Технологические карты народных промыслов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические карты народных промыслов



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

 

Русская роспись

 

 

Студент: ______Фирсова А.С. ____________________

(ФИО)

Группа ____Пон/б 15-3-з__________________

 

Профиль ________________________________

 

 

Севастополь

2020
Русская роспись


Г О Р О Д Е Ц К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: Родина городецкой росписи – Поволжье, древний русский город Городец.

 

2. Материал первоосновы: Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево.

 

3. Способы украшения, материалы: Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

 

4. Виды продукции: Деревянные доски, сундук.

5. Цвет фона: Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

Ф О Н        
 

 

 


6. Цвет изображений

 

             

7. Цветовые сочетания

Ц В Е Т О В Ы Е П Я Т Н А

 

 

 


8. Изображение цветов. Дать названия.

 

 

9. Изображение листьев: (приложение)

 

 

                     

 

10. Изображение птиц: (приложение)

 

 

 

11. Изображение лошади: (приложение)

 

12. Композиция узоров:

1. Цветочная роспись.

1) «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;

2) «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;

3) «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;

4) «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;

5) «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

2. Цветочное роспись с включением мотива «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов. Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

 

3. Сюжетная роспись

 

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность. Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

 

 

13. Использование в начальной школе:

þ Класс   3 класс

þ Формы работы (конкретные названия, класс): Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов». таблицам «Образцы декоративных разживок для птиц».

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».

@ Конспект одной из форм работы приложить. (приложение)

 

14. Игровые упражнения (название, класс)

Д/и «Городецкие узоры», 3 класс

 

Описать игровое упражнение:

Д/и «Городецкие узоры»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты).

Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

 

 

15. Ведущие мастера:

1) Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

2) Известные мастера городецкой росписи: И.А. Мазин, Ф.С. Краснояров, Т.С. Крюков, К.И. Лебедев и другие.

 

16.

& Литература для чтения детям о промысле:

1. Величко Н. Энциклопедия, "Роспись по дереву».

2. Толстухина Н.В. "Художественная роспись по дереву. Городец»

16.

& Методические статьи о Городецкой росписи:

 

1. Жданова, Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи / Л. У. Жданова, А. А. Абрарова, Л. Р. Кульгарина. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6249/ (дата обращения: 19.05.2020).

2. Соколова И.Ю. Методика проведения уроков по городецкой росписи в начаьной школе / И.Ю. Соколова. – Новосибирский педагогический колледж. – 2013. [Электронный ресурс] – URL:https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-tememetodika-provedeniya-urokov-po-gorodeckoy-rospisi-v-nachalnoy-shkole-430255.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Тема: Городецкая роспись. Роспись разделочной доски.

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Задачи:

  • знакомство с народными ремеслами России;
  • ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи в изделиях мастеров г. Городца.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
  • развитие навыков копирования элементов рисунка;
  • учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи; совершенствовать навыки рисования кистью.

Метапредметные:

  • планировать и осуществлять работу на основе представленных слайдов;
  • работать с информацией: анализировать, сравнивать, отбирать, обобщать, соотносить и т. п.;
  • контролировать качество выполнения работы;соблюдать последовательность технологических операций.

Личностные:

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • формирование творческого воображения, интереса к предмету;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

1. Для учащихся:

· модель для аппликации «Кухонная доска»

· гуашь, кисти, баночка для воды

· лист бумаги, картон, цветная бумага

· салфетка, ножницы, клей

· простой карандаш

· ластик

2. Для учителя:

· наглядный материал, раздаточный материал (образцы городецкой росписи, открытки, репродукции)

· плакат «Городецкая роспись»

· ПК, презентация «Городецкая роспись»

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-Так поэт описал красоту городецкой росписи. По этому вступлению вы уже догадались о чём будем говорить на уроке? (О Городецкой росписи)

II. Теоретическая часть.

1. История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. Здесь продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.

Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

На многих городецких домах сохранились резные оконные наличники и ворота. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В Городце сохранились архитектурные памятники - жилые дома, украшенные резьбой.

На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой.

Городецкая птица. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.

Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в городецкой росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

Городецкая роспись выполняется без предварительного нанесения контура рисунка. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой). И выполняется роспись в три этапа:

Первый — «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым

Второй этап — «тенёвка» (или оттенок), здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек.

Третий этап — Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку

Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем

Руки сомкнули назад,

Встали, встряхнулись,

всем улыбнулись

И сели работать опять.

2. Практическая часть.

Самостоятельная роспись и аппликация модели

-Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги.

-Составьте план работы (сверьте его с готовым планом в учебнике.)

а) Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

-Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в группах.

Вспомним правила работы в группах:

* говори не громко, не кричи

* не перебивай

* не спорь
*обсуждай решение или выбор

*работай дружно

*помогай друг другу

- Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибк

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца! (Слайд 10)

Группы справились с работой и могут продемонстрировать нам свои изделия. (Оценка) Молодцы!

Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись» Изделия, расписанные Городецкими мастерами популярны и в наше время. Можете это запомнить и в подарок маме уже настоящую дощечку расписать городецкой росписью и подарить.

4.Подведение итогов.

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Где и когда возникла городецкая роспись?

Какие основные элементы городецкой росписи вы узнали?

Каково композиционное построение рисунка?

Каких животных изображают в Городецкой росписи?

Какие цвета используют в Городецкой росписи?

5. Рефлексия.

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились.


Х О Х Л О М С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла:
Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Деревня Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название.

 

2. Материал первоосновы: дерево

 

3. Способы украшения, материалы: Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу. Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

 

 

4. Виды продукции: Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.

5. Цветовая гамма (закрасить):

 


Ф О Н   Р О С П И С Ь  

 

 

6. Изображение ягод (приложение)

 

 

 

7. Изображение листьев: (приложение)

 

8. Изображение цветов: (приложение)

 

 

9. Изображение зооморфных мотивов: (приложение)

 

 

 

10. Композиция узоров:

Главный композиционный центр в работах хохломских мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду.

11.  Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

 

12. Использование в начальной школе:

þ Класс: 2,3,4 классы

þ Формы работы (конкретные названия, класс): работа над росписью, элементами росписи.

@ Конспект одной из форм работы приложить. (приложение)

 

13. Игровые упражнения (название, класс)

17.

& Методические разработки по Хохломской росписи:

 

1) Исламова, Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова / Г. И. Исламова. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1328/ (дата обращения: 19.05.2020).

 

2) Кулявцева, В. Н. История народных промыслов / В. Н. Кулявцева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2426/ (дата обращения: 19.05.2020).

 

 


Русская роспись


П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области)

2. Материал первоосновы: представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками.

3. Способы украшения, материалы: в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный; самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях; приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

4. Виды продукции: первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками», что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

1. Цвет фона

Ф О Н     Ф О Н    

2. Цвет изображений

 

             

 

 


3. Цветовые сочетания

Ц В Е Т О В Ы Е П Я Т Н А

 

 

 


4. Изображение листьев, веточек, ягод, бутонов, цветов. 

 

5. Изображение храмов, мельниц и домов:

 

6. Изображение птиц:

 

 

7. Изображение майданской розы:

 

8. Композиция узоров:

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

9. Использование в начальной школе:

þ 2 класс

þ Формы работы (конкретные названия, класс): Изображение элементы узора Полхов Майдана: яблочко, листики, пятилистник. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет. Дети знакомятся со способом лессировки.

þ 4 класс

þ Ребята изучают различные формы «розанов» и выполняют некоторые из них. А так же, рисуют более сложные варианты листиков и цветков.

þ Конспект одной из форм работы приложить.

 

10. Игровые упражнения (название, класс)

Д/и «Назови правильно», 2 класс

 

@ Описать игровое упражнение:

Д/и «Назови правильно»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

 

11. Ведущие мастера: Г.А. Авдюков, П.Е. Казаков

 

12.

& Литература для чтения детям о промысле:

Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001.

17.

& Методические статьи о Полхов-Майданской росписи:

1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — С. 173. — 199 с.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.

4. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 2.

Своим появлением Полхов-Майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета, накладывая их один на другой по принципу лессировки.
История Полхов-Майданской росписи начинается с 20 годов 20 века. Именно тогда жители крупного нижегородского села Полховский Майдан впервые стали изготавливать деревянные заготовки на станках, а затем расписывать их на народный манер. К началу 1960 годов промысел распространился и на соседние земли, так, например, в поселке Крутец также имелись мастера, овладевшие Полхов-Майданской техникой.
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена - бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки Полхов-Майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.


Слайд 3 – 4

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные. Заготовки для Полхов-Майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом.

Слайд 5 – 6.

Для Полхов-Майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего, это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.


Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

 

Слайд 7 – 8.

Для декорирования деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится так же, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

 

4. Знакомство с матрёшкой.

Слайд 9 – 10.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек – матрёшек. Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем-нибудь отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.

 

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста и внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, - будет третья во второй!

Половинку отверти, плотную, притёртую

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри?

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри и та пустая, в ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – Восемь!

 

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полхов-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.


5. Последовательность росписи матрёшки.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями, причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.


6. Самостоятельная работа.

Помните: ценность рисунка зависит от того, насколько он будет соответствовать материалу и форме. Нужно постараться представить, как будет смотреться возникший в вашем воображении образ матрёшки.

А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

7. Итог.

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

 


М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь

1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень

2.  Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)

3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.

 

1. Цветовая гамма (закрасить):

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь  

 

2. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи

3. Изображение растительных мотивов:

 

 

4. Изображение зооморфных мотивов:

 

 

5. Композиция узоров:

 

 

 

6. Использование в начальной школе:

þ Класс …………………………………

þ Формы работы (конкретные названия, класс):

 

@ Конспект одной из форм работы приложить.

 

7. Игровые упражнения (название, класс)

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.308 с.)