изделия. (Оценка) Молодцы! Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись» Изделия, расписанные Городецкими мастерами популярны и в наше время. Можете это запомнить и в подарок маме уже настоящую дощечку расписать городецкой росписью и подарить. 4.Подведение итогов. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Где и когда возникла городецкая роспись? Какие основные элементы городецкой росписи вы узнали? Каково композиционное построение рисунка? Каких животных изображают в Городецкой росписи? Какие цвета используют в Городецкой росписи? 5. Рефлексия. Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились.
1. Место нахождения промысла:
2. Материал первоосновы: дерево
3. Способы украшения, материалы: Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу. Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.
4. Виды продукции: Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое. 5. Цветовая гамма (закрасить):
6. Изображение ягод (приложение)
7. Изображение листьев: (приложение)
8. Изображение цветов: (приложение)
9. Изображение зооморфных мотивов: (приложение)
10. Композиция узоров: Главный композиционный центр в работах хохломских мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду. 11. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:
12. Использование в начальной школе: þ Класс: 2,3,4 классы þ Формы работы (конкретные названия, класс): работа над росписью, элементами росписи. @ Конспект одной из форм работы приложить. (приложение)
13. Игровые упражнения (название, класс) 17. & Методические разработки по Хохломской росписи:
1) Исламова, Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова / Г. И. Исламова. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1328/ (дата обращения: 19.05.2020).
2) Кулявцева, В. Н. История народных промыслов / В. Н. Кулявцева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2426/ (дата обращения: 19.05.2020).
Русская роспись П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь
1. Место нахождения промысла: с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области) 2. Материал первоосновы: представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками. 3. Способы украшения, материалы: в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный; самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях; приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур. 4. Виды продукции: первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками», что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы. 1. Цвет фона
2. Цвет изображений
3. Цветовые сочетания Ц В Е Т О В Ы Е П Я Т Н А
4. Изображение листьев, веточек, ягод, бутонов, цветов.
5. Изображение храмов, мельниц и домов:
6. Изображение птиц:
7. Изображение майданской розы:
8. Композиция узоров: В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря. 9. Использование в начальной школе: þ 2 класс þ Формы работы (конкретные названия, класс): Изображение элементы узора Полхов Майдана: яблочко, листики, пятилистник. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет. Дети знакомятся со способом лессировки. þ 4 класс þ Ребята изучают различные формы «розанов» и выполняют некоторые из них. А так же, рисуют более сложные варианты листиков и цветков. þ Конспект одной из форм работы приложить.
10. Игровые упражнения (название, класс) Д/и «Назови правильно», 2 класс
@ Описать игровое упражнение: Д/и «Назови правильно» Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал: планшет с изображением народных промыслов России. Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
11. Ведущие мастера: Г.А. Авдюков, П.Е. Казаков
12. & Литература для чтения детям о промысле: Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001. 17. & Методические статьи о Полхов-Майданской росписи: 1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — С. 173. — 199 с. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998. 3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005. 4. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
ПРИЛОЖЕНИЕ Слайд 2. Своим появлением Полхов-Майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета, накладывая их один на другой по принципу лессировки. Слайд 3 – 4 Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные. Заготовки для Полхов-Майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом. Слайд 5 – 6. Для Полхов-Майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего, это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п. При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.
В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.
Слайд 7 – 8. Для декорирования деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно. Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей. После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится так же, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.
4. Знакомство с матрёшкой. Слайд 9 – 10. Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек – матрёшек. Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем-нибудь отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, Всех матрёшками зовут! Кукла первая толста и внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Эту куколку открой, - будет третья во второй! Половинку отверти, плотную, притёртую И сумеешь ты найти куколку четвёртую. Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри? Прячется в ней пятая, куколка пузатая. А внутри и та пустая, в ней живёт шестая. А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая. Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят. - Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы – Восемь!
Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полхов-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое. 5. Последовательность росписи матрёшки. Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями, причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком. Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки. 6. Самостоятельная работа. Помните: ценность рисунка зависит от того, насколько он будет соответствовать материалу и форме. Нужно постараться представить, как будет смотреться возникший в вашем воображении образ матрёшки. А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия. 7. Итог. По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет? …Прекрасный мир Вещей накоплен был веками.
1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень 2. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин) 3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки. 4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.
1. Цветовая гамма (закрасить):
2. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи 3. Изображение растительных мотивов:
4. Изображение зооморфных мотивов:
5. Композиция узоров:
6. Использование в начальной школе: þ Класс ………………………………… þ Формы работы (конкретные названия, класс):
@ Конспект одной из форм работы приложить.
7. Игровые упражнения (название, класс) Д/и «Узнай элементы узора» Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты. Ход
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.308 с.) |