Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок изобразительного искусства во 2 классе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема: Полхов-Майданская роспись. Матрёшка. Цель: познакомить учащихся с разнообразием Полхов-Майданской росписи. Задачи: · формировать навыки работы по мотивам Полхов-Майданской росписи; · воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре; · развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус; · развивать умение учащихся работать в парах. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Введение в тему. 3. Беседа с использованием презентации. Слайд 1. Полхов-Майданская роспись – относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет. Тем не менее, благодаря яркому рисунку и необычной технике нанесения красок, Полхов-Майданская игрушка приобрела широкую известность и популярность среди жителей России, а также за рубежом. Слайд 2. Своим появлением Полхов-Майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета, накладывая их один на другой по принципу лессировки. Слайд 3 – 4 Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные. Заготовки для Полхов-Майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом. Слайд 5 – 6. Для Полхов-Майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего, это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п. При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.
В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.
Слайд 7 – 8. Для декорирования деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно. Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей. После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится так же, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.
4. Знакомство с матрёшкой. Слайд 9 – 10. Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек – матрёшек. Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем-нибудь отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, Всех матрёшками зовут! Кукла первая толста и внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Эту куколку открой, - будет третья во второй! Половинку отверти, плотную, притёртую И сумеешь ты найти куколку четвёртую. Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри? Прячется в ней пятая, куколка пузатая. А внутри и та пустая, в ней живёт шестая. А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая. Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят. - Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы – Восемь!
Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полхов-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое. 5. Последовательность росписи матрёшки. Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями, причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком. Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки. 6. Самостоятельная работа. Помните: ценность рисунка зависит от того, насколько он будет соответствовать материалу и форме. Нужно постараться представить, как будет смотреться возникший в вашем воображении образ матрёшки. А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия. 7. Итог. По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет? …Прекрасный мир Вещей накоплен был веками.
1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень 2. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин) 3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки. 4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.
1. Цветовая гамма (закрасить):
2. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи 3. Изображение растительных мотивов:
4. Изображение зооморфных мотивов:
5. Композиция узоров:
6. Использование в начальной школе: þ Класс ………………………………… þ Формы работы (конкретные названия, класс):
@ Конспект одной из форм работы приложить.
7. Игровые упражнения (название, класс) Д/и «Узнай элементы узора» Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты. Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
8. & Литература для чтения детям о промысле:
1. Н. Величко «Мезенская роспись» 2. О.Н. Шелепеева, Г.С. Аверина «Мезенская роспись: азбука»
9. & Методические разработки по Мезенской росписи:
1. Постникова Н.В., Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись» / Постникова Н.В. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,- 2011. - 34 с. 2. Лупандина Елена Александровна. Декоративное рисование как средство формирования навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности обучающихся // Наука через призму времени.-2017.-№2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.011 с.) |